Стр. ПРЕДИСЛОВИЕ

Чем больше неопределенности в нашем мире, тем больше нужны нам рассуждения.

  • (Э. Роу) Исследователь осознает свое невежество тем больше, чем больше он знает.
  • (Р. Оппенгеймер)

Для различных научных дисциплин характерны периоды рождения, бурного развития и стабилизации или угасания интереса к ним с течением времени. В настоящее время это характерно для таких научных направлений как общая теория систем, системный анализ, кибернетика, синергетика, информатика, общая формальная технология, искусственный интеллект и т.д. В период расцвета создаются НИИ, учебные и научные специальности, целевые программы и т.н., содержащие в своем названии эти направления исследований. Но по мере угасания интереса к ним происходит обратный процесс, пока ситуация не установится сравнительно стабильной. Так в настоящее время во всех учебных специальностях вузов введена дисциплина "Информатика", хотя единого понимания, что это такое, до сих пор нет. Это отражается, в частности, в содержании федеральной части дисциплины "Информатика" в разных Государственных образовательных стандартах разных направлений высшего образования.

В связи с этим актуальным является изложение для студентов разных взглядов на то, что такое эти дисциплины. В настоящем пособии излагается взгляд автора на то, что такое кибернетика, синергетика и информатика, в чем между ними сходство и отличие. Изложение ведется на базе единого методологического подхода, принятого в науковедении, а именно в выделении объектов, предметов, методологии и понятий истинности результатов деятельности человека, относимой к соответствующей научной дисциплине.

Пособие написано в форме приглашения к дискуссии вокруг понятия «кибернетика», чтобы побудить читателя самому сориентироваться в рассматриваемых вопросах.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИЛИ С ЧЕГО НАЧАТЬ

Как гласит «Ней Узин» - трактат китайской мудрости 2-го века до нашей эры - «Сохранение порядка, а не исправление беспорядка является высшим признаком мудрости». Надо сказать, эта цитата как нельзя кстати подходит к действию редколлегии журнала «Проблемы управления и информатики», решившейся на открытие дискуссии на тему «существует ли наука кибернетика» (кстати, формулировка вопроса сохранится, если заменить слово кибернетика на информатика, синергетика, история, философия и т.п.) [1-4]. Не столько факт и история устранения, ухода со сцены и победного возвращения кибернетики в стан научного познания и/или заполнения освободившегося места (если оно было там) чем-то другим, а выявление сути, места и роли кибернетики (как и других научных дисциплин, если они таковыми являются!) в теории познания, в научной и практической деятельности человечества должно быть предметом дискуссии.

Заметим, что история развития и «жизни» кибернетики сама по себе может быть интереснейшим предметом дискуссии. Ио согласно содержанию первых работ [1,2], явившихся родителями дискуссии, речь должна идти, прежде всего, о другом, в частности, о следующем:

  • - Какую область человеческой деятельности мы называем «наукой», каким критериям она должна удовлетворять, чтобы считаться таковой?
  • - Как отличить науку от лженауки или практической области деятельности?
  • - Как удачно назвать нечто, что можно считать наукой, чтобы эго название точно отражало существо науки?
  • - Насколько реальными и/или полезными для человечества являются объекты и предметы исследования данной науки и, следовательно, насколько продолжительной, требуемой для жизни, а нс надуманной будет данная наука (вспомним алхимию как прародительницу химии) и т.п.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >