ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДАСТРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Общая характеристика кадастровых отношений в современной России

Согласно Закону о кадастре (в нем впервые в отечественном законодательстве было дано определение «кадастровые отношения») соответствующие отношения возникают в связи введением ГКН, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности[1]. Впрочем, с 2017 г. указанное определение становится весьма узким — это лишь отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, а также деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и национального объединения таких организаций.

Следует признать, что прежнее определение больше соответствовало характеру и содержанию указанных отношений, поскольку для функционирования кадастра необходимы все три названные составляющие:

  • 1) ведение кадастра (актуализация сведений, обеспечение их сохранности, их предоставление);
  • 2) регистрация в нем соответствующих сведений;
  • 3) получение информации об объектах недвижимости (до 2008 г., когда ГКН не было, а велся государственный земельный кадастр — о земельных участках).

Кроме того, информацию об объектах недвижимости по способам ее возникновения можно подразделить па три группы:

  • а) специально формируемая в результате кадастровой деятельности (кадастровых работ) путем съемок и обследований, основанных на фиксировании объективно существующих показателей (информация о физических параметрах объектов недвижимости);
  • б) специально формируемая путем оценки подлежащих учету объектов, т.е. «прикладного экономического анализа, главными целями которого являются: поиск оптимального варианта землепользования; исследование спроса

и предложения земельных участков для разных целей; прогноз вероятной цены земли при ее рыночном обороте»[2] (информация об их кадастровой стоимости);

в) иная информация, включаемая в кадастр, но существующая вне зависимости от ее востребованности в ГКН (данные о правообладателе, режиме использования объекта и т.п.). Возникновение и существование последнего вида информации (универсальной), естественно, находится вне рамок кадастровых отношений.

Причина же того, что в законодательном определении кадастровых отношений 2007 г. не упомянута кадастровая оценка, объясняется тем, что Закон о кадастре ее не регламентировал: это было осуществлено в Законе об оценочной деятельности (так же как с 2017 г. в понятие кадастровых отношений не входит кадастровый учет, регулируемый теперь Законом о регистрации недвижимости).

Таким образом, несмотря на различные определения, содержащиеся в действующем законодательстве, кадастровая оценка является важнейшим компонентом современных кадастровых отношений.

Следует отметить, что как учет земельных участков, так и их сравнительная оценка осуществлялись уже на самых ранних стадиях развития человечества— в Древних Египте, Месопотамии, Китае, Риме, Греции. Это было обусловлено тем, что используемые в целях земледелия участки являлись ключевым источником дохода, пополнявшего казну государства. Так, центральной фигурой государственного аппарата в Древнем Египте были писцы-канцеляристы, ведавшие многочисленными приходно-расходными книгами и дважды в год составлявшие кадастр всех земель; в древнекитайском царстве Цинь податное крестьянство использовало землю, принадлежавшую на праве собственности государству; в греческой Спарте земля, находившаяся в совместной собственности спартиатов, была поделена на 9 тыс. примерно равных неделимых и неотчуждаемых клеров (их нельзя было продать или подарить).

Поэтому и происхождение термина кадастр отечественная наука увязывала с латинскими «caput» (податний предмет) и «capitastrum» (опись податных предметов), позднее преобразованных во Франции в «cadastre» (реестр). Но поскольку в советский период земля была выведена из сферы гражданского оборота, а ее налогообложение отсутствовало, то понятие «кадастр» означало «список, составленный официальным органом или учреждением», несколько трансформированное в дальнейшем в «систематизированный свод (опись) дан-

ных»[3], например, о существенных элементах экономики государства, составляемый официальным органом.

Среди различных видов кадастров особое место всегда занимал земельный кадастр (на его основе сформирован и современный ГКН). Это объясняется тем, что именно на земле расположены все остальные подлежащие учету объекты. Кроме того, именно земельный кадастр был первым среди всех других видов кадастра, причем изначальным и главным его предназначением был сбор налога. На это указывали, в частности, отечественные исследователи как досоветского, так и советского периодов: «система обложения земель... опирается на тщательно проведенный кадастр» (О.А. Хауке), «под кадастром разумеется совокупность мер и действий, направленных к изысканию чистого дохода с земель в целях раскладки поземельного налога» (И.Е. Герман), «под кадастром понимают совокупность приемов, применяемых для установления качественной характеристики земли, необходимой для определения размеров обложения ее поземельным налогом» (М. Шульгин ), привлекательность французского кадастра (на его идеях основаны современные кадастры), ставшего следствием Французской революции, обусловлена тем, что он способствовал установлению податного равенства, уничтожению многочисленных, ранее податных привилегий и изъятий (М. Шульгин И)), «основная цель земельного кадастра — получение сведений для поземельного налогообложения землевладельцев» (И.В. Дегтярев) и др.

Вместе с тем в СССР вплоть до 1968 г. термин «кадастр» не применялся, был просто учет земель. Принятые в 1968 г. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик ввели понятие «земельный кадастр», определив его как совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, которые включали в себя данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель. Впрочем, это определение (учет — составная часть кадастра) находилось в некотором противоречии с другим положением названных Основ — о том, что к ведению союзных органов было отнесено установление:

  • 1) единой системы государственного учета земель;
  • 2) государственной регистрации землепользований;
  • 3) порядка ведения земельного кадастра (т.е. велись раздельные учет земель и земельный кадастр)[4].

Положение же, определявшее порядок ведения кадастра вплоть до земельной реформы 1990-х гг., регламентировало его именно как механизм учета земель. Осуществление земельной реформы 1990-х гг. и введение платности землепользования повлекли за собой возрастание востребованности оценочных показателей кадастра, а также его роли как механизма защиты земельных прав граждан и юридических лиц. Поэтому первая существенная законодательная новация, связанная с кадастром, относится еще к 1993 г., когда было установлено, что государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся по единой системе, а в перспективе создается единая государственная система регистрации недвижимости. Однако на практике в 90-е гг. такая система не была создана: регистрация иных объектов недвижимости и прав на них продолжала осуществляться другими информационнорегистрационными системами (БТИ, органы по управлению имуществом и др.). А после того, как в 1997 г. был принят Закон о госрегистрации прав, осуществление соответствующей регистрации было возложено на вновь образованные учреждения юстиции, никак не связанные с кадастровыми отношениями.

Принятие Закона о кадастре (2007 г.) привело к совершено новым кадастровым отношениям как в содержательном плане, так и с точки зрения их законодательного регулирования. Ключевыми содержательными изменениями стали:

  • - объединение в рамках кадастра учета не только земли, но и других объектов недвижимости;
  • - разделение кадастрового процесса на: 1) осуществляемый государственными органами (учреждениями) учет и 2) выполняемые частными лицами (кадастровыми инженерами) работы по формированию кадастровых сведений о площади, границах и местоположении объектов недвижимости (в данной сфере возник новый вид работ — кадастровая деятельность);

- кадастр перестал быть компонентом системы управления земельным фондом (до этого земельный кадастр велся в том числе в целях государственного и муниципального управления земельными ресурсами).

Правовое регулирование кадастровых отношений

Закон о кадастре в период 2007-2016 гг. регулировал две группы отношений:

  • - осуществляемые Росреестром и подведомственными ему филиалами по субъектам Российской Федерации ФГБУ «Кадастровая палата»[5] кадастровый учет и ведение ГКН;
  • - осуществляемая кадастровыми инженерами кадастровая деятельность.

В качестве оснований для кадастрового учета объектов недвижимости Закон о кадастре предусматривал:

  • 1) их образование или создание (постановку на учет)-,
  • 2) прекращение их существования (снятие с учета)',
  • 3) изменение их уникальных характеристик или сведений о них (адрес, ограничения вещных прав, кадастровая стоимость, разрешенное использование и др.).

В результате кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе вносились в ГКН, который представлял собой федеральный государственный информационный ресурс. При этом основными сведениями ГКН о конкретном объекте недвижимости (об уникальных характеристиках объекта недвижимости) были:

  • - вид объекта недвижимости — земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства;
  • - кадастровый номер (государственный учетный номер имеется у каждого объекта недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН; такой номер неизменяем и не повторяется во времени и на территории Российской Федерации) и дата его внесения в ГКН;
  • - описание местоположения границ земельного участка — если именно он является подлежащим учету объектом;
  • - описание местоположения на земельном участке здания, сооружения или объекта незавершенного строительства — если одно из них является подлежащим учету объектом;

  • - кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором оно расположено (при наличии этажности), а также описание его местоположения — если это помещение является подлежащим учету объектом;
  • - площадь земельного участка, здания или помещения — если учету подлежит один из этих объектов.

При этом в ГКН также могли вноситься сведения, не являвшиеся кадастровыми (временного характера), которые использовались лишь в целях регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также при выполнении кадастровых работ (этот характер утрачивался со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, а если по истечении 5 лет данная регистрация не осуществлена, то такие сведения подлежали исключению из ГКН).

ГКН включал в себя три раздела:

  • - реестр объектов недвижимости; этот раздел является систематизированным сводом записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в ГКН сведений о таких объектах;
  • - кадастровые дела, которые представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в ГКН;
  • - кадастровые карты, на которых воспроизводятся внесенные в ГКН сведения об объектах недвижимости, границах, кадастровом делении и местоположении пунктов опорных межевых сетей.

Что касается общих принципов ведения ГКН, определявших содержание всех остальных правовых норм, содержащихся как в Законе о кадастре, так и в конкретизирующих его положения подзаконных актах, то ими были определены:

  • - единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации;
  • - общедоступность и непрерывность актуализации кадастровых сведений;
  • - сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. При этом ГКН на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей его и ЕГРП;
  • - приоритет сведений на бумажных носителях в случае несоответствия между ними и электронными носителями;
  • 1
  • - постоянное хранение документов, содержащихся в ГКН; недопустимость их уничтожения и изъятия из них каких-либо частей;
  • - внесение сведений в ГКН только на основании поступивших документов;
  • - сохранение актуальности кадастровых сведений об объекте недвижимости, которые не подлежат уточнению в случаях истечения срока со дня завершения кадастрового учета, изменения требований к точности или способам определения сведений либо геодезической или картографической основы ГКН;
  • - сохранение кадастровых сведений, ранее внесенных в ГКН, в случае их изменения (если иное не установлено Законом о кадастре);
  • - общедоступность кадастровых сведений, за исключением тех кадастровых сведений, доступ к которым ограничен Законом о кадастре.

Что касается кадастровой деятельности, то в период 2008-2016 гг. осуществлять ее могли физические лица, имевшие действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера[6]. Такой аттестат выдавался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам аттестации (в форме квалификационного экзамена) при наличии у претендента гражданства Российской Федерации, специального образования (среднего профессионального или высшего), а также при отсутствии у него непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Квалификационные экзамены принимались постоянно действующими органами — квалификационными комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Квалификационные аттестаты не имели ограничений по сроку и территории их действия; Росреестр вел реестр кадастровых инженеров, в котором указывались сведения об их действующих аттестатах (Закон о кадастре предусматривал также возможность аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера).

Осуществлять свою деятельность кадастровый инженер мог либо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являясь работником юридического лица (на основании трудового договора). Кадастровые инженеры были вправе создавать объединения (саморегулируемые организации) на добровольной основе в форме некоммерческого партнерства, основанного на членстве таких инженеров. Однако обязанности состоять в такой организации Закон о кадастре не предусматривал.

Выполнялись кадастровые работы на основании договора подряда[7], являющегося публичным договором (если иное не установлено федеральным законом), а также на основании определения суда. По такому договору индивидуальный предприниматель — кадастровый инженер или юридическое лицо (в котором работает кадастровый инженер) — обязуется по заданию заказчика выполнить работы в отношении объекта (объектов) недвижимости и передать ему подготовленные в результате этих работ документы (межевой план, технический план или акт обследования), необходимые для постановки на учет такого объекта, либо для учета его изменения, либо для снятия его с учета. Заказчик в свою очередь обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные работы.

Изменения законодательного регулирования кадастровых отношений, осуществленные в 2014-2016 гг.

Изменения законодательства, регулирующего кадастровые отношения, осуществленные в 2014-2016 гг., обусловлены двумя процессами:

  • - завершением интеграции кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость;
  • - ростом числа претензий к качеству работу кадастровых инженеров.

Как отмечено выше, практически весь постсоветский период велась законодательная и организационная работа по объединению в единый информационный ресурс сведений о различных объектах недвижимости и правах на них. Так, с 1998 г. государственная регистрация таких прав осуществляется по единой системе и охватывает права как на земельные участки, так и на участки недр и другие объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение не-

возможно без несоразмерного ущерба их назначению. С 2008 г. ведется ГКН. А после перехода к объединенному кадастру меры в направлении интегрирования ГКН и ЕГРП были предусмотрены сначала Концепцией единой регистрации и кадастра[8], а затем и Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 гг.)». Их реализация направлена на устранение дублирования сведений, имеющихся в ГКН и ЕГРП; объединение их в единый государственный информационный ресурс; упрощение постановки на учет и госрегистра-цию прав; сокращение их сроков.

Согласно указанной программе к 2019 г. должен быть обеспечен полный охват в едином государственном реестре объектов недвижимости (ЕГРН — объединенный ЕГРП и ГКН) сведений об объектах недвижимости, которые содержатся в ГКН, и перевод их в электронный вид. При этом ожидается существенное сокращение сроков оказания услуг по госрегистрации прав и кадастровому учету (к указанному периоду уже 70 % таких услуг будет оказываться через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет).

Известным препятствием для полной интеграции оставалась, однако, законодательная разобщенность кадастра и госрегистрации прав, поскольку они регулировались разными законами, в которых даже объекты, подлежащие учету и регистрации, совпадают не полностью (положения Закона о кадастре не применяются в отношении участков недр и предприятий как имущественных комплексов, права же на них подлежат госрегистрации).

С 2017 г. госрегистрация прав законодательно будет объединена с ГКН. Закон о регистрации недвижимости регулирует три группы общественных отношений, связанных с:

  • - ведением ЕГРН, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений как об учтенном недвижимом имуществе, так и о зарегистрированных правах на такое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях. Именно посредством внесения записей в ЕГРН осуществляются кадастровый учет и госрегистрация прав;
  • - кадастровым учетом, который представляет собой внесение в ЕГРН таких сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают их существо-

вание с характеристиками, позволяющими определить эти объекты в качестве индивидуально-определенных вещей, или подтверждают прекращение их существования;

- осуществлением госрегистрации прав, которая представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права конкретного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Кадастровую деятельность, так же, как и кадастровую оценку, Закон о регистрации недвижимости не регулирует.

В отношениях, возникающих при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации прав, участвуют следующие органы и лица:

  • 1) орган регистрации прав, который ведет ЕГРН и предоставляет из него сведения, осуществляет кадастровый учет и госрегистрацию прав. Таким единым органом является Росреестр (и его территориальные органы), как уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
  • 2) правообладатели — это собственники земельных участков, других объектов недвижимого имущества и иные их правообладатели, а в случаях, предусмотренных Законом о регистрации недвижимости, и другие лица. Ими могут быть граждане Российской Федерации, других государств, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Для граждан и юридических лиц Закон о регистрации недвижимости сохранил прежний подход, предусматривающий заявительный характер соответствующих отношений, тогда как для органов государственной власти и местного самоуправления, издавших акт, на основании которого право возникло или ограничено либо обременен объект недвижимости, предусмотрена обязанность направить в орган регистрации прав заявление о госрегистрации прав;
  • 3) кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители.

Права и обязанности непосредственно по осуществлению кадастрового учета и госрегистрации прав возложены на госрегистратора прав — федерального государственного гражданского служащего, являющегося должностным лицом Росреестра (его территориального органа). Что касается иных полномочий — по ведению ЕГРН, предоставлению содержащихся в нем сведений, выдаче документов и принятию на учет бесхозяйных вещей, то их может осуществлять также подведомственное органу регистрации прав федеральное гос ударственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Со дня вступления в силу Закона о регистрации недвижимости все сведения, ранее содержащиеся в ЕГРП и ГКН, считаются сведениями ЕГРН, не требующими дополнительного подтверждения. Права же на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона о госрегистрации прав, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН; регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме. Он ведется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений. Внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в следующих случаях:

  • - в результате кадастрового учета и госрегистрации прав, когда в ЕГРН вносятся основные сведения о земельном участке или ином объекте недвижимости и сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях таких объектов, о сделках, подлежащих государственной регистрации;
  • - в порядке межведомственного информационного взаимодействия, когда в ЕГРН вносятся дополнительные сведения о земельном участке или ином объекте недвижимого имущества, сведения о границах зон и территорий, а также сведения о лице, за которым зарегистрировано право или в пользу которого установлены ограничения права и обременения;
  • - в уведомительном порядке, когда в ЕГРН вносятся дополнительные сведения, не влекущие за собой переход, прекращение или ограничение права либо обременение земельного участка или иного объекта недвижимости.

Согласно сложившейся с 1998 г. законодательной практике право на недвижимое имущество, зарегистрированное в ЕГРН, может быть оспорено лишь в судебном порядке.

По общему правилу, все сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными и подлежат постоянному хранению. Уничтожение и изъятие таких сведений не допускаются, в том числе и в случае их изменения (все ранее внесенные сведения сохраняются). ЕГРН включает в себя следующие составные части (реестры, карты, книги):

  • 1) реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
  • 2) реестр прав на недвижимость, в том числе ограничений прав и обременений недвижимого имущества;
  • 3) реестр границ различных зон и территорий;
  • 4) реестровые дела;
  • 5) кадастровые карты;
  • 6) книги учета документов.

При этом реестр объектов недвижимости во многом повторяет ГКН периода 2008-2016 гг. Его сведения, как и прежде, подразделяются на основные и дополнительные. К основным сведениям отнесены такие, которые либо позволяют определить учтенные объекты (в том числе земельные участки) как индивидуально-определенную вещь, либо определяются и изменяются в результате образования земельных участков или уточнения местоположения их границ, а также строительства зданий, сооружений и помещений (их реконструкции и перепланировки). Что касается дополнительных сведений, вносимых в кадастр недвижимости, то это такие, которые изменяются на основании решений органов государственной власти или местного самоуправления, либо вносятся в уведомительном порядке, либо уже содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах.

Кадастр недвижимости, как первая часть ЕГРН, является основой для следующей части — реестра прав на недвижимость, сведения которого также подразделяются на две группы.

Во-первых, это сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости (когда они подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом):

  • - вид вещного права, номер регистрации и дата госрегистрации права;
  • - сведения о правообладателях: как о лице, за которым зарегистрировано право, так и о предыдущих правообладателях;
  • - сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права;
  • - вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер и дата их государственной регистрации;
  • - сведения о лицах, в пользу которых установлены ограничения права или обременения;
  • - основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости;
  • - реквизиты, существенные и иные условия сделки или сделок.

Во-вторых, это дополнительные сведения, внесение которых в реестр не влечет за собой переход, прекращение, ограничение прав и обременение объектов недвижимости:

- о том, что в отношении зарегистрированного права имеются возражения предшествующего правообладателя или судебный спор;

  • - о невозможности госрегистрации права на объект без личного участия правообладателя или его законного представителя, а также о признании правообладателя недееспособным, ограниченно дееспособным;
  • - о поступлении заявлений для осуществления госрегистрации прав, сделок с объектом недвижимости, а также о дате их поступления;
  • - об осуществлении госрегистрации сделки или прав на основании сделки, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления (когда в силу закона такие сделки не являются ничтожными);
  • - о размере доли в праве общей долевой собственности на земельный участок;
  • - о решении изъять земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости для государственных или муниципальных нужд, а также иные сведения в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Третий раздел ЕГРН — реестр границ содержит сведения о следующих границах:

  • 1) зоны с особыми условиями использования территорий;
  • 2) территориальные зоны;
  • 3) территории объектов культурного наследия;
  • 4) ООПТ;
  • 5) ОЭЗ;
  • 6) охотничьи угодья;
  • 7) территории опережающего социально-экономического развития;
  • 8) зоны территориального развития;
  • 9) игорные зоны;
  • 10) лесничества и лесопарки;
  • 11) государственная граница Российской Федерации;
  • 12) границы между субъектами Российской Федерации;
  • 13) границы муниципальных образований;
  • 14) границы населенных пунктов;
  • 15) береговые линии (границы водных объектов);
  • 16) границы земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с проектами межевания территорий.

Реестровые дела представляют собой совокупность документов (в электронной форме), на основании которых сведения, установленные Законом о регистрации недвижимости, внесены в ЕГРН.

Кадастровыми картами являются тематические карты, составленные на картографической основе, на которых в графической и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в ЕГРН. Такие карты ведутся в электронной форме. В зависимости от доступности различаются: публичные ка дастровые карты, используемые неограниченным кругом лиц (они подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы), и дежурные кадастровые карты, предназначенные исключительно для использования органом регистрации прав при ведении ЕГРН.

Книги учета документов предназначены для записи в них информации о поступивших заявлениях о кадастровом учете и госрегистрации прав, а также прилагаемых к ним документов (с указанием даты и времени их получения).

Кадастровый учет и госрегистрация прав включают в себя следующие последовательно осуществляемые действия:

  • 1) прием заявления об учете и (или) регистрации и прилагаемых к нему документов;
  • 2) возврат прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения (при наличии оснований для такого возврата);
  • 3) проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления кадастрового учета или госрегистрации прав либо для отказа в их осуществлении;
  • 4) внесение в ЕГРН сведений, необходимых для осуществления кадастрового учета и госрегистрации прав, либо их приостановление или отказ в их осуществлении (при наличии оснований для этого), а также их прекращение;
  • 5) выдача документов после осуществления кадастрового учета и госрегистрации прав, либо после отказа в их осуществлении, либо после их прекращения.

По общему правилу, как кадастровый учет, так и госрегистрация прав осуществляются на основании заявления, подать которое можно тремя способами:

  • - путем личного обращения: 1) в орган регистрации прав, 2) к уполномоченному лицу такого органа при выездном приеме, 3) через МФЦ. При этом отказ в приеме заявления допускается, только если в момент его представления не установлена личность обратившегося;
  • - посредством почтового отправления (направляется в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений);
  • - с использованием сети Интернет посредством единого портала государственных и муниципальных услуг или официального сайта с применением единой системы идентификации и аутентификации (в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью).

Осуществляться кадастровый учет и госрегистрация прав могут как единовременно, так и по отдельности.

Одновременно они осуществляются при:

  • 1) образовании объекта недвижимости (за исключением случая, когда земельный участок образуется на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд) или создании объекта недвижимости[9];
  • 2) прекращении существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
  • 3) образовании или прекращении существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации.

Осуществление только кадастрового учета земельного участка без одновременной госрегистрации прав на него допускается при:

  • 1) создании объекта недвижимости в случаях, связанных с ядерным оружием и ядерными установками военного назначения;
  • 2) прекращении существования такого объекта недвижимости, права на который не были зарегистрированы ЕГРН;
  • 3) образовании, прекращении существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения, не подлежащие регистрации в ЕГРН;
  • 4) учете всех помещений в здании одновременно с осуществлением учета этого здания либо в случае, если право собственности на него уже зарегистрировано в ЕГРН; а также при учете здания — многоквартирного дома и помещений, являющихся общим имуществом в нем, одновременно с осуществлением учета расположенных в таком доме квартир;
  • 5) изменении основных характеристик объекта недвижимости;
  • 6) учете образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено проектом межевания территории и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;
  • 7) учете земельных участков, образуемых либо на основании решения об изъятии их (или расположенных на них объектов недвижимости) для государственных или муниципальных нужд, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Осуществление же лишь государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета допускается при:

  • 1) возникновении права на вновь образованный земельный участок (если он образуется на основании решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд) или созданный объект недвижимости (если это связано с ядерным оружием и ядерными установками военного назначения);
  • 2) прекращении прав на объект недвижимости (если права на него ранее не были зарегистрированы в ЕГРН);
  • 3) переходе права на объект недвижимости;
  • 4) подтверждении прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Закона о госрегистрации прав, а также возникших в силу федерального закона;
  • 5) ограничении прав на объект недвижимости и его обременения, а также их прекращения.

Кадастровый учет, госрегистрация возникновения или перехода прав удостоверяются выпиской из ЕГРН, а проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок — посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки (если такой документ был представлен в электронной форме, то такая регистрационная надпись подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью госрегистратора прав).

Как показала правоприменительная практика последних лет, в ГКН и ЕГРП могли быть внесены ошибочные сведения. Законодательство подразделяет их на две группы:

  • - технические ошибки в записях — это описки, опечатки, грамматические, арифметические и иные подобные ошибки. Такие ошибки возникают на этапе внесения в ЕГРН (перенесения в него) изначально верных сведений. Результатом технических ошибок, допущенных органом регистрации прав, является несоответствие содержащихся в ЕГРН сведений тем документам, на основании которых сведения в него вносились. Такие ошибки подлежат исправлению по решению госрегистратора прав в течение 3 рабочих дней со дня их обнаружения или получения от любого заинтересованного лица заявления об их исправлении либо на основании вступившего в законную силу решения суда о таком исправлении;
  • - реестровые ошибки, т.е. воспроизведенные в ЕГРН ошибки, которые уже содержатся в документах, на основании которых был осуществлен учет. Соответственно, их причины — это ошибки, допущенные при проведении кадастровых работ, а также содержавшиеся в документах, представленных иными лицами и органами в порядке информационного взаимодействия. Такая ошибка подлежит исправлению в 5-дневный срок по решению госрегистратора прав со дня получения документов, свидетельствующих о наличии такой ошибки и содержащих необходимые для ее исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.

Оба вида ошибок могут быть исправлены, только если это не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в ином случае исправление осуществляется по решению суда.

В целом законодательное решение о завершении интеграции кадастра и госрегистрации прав не стало неожиданным и даже радикальным. Скорее это закономерный итог в их развитии. Поэтому указанное законодательное решение хотя и влечет за собой определенные изменения в правовом регулировании (меняется даже правовое понятие — «кадастровые отношения»), но существенных перемен для правообладателей недвижимости и органов, осуществлявших учет и госрегистрацию, оно вызвать не должно. Вместе с тем требования к гос-регистратору прав более высокие, чем к работникам, ранее осуществлявшим кадастровый учет.

Изменения же законодательного регулирования кадастровой деятельности оказались более резкими и обусловленными накопившимися в период 2008-2015 гг. претензиями к низким темпам постановки объектов недвижимости на учет, фактам наложения границ ранее поставленных на учет земельных участков и таких, в отношении которых выполнены кадастровые работы, а также к общему уровню качества работы кадастровых инженеров.

Первой из реализованных законодателем мер стала законодательная возможность проведения комплексных кадастровых работ. Это предусматривает глава 4.1, которой Закон о кадастре был дополнен в 2014 г.[10]. Заказчиком таких работ является не правообладатель земельного участка (или иного объекта недвижимости), а уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (в городах Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Такие работы направлены на:

  • - уточнение местоположения границ земельных участков;
  • - установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

  • - образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения. Однако указанные работы не предусматривают образование земельных участков, на которых расположены сооружения, являющиеся линейными объектами;
  • - образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и подобными объектами;
  • - исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ уже учтенных объектов.

Комплексные кадастровые работы также выполняются кадастровыми инженерами, но не по договору с правообладателем недвижимости, а на основании государственного или муниципального контракта, и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Законодательством предусмотрены однократность проведения таких работ и одновременный охват ими всех расположенных на территории одного кадастрового квартала (или нескольких кварталов):

  • 1) земельных участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют требованиям к описанию местоположения их границ;
  • 2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном порядке проектом межевания территории;
  • 3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном порядке.

Выполнение комплексных кадастровых работ ведется в следующей последовательности:

  • 1) разработка проекта карты-плана территории;
  • 2) согласование местоположения границ земельных участков;
  • 3) утверждение карты-плана территории;
  • 4) представление карты-плана территории в орган кадастрового учета.

Необходимым условием проведения указанных работ является наличие:

  • - для земель сельскохозяйственного назначения — проекта межевания земельного участка (участков), утвержденного в порядке, установленном Законом об обороте сельхозземель;
  • - для земель лесного фонда — проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
  • - для иных категорий земель — проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры, утвержденного в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, а для садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — проекта организации и застройки территории (или другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в таком объединении).

Правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых проводятся соответствующие работы, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить доступ кадастровому инженеру к этим объектам. При этом они могут потребовать от исполнителя работ без взимания им какой-либо платы указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным им проектом карты-плана территории.

Результатом комплексных кадастровых работ будет карта-план территории, содержащая необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях и объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения таких работ.

В то же время одного лишь законодательного решения о возможности проведения комплексных кадастровых работ недостаточно, поскольку, во-первых, необходимо изыскать источники их финансирования (кадастровые работы по заказу конкретного гражданина или юридического лица оплачивает заказчик; данный же вид работ финансируется за счет местных бюджетов), во-вторых, их проведению должны предшествовать разработка и утверждение градостроительной и иной планировочной документации.

Поэтому второй мерой законодательного реагирования на недостатки кадастровой деятельности, одним из факторов чего был недостаточный уровень профессиональной подготовки кадастровых инженеров (особенно тех из них, которые не имели базовой землеустроительной подготовки)[11], стало изменение организации кадастровых работ и условий их выполнения. С этой целью в конце 2015 г. в Закон о кадастре были внесены изменения, которые можно подразделить на три группы:

  • - повышение требований к кадастровым инженерам (в том числе в части опыта работы, регулярного повышения квалификации и др.);
  • - более четкая регламентация проведения кадастровых работ;
  • - передача ключевых полномочий по регулированию кадастровой деятельности и контролю за ней от государственных органов к саморегулируемым организациям кадастровых инженеров (далее — СОКИ).

Так, с 1 июля 2016 г. кадастровым инженером признается только гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из СОКИ (состоять в нескольких таких организациях не допускается). Обязательными условиями принятия в члены такой организации является соответствие ряду требований:

  • - соответствующее профилю работы высшее образование или дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений[12];
  • - опыт работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее 2 лет, в течение которых он принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ (для лиц, ранее замещавших должности в органе кадастрового учета или в органе госрегистрации прав, этот срок может быть сокращен до года);
  • - сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности. Организуется такой экзамен не государственными органами (как ранее), а национальным объединением СОКИ;
  • - наличие действующего договора обязательного страхования его гражданской ответственности;
  • - отсутствие:
    • 1) наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о кадастровом учете и кадастровой деятельности, наложенного вступившим в законную силу решением суда;
    • 2) непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
    • 3) вступившего в законную силу решения суда о недееспособности или ограниченной дееспособности;
    • 4) ограничений, предусмотренных для лиц, ранее исключенных из организации кадастровых инженеров.

С 2016 г. законодательство детально регламентируют права и обязанности, а также ответственность кадастрового инженера. Теперь за ним закреплены следующие права-.

  • - требовать при выполнении кадастровых работ от их заказчика обеспечения доступа на объект, в отношении которого выполняются работы, и предоставления документации, необходимой для их выполнения;
  • - отказаться от выполнения кадастровых работ при нарушении заказчиком условий договора и необеспечении им предоставления необходимой информа-

ции, документов или доступа на объект, в отношении которого выполняются эти работы;

- отказаться от руководства стажировкой при наличии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обязанностей ее руководителя.

К обязанностям кадастрового инженера отнесены:

  • - соблюдение требований законодательства в области кадастровых отношений, а также стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики;
  • - отказ от заключения договора подряда, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик предполагает выполнение кадастровых работ, не является таким, который подлежит кадастровому учету, а также если предоставленные заказчиком документы содержат недостоверные сведения либо по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства;
  • - информирование заказчика кадастровых работ или юридического лица, с которым у него заключен трудовой договор, о невозможности своего участия в выполнении таких работ в 3-дневный срок с даты возникновения таких обстоятельств;
  • - наличие печати и усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • - предоставление в 3-дневный срок по требованию заказчика кадастровых работ информации о своем членстве в СОКИ;
  • - неразглашение полученной от заказчика кадастровых работ информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами);
  • - хранение актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также передача их в установленном порядке в орган кадастрового учета (в случае, если кадастровый инженер работает по трудовому договору с юридическим лицом, обязанность хранения и передачи возлагается на это лицо);
  • - прохождение раз в 3 года обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в выбираемой по своему усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • - предоставление СОКИ документов и информации, необходимых для проведения проверки его кадастровой деятельности, а также информации о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор.

Для юридического лица, с которым заключил трудовой договор кадастровый инженер, с 2016 г. также предусмотрена новая обязанность: в дополнение к требованиям иметь в штате несколько таких инженеров и обеспечивать сохранность документов, получаемых при выполнении кадастровых работ, теперь ука занное юридическое лицо обязано не допускать кадастрового инженера к выполнению кадастровых работ, если он:

  • - не прошел обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации;
  • - исключен из СОКИ;
  • - привлечен в качестве обвиняемого и в отношении него судом вынесено постановление о его временном отстранении от должности.

Также такому юридическому лицу предоставлено право не допускать кадастрового инженера к выполнению кадастровых работ (но с начислением ему за этот срок заработной платы) на период проведения в отношении него плановой или внеплановой проверки.

Кадастровую деятельность Закон о кадастре (в ред. 2016 г.) определяет как выполнение кадастровых работ и оказание услуг в случаях, установленных этим законом. При этом под кадастровыми понимаются работы в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения о нем, необходимые для осуществления его кадастрового учета. При выполнении указанных работ кадастровые инженеры:

  • - определяют координаты характерных точек границ земельного участка (его части), контур расположенного на нем здания, сооружения (их частей), объекта незавершенного строительства;
  • - определяют площадь земельного участка и иных объектов недвижимости в ходе обработки результатов определения указанных координат;
  • - осуществляют описание местоположения объектов недвижимости и проводят согласование местоположения границ земельного участка;
  • - устанавливают местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания их конструктивных элементов (в случаях, установленных Законом о кадастре, — как дополнительный вид работ).

Законодательство, как и в период 2008-2016 гг., предусматривает две формы организации своей деятельности кадастровым инженером (по его выбору):

  • 1) в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким лицом (в таком случае договор на выполнение кадастровых работ заключается юридическим лицом, но непосредственно выполнять их может только кадастровый инженер).

Что касается организации кадастровой деятельности, то изменения, вступившие в силу в 2016 г., связаны с передачей СОКИ почти всех организационных, контрольных и методических функций в данной сфере.

Так, контрольно-надзорные функции в области кадастровой деятельности теперь распределены следующим образом:

  • - контроль за соблюдением кадастровыми инженерами требований законодательства, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики осуществляют СОКИ, членами которых они являются;
  • - надзор за деятельностью самих СОКИ и их национального объединения осуществляет Росреестр (как орган государственного надзора). Он же ведет государственные реестры как СОКИ, так и кадастровых инженеров.

Кроме того, регулирование кадастровой деятельности Минэкономразвития России осуществляет совместно с национальным объединением СОКИ. Что касается разработки типовых стандартов кадастровой деятельности и правил профессиональной этики, правил деятельности СОКИ, то вся реализация возложена непосредственно на национальное объединение.

Таким объединением признается некоммерческая организация, которая создана организациями кадастровых инженеров и зарегистрирована в государственном реестре саморегулируемых организаций. Его членами должно быть большинство СОКИ, включенных в указанный реестр, причем национальное объединение не вправе отказать в приеме в свои члены любой СОКИ, отвечающей требованиям законодательства.

Сами СОКИ создаются в форме ассоциаций (союзов), основанных на членстве в них кадастровых инженеров. Соответствующий статус они приобретает с даты включения сведений о них в государственный реестр. Для этого требуется наличие в составе СОКИ не менее 700 членов, органов управления, а также специализированных органов и методического органа (он осуществляет методическое обеспечение кадастровой деятельности ее членов, в том числе организацию стажировки и контроль за ее прохождением). Кроме того, такая ассоциация (союз) должна разработать и утвердить стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики, а также уплатить государственную пошлину. СОКИ наделены следующими полномочиями:

  • - разработка и утверждение стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики (на основе типовых стандартов и правил, разрабатываемых национальным объединением кадастровых инженеров);
  • - установление размера членских взносов и порядка их уплаты;
  • - представление законных интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления;
  • - прием кадастровых инженеров в саморегулируемую организацию и исключение их из нее по предусмотренным законом основаниям;
  • - контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики, а также за осуществлением ими обязательного страхования своей гражданской ответственности;
  • - ведение реестра ее членов и предоставление доступа к содержащейся в этом реестре информации заинтересованным лицам;
  • - организация информационного и методического обеспечения своих членов, а также осуществление иных предусмотренных законом функций.

Таким образом, в законодательном становлении современной системы кадастровых отношений были два переломных момента:

  • 1) переход к объединенному ГКН и кадастровой деятельности (2007-2008 гг.);
  • 2) переход к единой регистрации недвижимости и возрастание роли СОКИ и их национального объединения. Примерно в эти же сроки законодатель изменил и правила проведения кадастровой оценки недвижимости (см. Глава 4).

  • [1] Ч. 1 ст. 1 Закона о кадастре. 2 Ч. 1 ст. 1 Закона о кадастре (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)».
  • [2] Лойко П.Ф. Концептуальные положения развития земельных преобразований в России на рубеже XXI века. М.: Библиотечка ассоциации «Русская оценка». 1999. С. 14-15. 2 Дегтярев И.В. Проблемы земельного кадастра в СССР. М.: Наука, 1979. 256 с.; Липски С.А. Кадастр и оценка земель в системе земельных платежей. М.: ГУЗ, 2001. 95 с.; Магазинщиков Т.П. Земельный кадастр, 2-е изд., перераб. и доп. Львов: Вища шк., Изд-во при Львов, ун-те, 1987. 424 с. 3 Большая советская энциклопедия, третье издание. М.: Советская энциклопедия, 1973. T. И. С. 367-368.
  • [3] Большая энциклопедия в 62 томах. M.: Терра, 2006. Т. 19. С. 572. 2 Баскакова М.А. Толковый юридический словарь: бизнес и право (русско-английский, англо-русский). М.: Финансы и статистика, 1998. С. 187. 3 Хауке О.А. Качественное землеустройство в Пруссии. М.: Изд. Моск, межевого ин-та, 1928. С. 81. 4 Герман И.Е. Земельные дела в западно-европейских государствах. М.: типо-лит. В. Рихтер, 1913. С. 6. 5 Шульгин М. Инвентаризация земель. Вып. 1. Основы инвентаризации. М., Л., Сельхозгиз, 1930. С. 13. 6 Шульгин М. Постановка кадастра в связи с земельным обложением // О земле: сборник статей о прошлом и будущем земельно-хозяйственного строительства. Вып. 1. М.: Гос. изд-во, 1921. С. 144. 7 Дегтярев И.В., Осипов Л.И. Земельное право и учет земель. М.: Колос, 1970. С. 134. 8 Ст. 46 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г. № 3401-VII // Ведомости ВС СССР. 1968. №51. Ст. 485.
  • [4] Там же. П. 6 ст. 5. 2 Постановление Совета министров СССР от 10 июня 1977 г. № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» // СП СССР. 1977. № 19. Ст. 119. 3 Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 50. Ст. 4868. 4 Липски С.А. Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения // Нотариус. 2013. № 6. С. 20-25.
  • [5] См.: приказ Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 // Рос. газ. 2010. 19 аир.; приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений “Кадастровая палата” по субъектам Российской Федерации». 2 См.: Приказ Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 г. № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» И Рос. газ. 2011.20 мая.
  • [6] В течение переходного периода 2008-2013 гг. это нс применялось в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, кроме того, до 2011 г. кадастровую деятельность продолжали осуществлять лица, обладающие правом выполнения работ по территориальному землеустройству, а до 2014 г.— организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства). 2 По одной из перечисленных специальностей: картография; правоведение; земельно-имущественные отношения; прикладная геодезия; аэрофотогеодезия; землеустройство; градостроительный кадастр; геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; гидрогеология и инженерная геология; геология и разведка нефтяных и газовых месторождений; маркшейдерское дело; лесное и лесопарковое хозяйство; садово-парковое и ландшафтное строительство; строительство и эксплуатация зданий и сооружений; гидротехническое строительство; строительство железных дорог, пугь и путевое хозяйство; строительство и эксплуатация автомобильных дорог; строительство и эксплуатация городских путей сообщения; архитектура; мелиорация, рекультивация и охрана земель; природоохранное обустройство территорий — см. приказ Минэкономразвития России от 4 февраля 2009 г. № 34 «О перечне специальностей среднего профессионального образования, полученных физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера» И Рос. газ. 2009. 18 мар.
  • [7] Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ договор подряда предусматривает, что одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, заказчик же обязуется принять результат работы и оплатить его. 2 Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. 3 31 января 1998 г. вступил в силу Закон о госрегистрации прав.
  • [8] См.: приказ Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 г. № 534 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» // Вестник Росреестра. 2010. № 1. 2 См.: постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 903 «О федеральной целевой программе “Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 гг.)”»// Соор, законодательства Рос. Федерации. 2013. № 42. Ст. 5364.
  • [9] За исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее — случаи, связанные с ядерным оружием и ядерными установками военного назначения).
  • [10] Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» И Рос. газ. 2014. 26 дек.
  • [11] Волков С.Н., Боголюбов С.А., Липски С.А. Экспертиза и надзор — важные и необходимые звенья землеустройства И Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. № 2. С. 18-24. 2 Федеральный закон от 30 декабря № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости” и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» // Рос. газ. 2016. 12 япв.
  • [12] Для лиц, имевших на 1 июля 2016 г. действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера, данное условие не применяется до 1 января 2020 г. 2 Для лиц, обладавших статусом кадастрового инженера на 1 июля 2016 г., сдача теоретического экзамена и прохождение стажировки не требуются.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >