Специализированная рабочая группа

Общество как группа также демонстрирует базовые феномены. В своем развитии социальные группы частично разрешают эту проблему, как бы делегируя определенным подгруппам некоторые контейнирующие функции. Бион называет эти организации и институты специализированными рабочими группами.

Исходя из этой гипотезы, церковные, армейские и др. институты можно рассматривать как подгруппы, выполняющие функцию специализированной рабочей группы для остальной части общества. С этой точки зрения организация и структура церкви воплощает базовое допущение о зависимости, армия воплощает базовое допущение о борьбе-бегстве, освобождая остальную часть общества от необходимости контейнировать эти базовые допущения. Существуют группы, специализированные в рамках базового допущения о паре; аристократия как социальный класс с ее идеями рода и происхождения — один из примеров.

Неспособность эффективно контейнировать соответствующее базовое допущение в одной из таких ипституциализирован-ных (institutionalized) групп (либо из-за какой-то своей деятельности, либо из-за того, что по каким-то причинам она была заменена другой) вызывает ответные реакции в подгруппе или в обществе, частью которого она является. Затем можно обнаружить либо развитие новой и отличающейся от прежней структуры, либо повторяющееся стремление избежать это развитие. Понятие специализированной рабочей группы дает новый способ понимания сложных явлений в обществе вообще.

Катастрофическое изменение

Катастрофическое изменение — это термин, выбранный Бионом для обозначения устойчивой связи между фактами, обнаруживаемыми в таких различных областях исследования, как психика, группа, психоаналитическая сессия и общество. Явления, на которые указывает устойчивая связь, можно наблюдать, когда в какой-либо из упомянутых областей появляется новая идея.

Бион утверждает, что новая идея обладает потенциальной подрывной силой. Эта сила в какой-то мере нарушает структуру той области, где возникла идея. Так, новое открытие нарушает структуру общества, интерпретация — структуру личности. Если говорить о тех явлениях, которые возникают в малых терапевтических группах, то новая идея, выраженная в виде интерпретации или представленная личностью нового участника, способствует изменению структуры группы. Структуры сменяют друг друга, проходя стадии дезорганизованности, боли и фрустрации; рост должен быть функцией этих обстоятельств. Используя модель контейнера и контейнируемого, можно изучать эти процессы без уточнения того, в какой из областей исследования они имеют место. Можно говорить о новой идее как о контейнируе-мом, а о группе, психике или обществе — как о контейнере, и изучать их возможные взаимодействия (см. главу 3).

Теперь мы готовы назвать явления, которые Бион связывает с термином катастрофическое изменение. К таковым относятся валентность, инвариантность и подрыв системы’, Бион рассматривает эти элементы как внутренне присущие любой ситуации развития. Термин инвариантность обозначает то, что позволяет усматривать в новой структуре аспекты старой (см. главу 4).

Судьба новой идеи (содержащейся в групповом контейнере) в какой-то мере характеризуется стремлением группы в базовом допущении избегать столкновений со всем, что может развиваться. Попытки устранить, обожествить или догматизировать являются реакциями защиты от катастрофического изменения. Эту модель мы можем применять к любой научной, религиозной, терапевтической или социальной группе. Фрейд, например, положил начало новой и революционной идее; некоторые группы отвергли и изгнали его идеи, другие группы организовались вокруг него, сформировав институты, которые сохраняют и развивают его идеи. В совершенно другом контексте Христос и его идеи вызвали защитные реакции и реакции раскола в группах, в основе которых можно обнаружить ту же структуру.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >