Глянцевый журнальный дискурс в России начала XXI в. как актуальный дискурсивный процесс: лингвориторический подход

В рамках решения следующей задачи исследования, сформулированной во введении, — выстроить лингвориторическую (ЛР) концепцию изучения глянцевого журнального дискурса (ГЖД) как подтипа дискурса массмедиа (мужские и женские дискурс-практики) — в данном параграфе необходимо:

  • - рассмотреть ГЖД как особый дискурсивный процесс с позиций лингвориторической парадигмы;
  • - охарактеризовать особенности функционирования лингво-риторико-герменевтического круга «продуцент — реципиент»;
  • - завершить категориальную разработку понятия ГЖД, представить сущностные признаки в свете ЛР подхода, сформулировать развернутое определение;
  • - представить опыт интерпретации ГЖД как ЛР конструкта в аспекте натуралистического подхода;
  • - сформулировать ЛР принципы организации функционирования и воздействия ГЖД.

Напомним, что в статическом аспекте, или результирующем (ср. известное выражение «дискурс как процесс и дискурс как продукт, т.е. текст») ГЖД определяется нами, в терминах М. Фуко, как «дискурс-ансамбль», образованный комплексами «дискурс-практик» — мужских и женских. Эти практики мы называем именными, вводя данное определение для указания на название — «имя» — того или иного конкретного журнала. При его рассмотрении в динамическом аспекте, начиная с перестроечного периода конца 1980-х гг., по отношению к российскому социокультурно-образовательному пространству в целом, ГЖД предстает, во-первых, в качестве актуального дискурсивного процесса — как характерного для последних десятилетий новейшего этапа развития российского общества. Во-вторых, ГЖД в России начала XXI в. позиционируется в нашем исследовании как дискурсивный процесс особого типа, который особым образом актуализирует социокультурно-образовательное пространство России XXI в., в аспекте обобщения традиционных и современных социо- и лингвокультурных стандартов в русле глобализационных тенденций. При этом его рождение, формирование и развитие правомерно квалифицировать как один из методов или способов социокультурно-коммуникативной экспансии, своего рода «культурной интервенции» западной масскультуры на российской почве, один из ведущих признаков, показателей и механизмов глобализации.

Глобализация находится в центре внимания ученых в качестве важнейшего социокультурного феномена конца XX — начала XXI вв. Считается, что впервые данный термин был употреблен в статье Т. Левита «Глобализация рынков» («The Globalisation of Markets»), которая была опубликована в 1983 г. в «Harvard Business Review». Рассматривая вопросы глобального бизнеса, автор высказал мнение о том, что технологии оказывают значительное влияние на сближение мира, результатом чего является появление новой коммерческой реальности, в которой формируются глобальные рынки стандартизированных товаров [Аакер, 2007, с. 289-297]. В лингвистику же данный термин вошел лишь в первые годы XXI в. (см.: [Coupland, 2003]). Впервые формирующийся глобальный мир (ср. «О дивный новый мир!» О. Хаксли) попытались осмыслить в специальном выпуске журнала «Journal of Sociolinguistics» в 2003 г., который был посвящен социолингвистике и глобализации. В статье «Глобализация в аспекте лингвистики» отмечается, что в нашей стране лингвоглобалистика родилась недавно — в 2004 г. Данный факт обусловлен изменениями внутри страны: сначала глобализационным процессам препятствовало существование

СССР в качестве геополитического противовеса США, затем — события внутри страны и связанные с ними языковые изменения заслонили внешние процессы [Кирилина, Гриценко, Лалетина, 2012: Электрон, ресурс].

Наиболее точной нам представляется следующая трактовка понятия «глобализация»: «захвативший весь мир процесс трансформации символов и символических форм, в ходе которого опровергаются, подтверждаются, и/или переопределяются существующие в каждом обществе ценности, нормы, социокультурные практики, конституирующие общество и институционализированные в двух основных измерениях — социально-эпистемологическом и структурно-институциональном [Кардонова, 2007, с. 12-13]. Применительно к мас-скультуре и сфере СМИ актуальны различные аспекты и нюансы реализации глобализационных тенденций. Так, в журналах рекламируются одни и те же товары, независимо от страны или языка, их оформление также схоже, а иногда и идентично. (Добавим, что это характерно и для изданий ГЖД, которые копируют нс только рекламные объявления со страниц зарубежных прототипов, но и стиль верстки и контента). Транслируемые по всему миру телешоу, также как и журналы, имеют один общий прототип, чаще всего заимствованный у США, зачастую единственным их отличием является язык. Интернет и цифровое ТВ позволили любому человеку получить мгновенный доступ к новостям из любой точки планеты, в большинстве стран мировые новости одинаковы. Музыка и кино также общие во всех странах (см.: [Сергеев, 2012, с. 119]).

В семиотическом плане важно, что в основе реализации глобализационной идеологии интересующим нас способом, т.е. посредством инструментария ГЖД, лежат условия франчайзинга[1]. Это изначально предполагает вторичную, калькированную по своей визуальной и речемыслительной сущности русскоязычную реализацию западных вариантов изданий, моделей и образцов. С позиций теории языка можно квалифицировать франчайзинг как специфическую «захватническую» технологическую основу продуцирования исследуемого типа дискурса по отношению к коллективной языковой личности россиянина. Модель адресата, который, по Аристотелю, есть «конечная цель всего», изначально заложенная в исследуемом типе дискурса, — это «идеальный потребитель» рекламируемых и пропагандируемых товаров и услуг, стремящийся к комфорту и роскоши, непрерывному приобретению статусных материальных ценностей, исповедующий философию гламура как «вечного праздника жизни». Отметим, что слово «гламур» было впервые употреблено в российской прессе в 1997 г. в газете «Аргументы и факты», которая назвала певицу Анже

лику Варум «гламурной дивой» [Бабенко, 2011, с. 85]. Наиболее точное, на наш взгляд, определение данному феномену дает С. Гаидл: «гламур» как образ, который, основываясь на таких ценностях, как красота, богатство, свободная мобильность, досуг, слава и секс, привлекает внимание и вызывает зависть. Элита порождает данный феномен в качестве социального явления, а его атрибуты прямо или косвенно производятся как образцы для подражания [Gundle, 2008, с. 389-390. Выделено нами. — Авт.].

Таким образом, правомерен вывод о том, что ГЖД репрезентирует некую особую, специфическую медийную концептосферу «СТИЛЬ ЖИЗНИ»; синонимические номинации имени концепта в «наивной» картине мира — «ГЛЯНЕЦ», с использованием англоязычного вкрапления — «LIFESTYLE». (Тезаурусное обеспечение ГЖД будет рассмотрено нами в параграфе 2.1). Это «стиль и образ жизни» в специфически глянцевом понимании, «мировой / планетарный» по масштабу концепт, который правомерно квалифицировать как глобализирующий мегаконцепт (по степени охвата целого ряда понятийных сфер, лексико-тематических групп) и как медиаконцепт (порожденный дискурсом СМИ как институциональным дискурсом). Одноименная концсптосфс-ра репрезентирует фактически всеобъемлющую сферу жизнедеятельности массового представителя современного социокультурно-образовательного пространства западного мира и, под его влиянием — России: «стиль и образ жизни» некоего усредненного идеального потребителя — члена глобализированного информационного общества.

Россия начала XXI в., включенная в глобальный мировой контекст, представляет собой интенсивно формирующееся — в «догоняющем режиме» — информационное общество (см., напр.: [Юрченко, Герасимов, 2013]). В предлагаемом контексте рассмотрения проблемы, с учетом устоявшейся практики размещения журналов ГЖД, как и большинства других изданий СМИ, в сети Интернет, еще одной концептуальной посылкой его изучения с позиций ЛР парадигмы для нас выступает категория «личность информационно-разумная (ЛИР)» в разработке С. Е. Шилова. «Предположив, что всемирная глобальная сеть — это единая разумная информационная личность, мы получаем взгляд изнутри этой личности на глобальную сеть — как на выражение этой мыслящей, сознающей личности». ЛИР-мышлснис определяется «как стандартизация предметных областей по ЛИР-алгоритму, пополняющая ЛИР-базу данных. «Внутри» ЛИР-базы данных должно работать ассоциирование (интеграция) и диссоциирование (дифференциация) ЛИР-моделей в контексте стратегии опережающей и развивающей стандартизации, повышения качества продукции, жизни, услуг, создания новых человеческих и потребительских качеств» [Шилов. 2013, с. 724-727]. Окончание фразы выделено нами и акцентировано в том плане, что оно объективно выступает косвенной репрезентацией исследуемой нами генеральной стратегии ГЖД при формировании требуемого постиндустриальным обществом гендер-идеала [Скулкин, 2010].

Далее в центре нашего внимания — «лингво-риторико-герменевтический круг» ГЖД: продуцент vs. реципиент. Исследуемый нами подтип массмедийного дискурса представляет собой когнитивно-коммуникативный феномен, в котором воспроизводятся «доминантные принципы восприятия и интерпретации формируемых смыслов» и совокупность целей которого «выводится из потребности общества, с одной стороны, в актуальной информации, позволяющей человеку увидеть себя в знаках и координатах совершающейся (событийной) жизни, а с другой — в чувствительном к актуальным социальным фактам, регулярном, периодическом и массовом информационно-смысловом обмене как обязательном условии осмысления социальной действительности и выработки мотивированного оценочного суждения о ней на основе сформулированной обществом концепции социального блага» [Полонский, 2009]. Влияние ГЖД имеет во многом манипулятивный и суггестирующий характер, что обеспечивается массированным комплексным воздействием по разным каналам восприятия на органы чувств коллективной языковой личности. При этом специфика ГЖД в целом, а также дискурс-практик конкретных наименований женских и мужских журналов в его составе заключается в том, что его продуценты применяют изначально синкретичный, синтезированный и комплексный инструментарий воздействия креолизованного дискурса. Последний сочетает паралингвистическую (невербальную) информацию визуального типа, т.е. икониче-ские средства, с вербальными средствами передачи информации и воздействия на реципиента. В то же время, в рамках данного формального вида дискурса — «креолизованный дискурс» — ГЖД можно квалифицировать как особую разновидность: креолизовапный дискурс с тактильным паравербальным компонентом (что обусловлено использованием особых сортов бумаги).

Прагматика в лингвистике рассматривает взаимодействие субъекта (автора текста) и адресата (читателя) в рамках акта коммуникации [Бисималиева, 1999]. При этом субъект речи (автор текста) определяет:

  • 1. Цели и задачи сообщения (например: информирование, волеизъявление, инструктирование и т.д.).
  • 2. Тип речевого поведения.
  • 3. Отношение к сообщаемому, его оценку (или отсутствие таковой).

4. Акценты при конструировании текста сообщения. В свою очередь, адресат речи (читатель текста): 1) интерпретирует текст, в том числе косвенные и скрытые смыслы, 2) испытывает воздействие — интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое [Валгина: Электрон, ресурс]. Говоря о дискурсивной организации в прагматическом аспекте, в первую очередь необходимо обратиться к субъектам лингвориторико-герменевтического круга, а также их целям и сверхзадаче самого дискурса данного типа в целом. Рассматривая участников ГЖД в аспекте системы коммуницирующих его посредством — как социокультурного медиатора — языковых личностей, мы приходим к трехчленной системе, которая представлена рекламодателями, журналистами и читателями. Каждый участник коммуникации в рамках ГЖД имеет свою цель, которая и определяет один из компонентов ЛР структуры дискурса — мотивационный уровень (прагматиком) языковой личности продуцента, репрезентированный в дис-курс-тексте.

Так, целью рекламодателей является целенаправленное воздействие на потребителей журналов об образе жизни, обеспечивающее спрос на товары и услуги, которые явно или скрыто рекламируются в рамках издания — для этого используются как вербальные, так и невербальные, икопические средства. Промежуточным звеном, используемым для определенной «маскировки» рекламных и PR-тскстов и усиления их эффекта, выступает посредник — «глянцевый журналист», который обеспечивает привлечение интереса читателя к товару / услуге. Цель «ведущего продуцента» дискурса глянцевых журналов — журналиста — достигается путем решения двух задач. Во-первых, необходимо обеспечить приток рекламодателей, обеспечивающих бюджет издания и позволяющих ему существовать. Во-вторых, нужно внушить реципиентам — читателям — ценности «глянцевого» стиля жизни посредством специфической тематической составляющей, что обеспечивает решение также первой задачи. Целью читателей изданий данного типа — социостратной языковой личности коллективного российского реципиента, которую правомерно выделить в особый подтип, — является приобщение к диктуемым канонам стиля и жизненным ценностям для повышения своего статуса, а также удовлетворение информационно-развлекательных потребностей.

Помимо автора текста, субъектом — продуцентом ГЖД — объективно выступае т рекламодатель, однако в отличие от газет, телевидения, радио и т.д., реклама здесь имеет строгие тематические рамки. Среди рекламируемых товаров и услуг находят место лишь те, которые имеют прямое отношение к образу жизни, пропагандируемому данным типом изданий. Кроме того, иногда в роли

«субъекта продаж» выступает продуцент дискурса — языковая личность-тандем: «журналист & рекламодатель». В этом случае уместно говорить о PR-текстах, посредством которых рекламодатели оказывают косвенное влияние на массового реципиента — целевую читательскую аудиторию. В качестве таких текстов могут выступать, например, интервью с известными людьми, в рамках которых от имени «звезд» инспирируется обращение к читателям или обсуждение с ними товаров или услуг, реклама которых представлена на страницах издания. При этом действенным инструментом формирования общественного мнения становятся, в том числе, вкрапления в рекламный и PR-дискурсы элементов аргументативного дискурса (доводы к авторитету, к очевидному и др.) (см. подробнее параграф 2.1).

Глянцевый журнал на прилавке и на витринах газетного киоска — неотъемлемый атрибут существования российской коллективной языковой личности в наши дни — представляет собой результирующий коммуникативный продукт речемыслительной деятельности профессиональной языковой личности журналиста (мы говорим как об индивидуальной языковой личности продуцента, так и об обобщенном ее типе), а также, в силу коллегиальности формирования журнального дискурса, ірупновой, точнее — корпоративной языковой личности. В строгом смысле слова в данной функции условно выступает такая группа сотрудников, как «редакция (редколлегия) журнала»; ее ядром является «креативная группа» — одна или несколько. Таким образом, продуцент ГЖД понимается нами — в обобщенном, собирательном значении — как институциональная языковая личность редколлегии, в ее составе — «креативная группа», включающей такие подтипы, как языковая личность «глянцевого журналиста», языковая личность специалиста в сфере рекламы и языковая личность в области связей с общественностью (PR). В целом, правомерно назвать данный тип корпоративная языковая личность (употребление данного понятия в связи с РРдискурсом см. в работе: [Ворожбитова, 2013в]). Напомним, что «гламур — специфический настрой общества массового потребления, особое мировоззрение, нивелирующее основные духовные приоритеты человека, переносящее, прежде всего, эстетический акцент на роскошь и «внешний» блеск» [Точилов, 2011, с. 3. Выделено нами. — Авт.].

Применительно к ГЖД субъектом «коммуникациума» (С. Е. Шилов), а значит, и мини-сегментом российской ЛИР в избранном аспекте, становится некий симбиотический продуцент тандемного типа, включающий два компонента: «1) рекламодатель — 2) «глянцевый» журналист как профессиональная языковая личность (шире — корпоративная языковая личность редколлегии, ее ядро в виде креативной группы)».

Творческие подпроцессы профессиональной деятельности данного коллегиального субъекта: дискурсивно-текстообразующий и дискурсивно-визуализирующий — разворачиваются в ситуации (и детерминируются ею) острой конкурентной борьбы с другими аналогичными в плане жанра и адресата (мужской или женский читательский контингент) изданиями, которые в совокупности составляют дискурс-ансамбли российских глянцевых журналов для мужчин и для женщин. Нами дифференцированы непосредственный и опосредованный продуценты той или иной конкретной глянцевой дискурс-практики.

{.Непосредственный продуцент глянцевой дискурс-практики. В качестве «непосредственного продуцента» глянцевого дискурса выступает журналист как профессиональная языковая личность в составе корпоративной языковой личности данного института масс-медиа и конкретного издания. Его правомерно рассматривать как важнейший творческий элемент редакционноиздательского механизма функционирования и развития глянцевого журнала об образе жизни. Конечная цель данного типа профессиональной языковой личности — обеспечить положительную динамику коммерческого успеха каждого очередного номера журнала. Соответственно, основные задачи 1 -го уровня, реализуемые в дискурсивно-текстообразующем процессе и изначально организующие творческую речемыслительную деятельность «глянцевого журналиста», его ЛР стратегию и тактику, таковы: обеспечить быструю и стопроцентную раскупаемость тиража, в идеале — создать ситуацию потребности в печати дополнительного тиража каждого номера (как сверхзадача); сформировать активное внимание рекламодателей к изданию (желательно формирование очереди и конкурсная основа предоставления печатной площади для рекламы).

Названные сверхзадачи экстралингвистического уровня квалифицируются нами в качестве ведущих для суперсферы социокультурной коммуникации в области массмедиа. Решение данных задач обеспечивается оптимальным выполнением соответствующих задач дискурсивного уровня, которые их технологически конкретизируют: предоставить потенциальному читателю интересный, привлекательный в эмоционально-психологическом плане материал для восприятия, обеспечить повышенное многоканальное воздействие на сознание и подсознание воспринимающей языковой личности благодаря синергетическому эффекту взаимодействия визуально-невербального и вербальнотекстового блоков журнальной дискурс-практики; представить очередную продукцию рекламодателя («новый рекламный повод») либо уже рекламировавшуюся в прошлых выпусках продукцию («текущий рекламный повод») потенциальному потребителю в выгодном, эмоционально привлекательном свете, убедить его в необходимости ее приобретения на всех уровнях речевого воздействия (вербальные уровни аргументации: логический, психологический; невербальные: наглядно-фактографический, образно-художественный).

Это осуществляется двумя основными способами: 1) параллельно с основным материалом содержательно-информационной части журнала (инвен-тивный стержень данного номера как очередного компонента общей дискурс -практики издания, формируемый «темой номера»), т.е. эксплицитно; 2) интегрированно, в рамках основной информации, зачастую завуалированно и косвенно, т.е. имплицитно.

Наличие охарактеризованных способов интертекстуальных включений фрагментов рекламною и PR типов дискурса в собственно журналистский можно квалифицировать — с учетом категории интертекстуальности — как следующие типы связи дискурсивных фрагментов: (/) эксплицитно-параллельное межжанровое дискурсивное сцепление; (2) имплицитно-интегрированное межжанро-вос дискурсивное сцепление. При этом интсртскстуальность осуществляется в режиме жанровых включений рекламного и PR дискурсов в информационно-(«проблсмно-») развлекательный текстовой массив основных жанров журналистики (письмо главного редактора, обзор, интервью, статья, информационная заметка, анонс и др. По аналогии с явлениями и понятиями истории конвергентного развития языков на базе субстрата или суперстрата уместна частичная экстраполяция данного принципа на дискурс журнального глянца. При этом можно выделить типы интсртскстуальных включений:

  • 1) дискурс-основа (субстрат) — журналистский дискурс информационного, проблемного, развлекательного характера; интертекстуальные включения (суперстрат) — рекламные / PR-вставки (от буквальных наименований до аллюзий, намеков и т.д.), интегрированные в инвентивно-диспозитивный каркас и элокутивное наполнение базового нарратива;
  • 2) дискурс-основа (субстрат) — рекламный / PR-дискурс с характеристикой / рекламируемого / пропагандируемого объекта, явления, процесса или персоны в его основном, «развернутом» виде; интертекстуальные включения (суперстрат) — информационно-проблемно-развлекательные элементы внере-кламного характера, вплетенные в ткань основного изложения.

Убеждение адресата достигается, в том числе, системой эксплицитно разворачиваемых вербальных аргументов. Доводы «к этосу», «к логосу» и «к пафосу»: апелляция к категориям престижа, здоровья, привлекательности для противоположного пола и т.д, — выстраиваются с опорой на известный перечень базовых человеческих потребностей, по А. Маслоу. При этом в дискур сивном пространстве возникает синергетический эффект от комплексного воздействия также невербальных аргументов визуального блока. Они действуют на органы восприятия реципиента на основе принципов наглядности, яркости цветовых решений, эстетики транслируемых в подсознание образов рекламируемых товаров. В мужских журналах дополнительным средством снятия барьеров в сознании и открытия каналов доступа информации непосредственно в подсознание выступают визуальные ряды фотосессий эротических женских образов. Титульный снимок фотосессии, как правило, вынесен на обложку, привлекая покупателей сквозь стекла витрин по сигнальному принципу апелляции к одной из базовых человеческих потребностей. Соседство данного «аранжирующего» подтипа визуального ряда с основным, «рабочим» его подтипом — фотообразами рекламируемых товаров для мужчин, от автомобилей и яхт до аксессуаров, выступает одним из блокираторов для сознания, активно внедряя в подсознание реципиента идеи, центральные для журналиста и рекламодателя (производителя или посредника в реализации того или иного дорогостоящего товара). При этом «товарный ряд» визуального блока является основным для журналиста и рекламодателя, в то время как для читателя, чье внимание захвачено эротическим рядом визуального блока, товарный ряд последнего, напротив, выступает в роли как бы «ненавязчиво вспомогательного».

2. Опосредованный продуцент глянцевой дискурс-практики. В качестве «опосредованного продуцента» той или иной конкретной журнальной дискурс-практики выступает заказчик-рекламодатель (в широком смысле — заказчик PR-кампании), цель которого — реализовать предлагаемый товар / услугу в массовом масштабе. Данный действующий элемент в механизме индустрии глянцевых масс-медиа выступает «идейным вдохновителем» в аспекте материальной составляющей формируемого изданием идеала образа жизни для современного россиянина — потенциального читателя. С позиций необходимости анализа «фактора адресата» (Н. Д. Арутюнова) к последнему следует отнести такие слои населения — социостратпые прослойки коллективной языковой личности реципиента, как, например, «богатые люди» и так называемый средний класс, воспринимающий глянцевый журнал как привлекательный атрибут «красивой жизни». Заказчик становится также источником материального обеспечения и стимулирования выпуска журнала. (См. в связи с этим также работы [Буянова, 2012а, 20126; Буянова, Ежова, 2009].

В качестве «опосредованного продуцента» той или иной конкретной журнальной дискурс-практики выступает заказчик-рекламодатель — как «идейный вдохновитель» в аспекте материальной составляющей формируемого изданием идеалом образа жизни для современного россиянина — потенциального читателя (к последнему следует отнести слои населения — социостратные прослойки коллективной языковой личности реципиента, которые представлены выше) — и источник материального обеспечения и стимулирования выпуска журнала (цель — реализовать товар / услугу в массовом масштабе).

Специфика функций первого и второго продуцентов заключается в следующем: журналист продуцирует и выстраивает контент (наполнение) очередного выпуска издания таким образом, чтобы в его рамки можно было встроить товары и услуги, которые предлагает рекламодатель. Кроме того, контент подбирается не только с учетом возможности некоего симбиоза с рекламой, но и с учетом интересов потенциальных читателей, которые впоследствии и выступят в роли покупателей. При этом опосредованный продуцент — рекламодатель — предлагает журналисту вписать свой товар в концепцию издания или подготовить новые материалы, которые помогут пробудить в реципиенте тягу к покупке его товара.

Таким образом, в результате анализа роли и функций участников массовой коммуникации на базе дискурса глянцевых журналов, мы приходим к трехкомпонентной системе, которая представлена позициями рекламодателя, журналиста и читателя (рис. 1).

Взаимодействие участников коммуникации в рамках ГЖД — процесса и продукта речемыслительной деятельности корпоративной языковой личности

Рис. 1. Взаимодействие участников коммуникации в рамках ГЖД — процесса и продукта речемыслительной деятельности корпоративной языковой личности

Обобщающая схема демонстрирует, что первые два действующих элемента «корпоративного продуцента» как подвергаются воздействию, так и оказывают его: рекламодатель ставит условия, необходимые для успешного проведения рекламной или PR кампании, журналист же создает благоприятную почву для ее проведения, внося творческие предложения и привлекая необходимую рекламодателю аудиторию. Таким образом, первые два элемента пребывают в перманентном творческом взаимодействии, по сути — рекламно-информационном симбиозе.

Последний элемент схемы — читатель — лишь подвергается воздействию, причем как со стороны журналиста, который оказывает прямое влияние на читателя посредством своих текстов, так и со стороны рекламодателя, оказывающего как прямое влияние (рекламные объявления), так и косвенное («замаскированные», имплицитные рекламные и PR-тексты). Отчасти отдельные активные (и имеющие свободное время) читатели могут, вступая в переписку с журналом, а также публикуя свое мнение в социальных сетях, обеспечивать определенное подобие обратной связи журналисту.

ЛР специфика речемыслительного процесса журналиста как профессиональной языковой личности в данном типе масс-медиа выражается в формировании инвариантного ядра и вариативных компонентов моделей гендер-идеала в дискурсе российского глянца. С точки зрения трех базовых механизмов реализации профессиональной ЛР компетенции журналиста: инвентивно-парадигматического, диспозитивно-синтагматического, элокутивно-экспрессив-ного [Ворожбитова, 2000; 2005; 20136] — система инвентивных текстовых действий продуцента дискурса организует ряд характеристик дискурс-текста, производных от классических «коммуникативных качеств речи» (Б. Н. Головин и др.).

Так, инвентивно-парадигматический механизм реализации ЛР компетенции продуцента ГЖД обеспечивает такие его коммуникативные качества, как:

  • 1) содержательность и смысловая насыщенность;
  • 2) информативность — в аспекте новизны и разнообразия репрезентаций сведений о широком спектре рассматриваемых объектов, субъектов, явлений и процессов;
  • 3) полнота освещения «действительного референта» в системе его сущностных признаков и функциональных особенностей;
  • 4) объективность (как стремление к ней, достигаемой в той или иной степени с учетом активности в ГЖД подпластов рекламного и PR-дискурса) в сочетании с четкостью выражаемой личностной позиции продуцента дискурса в качестве потребителя той или иной группы товаров, услуг, позиционируемых как атрибуты пропагандируемого образа жизни (конкретный журналист или групповой продуцент — редколлегия, креативная группа);
  • 5) точность в передаче характеристик и сущностных признаков референта с ярко выраженной прагматической направленностью в аспекте формирования некоего эталонного с точки зрения редколлегии образа жизни и имиджа современной успешной личности;
  • 6) соответствие потребностям коллективного реципиента как жаирово-социосгратного сегмента массовой читательской аудитории.

Итак, в качестве ключевой фигуры — непосредственного продуцента ГЖД — в режиме исполнителя выступает журналист глянцевого издания, который в неразрывном единстве с рекламодателями формирует гендерноориентированный контент, создающий благоприятную почву для внедрения в сознание реципиента, на уровне всех видов мышления — нагляднообразного, словесно-логического, предметно-действенного (см. подробнее далее) — потребностей в обладании материальными ценностями, присущими описываемому стилю жизни мужчин и женщин как элитарному, стилю жизни избранного круга, «сливок общества».

Лингворшпорико-герменевтический круг: аспект реципиента. Как уже говорилось, коммуникативная сверхзадача глянцевого дискурсансамбля в целом — формирование мировосприятия, мировоззрения и ценностной иерархии читателя как усредненной единицы глобализированного постиндустриального общества, на современном этапе — информационного общества с элементами постинформациопного (на Западе), за которым закрепилось понятие «общество потребления». Данный тип реципиента изначально моделируется в двух его гендерно-ориентированных ипостасях в качестве «фактора адресата» (Н. Д. Арутюнова), детерминирующего сущностные признаки и типологические черты женских и мужских глянцевых журнальных дискурс-практик, которые в совокупности образуют дискурс-ансамбль ГЖД как дискурса особого типа.

В рамках теоретического осмысления коллективного реципиента как жанрово-социостратного сегмента массовой читательской аудитории мы различаем следующие подтипы реципиента ГЖД:

  • 1) «элита общества», выделяемая в аспекте материального благосостояния: сверхбогатые и богатые люди (так, например, рекламируются мужские часы стоимостью 150-300 тыс. руб.);
  • 2) представители светского бомонда: медийные лица, звезды шоу-бизнеса, сцены, кино, спорта, журналисты и др. (часты новости из их жизни и интервью);
  • 3) средний класс;
  • 4) пограничный слой населения, стремящийся повысить свой социальный статус, в том числе молодежь (так, непременным атрибутом глянцевых журналов являются обзоры новинок кинематографа, музыки и литературы).

Укажем также, что С. С. Новикова, ссылаясь на исследование Б. Барбера, отмечает, что есть три уровня социальной стратификации по материальному благосостоянию: высший слой, средний слой и низший слой. Высший слой представлен элитарным меньшинством населения, контроль его богатства осуществляется посредством системы налогообложения. Средний слой занимает промежуточное положение. Этих людей сближает нс только уровень дохода, но и стиль жизни, основные ценности. Данный слой является основным, он стабилизирует и укрепляет общество в целом. Низший же слой занимают люди, потерявшие устойчивые связи с представителями остальных слоев, опустившиеся на так называемое «социальное дно» [Новикова, 2000, с. 252J.

При анализе дискурса аспект соответствия потребностям коллективного реципиента как жанрово-социостратного сегмента массовой читательской аудитории репрезентирует «фактор адресата», обеспечивающий функционирование второй части лингвориторико-герменевтического круга. В глянцевом дискурс-ансамблс данный аспект приобретает свои особенности. Можно конкретизировать ЛР прагматику ГЖД следующим образом: удовлетворение деятельностно-коммуникативных потребностей, интересов, мотивов рецептивного речевого поступка обобщенного реципиента.

При этом семантика и синтактика ГЖД как остальные семиотические аспекты дискурсивно-текстообразующего процесса являются именно в данном типе дискурса в наибольшей степени подчиненными ведущей прагматической цели, стратегии и тактике «глянцевого журналиста» как профессиональной языковой личности. Реципиент выступает своего рода «отражающим» субъектом дискурсии, на первый взгляд, пассивным, однако он строит в индивидуальной системе ментальных проекций на уровне внутренней речи свой рецептивный дискурс-интерпретанту. Последний переходит в репродуктивноконструктивный и продуктивно-творческий регистры дискурсивно-тскстообразующсго процесса в активном режиме переписки с редакцией, обмена впечатлениями с др. читателями, в том числе с использованием новых информационных технологий — путем участия в дискуссиях на сайте того или иного журнала. Такой вторичный, производный читательский идиодискурс во многом детерминирован системой суггестивных воздействий рекламного и PR подпластов ГЖД, пронизывающих информационно-развлекательный дискурс как «собственно журналистский». Согласно Аристотелю, именно реципиент есть «конечная цель всего» в риторическом взаимодействии, которое выражается базовой схемой «говорящий (этос) — предмет речи (логос) — слушающий (пафос)», конкретизированной в ряде моделей коммуникации (Р. О. Якобсон, Б. Н. Головин, Льежская школа неориторики и др.) и лежащей в основе лингво-риторико-герменевтического круга.

Как было показано выше, речемыслительная деятельность профессиональной языковой личности корпоративного типа, ее общая ЛР стратегия и конкретные тактики стимулируются рекламодателем — заказчиком рекламных и PR кампаний, заинтересованным в продвижении своих товаров и услуг и оплачивающим рекламные и PR блоки как идеологически и концептуально главенствующие, блоки-доминанты в рамках общего семиотического поля ГЖД. Соответственно в аспекте рассмотрения «фактора адресата» (Н. Д. Арутюнова) феномен ГЖД предстает в качестве организующей речемыслительную деятельность реципиента кристаллической структуры синергетического характера, которая в процессе социокультурной коммуникации поворачивается своими различными гранями. Все они устремлены в одну точку как стратегическую цель психолингвориторической природы для данного дискурсивного процесса: перевод сигналов нагляднообразного и словесно-логического мышления, в их взаимодействии и комплексном воздействии на подсознание и сознание реципиента, в импульсы предметно-действенного мышления по приобретению того или иного атрибута пропагандируемого образа жизни (или, в зависимости от социального статуса и материального положения реципиента, взятие потребительского кредита, осуществление начального акта накопления средств на приобретение данной веши и т.д.).

При этом для большой части респондентов, только стремящихся к получению статуса среднего класса, контент ГЖД может становиться также источником фрустрации в силу неудовлетворенных амбиций, ощущения безнадежности в связи с невозможностью достичь глянцевого уровня жизни и разительным контрастом между ее атрибутами на глянцевых страницах и окружающими читателя реалиями его повседневного существования. Дадим общую характеристику второго субъекта лингвориторикогерменевтического круга, который квалифицируется нами в качестве социокультуростратной языковой личности обобщенного реципиента ГЖД. Ракурс рассмотрения ГЖД с позиций восприятия коллективной языковой личности читателя журнала позволяет осмыслить с позиций ЛР парадигмы воздействие ГЖД и корпоративной языковой личности его обобщенного продуцента па языковое сознание реципиента, суггестивный потенциал типа дискурса.

В качестве обоснования выдвинутого выше тезиса относительно типов мышления далее приведем следующее рассуждение. Анализ конкретики функционирования рекламного и PR типов дискурса как подпластов ГЖД на примере российских женских и мужских журналов XXI в. позволяет заключить, что арсенал стратегий и тактик, приемов воздействия ГЖД на реципиента функционирует на уровнях разных видов мышления, которые можно условно распределить с точки зрения «входа», «усвоения» и «выхода» поступающей в сознание читателя информации следующим образом:

Ї. Наглядно-образное мышление активизируется уже «на входе» структурных уровней воспринимающей языковой личности реципиента (преимущественно лингвокогнитивный уровень, или тезаурус, а также, опосредованно, мотивационный уровень, или прагматикой). Данный тип мышления в целом превалирует в данном типе дискурса и является определяющим в аспекте его суггестивного воздействия (как известно, глянцевые журналы «не читают, а смотрят», см., напр. [Слепцова, Ромах, 2009]), перманентно актуализируясь на протяжении всего процесса восприятия глянцевого журнала.

2. Словесно-логическое мышление (которому в структуре языковой личности соответствует уровень ассоциативно-вербальная сеть, или АВС) активизируется по ходу дальнейшей актуализации различных аспектов формально-содсржатсльно-цснностного единства того или иного выпуска журнала как отдельного диспозитивного сегмента данной дискурс-практики, при этом первичными ориентирами, вехами для восприятия выступают заголовки материалов.

В рамках ГЖД в целом словесно-логическое мышление играет вспомогательную и дополнительно внушающую роль (доводы к этосу, к логосу, к пафосу, доводы к очевидному, аргументы «ad rem» и «ad hominem» в их потреби-тельски-глянцевом преломлении), которая обогащается и подкрепляется различными вербальными средствами убеждения в русле риторической аргументации. Однако применительно к вербальному блоку ГЖД, в аспекте воздействия на наглядно-образное мышление реципиента, отметим, что язык тоже рисует образы и в состоянии дискурсивной актуализации воздействует всем ЛР арсеналом тропов и фигур на воспринимающую языковую личность.

3. Предметно-действенное мышление реципиента активизируется в большей степени «на выходе» воспринятой информации (преимущественно на уровне прагматикона в структуре языковой личности). Данный тип мышления движет потребителем в его конкретных стремлениях приобрести тот или иной атрибут — материальный репрезентант утвердившегося в его сознании посредством ГЖД концептосферы «стиль жизни» («глянец», «lifestyle») — «на тонком плане», а также в реальных поступках потребителя товаров и услуг «на физике» — немедленных или отсроченных, в зависимости от материального положения на данный момент, нюансов вкусов и пристрастий.

Перейдем к завершению категориальной разработки введенного в параграфе 1.2 понятия и терминологического сочетания ГЖД.

Выполненный теоретический анализ научных источников, посвященных изучению глянцевых журналов в том или ином аспекте, будучи осмыслен в русле ЛР-парадигмы, позволяет выделить такие характеристики и сущностные признаки современного российского ГЖД, как:

  • 1. На уровне логосно-тезаурусно-инвентивных параметров дискурсивного процесса:
    • - издание журналов на условиях франчайзинга как русскоязычных вариантов западных изданий при неизбежном внедрении в русский менталитет, в исторически сложившуюся ментальность языковой личности россиянина этнокультурно чуждого ментального пространства;
    • - вторичность творческой самоактуализации обобщенного продуцента дискурса как корпоративной языковой личности, профессиональной языковой личности «глянцевого журналиста», преобладание репродуктивноконструктивного регистра речемыслительной деятельности;
    • - позиционирование, манифестирование и внедрение в общественное сознание медийной концептосферы «стиль жизни» (понимаемого как глянцевый lifestyle, или «глянец»), который, тем самым, становится актуальным и доминирующим концептом-детерминантом тезауруса коллективной языковой личности этноса на данный исторический период развития социума, внедряясь в него на участках совокупной языковой личности этносоциума и, конкретнее, социо-культуростратной языковой личности реципиента именно глянцевого дискурс-ансамбля;
    • - гендерная ориентированность, т.е. наличие бинарной оппозиционности женских глянцевых журналов как первичных дискурс-практик и мужских глянцевых журналов как вторичных дискурс-практик, производных, однако имеющих свои особенности в содержательно-смысловом аспекте.
  • 2. На уровне пафосно-вербально-элокутивных параметров дискурсивного процесса:
    • - гипертекстовый характер, присущий медиатексту и медиадискурсу как таковому, однако максимально усиленный в рамках подгруппы печатных СМИ в аспекте красочности изображений и включению тактильных ощущений (глянцевая поверхность и плотность бумаги);
  • - интерактивность как дополнительный прием коммуникативного воздействия па реципиента, т.е. включение его в круг непосредственного общения с представителями редакции путем публикации читательских писем, вручения призов за победу в различных конкурсах и т.д.;
  • - прецедентность в совокупности с языковой игрой как принципы формирования заголовков, актуализирующих внимание читателя и включающих его в нужный этносоциокультурный контекст, воздействующих на мнемонические механизмы и опосредованно стимулирующих мотивационный уровень реципиента как потенциального потребителя рекламируемых товаров и услуг.
  • 3. На уровне этосно-мотивационно-диспозитивных параметров дискурсивного процесса:
    • - изначально глобализационный и усиленно глобализирующий (с учетом непрерывного роста читательского контингента благодаря смене поколений) характер;

выраженность идеологической миссии ГЖД: формирование и внедрение в общественное сознание коллективной языковой личности массового реципиента этических принципов, моральных норм и нравственных установок философии гламура, восходящей к мировоззренческой платформе эпикурейства;

- целенаправленное применение соответствующих моделей маскулинного и феминного гендер-идеалов, сформированных на мировоззренческой платформе философии гламура, в качестве инструментов воздействия на коллективную языковую личность российского этносоциума и его формирование в качестве идеального «гражданина глянцевого образца» информационного общества XXI в.

На основе результатов выполненного исследования, в качестве исходной теоретической платформы для дальнейшего углубленного анализа иконической и вербальной, в том числе собственно текстовой, составляющих исследуемого дискурс-ансамбля, мы выделили, оперируя понятиями и терминами ЛР парадигмы, следующие типологические черты и сущностные признаки, которые характеризуют ГЖД:

  • - типологическая разновидность ГЖД в рамках медиадискурса в целом;
  • - креолизованный дискурс, т.е. синкретически совмещающий в себе атри-бутивно-иконичсский компонент (прежде всего, художественные фотографии рекламируемых и пропагандируемых товаров, услуг, юридических и физических лиц) и вербализованный компонент (сущностный признак диспозитивносемиотической организации ГЖД). При этом наблюдается явное доминирование первого с учетом наличия переходных вариантов на его основе в качестве субстрата, в которых вербальные вкрапления (суперстрат) в атрибутивно-иконический компонент представлены па разных уровнях.

К указанным вкраплениям нами отнесены:

  • 1) наименования фирмы /марки, лейбла, бренда, т.с. уровни слова, словосочетания;
  • 2) рекламные слоганы, девизы того или иного продукта как атрибута пропагандируемого стиля жизни «lifestyle», т.е. уровень предложения (в языковом аспекте), реализуемого одной фразой (в речевом аспекте).

В качестве дополнительного средства коммуникативного воздействия, наряду с иконическими и вербальными компонентами, выступает тактильный компонент или фактор.

В качестве сущностных признаков диспозитивно-архитектонической организации ГЖД назовем следующие:

  • - периодичность (издание номеров журналов производится, как правило, один раз в месяц) как характеристика диспозитивно-временной организации отдельных репрезентантов — выпусков данной дискурс-практики, женской или мужской, в рамках глянцевого дискурс-ансамбля;
  • - формирование специфического «гламурного / глянцевого» стиля жизни как идеальная цель, репрезентация иконическими и вербальными средствами идеологии глянцевого журнального дискурс-ансамбля на основе сущностного принципа подчинения этоса, логоса и пафоса женских и мужских дискурс-практик как пролонгированных речевых поступков морали и философии гламура)-,
  • - высочайшее полиграфическое качество, которое на семиотическом уровне можно отнести к сущностному признаку из сферы пафосносемантико-элокутивных параметров. При этом носителями семантики выступают как вербальная составляющая, так и — прежде всего — паравербальные: иконическая и тактильная. В этом плане элокуцию в семиотическом аспекте применительно к поликодовому, креолизованному дискурсу и тексту глянца, осложненному тактильным компонентом, можно понимать расширительно. Это уже не просто «языковое оформление» содержания высказывания, а его оформление всем комплексом средств формального выражения ценностно-мировоззренческих и содержательно-смысловых аспектов дискурс-тскста.

Таким образом, в дискуссионном плане могут быть противопоставлены, с позиций расширительного понимания «семиотической риторики» как «риторики образа», следующие варианты и подтипы элокуции как третьей части универсального идеоречевого цикла «от мысли, образа, переживания, ощущения к их репрезентации» (т.е. не только «от мысли к слову» в классическом понимании риторики):

  • 1. Элокуция вербальная.
  • 2. Элокуция паравербальная:
    • - элокуция иконическая (язык зрительных художественных образов, широко представленный в материалах ГЖД);
    • - элокуция просодическая (представлена в аудиоверсиях СМИ);
    • - элокуция уровня тактильного восприятия, свойственная именно печатным вариантам ГЖД).

Однако подчеркнем, что в сфере ГЖД, где сайты журналов включают, в частности, видео с моделями как продолжение эротических фотосессий, музыкальные видеообзоры и видеоинтервью со звездами, данные явления следует квалифицировать уже как интернет-дискурс на базе той или иной глянцевой дискурс-практики, т.е. более широкое понятие, нежели ГЖД.

С точки зрения представленности / в параметрах характеристик функциональных стилей речи (разговорный и книжные: научный, официально-деловой, публицистический, художественный) ГЖД, главенствующим выступает публицистический, будучи реализованным в интервью, обзорах, заметках и статьях, в которых он временами эволюционирует в научно-публицистический (условно говоря), что обусловлено тематическими особенностями (техника / культура).

С точки зрения представленности в ЛР параметрах ГЖД сущностных характеристик в аспекте функционально-смысловых типов речи при анализе данного дискурсивного пласта как целого нами сформулирован следующий сущностный признак в аспекте формирования дискурсивных блоков: доминирование модели функционально-смыслового типа речи «описание». Данное свойство ГЖД реализуется на пересечении с универсалией из сферы актуального членения предложения (выделение темы и ремы, по В. Матезиусу), которую правомерно транспонировать на уровень дискурса. Как показали результаты анализа, в качестве предмета описания, который демонстрирует единство темы и является системообразующим в аспекте общей архитектоники референта, для глянцевого дискурс-ансамбля в целом выступает глобальный концепт-доминанта «стиль жизни» («глянец»). Данный «концепт дискурса» (ср. [Тихонова, 2013]) характеризуется через потенциально бесконечное, однако тематически ограниченное число атрибутов пропагандируемого гламурного образа жизни идеального члена потребительского общества. С учетом дихотомии на уровне речевых универсалий — категорий «тема и рема», по В. Матезиусу, согласно его теории актуального членения предложения, которая в данном случае может быть транспонирована в область дискурса, они квалифицируются нами как рематические дискурсивные компоненты. На основе наблюдений за спецификой эмпирического материала правомерно экстраполировать на ГЖД также виды внутритекстовой связи цепная и параллельная.

Как показали результаты анализа дискурсивного пласта изученных глянцевых журналов, на уровне общей архитектоники можно констатировать преимущественно параллельную связь дискурсивных блоков. В центре внимания (как продуцента, так и, соответственно, реципиента ГЖД) в качестве организующего ядра находится одна и та же глобальная тема — «стиль жизни» (глянцевый lifestyle), которая раскрывается через многочисленные рематические компоненты, несущие информацию о его многочисленных конкретных материальных атрибутах (иконически-вербальные комплексы с тактильной составляющей). В вербальном блоке в той или иной степени затрагиваются также и ценности нематериального характера — любовь, счастье, удовлетворение от успеха на избранном карьерном поприще, психологическое равновесие и т.д., неразрывно связанные, прямо или косвенно, с рекламируемыми предметами потребления, услугами, включая путешествия, сеансы психоанализа у специалиста и т.н. По принципу аналогии правомерно переосмыслить в теоретических целях и применить для характеристики ГЖД также методический прием «фотографирование», используемый в школьной практике для разграничения функционально-смысловых типов речи. Напомним: если референт «можно сфотографировать» — это типы речи описание и повествование; если достаточно одного снимка — описание, нужна серия снимков — повествование; если референт «нельзя сфотографировать» — это типы речи рассуждение и оценочное суждение [Соловейчик, 1993]. Данный прием логично экстраполировать на весь тип ГЖД. При этом «фотографирование» предстает уже в качестве ведущего принципа организации данного типа дискурса, т.е. в буквальном смысле, а именно:

  • 1) художественная фотография как доминанта ГЖД;
  • 2) атрибутивно-иконический блок (в том числе с вербальными вкраплениями) как главенствующий в ГЖД;
  • 3) функционально-смысловой тип речи «описание» как основной для ГЖД;
  • 4) частотность интегрированных в описание фрагментов функциональносмыслового типа речи «оценочное суждение»;
  • 5) наличие вкраплений в описание типов речи «рассуждение» и «повествование».

Еще одним сущностным признаком ГЖД мы считаем принципиально синергетическую основу формирования и функционирования ГЖД. Охарактеризованный в общем плане инструментарий наглядно-образного, речемыслительного и мыслеречевого воздействия на реципиента со стороны ГЖД в аспекте их фокусировки в предметно-действенные импульсы фактически имеет синергетическую природу, т.е. сумма влияний его компонентов — факторов, является чем-то большим, нежели влияние каждого фактора по отдельности.

Далее представим наш опыт натуралистической интерпретации ГЖД как лингвориторического конструкта. Исходные позиции натуралистической интерпретации проблемы динамики дискурсивных процессов, функционирующих в (полиэтно)социокультурно-образовательном пространстве, на примере ГЖД, с позиций ЯР парадигмы охарактеризуем следующим образом. Источниками идей в лингвистическом аспекте для нас послужила традиция натурализма А. Шлейхера, рассматривавшего языки как живые организмы, которые рождаются, развиваются, борются за существование, стареют и умирают. Ученый выделял «три эпохи существования языков — первоначальное создание, развитие, жизнь»; при этом «возникают корневые, агглютинативные и флективные классы языковых организмов» [Кодухов, 1990, с. 324]).

В риторическом аспекте широко известна, в частности, метафора Сократа: ораторская речь в плане ее структуры должна быть целостной и гармоничной, как живой человек, т.е. должна иметь голову — вступление, туловище — основную часть, ноги — заключение. В литературоведении текст трактуется как «живое существо, стремящееся осуществиться в авторе и читателе и сопротивляющееся стиранию и смерти» (Л. В. Карасев). В рамках ГЖД как актуального и динамичного дискурсивного процесса в общем русле натуралистического вектора осмысления и интерпретации дискурс-практики отдельных наименований — имен данных жанровоконкретизированных модификаций (т.е. наименований того или иного глянцевого журнала), мини-фрагментов ЛИР — могут быть представлены как «родовые династии» мужского и женского ГЖД. Отдельный журнал — персонифицированный представитель рода мужского / женского ГЖД — выступает как конкретная дискурс-практика, своего рода микросегмент ЛИР, имеющий собственное имя, в определенный момент «родившийся» — в мировом сообществе, а также в российском варианте (см. рис. 2).

В каждой именной дискурс-практике (т.е. имеющей имя собственное — «Maxim», «Glamour» и др.) правомерно трактовать № 1 журнала как «материнский выпуск»: в нем впервые эксплицируется и объективируется концепция журнала (креативной группы). Последующие №№ 2, 3, 4 ... п — «дети», дочерние конструкты, достаточно однотипные, похожие типологически в плане диспо-82

зитивного каркаса (части, рубрики, подрубрики, способы риторического выдвижения) и элокутивного наполнения (идиолект, идиостиль, манера общения с читателями корпоративной языковой личности данной редколлегии), но имеющие индивидуальные черты в плане конкретики содержательно-смыслового наполнения инвентивной сетки. Номера издания как компоненты одной именной микро-ЛИР — своего рода «братья» (мужской глянец) и «сестры» (женский глянец), все более «младшие». Можно говорить и о «поколениях» одного и того же журнала — при возможности выделить некие вехи, отделяющие относительно законченные этапы его развития в плане качественного изменения или обновления концепции данной дискурс-практики (что может быть обусловлено, например, сменой главного редактора или спецификой «лихих 90-х», 2000-х и 2010-х гг.).

Глянцевый журнальный дискурс — актуальный дискурсивный процесс полиэтносоциокультурно-образоватсльного пространства в диалектике глобального и локально-государственного уровней (мировое сообщество - Россия XXI в.): генезис, развитие, перспективы

/. Мужской глянцевый дискурс-ансамбль:

диску рс-практики отдельных наименований изданий как «родовые династии» - «FHM», «GQ». «Maxim» и др (мезоуровенъ).

отдельный номер журнала как «представитель рода» (микроуровень)

II. Женский глянцевый дискурс-ансамбль: дискурс-практики отдельных наименований изданий как «родовые династии» -«Glamour». «Cosmopolitan», «Vogue» и др. (мезоуровень). отдельный номер журнала как «представитель рода» (л/и кроур/ МІСНЬ )

Г.тмнцевый жу рна. іьньііі дискурс-ансамбль — ннформацнонно-ибра зовні смьньїіі организм* один из субъектных представителей социума как «коммуникациума» (макроуровень)

Рис. 2. Современный российский глянцевый журнальный дискурсансамбль как речемыслительный феномен информационно-глобализационного типа 83

Таким образом, российский ГЖ дискурс-ансамбль предстает как целостный феномен, «информационно-образовательный организм», имеющий свое «семиотическое тело» и эгрегор, круг реципиентов-почитателей, коммуницирующих с тем или иным любимым журналом с использованием инструментария социальных сетей.

Об образовательной функции ГЖД, наряду с информационной функцией и проективно-мировоззренческой (в ее потребительски-гламурной модификации) функцией как ведущей, мы можем говорить, имея в виду прямое значение (дискурс-этимон) — слова «образование», а именно: «создание образа». В контексте нашего исследования последнее понимается как моделирование гендер-идеала, развернугого в его неразрывно соотносящейся концепт-оппозиции «мужчина — женщина».

Представим единичный номер журнала, или глянцевый журнальный дискурс-текст как своего рода «живой организм», «информационную сущность», взаимодействующую с реципиентом и личностно персонифицированную (ср. обращения в письмах читателей типа «дорогой «Maxim», «любимый журнал») используя один из когнитивных инструментов процесса научного познания — метафору, в данном случае человеческого организма, с применением некоторых анатомических терминов из источника [Самусев, Липченко, 2005, с. 9-22]; далее естественно-научные термины выделены курсивом.

Как и организм человека, конкретный гендерно-ориентированный глянцевый журнал, т.с. именная дискурс-практика, репрезентированная совокупностью отдельных выпусков-номеров, — предстает как сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества «клеток». Последние — это вербальные и невербальные знаковые единицы, образующие целостный семиотический конгломерат как комплексный невербально-лингвориторический конструкт.

В условиях широкого применения сети Интернет, универсального канала связи внутри системы индивидуумов, элементов «планетарной языковой личности, многие СМИ «живут своей жизнью», направляя деятельность человека, так что сотрудники редакции зачастую в прямом смысле становятся лишь «винтиками механизма», «функциями организма».

На уровне функционирования и взаимодействия отдельных клеток (языковых элементов) и клеточных образований (комплексных ЛР структур) происходят все важнейшие процессы жизнедеятельности исследуемого информационно-образовательного организма: «обмен веществ» (парадигматика и синтагматика в рамках дискурс-текста данного выпуска журнала как целостного ЛР конструкта), рост (развертывание обсуждения той или иной темы, проблемы, углубление и расширение ее освещения в рамках данной дискурс-практики в целом), развитие (обогащение, видоизменение, модернизация концепции журнала) и «размножение», точнее, деление (например: формируется дочернее издание — гармоничный тип деления; часть креативной группы отделяется и создает собственный журнал, который выступает его конкурентом в данной коммерческой нише СМИ — конфликтный, кризисный тип деления).

По критерию строения и функций клеточные образования и неклеточные структуры объединяются в иерархизированный континуум: клетки — ткани — морфо-функциональные единицы органов — органы — системы — аппараты — целостный организм. При рассмотрении инвентивно-диспозитивпого каркаса и элокутивного наполнения отдельного номера ГЖД возникают определенные аналогии в этом русле.

Так, ткани организма делятся на 4 основные вида: 1) эпителиальные, 2) соединительные, или ткани внутренней среды (кровь, лимфа, собственно соединительная ткань, хрящ и кость), 3) мышечные и 4) нервные. Далее продолжим нашу аналогию согласно приведенной классификации.

Эпителиальные ткани в такой «антропной модели ГЖД» символизируют невербально-визуальный блок ГЖД (рекламного характера, в мужских журналах — также эротического); обложка в сравнении с остальными журнальными страницами представляет «ороговевающий эпителий». Сюда же, к различным типам «информационного эпителия» отнесем различные типы шрифтов, цветовые решения, композиционные схемы фотоматериалов (фото-единиц, фото-комплексов); все перечисленное предстает как единый классификационно-детализируемый конструкт. Так, по строению и расположению клеток различают однослойный, многослойный и переходный эпителии; по форме клеток — плоский, кубический и призматический; путем развития аналогии дифференциации могут быть подвергнуты различные элементы невербально-визуального блока.

В качестве соединительных тканей в рамках натуралистической интерпретации ГЖД условно-метафорически предстают:

1)с опорными свойствами — хрящевая и костная ткани', инвентивно-диспозитивный каркас той или иной дискурс-практики, его традиционные и новые рубрики, которые формируют ее костяк, «скелет» в аспекте риторического выдвижения на уровне общей архитектоники. На частнокомпозиционном уровне отдельных текстов в качестве центральных «информационных сгустков» выступают позиции:

  • - маркированные априорно, самим положением в тексте (например, заглавие),
  • - созданные особым расположением элементов;
  • 2) с гемопоэтическими свойствами — ткани-жидкости, формирующие внутреннюю среду: элокутивное наполнение: топосы — базовые культурные концепты как ЛР ценности («кровь»), топы — структурно-семантические модели: часть — целое, причина — следствие, определение и др. («лимфа»), различные эффекты взаимодействий языковых единиц («межклеточная жидкость»).

Собственно соединительная ткань с ее частными классификационными делениями — источник дальнейших аналогий для уточнения нюансов внутренней организации ГЖД. К мышечным тканям в избранной системе координат отнесем систему риторической аргументации, аргументы различных типов (ad rem — эвиденция и доводы к логосу; ad hominem — доводы к этосу и к пафосу) как комплексные ЛР структуры. Нервная ткань (головной и спинной мозг, нервные волокна и окончания) как источник метафоры — коррелят пронизанное™ каждого дискурс-текста этосом, логосом, пафосом, нервными импульсами от продуцента к реципиенту, системой психоэнергетических взаимодействий, формирующих лингвориторико-герменевтический круг.

Системы — объединения органов, сходных по строению и развитию и выполняющих единую функцию; аппараты — совокупности органов, имеющих различное строение и происхождение (опорно-двигательный, эндокринный и др.), но также выполняющих единую функцию. По аналогии в отдельном номере ГЖД, в строении «семиотического тела дискурса» мы условно выделяем зри базовые жанрово-стилевые подсистемы: рекламный дискурс, PR-дискурс [Скулкин, 2011; Анисимова. 2013], собственно журналистский дискурс (с подтипами: информационный, проблемный, развлекательный, интерактивноэпистолярный) (ср.: сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы).

Таким образом, если конкретные фото-дискурсы и дискурс-тексты (т.е. отдельные публикации) — это «органы» журнального номера, то жанры, жанрово-стилевые разновидности — это «системы органов». При этом каждый выпуск той или иной именной дискурс-практики ГЖД воплощает синергетику основных блоков формально-структурной организации ГЖД.

Это блоки:

  • 1) атрибутивно-иконический с вербальными вкраплениями разного уровня («риторика образа»);
  • 2) вербальный с аі'рибутивно-иконическим сопровождением («риторика слова», лингвориторика).

В развитие избранной метафоры отметим, что они выступают своего рода аппаратами ГЖД как информационно-образовательного организма (ср.: опорно-двигательный, эндокринный, мочеполовой и др.).

Гсндсрно-спсцифичсскис темы, например: выбор технологичных гаджетов (муж.) // декоративная косметика (жен.) — выступают как дифференцирующие «половые признаки» персонифицированных «мужчин» и «женщин» как именных микросегментов ЛИР.

На уровне гендерных систем информационного организма того или иного ГЖД функционируют содержательно-смысловые компоненты, посвященные темам «секс, отношения», «откровенные фотосессии» (муж.), корреспондируя с гендером реципиента.

В целом можно заключить, что один и второй искомый для нашего исследования гендер-идеал, маскулинный и феминный, конструируемые журналистами в ГЖД, это и есть сам глянцевый журнал, мужской или женский (в комплексе всех его номеров), который пестрит образами, информирует и внушает, как нужно жить и что делать, и все это в сумме является некой персонификацией, своего рода эталоном «глянцевого человека-идеала», мужчины или женщины.

На уровне обобщения вышеописанных особенностей «внешнего облика» каждого номера ГЖД как именного сегмента ЛИР, «информационно-образовательного организма», сформулируем ведущие принципы организации потока информации, лежащего в основе дискурсивно-текстообразующего процесса в ГЖ дискурс-ансамблс. При этом мы уже выходим за пределы биологической метафоры, которая имеет когнитивную ценность в плане лучшего понимания сути рассмотренных элементов ГЖД, предлагая своего рода наглядную каталогизацию, каркас всех его элементов и, тем самым, облегчая понимание и интерпретацию его структуры (данный фрагмент монографии можно трактовать как выражение научно-популяризаторского аспекта нашего исследования).

В ходе исследования нами были сформулированы следующие ЛР принципы организации, функционирования и воздействия ГЖД, а именно:

  • 1. Принципы формально-организационного уровня ГЖД:
  • 1.1) принцип калейдоскопичности (гипертрофированная яркость, изобретательность в компоновке различных элементов невербально-визуального, визуально-слоганового и текстового блоков; игра шрифтов, цветов, ракурсов и т.п.);
  • 1.2) принцип переслаивания, или «слоеного пирога» (наличие «дискурсивных слоев» — рекламного, PR и информационно-развлекательного, т.е. собственно журналистского типов дискурса).
  • 2. Принципы содержательно-организационного уровня ГЖД:
  • 2.1) принцип фрагментарности, или «немногое о многом» («выхватывание» актуальных моментов различных аспектов жизнедеятельности преуспевающего члена общества массового потребления);
  • 2.2) принцип «руки на пульсе» (презентация модных, трендовых аспектов с ориентацией на молодежную среду — мода, гаджеты, спорт, хобби и т.д.; оборотная сторона — быстрое «старение» «субличности» каждого номера, т.к. свежий и даже поражающий воображение контент — через несколько номеров уже «вчерашний день»).

Представленный в параграфе материал позволяет сделать следующие основные выводы:

  • 1. ГЖД предстает с позиций ЛР парадигмы как дискурсивный процесс, во-первых, актуальный (новейший в плане хронологии исторического процесса), во-вторых, актуализирующий социокультурно-образовательное пространство России начала XXI в (стимулирующий его трансформации в русле тенденций глобализации и ценностных ориентиров «философии гламура»).
  • 2. Исследуемые нами в ЛР параметрах их функционирования модификации современного гендер-идеала, генерируемые ГЖД и внедряемые в общественное сознание, реконструируются в диалектической соотнесенности целей двух субъектных позиций:
    • - продуцент: внедрить в языковое сознание коллективного реципиента мировоззренческие основы специфического «глянцевого», гламурного образа жизни, сверхзадача — коммерческий успех реализации его материальных атрибутов;
    • - реципиент: приобщиться к элитарным (в данном случае в гламурном векторе их эволюции) канонам стиля и жизненным ценностям для повышения своего социального статуса, удовлетворить свои информационные и «развлекательные» потребности.
  • 3. Опыт натуралистической интерпретации ГЖД позволил представить его с позиции рождения и развития дискурс-ансамбля как живого организма, в эволюционно-динамическом аспекте дискурсивного процесса, актуального для современного социокультурно-образовательного пространства России начала XXI в. Теоретико-методологической основой при этом выступают лингвориторическая (ЛР) парадигма, концепция «личности информационноразумной (ЛИР)», биологическая понятийно-терминологическая система описания человеческого организма.
  • 4. Установление особенностей организации речемыслительной деятельности «глянцевого журналиста» как профессиональной языковой личности институционального типа позволило выполнить категориальную разработку понятия «корпоративная языковая личность» применительно к обобщенному продуценту ГЖД. В нашей концепции корпоративную языковую личность обобщенного продуцента ГЖД образуют:
  • 1) непосредственный продуцент: редколлегия той или иной конкретной глянцевой дискурс-практики, женской или мужской, как «групповой концепто-носитель», включая такие ее «действующие элементы», как:
    • - креативная/'-ые группа/-ы;
    • - журналисты-исполнители;
  • 2) опосредованный продуцент: рскламодатсль/-и.
  • 5. «Фактор адресата» ГЖД в аспекте характеристики социокультуро-стратной языковой личности обобщенного реципиента данного типа дискурса позволяет выделить несколько групп потенциального реципиента ГЖД: «элита общества» по параметру материального благосостояния: сверхбогатые и богатые люди; 2) представители светского бомонда: медийные лица, звезды шоу-бизнеса, сцены, кино, спорта, журналисты и др. (в журнальном глянце часты новости из их жизни, интервью, различные рейтинги популярности, топ-100 и т.п.); 3) средний класс; 4) пограничный слой населения (в том числе молодежь), стремящийся повысить свой социальный статус.
  • 6. Сущностные признаки и типологические черты ГЖД системно представлены нами на более высоком теоретическом уровне сквозь призму ЛР-парадигмы. Говоря обобщенно, ГЖД отличают, в первую очередь: наглядность, комбинирование вербальных и иконических средств воздействия на реципиента при главенствующей роли невербалики и подчиненной функции вербальных компонентов (элокуция особого типа, вербально-иконическая, конструирование тропов и фигур на уровне визуального иконического ряда (па-фосно-вербально-элокутивные параметры)-, особенности тематического наполнения глянцевых журнальных дискурс-практик: инвентивная сетка, базирующаяся на атрибутике богатой «красивой жизни», формирующая потенциально бесконечный, лишь относительно связный, однако целостный в ценностно-мировоззренческом, содержательно-смысловом и формально-структурном отношениях дискурс.
  • 7. В завершение категориальной разработки постулируемого понятия нами были сформулированы итоговое определение ГЖД, представленное в первом концептуальном положении введения, а также ЛР принципы, относящиеся к различным аспектам организации, функционирования и воздействия ГЖД.

  • [1] Франчайзинг (англ, franchise) — «лицензия».
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >