>

Этнофункциональный анализ проблем образования и информационной безопасности Глава

И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 8

Этнофункциональный подход к информационной БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

К ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В ОБРАЗОВАНИИ

Этнофункциональный смысл геополитики в образовании

С позиций психологического этнофункционального подхода, устойчивое развитие (Лось, Урсул, 2000) системы «личность - этносреда -этносфера» обеспечивается неразрывностью процесса наследования природно-биологического и культурно-психологического содержания системы отношений личности и общества. Согласно нашим исследованиям, ведущая роль в развитии личности климато-географических параметров (как мы полагаем - системообразующая), установленная в наших исследованиях, выводит их на первый план в решении геополитических проблем, связанных с задачей обеспечения целостного взаимодействия личности и этносреды, а в перспективе с проблемой внутренней устойчивости отношений в системе «личность - этносреда - этносфера». Без решения проблемы устойчивого развития личности и представления о правильном ее воспитании, на наш взгляд, невозможно решение проблемы устойчивости ни национальных этносред, ни этносферы в целом. Ключевым фактором, обеспечивающим органичное наследование личностью содержания этносреды и этносферы является образование. Без необходимой преемственности личностью общего плана и содержания развития этносреды разрушается сама личность, ее этносреда и в итоге - этносфера.

Этнофункциональный смысл геополитики

Психологический этнофункциональный подход к геополитике основывается на положении о том, что, несмотря на современное «смешение рас и народов» и их территориальную незакрепленность

(«мозаичность»), этническая целостность существует в духовнопсихической реальности, а степень этой целостности оказывает огромное влияние на поведение человека и человеческих сообществ. Этничность полностью описывает каждого современного человека или общество как ту или иную степень целостности этнических признаков - климато-географических, расово-биологических и культурно-психологических.

Этносреду можно рассматривать как концепт «среднего уровня» (Мертон, 1947), опосредствующий взаимодействие индивида и всего человечества. Это открывает перспективы целостного анализа и прогноза развития системы «человек - этносфера» и ее подсистем.

В настоящий момент в предмете геополитики как науки собственно географические факторы отходят на второй план, уступая место экономическим, культурным, религиозным, психологическим и др. (Мухаев, 2007). Из военно-политических и стратегических исследований следует, что «водоразделами» существующих и предстоящих мировых конфликтов и противостояний, помимо «военногеографических», все в большей степени становятся религиозные, расовые, «цивилизационные» факторы (там же). Причем локализация этих конфликтов не определяет «линии фронта», хотя они и происходят в рамках взаимодействия конкретных этнофункциональных систем. Системность в рассмотрении этих взаимодействий может определяться этнофункциональным единством кажущейся, на первый взгляд, «мозаичности» этносред - систем климато-географических, расово-биологических и культурно-конфессиональных факторов.

С геополитикой теснейшим образом связано решение вопросов пассивной и активной информационной безопасности. Эти решения могут быть обеспечены разработкой прогнозов поведения (в широком смысле) произвольно выделенных человеческих сообществ, общественных слоев и пр. с позиции методологически обоснованной и операционализированной концепции этнофункциональных информационных войн. Преимущество информационных этнофункциональных воздействий по сравнению с традиционными состоит в их «высокоточное™», правовой «гуманности» и скрытности. Этнодифференцирующие информационные воздействия на реальную этносреду предполагаемого противника, которые последний не осознает как «агрессивные», а часто воспринимает как дружеские проявления «взаимовыгодного культурного обмена», дезинтегрируют его общественную систему, снижая ее агрессивный идеологический потенциал. Кроме того, военно-информационные и пр. этнофункциональные воздействия, тактически разрушая этносреду предполагаемого противника, всегда имеют положительную перспективу, которая усиливается с течением времени при согласованности такого рода воздействий с общей глобальной этнофункциональной стратегией, направленной на мирную интеграцию этносферы; последнюю мы можем условно обозначить как «устойчивое развитие».

Одним из компонентов этнофункциональной информационной безопасности является обеспечение ее внутренней составляющей путем внедрения соответствующей концепции образования для всех возрастных групп. Будучи реализованной, она обеспечивает психический адаптационный потенциал человека: его эмоциональную, нравственно-этическую и операционно-профессиональную устойчивость.

Образование как наследование личностью этносреды начинается с самого раннего детства ребенка, с воспитания молодой матери. В частности, без полноценного развития личности на природной и сказочно-мифологической стадиях моральные понятия - всего лишь набор слов. Религиозно-этическая стадия предваряет овладение технологиями, в том числе и военными, в противном случае эти технологии могут быть направлены на безнравственные и асоциальные цели. Никакая, даже самая совершенная законодательная база не может обеспечить исполнения законов, если нет достаточно однородного культурного поля, в котором действует субъект права и если культурно-психологически разнородные ценностные ориентации мешают личности понимать общий смысл законов.

Полноценное образование достигается на пути интеграции традиционной для России русской системообразующей этносреды и сбалансированного решения вопроса о соотношении русской и других национальных культур в государственной системе образования. Это возможно через разработку системы не жесткого типологического, а гибкого и дифференцированного этнофункционального взаимодействия национальных этносред. Поэтому необходимо учреждение региональных институтов, решающих задачу «тонкого взаимодействия» этносред на постоянной основе. Этнофункциональный подход как инструмент дифференцировки и учета этнических функций элементов этносред обеспечивает единую теоретико-методологическую основу и целостность процессов обучения, воспитания и психопрофилактики и тем самым внутреннюю устойчивость общества к агрессивным информационным воздействиям.

Внешняя этно функциональная информационная безопасность предполагает внедрение в информационное пространство системы этносред противника этнофункционально рассогласованных элементов. Это отражает основное стратегическое направление работы и, на наш взгляд, является единственной общей и активной методологической альтернативой глобалистским жесткототалитарным концепциям, узурпирующим в своих целях понятия «свободы», «равенства возможностей» и др. и опирающимся, как правило, на военно-экономическое доминирование. Данный подход можно обозначить как этнофункциональный глобализм, направленный на создание высокоорганизованной системы этносред планеты, т. е. организацию гармоничной глобальной этносферы планеты. При его применении решающим фактором является сохранение стратегической инициативы, а военно-экономические акции являются операционными, вторичными по отношению к этнофункционально-информационным параметрам взаимодействия этносред.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >