Глаголы движения

Глаголы движения без префиксов

идти I иду, идёшь...

ходить II (д / ж) пешком

ехать I еду, едешь...

ездить II (д /ж) на машине, на поезде, на автобусе, на троллейбусе, на маршрутке, на велосипеде, на мотоцикле...

бежать: бегу, бежишь, бежит бежим, бежите, бегут

бегать I

лететь II (т /ч)

летать I на самолёте, на вертолёте...

плыть I плыву, плывёшь...

плавать I на лодке, на корабле, на теплоходе, на катере

ф однонаправленное движение

Ф

разнонаправленное движение

нести I несу, несёшь, несёт несём, несёте, несут нёс, несла, несли

носить II (с / ш) что? кого? куда? на руке, на руках, в руке, в руках

вести I веду, ведёшь, ведёт ведём, ведёте, ведут вёл, вела, вели

водить II (д /ж) кого? что? куда? за руку, за руки, под руку, под руки

везти I везу, везёшь, везёт везём, везёте, везут вёз, везла, везли

возить II (з / ж) кого ? что ? куда ?




Задание 1

А. Выразите мысль с помощью глагола однонаправленного движения:

  • 1. Автобус движется по улице.

  • 2. Мы сидим в самолете, который направляется в Киев.

  • 3. Туристы находятся в поезде, который направляется в Москву.

  • 4. Мы движемся на корабле по морю.

  • 5. К дому идет почтальон, мы спешим ему навстречу.

  • 6. Очень сильный дождь, мы ...

  • 7. Лодка движется вниз по реке.

  • 8. Отец с сыном на руках идет в детский сад.

  • 9. Отец с сыном пешком за руку идет в парк.

  • 10. Отец с сыном на машине едет в цирк.

  • 11. Мы едем домой с цветами.

  • 12. Мы идем домой с цветами.

  • 13. Ребенок плачет и не хочет идти. Мать берет его на руки и ...

  • 14. Ребенок устал и спит. Отец ...

  • 15. Жарко, я снял куртку и ... ее на руке.

  • 16. Твой ключ в кармане? — Нет, я ... его в руке.

  • 17. Навстречу нам идут рыбаки с рыбой.

  • 18. Медсестра помогает больному идти в палату.

  • 19. Медсестра и санитар помогают больному идти в палату.

В. В ответах на вопросы используйте глаголы однонаправленного движения:

  • 1. Куда идет этот мужчина с ребенком?

  • 2. Куда идет экскурсовод с туристами?

  • 3. Куда идет Наташа с маленьким братом?

  • 4. Куда едет машина с хлебом?

  • 5. Куда направляется этот корабль?

  • 6. Куда направляется этот самолет?

  • 7. Куда спешат эти мальчики?

  • 8. Откуда возвращаются эти люди на машинах?

С. Восстановите предложения, используя слова на руке, на руках, в руке, в руках, за руку, за руки, под руку, под руки.

Женщина ведет ребенка ... Медсестра ведет больного ... Медсестра и санитар ведут больного ... Мать и отец ведут ребенка ... Я несу сумку ... Я несу пальто ... Мать несет сына ... Я ношу часы ...

Задание 2

Выразите мысль короче, используя прошедшее время глаголов нести, вести, везти (см. таблицу выше):

  • 1. Почтальоны шли по улице. В руках у них были газеты.

  • 2. Юноша ехал на велосипеде. Позади него была большая сумка.

  • 3. По улице ехала машина с молоком.

  • 4. По железной дороге ехал поезд с автомобилями.


  • 5. По парку шла учительница с детьми.

  • 6. Нам навстречу шли 2 девочки. Рядом с одной шел большой черный дог, у другой на руках был маленький щенок.

  • 7. Мужчина направлялся к дому с надписью «Мастерская. Ремонт часов». В руках у него был будильник.

    Задание 3


Ответьте на вопросы, используя глаголы разнонаправленного движения (тип ходить):

  • 1. Этот человек работает почтальоном. Что он делает?

  • 2. Этот человек работает водителем троллейбуса. Что он делает?

  • 3. Этот человек работает на вокзале носильщиком. Что он делает?

  • 4. Что делает шофёр такси? Лётчик? Машинист? Рыба? Птица?

  • 5. Для чего используют сумку, портфель, кошелек?

  • 6. Обычно человек носит разные предметы в руках. Это всегда удобно? Какие традиции существуют у разных народов? (носить на спине, на плече, на плечах, на голове ..., собака носит ...в зубах)

  • 7. Почему кровеносный сосуд так называется?

  • 8. В больнице часто используют носилки. Как вы думаете, зачем?

  • 9. Вы ждёте друга на улице. Вы идёте или ходите около его дома?

  • 10. Вы увидели знакомого и хотите с ним поздороваться. Вы идёте или ходите ему навстречу?

  • 11. Вы обдумываете какую-то мысль. Вы идёте или ходите по комнате?

  • 12. Человек спускается вниз. Он идёт или ходит по лестнице?

  • 13. Дети играют. Они бегут или бегают по лестнице?

  • 14. Человек идет на вокзал. Он несёт или носит чемодан?

  • 15. Ребёнок учится ходить. Мать ведёт или водит его по комнате?

    Задание 4


Ответьте на вопрос, используя модели типа мне нравится ..., я люблю ..., я привык...:

  • 1. Почему вы идёте так медленно?

  • 2. Почему вы идёте домой пешком?

  • 3. Почему вы летите на самолете, а не едете на поезде?

  • 4. Почему этот человек опять идёт на концерт?

  • 5. Почему он так быстро едет на мотоцикле?

  • 6. Почему вы идёте по тихим, пустынным улочкам, а не по центральным улицам?


Задание 5 (мини-контроль)

Восстановите предложения:

1) лететь —летать: Когда я ... над морем, я всё время смотрел вниз. Птица ...по комнате и никак не могла найти окно. Он стал лётчиком, потому что очень любит .... Я познакомился с ней в самолете, когда ... домой;




  • 2) бежать — бегать: — Почему он ...? Он опаздывает? Мы ... по дороге, потому что боялись опоздать на поезд. Я каждый день ... на стадионе. Дети играли, шумели, .... Эта девочка очень быстро ...;

  • 3) нести — носить: — Куда ты идёшь? —Я ... другу лекарство. Вчера вечером я встретил Андрея, он шёл в гости и ... цветы. Ребенок плакал, и мать ... его на руках по комнате. Я всегда ... часы на левой руке;

  • 4) вести — водить: — Куда вы идёте? — Я ... сына в зоопарк. Мальчик ... по улице собаку. Мать учит ребенка ходить. Она ... его по комнате. Отец 2 раза в неделю ... сына в бассейн. По улице идёт женщина и ... за руку маленькую девочку. По улице идут дети, впереди — учительница. Она ... их в музей. Я весь день ... друга по городу. Когда я ... собаку гулять, я встретил знакомого;

  • 5) везти — возить: Разговор в поезде: — Что вы ... в подарок? — ... — А вы? — ... . Когда я её встретил, она ... в коляске малыша. Мальчик бегает по комнате и ... за собой маленькую машину. Обычно туристов ... на специальных автобусах. На север летят самолеты и ... письма, газеты, журналы.

Задание 6

А. Прослушайте аудиотекст и ответьте на вопрос: Почему старик не ответил на вопрос юноши?

Один юноша шёл в город и встретил по дороге старика. Он спросил старика, далеко ли город.

  • — Иди, — ответил старик.
  • — Я и сам знаю, что должен идти. Но я хочу, чтобы ты сказал, сколько времени еще идти.
  • — Иди, — повторил старик.
  • — Наверное, этот старик не знает, где город — подумал юноша и пошел дальше. Через несколько минут он услышал:
  • — Ты будешь в городе через 2 часа.
  • — Почему же ты не ответил на мой вопрос сразу?
  • — Я не ответил сразу, потому что не знал, как ты ходишь.

В. Разыграйте эту историю.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

О чём идёт речь?

Время идёт (бежит, летит) быстро!

Как вам идёт это платье!

Она ходит в джинсах.

Он носит очки.

Как вы себя ведёте?

Ему всегда (не) везёт.

непрямое (переносное) значение глаголов движения





1

Аудиотекст предъявляется без опоры на печатный источник.

"X


Задание 7


Прочитайте и разыграйте шутки.

Однажды две старушки сели в поезд. В вагоне они сидели и разговаривали.

  • — Куда вы едете? — спросила одна.
  • — Я еду в Москву, к сыну. А вы?
  • — А я в Киев, к дочери.
  • — Смотрите, какая сейчас замечательная техника, — сказала первая старушка. — Мы сидим в одном вагоне, а едем в разные стороны!
  • * * к
  • — Скажите, пожалуйста, почему вы плаваете в костюме и шляпе?
  • — Я плаваю? Это вы плаваете, дорогой мой, а я тону!

к к к

Маленький мальчик сказал матери:

— Ты будешь рада, мама, я сегодня сэкономил: я не сел на автобус, а всю дорогу бежал за ним.

Мама засмеялась:

— Ну что же, в следующий раз беги за такси, ты сэкономишь намного больше.

к ~к к

Наши деды ездили на лошадях и боялись автомобилей.

Наши отцы ездили на автомобилях, но боялись самолётов.

Мы летаем на самолётах, но боимся реактивных.

Наши дети летают на реактивных самолётах, но боятся лошадей.

Рис. 2. Основные значения префиксов глаголов движения



Задание 8

Обратите внимание на способ образования глаголов движения с префиксами. Выучите глаголы (на месте префикса ПРИ-может быть любой).

Префиксы

Инфинитивы глаголов

св

нсв

ПРИ +

У+

В (ВО) + вы +

ПОД (ПОДО) + ОТ (ОТО) + по + ПРО + ПЕРЕ + донов (ОБО)+ ЗА +

идти

(-йти)

ходить

прийти

приходить

ехать

ездить

(-езжать)

приехать

приезжать

бежать

бЕгать

(-бегАть)

прибежать

прибегать

лететь

летать

прилететь

прилетать

плыть

плавать

(-плывать)

приплыть

приплывать

нести носить

принести

приносить

вести водить

привести

приводить

везти возить

привезти

привозить

ПРИ- Ф У-

Задание 9

А. Сравните:

св

НСВ

Вчера он пришёл домой поздно. Он ушёл домой из института поздно.

Обычно он приходит домой поздно.

Обычно он уходит домой из института поздно.

Завтра он тоже придёт / уйдёт поздно.

Когда вы обычно приходите / уходите?



СВ

НСВ

прийти — уйти (пришёл, приду — ушёл, уйду)

приходить — уходить

откуда? куда?

приехать — уехать (приехал, приеду — уехал, уеду)

приезжать — уезжать

откуда? куда?

прибежать — убежать

прибегать — убегать

откуда? куда?

принести — унести

(принёс, принесу — унёс, унесу)

приносить — уносить

что? кого? откуда? куда?

привести — увести (привёл, приведу... — увёл, уведу)

приводить — уводить

кого? откуда? куда?

привезти — увезти (привёз, привезу — увёз, увезу)

привозить — увозить

что? кого? откуда? куда?

  • B. Что вы скажете в следующих ситуациях?

  • 1. Ваш друг где-то далеко, но скоро должен вернуться. Вы звоните ему домой и спрашиваете: — Он уже ...?

  • 2. Кто первый встречает вас, когда вы приезжаете домой?

  • 3. Кому вы звоните, с кем встречаетесь, когда приезжаете?

  • 4. Ваш отец ходит на работу пешком или ездит на машине? Когда он обычно приезжает с работы домой?

  • C. Скажите, что это уже произошло:

  • 1. — Он скоро придёт. — Нет, он уже ...

  • 2. Профессор приедет завтра. — ...

  • 3. Самолет прилетит через 20 минут. — ...

  • 4. Телеграмму принесут через 2 часа. — ...

  • 5. Лекарство привезут вечером. —...

  • 6. Скоро медсестра приведёт больного. — ...

  • 7. В библиотеку скоро привезут новые учебники. — ...

  • 8. Первым должен прибежать этот спортсмен. — ...

  • D. Используйте в ответах на вопросы формы прошедшего времени глаголов принести, привести, привезти (привёз, принёс, привёл):

  • 1. — Откуда здесь эта книга?

  • 2. — Откуда здесь эти цветы?

  • 3. — Где вы взяли такой интересный диск?

  • 4. — Откуда у вас этот фотоаппарат?

  • 5. — Словарь у вас с собой?

  • 6. — Откуда здесь эта собака?

  • 7. — Вместе с вами на дискотеку пришла ваша подруга?

  • 8. — Вы пришли к маме с подругой?

  • 9. — Декан пришел к вам на праздник со своим сыном?



  • 10. — В гости к вам пришёл друг со своей невестой?

  • 11. — Вы приехали домой с подарками?

  • 12. — Вы приехали из дома с интересными новостями?

Е. Закончите фразы:

Я принёс ... Они принесли ... Друг привёз ... Она привезла ... Медсестра принесла ... Медсестра привела ... «Скорая помощь» привезла ... Санитары принесли ... Санитары привели ... Принеси мне ... Привези мне ... Приведи, пожалуйста, ко мне ... Когда ты принесёшь мне ...? Когда ты привезёшь мне ...? Когда ты приведёшь ко мне ...?


Задание 10

А. Замените глаголы на антонимичные:

  • 1. Мы пришли в 5 часов. ^ ...

  • 2. Друзья уехали из института рано. ^ ...

  • 3. Ко мне прилетела сестра. ^ ...

  • 4. Его семья уехала из Киева. ...

  • 5. В магазин привезли товары. ...

  • 6. Наш багаж уже унесли. ^ ...

  • 7. Самолет уже улетел. ^ ...

В. Скажите, что эти люди что-то или кого-то взяли с собой. Используйте глаголы унести, увести, увезти:

  • 1. — Этот человек уже уехал жить в Киев. — А как же его старенькая мама?

  • 2. — Он надолго улетел. — А как же его жена?

  • 3. Друзья ушли с моей книгой.

  • 4. — Соседи уехали отдыхать. — А как же их собака?

  • 5. — Друг уехал. — А письмо, которое вы хотели с ним передать своим родителям?

    Задание 11


Прочитайте и разыграйте шутки.

  • — Что ты говоришь жене, когда приходишь домой поздно?

  • — Я говорю ей только: «Добрый вечер!», а остальное уже говорит она ...

  • — Что случилось? Почему ты не пошёл в школу?
  • — Ты же говорила, мама, что очень беспокоишься за меня, когда я ухожу куда-нибудь.

Тоже радость

Маленький Саша привёл домой товарища по школе и представляет его родителям:

— Это Серёжа. Он учится ещё хуже, чем я ...

В (О)- Ф вы-куда? откуда?

войти — входить (входить в состав)

выйти — выходить (выходной день)

въехать — въезжать

выехать — выезжать

влететь — влетать

вылететь — вылетать (вылететь из головы)

внести — вносить что? кого? куда?

вынести — выносить что? кого? откуда?

ввести — вводить что? кого? куда? (иглу в вену, лекарство в организм)

вывести — выводить что? кого? откуда? (почки выводят из организма продукты обмена; сделать вывод)

ввезти — ввозить что? кого? куда? (можно, нельзя ввозить в страну...)

вывезти — вывозить что? кого? куда? (можно, нельзя вывозить из страны...)

Задание 12

Закончите:

Я открыл дверь и вошёл ..., и вышел ... Автомобиль въехал ..., выехал ... Дети выбежали ... Носильщик внёс вынес ... Санитары ввели ..., вывели ... Медсестра ввела лекарство ... Птица влетела ...

Задание 13

Что вы скажете в следующих ситуациях?

  • 1. Вы в троллейбусе. Вы едете в 7-ю больницу и хотите знать, когда ваша остановка. Спросите пассажиров об этом.

  • 2. Вы в троллейбусе. Ваша остановка следующая. О чём вы спросите стоящих перед вами людей?

  • 3. Стоящий перед вами в троллейбусе человек не выходит на вашей остановке и мешает вам. О чём вы попросите его?

Задание 14

Ответьте на вопросы, используя модели.

Модель:

Его нет, он ушёл, и сегодня его не будет.

Его нет, он вышел на минутку и сейчас вернётся.

  • 1. — Скажите, доктор Петров будет сегодня?

  • 2. — Я могу видеть профессора Королёва?

  • 3. — Рабочий день уже закончился. Я, наверное, не смогу поговорить с заведующим кафедрой?

  • 4. — Извините, я опоздал, но рабочий день еще не закончился. Лаборант ещё у себя?

  • 5. — Профессор назначил встречу на это время. Я могу его видеть?

    Задание 15


Прочитайте и разыграйте шутку.

Экзамен на медицинском факультете. Профессор спросил студента:

  • — Какую дозу этого лекарства нужно дать больному?
  • — Столовую ложку, — ответил студент.
  • — Спасибо. Можете идти.

Студент вышел, но в коридоре вспомнил, что он ошибся. Он снова вошёл в аудиторию и сказал профессору:

  • — Простите, я ошибся. Этого лекарства я должен был дать только 5 капель.
  • — К сожалению, уже поздно, — вздохнул профессор. — Ваш пациент уже ушёл на тот свет.

ПОД (О) * ОТ (О)-к кому? к чему? от кого? от чего?

Я подошёл к киоску и купил газету.

Поезд отошёл от платформы, и пассажиры начали знакомиться. Отойдите от больного, ему нужен воздух.

Отойди, ты мне мешаешь.

Давай отойдём и посмотрим на картину издали.

”4


Задание 16


А. Проверьте себя: используйте в данных ситуациях глаголы прийти — уйти, войти — выйти, подойти — отойти:

  • 1. Человек находится около дверей своей квартиры.

  • 2. Человек открыл дверь и ...

  • 3. Уже 5 часов, директора уже нет на заводе, он ...

  • 4. Женщина ... к мальчику и спросила, почему он плачет.

  • 5. Когда я ... в комнату, я сказал: «Здравствуйте!».

  • 6. Врач ... из больницы, когда больному стало лучше.

  • 7. Я ... к другу надень рождения.

  • 8. С кем он разговаривает? Кто к нему ...?

  • 9. — ... ко мне после занятия.

  • 10. — Давай ... в сторону, мне надо тебе кое-что сказать.

В. Что вы скажете:

  • 1. Человеку, который стоит у телевизора и закрывает вам экран?

  • 2. Ребёнку, который стоит около открытого окна?

  • 3. Другу, который находится в соседней комнате, если его просят к телефону?

  • 4. Что вы сделаете, если хотите лучше рассмотреть картину в музее?

С. Восстановите предложения:

  • 1. Он подошёл к нам и ...

  • 2. Мы подошли к кассе и ...

  • 3. Автобус подъехал к остановке и ...

  • 4. Я подошёл к окну и ...

  • 5. Поезд подошёл к станции, и пассажиры.

  • 6. Давай отойдём в сторону и ...

  • 7. ... и купили сегодняшнюю газету.

  • 8. ..., и пассажиры вышли из вагонов.

  • 9. ..., и остановился.

  • 10. ... и сказал: «Привет!».


Задание 17 (мини-контроль)

Выберите правильную форму глагола:

  • 1) пришёл / приходил / прихожу.

Я ... из института и сразу сел обедать. Когда я ... из института, я сразу сажусь обедать;

  • 2) ушёл /уходил/уходит.

Когда он уже ..., он вспомнил, что забыл закрыть окно. Обычно мой отец ... на работу очень рано. Товарища не оказалось дома, он уже ...;

  • 3) вышел / выходил / выхожу / выходит.

Лекция кончилась, и профессор ... из аудитории. Часто я ... из института вместе со своими друзьями. Серёжа сейчас вернётся, он ... позвонить;

  • 4) подошёл / подходил / подойду.

Я ... к окну и посмотрел на улицу. Я ждал своего друга, поэтому часто ... к окну и смотрел на улицу. Студенты ... к профессору и начали задавать вопросы. Подождите, я сейчас ... к вам. Я узнал его, когда он ... ко мне.

ПО-куда? к кому?

пошёл, поехал, полетел, побежал, поплыл, понёс, повёл, повёз начало движения или нового этапа движения

Задание 18


А. Передайте мысль с помощью названных выше глаголов:

  • 1. Фильм кончился, зрители встали и направились к выходу.

  • 2. Машина направилась к центру города.

  • 3. Машина ехала медленно, а потом двинулась быстрее.

  • 4. Самолет летел на юг, а потом направился на север.

В. Закончите предложения, используя глаголы с префиксом ПО-:

Он увидел нас и ... Сначала он шёл прямо, а потом ... Они шли медленно, а потом ... Шофёр остановился, мы сели и ... На светофоре появился зелёный свет, и ма



шины ... Мальчик на секунду остановился, крикнул: «Быстрее!» и ... Пловец устал и ... Сначала мы бежали, а потом ...

ДО-до чего? до кого?

ПРО-что? куда? через что? мимо чего? мимо кого?

ПЕРЕ

ЧНЮ? через что? откуда? куда?

ЗА-за что? куда? к кому? за кем?

  • — Как доехать до 6-й больницы?

  • — Можно дойти пешком. Сначала идите прямо,

а когда дойдёте до угла, поверните направо.

Когда мы наконец дошли до дома, было уже темно.

Мы доехали до аэропорта за полчаса.

  • — Как вы доехали?

  • — Спасибо, хорошо.

  • — Как пройти на рынок?

(Как дойти до рынка?)

Мы прошли мимо аптеки, потом через парк и вышли к рынку.

Мы прошли 10 километров за 2 часа.

Как быстро прошло время!

Я задумался и проехал свою остановку.

  • — Проходите, пожалуйста!

Болела голова, но сейчас всё прошло.

Я перешёл улицу по переходу и перевёл старушку.

Я перенёс девушку через лужу.

Я хочу перейти в другую группу, в другой институт.

Мой друг перешёл на 3-й курс.

Мои друзья переехали в другой город (на другую улицу, в другую квартиру).

Больного перевели в другую палату.

Гены переходят из поколения в поколение.

Человек зашёл за угол дома и закурил.

По дороге домой я зашёл в магазин (ненадолго, по пути, по дороге домой).

Я зашёл к другу / пришёл / за книгой.

Он зашёл / вошёл / в комнату и включил свет.

— Когда пойдёшь утром на занятия, зайди за мной, ладно?

Задание 19

А. Прочитайте диалоги и предложения. Объясните выбор выделенных глаголов движения:

  • 1. — Откуда вы приехали?

  • — Из Германии.
  • — Когда вы приехали в Саратов?
  • — Неделю назад.
  • — Как вы доехали?
  • — Отлично! Я ехал на удобном ночном поезде.
  • 2. — Екатерина Ивановна, здравствуйте! Вы давно прилетели?

  • — Только вчера.

  • — Как долетели?

  • — Спасибо, хорошо.





  • 3. Туристы из Китая прилетели в Москву на самолёте.

  • — Как вы долетели?

  • — Ужасно! Я плохо переношу самолёт.

  • — Когда вы прилетели?

  • — Сегодня утром, в 9 часов. Домой я приехал около 10.

  • — Так быстро? На чём же вы доехали до дома?

  • — Я взял такси. С каким трудом мы доехали! Погода ужасная!

  • — С кем вы приехали? Один?

  • — Нет, с женой.

В. Восстановите диалоги, используя глаголы с префиксами ПРИ- и ДО-:

  • 1. — С приездом, дорогой Анатолий Андреевич!

  • — Здравствуйте, Игорь Анатольевич!

  • — Когда вы ...?

  • — Вчера вечером.

  • 2. — Лена, как же вы ... с таким тяжёлым чемоданом?! Почему не позвонили?

— Да ничего страшного! От вагона до остановки такси мне его ... носильщик, а здесь до квартиры ... шофёр.

Задание 20

А. Слушайте ответы. Какой был вопрос?

  • — До вокзала? Идите прямо.

  • — Можно доехать на 5-м троллейбусе.

  • — Нет-нет, вы так не доедете, нужно ехать через центр.

  • — Да, дойдёте, это недалеко отсюда.

В. Представьте, что к вам в ваш город приехали гости. Объясните им, как от аэропорта доехать до гостиницы? До центра города и т.д.?

Задание 21

Что вы скажете в следующих ситуациях:

А.

  • 1. Вы идёте с товарищем из института мимо кафе, мимо книжного магазина ... .Вы вспомнили, что вам нужно ... (Давай зайдем .... Я зайду, а ты подожди ...).

  • 2. Вы с товарищем идёте мимо его дома. Он пригласил вас в гости. Вы согласны, но у вас мало времени.

  • 3. Вы боитесь опоздать завтра утром на занятия. О чём вы просите товарища?

  • 4. Вы больны, не встаёте, вам нужно лекарство. О чём вы просите друга?

В.

  • 1. Вы не знаете, как можно попасть на другую сторону улицы.

  • 2. Вы увидели переход и предлагаете другу: «Давай здесь ... 2».

  • 3. Слепой человек стоит около перехода.





  • 4. Почта находится на другой стороне улицы. Как вы объясните прохожему дорогу к почте?

  • 5. Ваш товарищ учился на первом курсе, а сейчас уже на втором.

  • 6. Ваш друг раньше жил в Саратове, а сейчас он и его семья живут в Петербурге.

  • 7. Больной теперь находится в другой палате.


Задание 22 (миниконтроль)

Восстановите предложения с помощью глаголов движения с префиксами ДО-, ПРИ-, ПЕРЕ-, ПРО-, ЗА- в нужной по смыслу форме:

  • 1. Я стоял на остановке автобуса. Вдруг мимо меня ... красивая девушка.

  • 2. На улице пожилой мужчина спросил меня: «Как ... до университета?» Я ответил: «Вам надо сесть на 6-й троллейбус и ... до остановки “Университет”».

  • 3. Чтобы ... на другую сторону улицы, надо идти по подземному переходу.

  • 4. Ко мне ... друг. Я пригласил его ... в комнату.

  • 5. Вчера наконец-то мы ... на новую квартиру.

  • 6. Мы ... в кафе и выпили по чашечке кофе.

  • 7. Он несколько раз утром ... в мою комнату.

  • 8. Когда я иду из университета, я всегда ... в магазин за продуктами.

ОБ (О)-что? кого? вокруг чего?

обошёл вокруг памятника обошёл все магазины, весь город, всех друзей, но так и не нашёл нужной книги обошёл весь город за 1 день утренний обход врачей объехал весь мир

Задание 23


Прочитайте и разыграйте шутки.

  • — Мама, как называется станция, от которой мы только что отъехали?
  • — Не знаю, не мешай, видишь, я читаю.
  • — Жалко, что ты не знаешь. Наш маленький Саша вышел из поезда на этой станции.
  • — Вы по-прежнему живёте в той же самой тихой квартире?
  • — Уже нет.
  • — Переехали?
  • — Нет, моя жена купила домашний кинотеатр.


В большой книжный магазин вошла девушка и спросила:

  • — У вас есть латинский словарь?
  • — Латинский словарь? — удивился продавец.
  • — Да, латинский словарь, в котором были бы такие фразы: «На каком автобусе можно доехать до аэропорта?», «Как проехать в гостиницу?», «Когда самолёт улетает в Париж?», «Где здесь стоянка такси?» и другие...
  • — Таких латинских словарей нет, потому что в древнем Риме не было автобусов, такси, аэропортов...
  • — Но мне очень нужен такой словарь, потому что через неделю я уезжаю в Латинскую Америку!

Однажды Александр Дюма путешествовал по Германии. Он не знал ни слова по-немецки. Он приехал в незнакомый город и зашёл в небольшой ресторан. Когда Дюма сел за стол, к нему подошёл хозяин. Дюма хотел заказать грибы, но не знал, как сказать это по-немецки. Тогда он взял бумагу и нарисовал большой гриб. Хозяин посмотрел на рисунок и ушёл. Дюма был доволен собой и ждал свой заказ. Наконец хозяин вернулся и принес ему... зонтик.

Письмо любимой девушке

«Любимая!!! Для тебя я готов переплыть через океан, пройти сквозь огонь, через джунгли, обойти вокруг земного шара и выйти в открытый космос. Знай, что на пути к тебе я не боюсь никаких трудностей!

P.S. Приду обязательно в воскресенье, если не будет дождя».

Задание 24

Прослушайте сказку. Разыграйте её.

Мудрый судья

(узбекская сказка)

Семантизация лексики: сосед, (за)смеяться, свидетель, приказать кому? что (с)делать?

под деревом, жадный, бросать — бросить что? кому?

Один юноша собирался поехать в дальние страны. Часть своих денег он отдал старику, который был его соседом. Через несколько лет юноша вернулся домой и попросил старика вернуть ему деньги, но старик засмеялся и сказал: — Я не брал у тебя денег.

Юноша не знал, что делать, но люди посоветовали ему пойти к судье. Когда юноша всё рассказал, судья приказал позвать старика и спросил:

  • — Ты брал деньги у этого юноши?
  • — Я старый человек и не могу говорить неправду, — ответил старик. — Я не брал у него денег.
  • 1

Аудиотекст предъявляется без опоры на печатный источник.

Судья спросил юношу:

  • — У тебя есть свидетели?
  • — Нет, — ответил юноша.
  • — А где ты давал старику деньги? — спросил судья.
  • — Под деревом, — ответил юноша.
  • — Иди к этому дереву, — приказал судья, — и скажи, что я зову его сюда.
  • — Но дерево не сможет прийти, — удивился юноша.
  • — Иди и скажи, что судья приказал ему прийти, — повторил судья.

Юноша ушёл. Через полчаса судья спросил старика:

  • — Как ты думаешь, юноша уже дошёл до дерева?
  • — Нет еще, — ответил старик.

Прошёл час.

  • — А теперь он пришёл к дереву? — спросил судья.
  • — Да, конечно, — ответил старик.

Через 2 часа юноша вернулся и сказал судье: — Дерево не пошло со мной.

  • — Дерево уже приходило, — ответил судья.
  • — Как приходило? — удивился старик. — Почему я не видел его?!
  • — Помнишь, я спросил тебя, дошёл юноша до дерева или нет, и ты ответил «нет»? — сказал судья. — А потом я еще раз спросил, и ты ответил «да». Если ты не брал денег под этим деревом, то откуда ты знаешь, где оно и сколько времени надо идти до него?

Жадный старик достал из кармана деньги и бросил их юноше.

Совершенный и несовершенный вид префиксальных глаголов движения (обобщение)

Задание 25

Прочитайте предложения. Проанализируйте выбор вида глаголов:

  • 1. Ко мне кто-нибудь приходил? Я приходил, но вас не было. Ко мне никто не заходил за книгой? (НСВ, факт действия)

  • 2. Смотри, он уходит! Он медленно выходит из троллейбуса. (НСВ, процесс)

  • 3. Он несколько раз приходил ко мне. Он много раз уходил от нас поздно. (НСВ, повторяемость, многократное действие)

    Префиксы

    СВ

    НСВ

    ПРИ-, У-, В (О)-, ВЫ-,

    ПОД(О)-, ОТ(О)-, ДО-

    ПРО-, ПЕРЕ-, ЗА-,

    ОБ(О)-

    • (при)йти (при) ехать (при) бежать (при)лететь (при) плыть (при) нести (при)вести
    • (при) везти

    (при) ходить (при) езжать (при) бегать (при)летать (при)плывать (при) носить (при)водить (при)возить

Задание 26

Скажите / напишите, что данное действие происходит не один раз (часто, обычно, редко, иногда...):

  • 1. Ко мне приехал брат.

  • 2. К соседу пришли друзья.

  • 3. Соседи уехали в деревню.

  • 4. В субботу я уехал на дачу.

  • 5. Летом студенты уехали на родину.

  • 6. Я пришёл в аудиторию первый, а ушёл последний.

  • 7. К соседу зашёл товарищ.

  • 8. По дороге на кафедру анатомии я прошёл мимо газетного киоска.

  • 9. Профессор вошёл в аудиторию и поздоровался.

  • 10. Студенты принесли с собой на занятия халаты.

  • 11. Он привёл на вечер друга.

  • 12. Я перевёл слова без словаря.

  • 13. Из деревни мой друг привёз много фруктов.


Задание 27

Закончите предложения.

Я вошёл в комнату и ... Когда мы входили в класс, ... Мы вышли на улицу и ... Вечером я прихожу (приезжаю) домой и ... Сегодня я приду (приеду) домой и ... Я приеду на родину и ... Ко мне подошла старушка и ... Когда я перехожу улицу, я всегда ...


Задание 28

Напишите нужные префиксы, предлоги, глаголы движения.

А. Первый день в Москве.

Самолёт ... летел в Москву вечером. Мы ... шли из самолёта и увидели, что идёт снег. Когда мы ... шли от самолёта, я вспомнил, что забыл там книгу, и побежал назад. Потом мы ... шли на стоянку такси. На такси мы ... ехали в город. Мы ... ехали через лес и ... ехали в город. Мы ... езжали мимо высоких и красивых зданий. Вскоре машина ... ехала к гостинице. Мы ... шли из такси и ... шли в гостиницу. Мы ... шли в неё, ... шли к дежурному и спросили, есть ли свободные места. Нам дали номер на последнем этаже. Мы ... несли свои вещи в лифт и ... ехали наверх. В комнате я ... шёл к окну, из которого увидел весь город. «Как хорошо, что мы ... ехали сюда!» — сказал мне мой друг.

В.

  • 1. Когда вы приехали ... Москву?

  • 2. Автобус подъехал ... памятнику и остановился.

  • 3. Туристы вышли ... автобуса и подошли ... памятнику.

  • 4. Они обошли ... памятника и пошли дальше.

  • 5. Я задумался и поэтому прошёл ... магазина.

  • 6. Ты невнимательно переходишь ... улицу.

  • 7. Город был небольшой, и мы обошли ... его пешком.

  • 8. Вам нужно перейти ... мост и подняться наверх.

  • 9. Мы уехали ... Волгограда вечером, а утром уже были ... Москве.

  • 10. По дороге домой я зашёл ... аптеку и купил товарищу лекарства.

  • 11. Преподаватель попросил студента отойти ... доски.

  • 12. Я вошёл ... зал, когда фильм уже начался.

С. В деревне.

В этом году мы решили провести каникулы в нашей деревне.

Поезд ... к станции рано утром. Мы ... из вагона. Утро было солнечное, и мы ... в деревню пешком.

Сначала мы ... мимо поля, а потом ... в лес. В лесу было очень красиво. Скоро мы ... к озеру, мы ... озеро по берегу и скоро ... из леса. Солнце было уже высоко. Мы ... по дороге. Скоро мы ... до деревни.

В деревне нам было хорошо. Мы часто ... в лес. В деревне была река, и мы ... в ней. Быстро ... каникулы. И вот мы снова в вагоне поезда. Когда мы ... к городу, я сказал:

— Друзья, давайте и в будущем году ... в деревню.

Задание 29

А. Опишите ситуации, в которых можно сказать или услышать следующие фразы:

  • 1. — Ты же знаешь, он никогда не приходит вовремя.

  • 2. — Я всегда с удовольствием прихожу к вам!

  • 3. — Вы выходите на следующей?

  • 4. — Можно войти?

  • 5. — Можно выйти?

  • 6. — Где нам выходить?

  • 7. — Я тоже выхожу.

  • 8. — Почему ты уходишь? Тебе скучно у нас?

  • 9. — Ну, вот мы и пришли.

  • 10. — Посмотрите, кто пришёл!

  • 11. — Посмотрите, кого я привёл!

  • 12. — Ой, что ты принёс!

  • 13. — Проходите, пожалуйста, вперёд.

  • 14. — По-моему, мы прошли, надо вернуться назад.

  • 15. — Я рад, что всё прошло хорошо.

В. Проанализируйте состав следующих слов и постарайтесь объяснить их значение:

  • 1) пешеход; прохожий; проводник тепла, электричества; электропроводность, теплопроводность; проводить раздражение; проводить — провести время, праздник, каникулы ...;

  • 2) переносить заболевание, переносчик заболевания; переносить грипп на ногах:














  • — Как вы переносите жаркую погоду? Дым?
  • — Вы переносите это лекарство? Антибиотики?
  • 3) переводить — перевести с какого языка на какой язык: мышца, приводящая большой палец; длинные и короткие приводящие мышцы (М. adductor longis, brevis); отводящая большой палец мышца (М. abductor).


Задание 30 (миниконтроль)

Восстановите предложения:

  • 1. Лёгочный ствол малого круга кровообращения —> ... из правого же

лудочка.

  • 2. Из каждого лёгкого —> ... 2 лёгочные вены, которые несут артериальную кровь к левому предсердию.

  • 3. От дуги аорты —> ... 3 крупные артерии.

  • 4. Из капилляров венозная кровь -> — ----> ... в мелкие вены.

  • 5. Органы выделения ... водят из организма продукты распада.

  • 6. После операции больного ... возят в послеоперационную палату.

  • 7. Каждые 2-3 часа к больному ... ходит врач.

Ж ЧТЕНИЕ

что

движется, идёт

откуда? куда? от чего? к чему?

направляется направлено

что

входит выходит подходит отходит переходит проходит

куда? во что? откуда? из чего? куда? к чему? откуда? от чего? откуда? куда? где? куда? через что?

что

течёт вытекает протекает перетекает притекает оттекает

откуда? куда? откуда?

через что? откуда? куда? куда? к чему? от чего?

что

несёт приносит уносит переносит

что? откуда? куда?

что

удаляется выводится выделяется

откуда?













что

поступает проникает попадает

куда?

что

возвращается

откуда? куда?

Прочитайте предложения. Подчеркните слова-определители места или движения:

  • 1. Сердце располагается в грудной полости на уровне III-YI рёбер и смещено влево.

  • 2. Задняя поверхность сердца лежит на диафрагме.

  • 3. Кровь поступает в печень по печёночной артерии.

  • 4. Продукты обмена веществ вместе с тканевой жидкостью проникают в лимфатические капилляры.

  • 5. По лимфатическим сосудам лимфа возвращается в кровь.

  • 6. Во многих венах кровь течёт снизу вверх.

  • 7. По аорте течёт артериальная кровь.

  • 8. Углекислый газ из плазмы крови попадает в эритроциты.

  • 9. Лимфатические протоки впадают в крупные вены шеи.

  • 10. В левом предсердии заканчивается малый круг кровообращения.

  • 11. Артерии несут кровь к органам и тканям.

  • 12. Во всех артериях, кроме артерий малого круга кровообращения, течет артериальная кровь.

  • 13. Аорта располагается на задней стенке туловища вдоль позвоночного столба.

  • 14. От аорты отходят висцеральные и париетальные артерии ко всем органам, стенкам туловища и конечностям.

  • 15. Вены несут кровь от органов к сердцу.

  • 16. Венозная кровь поступает по воротной вене сначала в печень, а затем направляется к сердцу.

  • 17. По ходу лимфатических сосудов расположены лимфатические узлы.

  • 18. Лимфокапилляры соединяются и переходят в более крупные лимфатические сосуды, которые сливаются и образуют лимфатические стволы.

  • 19. По грудному протоку оттекает большая часть всей лимфы организма.

Задание 32

Слушайте, повторяйте. Переведите новые для себя слова:

кровеносный сосуд

правое предсердие

лимфатический сосуд

артерия

левое предсердие

лимфатический ствол

артериола

правый желудочек

лимфатический узел

вена

левый желудочек

лимфатическая сеть

венула

клапан

париетальные артерии

капилляр

створка

экстраорганные артерии














аорта

верхняя полая вена нижняя полая вена лёгочная вена воротная вена лёгочный ствол мелкие вены крупные вены мелкие сосуды крупные сосуды лимфокапилляры камера сердца эластические волокна


кровообращение большой круг кровообращения малый круг кровообращения = лёгочный круг кровообращения микроциркуляторное русло


интраорганные артерии подвздошные артерии сокращаться расслабляться сообщаться между собой циркулировать влажный насыщенный полный



Задание 33

Проанализируйте структуру выделенных слов. Понятно ли вам их значение? Прочитайте термины вслух:

  • 1) околосердечная сумка, кровеносный сосуд, сосудистая система, венозная кровь, артериальная кровь, лёгочный ствол, мышечный орган, проводящая система, щелевидное пространство, сократительные кардиомиоциты, гладкомышечные клетки, полулунный клапан, двухстворчатый клапан, трёхстворчатый клапан, предсердно-желудочковая перегородка, грудинно-рёберная поверхность, диафрагмальная поверхность, экстраорганные (артерии), интраорганные (артерии), аритмия, просвет сосудов, водитель ритма; микроциркуляторное русло;

  • 2) обогащать (что? чем?), зарождаться (где?), распространяться (где? куда?), выбрасывать (что? откуда?), выталкивать (что? откуда?), заполнять (что? чем?), увлажнять (что?), поглощать (что?), обезвреживать (что? кого?), сливаться;

  • 3) проведение, возбуждение, трение, доставка, ток венозной крови, проток, перенос воды, созревание лимфоцитов;

  • 4) кроветворный орган, кровеносный сосуд; кровянистые выделения; кровавая рвота; кровный родственник.


Задание 34

А. Прочитайте предложение. Понимаете ли вы глагол циркулировать где?

В правой части сердца циркулирует только венозная кровь, а в левой циркулирует только артериальная.

В. Вспомните, как изменяются глаголы с суффиксами -ОВА-/ -АВА-:

  • - циркулировать: кровь циркулирует;

  • - образовать: стенку сердца образуют 3 слоя: эндокард, миокард, эпикард;

  • - участвовать: лёгкие участвуют в процессе газообмена;

  • - отдавать: кровь отдаёт углекислый газ и получает кислород.









Задание 35

А. Прочитайте предложения. Понимаете ли вы прилагательное полый?

Полые органы имеют полость. К полым органам относятся желудок, кишечник, мочевой пузырь и другие.

  • B. Прочитайте микротекст. Скажите, что представляет собой сердце.

Сердце — это мышечный полый орган. Сердце располагается в грудной полости на уровне III—VI рёбер. Оно имеет форму конуса.

  • C. Прочитайте микротекст. Понятно ли вам значение глагола «оплетать»? Каким синонимом его можно заменить?

Венозная кровь по лёгочным артериям притекает к лёгким. В них через стенку лёгочных капилляров, которые оплетают альвеолы, происходит газообмен между кровью и альвеолярным воздухом.

Задание 36

А. Прочитайте текст «Сердечно-сосудистая система» и перечислите вопросы, которые в нём рассматриваются. Начните так: В тексте рассматриваются следующие вопросы: во-первых, ..., во-вторых, ..., кроме того ... и т.д.

Сердечно-сосудистая система

Каждая клетка живого организма получает питательные вещества и кислород из крови, которая беспрерывно движется по сосудам. Углекислый газ и конечные продукты обмена веществ поступают в кровь из клеток и тканей, а затем доставляются к выделительным органам.

Движение крови по сосудам называется кровообращением и обеспечивается сердечно-сосудистой системой (ССС)

Центральным органом ССС является сердце.

Строение сердца

Сердце (сог) — это полый мышечный орган, который сокращается в течение всей жизни организма, обеспечивая движение крови. Сердце расположено в грудной полости на уровне III—VI рёбер и смещено влево. Сердце имеет форму конуса: основание (basis) направлено вверх и вправо, верхушка (apex) — вниз и влево. Своей передней поверхностью сердце прилежит к грудине и ребрам —это грудинно-рёберная поверхность (facies sternocostalis). Задняя поверхность сердца лежит на диафрагме — это диафрагмальная поверхность (facies diaphragmatica). Стенку сердца образуют три слоя: внутренний — эндокард; средний мышечный — миокард; внешний — эпикард. Снаружи сердце окружено околосердечной сумкой — перикардом. Между эпикардом и перикардом образуется щелевидное пространство, заполненное серозной жидкостью. Перикардиальная жидкость уменьшает трение сердца при его сокращениях и увлажняет его.

Основную массу сердечной ткани образует мышечный слой — миокард. Это особый вид мышечной ткани, который обладает свойствами и гладкой, и поперечнопо














лосатой мускулатуры. Мышечные клетки (кардиомиоциты) бывают 2-х видов: сократительные, которые обеспечивают сокращение сердца, и клетки проводящей системы, которые обеспечивают возбуждение и проведение волны возбуждения по сердцу.

Сердце человека состоит из 4-х камер (отделов): двух предсердий, правого и левого (atrium dexter et sinister), и двух желудочков, правого и левого (ventriculus dexter et sinister). Правое предсердие и правый желудочек образуют правую половину сердца, а левые — левую половину. Правая часть заполнена венозной кровью, насыщенной углекислым газом, а левая часть — артериальной, насыщенной кислородом. В норме обе половины не сообщаются между собой, так как их разделяют межпредсердная (septum interatriale) и межжелудочковая (septum interventriculare) перегородки. В каждой половине сердца предсердие отделяется от желудочка предсердно-желудочковой перегородкой (septum atrioventricularis), в которой имеется отверстие (ostium atrioventricularis). Через оба эти отверстия кровь из предсердий поступает в желудочки. Чтобы при сокращении желудочков кровь не возвращалась назад в предсердия, в предсердно-желудочковых перегородках имеются створчатые клапаны: в правой части сердца — 3-х створчатый клапан (valva tricuspidalis), в левой — 2-х створчатый, или митральный (valva bicuspidalis, seu mitralis).

Работа сердца состоит из его сокращения (систолы) и расслабления (диастолы). Во время диастолы камеры сердца заполняются кровью, она свободно проходит в желудочки, в которых во время диастолы очень низкое давление. Поступившая в желудочки кровь давит на клапаны между предсердиями и желудочками, и они закрываются. Во время систолы (сокращения обоих желудочков) давление крови растёт, и она под давлением выталкивается в аорту и в лёгочный ствол. Чтобы кровь не могла вернуться назад в желудочки, у начала этих сосудов имеются полулунные клапаны: клапан лёгочного ствола (valva trunci pulmonalis) и клапан аорты (valva aortae), которые закрываются во время диастолы. Во время каждого сокращения (систолы) желудочки сердца выбрасывают в большой и малый круги кровообращения одинаковый объём крови — систолический, равный примерно 70 мл, а за минуту — около 5 л. Так как левый желудочек выполняет гораздо большую работу по продвижению крови по большому кругу, его мышечная оболочка в 3 раза толще, чем у правого.

Автоматия сердца

Даже выделенное из организма сердце может некоторое время сокращаться. Это свойство называется автоматией. Импульсы, обеспечивающие сокращение сердца, возникают и распространяются в его проводящей системе. Проводящая система сердца состоит из узлов — синусо-предсердного (nodus sinuatrialis) и предсердно-желудочкового (nodus atrioventricularia) — и пучков. Возбуждение зарождается в синусо-предсердном узле (поэтому этот узел называют водителем ритма) и по пучкам распространяется ко второму узлу и ко всем сердечным миоцитам. При нарушениях проводящей системы возникают аритмии сердца.

Круги кровообращения

Работа сердца обеспечивает движение крови по кругам кровообращения.

Выделяют три круга кровообращения.

Большой круг кровообращения служит для доставки всем органам и тканям кислорода и питательных веществ. Он начинается из левого желудочка самой крупной артерией — аортой, в которой течёт артериальная кровь. От аорты отходят














артерии ко всем органам и стенкам тела. Венозная кровь собирается в две крупные полые вены — верхнюю и нижнюю (w. cavae superior et inferior), которые впадают в правое предсердие. Ими заканчивается большой круг кровообращения.

Малый круг кровообращения служит для обогащения крови кислородом. Он начинается из правого желудочка лёгочным стволом (truncus pulmonalis), в котором течёт венозная кровь. Эта кровь по лёгочным артериям притекает к лёгким. В них через стенку лёгочных капилляров, которые оплетают альвеолы, происходит газообмен между кровью и альвеолярным воздухом (кислород диффундирует в кровь, а углекислый газ — из крови в альвеолы). Кровь становится артериальной и по 4-м лёгочным венам, которые выходят по две из ворот лёгких, поступает в левое предсердие. В левом предсердии заканчивается малый, или лёгочный, круг кровообращения. Он является примером того, что в артериях может протекать венозная кровь, а в венах — артериальная.

Выделяют также третий, или сердечный, круг кровообращения. Его функция — это доставка артериальной крови самому сердцу. Начинается он от начального отдела аорты двумя коронарными (венечными) артериями (аа. coronariae dextra et sinistra). Каждая из них располагается в соответствующей венечной борозде на поверхности сердца. От венечных артерий отходят артериальные ветви по всем структурам сердца. Заканчивается сердечный круг в правом предсердии, куда открывается венечный синус (sinus coronarius cordis). В венечный синус оттекает венозная кровь по крупным венам сердца. Помимо этого, часть венозной крови поступает непосредственно в правую половину сердца по передним и мельчайшим венам.

Сосудистая система

Сосудистая система — это система трубок, по которым движутся жидкости организма — кровь и лимфа. Поэтому сосуды бывают кровеносные и лимфатические.

Кровеносные сосуды доставляют кровь к органам и тканям организма и возвращают её к сердцу.

Все сосуды можно разделить на три группы:

  • — артерии;

  • — вены;

  • — микроциркуляторное русло.

Артерии несут кровь от сердца к органам и тканям. Стенка их состоит из трёх оболочек: внутренней (tunica intima); средней (tunica media), состоящей из гладкомышечных клеток и эластических волокон; наружной соединительнотканной (tunica externa).

Просвет сосудов может изменяться при сокращении гладкомышечных клеток их стенок. Артерии, несущие кровь к стенкам туловища, называются париетальными, а несущие кровь к органам — висцеральными. Артерии, которые расположены вне органа, называются экстраорганными, а их продолжение внутри органа — это интраорганные артерии.

Во всех артериях, кроме артерий малого круга кровообращения, течёт артериальная кровь. Самым крупным артериальным сосудом является аорта. Она располагается на задней стенке туловища вдоль позвоночного столба. На уровне IV поясничного позвонка аорта делится на две боковые ветви — общие подвздошные














артерии (аа. iliacae communes). Это бифуркация. От аорты отходят висцеральные и париетальные артерии ко всем органам, стенкам туловища и конечностям.

Вены несут кровь от органов к сердцу. Строение их стенок такое же, как у артерий, но они тоньше и в них меньше мышечной и эластической ткани. Во многих венах кровь течёт снизу вверх, против направления собственного веса. Поэтому в стенках таких вен имеются клапаны, которые обеспечивают ток венозной крови только по направлению к сердцу. Обычно артерии и вены расположены рядом, и каждую среднюю и мелкую артерию сопровождают две вены. Поэтому вен гораздо больше, чем артерий.

В организме выделяют 3 системы вен:

  • - система верхней полой вены (v. cava superior) — собирает венозную кровь от головы, шеи, верхних конечностей и верхней половины туловища;

  • - система нижней полой вены (v. cava inferior) — собирает венозную кровь от нижних конечностей и нижней половины туловища;

  • - система воротной вены (v. porta). Особенность этой системы состоит в том, что венозная кровь от органов брюшной полости (желудок, селезёнка, тонкая и часть толстой кишки) поступает по воротной вене сначала в печень, там она очищается, а затем направляется к сердцу. Так же, как и артерии, вены бывают париетальные и висцеральные.

Микроциркуляторное русло — это часть сосудистой системы, расположенной в тканях и органах и образованной самыми мелкими артериальными (артериолы, капилляры) и венозными (венулы) сосудами. Через стенки этих микроскопических сосудов происходит обмен веществ и газов между кровью и тканями. Артериальная кровь отдаёт питательные вещества, кислород и принимает углекислый газ, продукты метаболизма, превращаясь в венозную. К системе микроциркуляции относятся также лимфатические капилляры.

Составной частью сосудистой системы является лимфатическая система (systema lymphopoetica). Она включает в себя лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, стволы, протоки и лимфатические узлы. Лимфа, как и кровь, составляет внутреннюю среду организма. По своему составу она похожа на плазму крови. Движение лимфы обеспечивает ее транспортную функцию: перенос воды и растворённых в ней солей, питательных веществ, гормонов и др.

Очень важной функцией лимфатической системы является созревание в ней лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую защиту организма. По ходу лимфатических сосудов расположены лимфатические узлы (nodi lymphatici), проходя через которые лимфа обезвреживается: лимфоидные клетки поглощают и убивают все чужое и опасное для организма.

Начальным отделом лимфатического русла являются лимфокапилляры, которые начинаются слепо и образуют в органах и тканях сети. Эти капилляры соединяются и переходят в более крупные лимфатические сосуды, которые сливаются и образуют лимфатические стволы. Их всего восемь. Лимфатические стволы формируют два главных лимфатических протока: грудной проток (ductus thoracicus) и правый лимфатический проток (ductus lymphaticus dexter). Оба протока впадают в крупные вены шеи. По грудному протоку оттекает большая часть всей лимфы организма.

В. Запишите вопросы к тексту в виде плана.














Задание 37

Просмотрите текст ещё раз и дайте определения:

  • - кровообращения;

  • - эндокарда;

  • - миокарда;

  • - эпикарда;

  • - перикарда;

  • - систолы;

  • - диастолы;

  • - автоматии сердца;

  • - сосудистой системы;

  • - экстраорганных артерий;

  • - бифуркации;

  • - микроциркуляторного русла.


Задание 38

Ответьте на вопросы:

  • 1. Какое значение для организма имеет работа сердца?

  • 2. Что такое перикардиальная жидкость? Какую функцию она выполняет?

  • 3. Что такое кардиомиоциты? Какие они бывают?

  • 4. Что значит «сердце работает»?

  • 5. Что происходит во время систолы? во время диастолы?

  • 6. На какие части делится сердце?

  • 7. Какую функцию выполняют клапаны сердца? Сколько их?

  • 8. Почему сердце сокращается?

  • 9. Какие круги кровообращения обычно выделяют?

  • 10. Что представляет собой сосудистая система?

  • 11. На какие группы делятся кровеносные сосуды?

  • 12. Из каких частей состоят стенки артерий? Какую функцию выполняют артерии?

  • 13. Какие артерии называются париетальными, а какие висцеральными?

  • 14. Какие артерии называются экстраорганными, а какие — интраорганными?

  • 15. Какой артериальный сосуд является самым крупным? Расскажите о его местонахождении.

  • 16. Почему венозная кровь течет только по направлению к сердцу?

  • 17. Какие системы вен выделяются в организме?

  • 18. Что такое микроциркуляторное русло? Какую функцию оно выполняет?

  • 19. Какие сосуды включает в себя лимфатическая система?

  • 20. Какую функцию выполняет лимфатическая система?


Задание 39

Восстановите предложения. Используйте необходимые по смыслу глаголы:

А. Глаголы для справок: входить, выходить, отходить, проходить, переходить, происходить:












  • 1. Через стенки лёгочных капилляров ... газообмен между кровью и альвеолярным воздухом.

  • 2. Аорта ... от левого желудочка сердца.

  • 3. Верхняя и нижняя полые вены ... в правое предсердие.

  • 4. 4 лёгочные вены ... по 2 из ворот лёгких.

  • 5. Когда лимфа ... через лимфатические узлы, она обезвреживается.

  • 6. Лимфокапилляры соединяются и ... в более крупные лимфатические сосуды.

  • 7. От аорты ... артерии ко всем органам и стенкам тела.

В. Глаголы для справок: течёт, вытекает, протекает, притекает, оттекает, перетекает:

  • 1. Кровь всегда ... в точно определённом направлении.

  • 2. Артерия — это сосуд, по которому кровь ... от сердца к лёгким.

  • 3. По венам к сердцу ... венозная кровь, а по артериям от сердца — артериальная.

  • 4. Венозная кровь по лёгочным артериям ... к лёгким.

  • 5. Из левого желудочка сердца артериальная кровь ... ко всем органам и тканям.

  • 6. Из правого предсердия кровь ... в правый желудочек и из него через лёгочную артерию ... к лёгким.

  • 7. Из левого предсердия кровь ... в левый желудочек, а оттуда через аорту ... по всему телу.

  • 8. Во многих венах кровь ... снизу вверх.

  • 9. При высокой температуре окружающей среды подкожные кровеносные сосуды расширяются, и к поверхности тела ... большое количество крови.

С. Глаголы для справок: нести, приносить, уносить, переносить:

  • 1. Лёгочная артерия ... венозную кровь из правого желудочка сердца в лёгкие.

  • 2. Кровь ... клеткам тела кислород и питательные вещества и ... из клеток углекислый газ и другие токсичные продукты обмена веществ.

  • 3. Артерии ... кровь от сердца к органам и тканям; вены ... кровь от органов к сердцу.

  • 4. С помощью гемоглобина эритроциты ... кислород от лёгких ко всем клеткам организма.

ГОВОРЕНИЕ

Задание 40

Просмотрите ещё раз часть «Строение сердца» и подготовьте рассказ о топографии сердца по следующей схеме:

  • 1) ... расположено ...

  • 2) ... прилежит к ...

  • 3) ... лежит на ...

  • 4) снаружи ...

  • 5) между эпикардом и перикардом ...














"X


Задание 41


Опираясь на схему, расскажите о строении сердца. Используйте глаголы: делиться на что? состоять из чего? разделять что? отделять что? от чего (отделяться от чего? чем?), поступать куда? возвращаться куда? открываться, закрываться).

СЕРДЦЕ

правое правый

предсердие желудочек

отверстие

г

клапан

г

  • 3 створки


перегородка


левое левый предсердие желудочек отверстие г клапан г 2 створкк











Задание 42

Просмотрите еще раз часть текста «Строение артерий» и подготовьте рассказ об артериях по следующей схеме:

Артерии несут ... Их стенки состоят из ... Во всех артериях течет ... Самая крупная артерия — ... Она располагается ... На уровне IV поясничного позвонка аорта делится ... От аорты отходят ...


Задание 43


Просмотрите еще раз часть текста «Строение вен» и подготовьте рассказ о венах по следующей схеме:

Вены несут ... . Во многих венах ... кровь течет .... Поэтому ..., которые ... . В организме человека выделяют 3 системы вен: ....

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Задание 44

Просмотрите ещё раз информацию о кругах кровообращения. Самостоятельно составьте схему и с её помощью подготовьте рассказ о:

  • — большом круге кровообращения;

  • — малом (лёгочном) круге кровообращения;

  • — сердечном круге кровообращения.

Задание 45


Расскажите о микроциркуляторном русле. Используйте глаголы располагаться где, происходить где, отдавать что.

Задание 46


Просмотрите ещё раз информацию о лимфатической системе. Самостоятельно составьте план и подготовьте рассказ о:

  • - строении лимфатической системы;

  • - функциях лимфатической системы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >