Введение

Сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения является одним из основных условий стабильного развития агропромышленного комплекса России. В последние годы во многих регионах страны резко увеличивались темпы деградации почв, обусловленные недостатком средств на реализацию мероприятий по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения. Аналогичные экономические проблемы возникли и при проведении агрохимического мониторинга плодородия земель, проводимого систематически агрохимслужбой с 1964 года. Это явилось основанием для ряда региональных руководителей выступить с предложениями проведения агрохимического обследования почв по упрощенной программе, а в ряде случаев даже отказаться от его выполнения. Полагаем, что это недальновидная сельскохозяйственная политика, не учитывающая не только преемственности в уже проведенной очень важной работе по оценке плодородия земель и его динамики, но и ориентирующая наше сельскохозяйственное производство на стихийное и плохо управляемое развитие. Пятидесятилетний опыт агрохимслужбы показывает, что мониторингу плодородия земель необходимо придать эволюционное поступательное развитие с более глубоким знанием плодородия почв, с совершенствованием его нормирования и доведением его уровня до экономически и экологически обоснованных показателей.

В Законе Российской Федерации «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», введенном в действие с 16 июля 1998 года, всесторонне раскрыта проблема обеспечения плодородия земель. В частности, освещены пути решения таких задач, как оценка плодородия почв, государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения, воспроизводство плодородия, предотвращение загрязнения почв токсикантами, а также использование агротехнических, агрохимических, мелиоративных и фитосанитарных мероприятий, способствующих сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения определяется в Федеральном законе как способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Следовательно, его оценка должна идти не по схеме сокращения показателей, а по их увеличению.

Основой для практической реализации положений Федерального закона является агрохимическое обслуживание, как деятельность по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей всесторонней агрохимической информацией, агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологией, техникой, а также деятельность по разработке агротехнических, агрохимических, мелиоративных, противоэрозионных, фитосанитарных технологий и иных мероприятий по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Планы природоохранных мероприятий, мероприятий по оптимальному использованию земельного фонда, контроль за состоянием и воспроизводством почвенного плодородия, их реализация могут быть осуществлены только на основе полной информации о состоянии окружающей среды и, особенно, почвенного покрова. Оптимальной формой этих работ является периодически повторяемое комплексное почвенно-агрохимическое обслуживание на всей площади сельскохозяйственных земель России, включающее агрохимическое, агрофизическое, токсикологическое, радиологическое и фитосанитарное обследование.

При совершенствовании методологии комплексного агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения, наряду с современным изложением традиционных положений, учитывалась необходимость:

- расширения набора контролируемых агрохимических, агрофизических и биологических показателей плодородия почв для его более полной оценки и повышения эффективности применяемых удобрений;

  • - разработки оптимальных уровней плодородия основных типов и подтипов почв по расширенному перечню показателей для ведущих сельскохозяйственных угодий;
  • - разработки и внедрения ландшафтно-агрохимической оценки плодородия почв при переходе на адаптивно-ландшафтные системы земледелия;
  • - обеспечения взаимосвязи результатов научных исследований, материалов почвенно-агрохимического обследования с выходом на кадастр и общенациональную систему контроля за состоянием земель.

В настоящих указаниях представлена методика комплексного почвенно-агрохимического обследования, включающая 5 специальных видов обследований: агрохимическое, агрофизическое, токсикологическое (пестициды, тяжелые металлы и другие токсиканты), радиологическое и обследование засоренности посевов. Каждый из этих видов обследований имеет свои особенности, и они излагаются в самостоятельных разделах. Настоящие указания не отменяют действующие методики специальных вышеупомянутых изысканий и рекомендуются для использования в агрохимической службе при проведении комплексного мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Часть 1

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >