Культурологический подход к исследованию самопредъявления

Кросс-культурные исследования межличностной интеракции всегда были одним из важных направлений социальной психологии. В настоящее время интерес к ним значительно возрос в связи с большой мобильностью представителей разных культур, связанной с туризмом, получением образования, поиском работы, сменой места жительства.

В рамках этого подхода исследователей интересует, какие ограничения накладывает культура на самопрезентацию своих представителей, как различия между культурными традициями поведения влияют на взаимовосприятие и взаимопонимание людей, воспитывавшихся в разных странах.

Особенно существенные различия в особенностях самопредъявления можно увидеть между представителями коллективистической (восточной) и индивидуалистической (западной) культур (Берри Дж., и др., 2007). Представители коллективистических культур ориентированы на скромность, нежелание ставить свою персону в центр внимания, для индивидуалистической традиции, напротив, характерно подчеркивать независимость и уникальность своего Я, здесь также более выражено внешне стремление к конкуренции и успеху.

В связи с этим, в американской культуре преобладают стратегии самопредъявления, связанные с открытой демонстрацией сво ей компетентности и превосходства над другими. В Японии, наоборот, ценится скромность и самоограничение, более распространена стратегия самоумаления, поэтому там американский стиль само-предъявления будет расценен как хвастовство и неуважение к присутствующим .

Особенно большие различия между культурами связаны с выражением эмоций. А. Меграбян отмечает, что в западном обществе существует «ситуация, при которой «социально неприемлемые чувства» должны выражаться в поведении, минуя речь, и не должны «официально» признаваться частью коммуникации человека: мы учимся выражать множество чувств этими обходными путями, чтобы избежать обвинений в нарушении общественных норм» (Меграбян А., 2001, с. 228).

Открытая коммуникация чувств, в особенности негативных, не поощряется практически во всех культурах. Это связано с тем, что общество таким запретом охраняет себя от деструктивных действий ее членов, связанных со слишком сильным или несвоевременным выражением чувств. Однако, существуют межкультурные различия в открытом выражении разных эмоций.

По данным Д. Мацумото, проведшего большое число кросс-культурных исследований, посвященных выражению и распознаванию эмоций, японцы более настроены на сокрытие негативных эмоций, чем американцы, которые легко выражают недовольство и другие негативные эмоции (Мацумото Д., 2003).

Различия касаются не только невербального поведения, но и вербального описания своих чувств. Американские исследователи обнаружили, что хорошо адаптированные китайцы мало отличались от европейских американцев по описанию своих эмоций, тогда как недавно приехавшие в США китайские эмигранты в своих описаниях давали больше соматических терминов. Это свидетельствует о том, что, культурные предписания страны проживания доминируют в плане влияния на самораскрытие эмоций (Tsai J. L. et al. 2004).

А. А. Горбатков обнаружил, что в польском обществе доминирующая норма предписывает делиться не столько радостями, сколько горестями, не столько надеждами, сколько тревогами, жалобы на неудачи здесь обычная вещь, тогда как от рекламы своих успехов принято воздерживаться (Горбатков А. А., 2003). Похоже, что подобные установки характерны и для россиян. Автор делает вывод, что в польском обществе существует негативно-асимметричная эмоционально-экспрессивная нормативная система в противовес позитивно-асимметричной, характерной для США.

Таким образом, социокультурные модели поведения накладывают существенные ограничения на стратегии самопредъявления людей из разных культур, что может приводить к взаимному непониманию.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >