ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ РАСТЕНИЯ И ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Законодательство по ГМО в различных странах

Во второй половине XX века, в условиях нарастающего экологического кризиса, с одной стороны, и бурного развития новых технологий, в том числе биотехнологий, с другой стороны, международное сообщество было вынуждено выработать новый принцип своей деятельности — принцип предосторожности, положив его в основу практически всех базовых международных соглашений, конвенций, деклараций и планов действий, как глобальных, так и региональных [75].

На политическом уровне понимание важности биоразнообразия вызрело в 1992 г., когда в Рио-де-Жанейро большинство стран мира подписали Конвенцию о биологическом разнообразии (КБР), частью которой является единственный международный документ по регулированию ГМО в мире — Картахенский протокол по биобезопасности (вступил в силу 11.09.03 г.).

КБР предусматривается, что стороны должны устанавливать или поддерживать средства регулирования, контроля или ограниченного риска, связанного с использованием и высвобождением живых измененных организмов, являющихся результатом биотехнологии, которые могут иметь вредные экологические последствия, способные оказать воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия с учетом опасности для здоровья человека. Предусмотрен обмен информацией для регулирования биобезопасности, в частности для развивающихся стран.

В Картахенском протоколе отражен факт осознания международным сообществом того, что быстрое распространение современной биотехнологии вызывает растущую обеспокоенность общественности в связи с ее потенциальным вредным воздействием на биологическое разнообразие с учетом также рисков для здоровья человека.

ГМО определяются в тексте протокола как «живые организмы, полученные в результате искусственного видоизменения их генетического материала», как «созданные при использовании биотехнологий». При попадании в окружающую среду они могут возобладать над местными видами подобно чужеродным видам. В итоге под прямой и косвенной угрозой могут оказаться образ жизни, культура и традиции коренного и сельского населения.

Если все положения Картахенского протокола будут применены в полном объеме, он может стать важным документом международного права и оказать существенное влияние на процесс международной торговли. К сожалению, заложенный в протоколе потенциал еще далеко не полностью реализован, так как его до сих пор не подписали многие страны с высокоразвитой биотехнологической промышленностью, прежде всего США. Россия также не подписала протокол, что может потенциально осложнить ее торговые отношения со странами ЕС, который уже его ратифицировал. Возможно, что возросший интерес общественности и государственных органов, политических партий к проблемам ПБ, экологии и биобезопасности и совместные усилия общественных организаций помогут изменить ситуацию в лучшую сторону.

Нормы биобезопасности поддерживаются законодательствами ряда стран. Устанавливающая мировые стандарты по пищевым продуктам организация Codex Alimentarins Commission (дочерняя организация ФАО) основала специальную комиссию по разработке стандартов, нормативов и рекомендаций для ГМП. Потребитель должен иметь возможности получить необходимую информацию о продуктах, для создания которых использованы ГМО, чтобы он мог воспользоваться правом выбора. По международным правилам ТР должны пройти несколько этапов изучения: медикогенетический, оценивающий изменения в генотипе данного растения и возможность их последующего влияния на человека; технологический, устанавливающий, что полученный этим методом продукт не меняет свои технологические свойства; медикобиологическая оценка — влияние ТП на иммунный статус организма, систему ферментной защиты клетки; процесс государственной регистрации и разрешение широкого использования при обязательном дальнейшем мониторинге.

В США расширяются рамки законопроектов по включению ГМО в коммерцию, в странах ЕС принят закон о необходимости научно обоснованной оценки безопасности растений, получаемых в результате трансгенеза. В США законом разрешено не указывать на этикетке происхождение пищевого сырья, поскольку создатели глубоко уверены (и могли это доказать своему Министерству здравоохранения) в безопасности трансгенной еды. Более десяти лет в стране действует Закон о защите качества продовольствия. И любое действие по трансгенам контролируют Комитет биобезопасности учреждений, создающих ТР, Служба инспекции и здоровья животных и растений Министерства сельского хозяйства США, Администрация пищевых продуктов и медикаментов и Агентство охраны окружающей среды. Общественные организации в США постоянно критикуют политику в отношении ГМК. Так, отмечалось, что у лабораторных крыс, питавшихся ГМП, происходило заболевание желудка. Правительство разрешает использование ГМО, основываясь на результатах научных исследований фирм-производителей. Тех ученых, которые начинали бить тревогу, увольняли или наказывали иным образом.

Возражения сторонников применения ГМ сводятся к тому, что изменения генов и передача их происходят в природе естественным путем. Никакой опасности это не представляет. Правительство надежно контролирует безопасность, а биотехнология поможет фермерам получать высокие урожаи. Что касается токсинов и аллергенов, то все это может содержаться и в обычных, традиционных культурах. С подобными рисками встречаются и «обыкновенные» селекционеры.

ЕС в 2000 г. принял Директиву по разработке ГМО, в которой изложены обязанности, возлагаемые на страны-поставщики ГМО на рынок и для других целей в связи с угрозой для здоровья человека и окружающей среды, критерии и информация о ГМО для оценки возможного риска при взаимодействии с окружающей средой, требования к маркировке.

Европейский парламент одобрил новое строгое законодательство по лицензированию ГМО, предоставляя тем самым возможность для реализации в Европе сельскохозяйственных ГМП. Европа имеет самое жесткое законодательство в мире по ГМО. Благодаря этому закону новые растения можно будет сеять только после получения специального разрешения. Из-за обеспокоенности общественности, требующей обеспечения населения безопасными продуктами питания, особенно в связи с эпидемией коровьего бешенства, ЕС с апреля 1998 г. не выдавал разрешений на использование ГМО 100

[30]. Все новые ГМ сельскохозяйственные продукты должны получать одобрение специального комитета, состоящего из экспертов стран ЕС.

Новые правила укрепляют существующее законодательство по ряду направлений: они требуют более жесткого подхода к оценке риска для здоровья человека, улучшают мониторинг урожая сельскохозяйственных культур, постепенно выводят антибиотики из ГМО и обеспечивают проверку урожая ГМ сельхозкультур через десять лет после того, как на них были выданы лицензии. Европейская комиссия работает над тем, чтобы можно было восстановить продажу ГМО через сеть продовольственных магазинов и ужесточить требования к этикеткам на продукты.

Принятое в начале ноября 1999 г. правительством Великобритании решение отложить до 2003 г. начало коммерческого производства в стране ГМ сельхозкультур, по оценке экспертов, явилось вынужденной уступкой давлению со стороны природоохранных организаций и результатом растущей обеспокоенности в обществе в целом. Опрос общественного мнения показал, что 47% взрослого населения выражают беспокойство в отношении ГМП. Этот показатель превышает уровень обеспокоенности, связанный с последствиями эпидемии губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, известной как «коровье бешенство». Большинство британских ученых считает, что ГМ сельскохозяйственные культуры могут способствовать решению задач, связанных с производством продуктов питания по количественным и качественным показателям, причем как для индустриально развитых, так и развивающихся стран, и могут рассматриваться как механизм их устойчивого развития. Однако по-прежнему открытым остается вопрос о возможных последствиях выращивания таких культур для окружающей среды и здоровья людей. В основу проводимой политики правительство Великобритании положило создание системы строгого контроля за использованием трансгенных технологий как при выращивании сельскохозяйственных культур, так и при производстве продуктов питания. С этой целью образованы специальные комиссии, в том числе по генетике человека, рассматривающая вопросы клонирования и медико-биологические аспекты использования ГМП, по биотехнологиям в сельскохозяйственном производстве и окружающей среде, изучающая воздействие трансгенных техноло-101

гий на фермерские хозяйства, пригородные зоны и дикую природу. Эти комиссии в процессе подготовки рекомендаций будут также учитывать этические аспекты проблемы и проводить оценку риска от внедрения новых технологий.

Новый закон ЕС определяет пороговое значение для допуска к употреблению ГМО. Обычные изделия не требуют получения допуска, если в них содержится менее 0,9% ГМО и это количество попало в продукт случайно или из-за особенностей технологического процесса (разлет пыльцы, хранение, транспортировка). От обязательной маркировки освободили только такой ГМ материал в обычных продуктах, который либо допущен в ЕС, либо уже признан каким-либо научным форумом в Евросоюзе как безопасный для здоровья.

В июне 2003 г. Европейский парламент ратифицировал трехгодичный договор, регулирующий международную торговлю ГИ продовольствием. Этот договор предусматривает запрещение ввоза такого рода продукции, если она не имеет научно подтвержденного доказательства безопасности и требует обязательной маркировки подобных грузов. Это договор был «спущен» ЕС из ООН, переговоры по поводу его ратификации велись в течение трех лет. До настоящего времени он был подписан только Данией, Австрией, Испанией, Швецией и Нидерландами. Вступление его в силу позволит европейским странам избежать импорта американского зерна, полученного с помощью биотехнологий.

Любой ГМ продукт может быть разрешен к выпуску в окружающую среду или допущен на рынок в Европе лишь после проверки научным комитетом по растениям, чьи рекомендации носят обязательный характер. При этом выявляются все свойства ГМО, которые могут вызвать побочные эффекты.

Компания, намеревающаяся выйти на европейский рынок с ГМО, сначала проводит полную экспертизу экологических рисков в компетентных организациях, затем подает заявку в соответствующий орган страны, в которой продукт впервые поступит в продажу. Если национальный орган даст положительный отзыв, государство информирует об этом другие государства ЕС. Если и на этом этапе нет возражений, компетентный орган, выдавший первоначальное разрешение, дает согласие на допуск продукта на рынок. После он может поступить в продажу по всему ЕС в соответствии с 102

условиями разрешения. С октября 1991 г. по настоящее время в ЕС разрешено коммерческое использование лишь 18 ГМО.

Не меньшее значение имеет и отслеживание продуктов, содержащих ГМО, после их выхода на рынок. Если производство начинается с трансгенных семян, то продающая их компания должна не только информировать покупателя, что они генетически модифицированы, но и обязана вести реестр оптовых покупателей, закупающих семена. Важная роль при этом отводится обязательной маркировке. По-европейски — это реализация права на информацию для сознательного выбора. Европейские «Правила о новых видах пищи» устанавливают обязательную маркировку пищевых продуктов и ингредиентов, если в продукте содержится более 0,9% ГМО. Порог в 0,9% введен исходя из предположения, что примесь таких веществ может быть случайной, поскольку при производстве продуктов питания, кормов и семян практически невозможно добиться их 100%-ной чистоты. Однако страны ЕС запретили использование ГМО в сколь угодно малых количествах в детском питании. Правила маркировки предписывают указывать сведения о наличии ГМО даже в ресторанных меню.

Ряд важных постановлений по безопасности ГМО принят в Китае [55]. Все сельскохозяйственные ГМО подразделяются на четыре класса в соответствии с величиной потенциального риска для здоровья людей, животных, микроорганизмов и окружающей среды. Стандарты такой классификации формулируются административным отделом Государственного совета Китая. Проверка ГМО на безопасность обычно проводится в три этапа:

исследования, проводимые в лабораторных условиях;

«полевые испытания» — в естественных условиях с соответствующими мерами безопасности;

«крупномасштабные производственные испытания», предшествующие производству в промышленном масштабе.

При переходе с одного этапа на другой проводящая исследования организация должна предоставить заявку на разрешение проведения следующего этапа работы (с соответствующей документацией по результатам предыдущего этапа) в административный отдел Госсовета и получает его после подтверждения безопасности ГМО комитетом по биобезопасности. После проведения последнего этапа исследований (с приложением соответствующей документации) подается заявка в административный отдел на получение сертификата по безопасности ГМО. Любые иностранные организации или совместные предприятия, намеревающиеся проводить НИР с сельскохозяйственным ГМО или их проверку на безопасность на территории Китая, должны получить для этого разрешение административного отдела Госсовета. Для производства или переработки ГМО на промышленной основе необходимо получить лицензию из административного отдела или местной администрации провинции, автономной области или муниципалитета, находящихся под непосредственным руководством правительства, при соблюдении определенных условий (сертификат на сельскохозяйственные ГМО, выращивание на определенных участках, соблюдение мер безопасности и т.п.). В случае какой-либо аварии (несчастного случая) при производстве или переработке сельскохозяйственных ГМО организации или лицу, ответственным за эту работу, следует немедленно принять меры к устранению инцидента и сообщить о нем в местный административный отдел. Любая организация или лицо, намеревающиеся заняться сбытом сельскохозяйственных ГМО, должны получить лицензию от административного отдела Госсовета при соблюдении определенных условий (наличие занятого полный рабочий день персонала, документов по маркетингу, соблюдение соответствующих мер безопасности и т.п.). Все занятые сбытом сельскохозяйственных ГМО должны иметь документацию об источниках сельскохозяйственных ГМО, их транспортировке и хранении, и при продаже на территории КНР должны иметь маркировку, выполненную производителем или упаковщиком продукции, на которой должны быть указаны название основного сырья, содержащего ГМ ингредиенты, и другие требования по сбыту. Реклама ГМО в прессе, на радио и ТВ возможна только после его проверки и одобрения административным отделом Госсовета. При ввозе ГМО на территорию страны для проведения НИР и т.п. необходимо сделать заявку в административный отдел. Импортируемые в Китай ГМО без соответствующих разрешающих документов и сертификатов безопасности, выдаваемых административным отделом Госсовета, должны быть отбракованы или уничтожены. Когда импортируемые ГМО не имеют соответствующей административным положениям маркировки, они могут попасть на территорию Китая только после повторной маркировки.

В Российской Федерации разработана и действует законодательная, методическая и нормативная база, регулирующая оборот продукции, полученной из ГМО. Принят Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» № 86-ФЗ от 05.07.96 г., который регулирует возникающие при осуществлении ГИ деятельности отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [66]. В соответствии со статьей 11 данного закона продукция, полученная с применением методов ГИ деятельности, должна соответствовать требованиям экологической безопасности, санитарных норм, фармакопейных статей, обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации. В 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации утверждено положение «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов».

В 1998 г. был определен порядок регистрации ГМИ пищи, который в дальнейшем был усовершенствован (постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 08.11.2000). В соответствии с установленным порядком каждая впервые поступающая на рынок России ГМИ пища подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе, которая осуществляется по трем направлениям: медико-генетическая оценка (Центр «Биоинженерия» РАН), медико-биологическая оценка (ГНУ НИИ питания РАМН) и оценка технологических параметров продукта (МГУ прикладной биотехнологии). Результаты экспертизы представляются в Минздрав России, который выдает разрешение на использование ГМИ пищи в пищевой промышленности и реализацию населению или мотивированный отказ. В 2000 г. в Российской Федерации утверждена система оценки безопасности пищевой продукции, полученной из ГМИ (МУК 2.3.2.970-00. Минздрав России), которая основана на международной практике и учитывает отечественный опыт исследования новых источников пищевых веществ [85].

В настоящее время прошли полный цикл всех необходимых исследований и разрешены для использования в пищевой промышленности и реализации населению в Российской Федерации 13 видов пищевой продукции растительного происхождения, полученных с применением трансгенных технологий: три линии сои, устойчивой к пестицидам; три линии кукурузы, устойчивой к пестицидам; три линии кукурузы, устойчивой к вредителям; линия сахарной свеклы, устойчивая к глюфосинату аммония. Для всех ГМК, прошедших процедуру регистрации, показана композиционная эквивалентность традиционным аналогам, продемонстрирована их хорошая усвояемость в экспериментах на лабораторных животных. В хронических токсикологических экспериментах на крысах с включением в их рацион продуктов переработки ГМИ пищи в максимально возможном количестве не выявлено каких-либо изменений, выходящих за рамки физиологических, биохимических, гематологических и морфологических исследований. В экспериментах на мышах не выявлено неблагоприятного влияния на иммунный статус, не обнаружено мутагенного действия.

Положение о государственной регистрации ГМО является обязательным для выполнения всеми российскими и зарубежными субъектами научной, научно-исследовательской и хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы, работающими на территории Российской Федерации в направлении создания ГМО, их использования и выпуска в окружающую среду, а также совершающими сделки, в том числе внешнеторговые, предметом которых являются ГМО. Для обеспечения объективности и надлежащего качества проверки представляемых сведений о безопасности ГМО, подлежащего госрегистрации, создан постоянно действующий экспертный совет по вопросам безопасности. Он проводит экспертизу представленных сведений о безопасности ГМО. На основании заключения совета Минпромэнерго Российской Федерации принимает решение о госрегистрации ГМО или об отказе в ней. При необходимости проводятся дополнительные испытания в Центре по сертификации, аккредитованном Минпромэнерго. На основании решения о госрегистрации министерство вносит сведения о ГМО в госреестр и выдает заявителю специальное свидетельство, подписанное министром. Срок действия свидетельства — до пяти лет, однако он может быть продлен по просьбе заявителя и заключению дополнительной экспертизы. В случае выявления негативного воздействия организма на окружающую среду свидетельство аннулируется.

За созданием, движением и хранением пищевых продуктов, полученных из ГМО (растений и животных), установлен постоянный государственный контроль специально уполномоченными органи-106

зациями: научными учреждениями и лабораториями РАН, Минсельхоза РФ, Минздравсоцразвития РФ, отраслевых академий — Россельхозакадемии и Медицинской академии, создающих трансгенные организмы. Общий контроль находится в ведении главного государственного санитарного врача Российской Федерации. В целях реализации законов «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Закона «О защите прав потребителей» главный санитарный врач Российской Федерации постановлением от 08.10.2000 г. № 14 утвердил Положение о порядке проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, полученных из ГМ источников.

При экспертизе, медико-генетической и технологической оценках ГМП проверяется, одинаков ли химический состав исходных и трансгенных растений, не ухудшились ли биологическая ценность и усвояемость приготовленных из ТР продуктов, могут ли растение и приготовленная из него пища вызывать аллергию или как-то влиять на иммунную систему, являются ли они токсичными, канцерогенными или мутагенными и влияют ли на репродуктивные функции животных и человека. Только после прохождения всех этапов испытаний Роспотребнадзор выдает санитарно-гигиеническое заключение на использование растения в пищевых целях. Заключение подписывается главным санитарным врачом и передается заявителю. Сведения о ГМП, на которые выдано санитарно-гигиеническое заключение, вносятся в специальный реестр.

В настоящее время до 90% экспорта ТП в Россию составляют кукуруза и соя. Поэтому, например, столь популярный у детей попкорн, скорее всего, изготовлен из ГМ кукурузы. Конечно, специальной маркировки на этом продукте нет, а значит, нет и повода задуматься, насколько он безопасен для подрастающего поколения. Соевые продукты, поставляемые из стран Северной Америки, тоже на 80% генетически измененные. Как сообщили в московском представительстве американской компании «Монсанто», в США не делают различий между традиционной и модифицированной соей. Ее собирают, составляют смешанные партии и в таком виде поставляют за рубеж, в том числе в Россию. Учитывая негативное отношение стран ЕС к ввозу ГМ продовольствия и сырья, нетрудно предположить, что в нашу страну попадает продукция, от которой отказываются европейские потребители. Тем более, что в России до сих пор нет действенного механизма контроля за обязательной маркировкой ГМП.

Исследования показали [43], что среди продуктов, содержащих ДНК из ГМ растений, помимо включенных в «Реестр ГМ продукции», на продуктовом рынке Москвы и Московской области довольно широко распространены и другие аналогичные продукты питания, содержащие трансгенную ДНК, но не имеющие регистрационного свидетельства.

Действующая в Российской Федерации система оценки качества и безопасности пищевой продукции, полученной из ГМ источников, включает в себя пострегистрационнный мониторинг. НИИ питания провел мониторинг за оборотом пищевой продукции, имеющей ГМ аналоги, представленной на продовольственном рынке Москвы в январе-марте 2003 г. Всего было проанализировано 105 образцов пищевой продукции, в их числе концентраты и изоляты соевого блека, соевая мука, лецитины, кукурузная мука и крупа, рисовая крупа, а также колбасные и кондитерские изделия, детское питание, пищевые добавки, биологически активные добавки к пище, содержащие компоненты продуктов переработки сои, кукурузы, риса. В 12 образцах бала обнаружена трансгенная ДНК. Исследования показали, что 11,4% проанализированных пищевых продуктов содержат ГМО продукты, представленные линиями ГМ сои, устойчивой к пестицидам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2002 г. № 26 «О порядке государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов» функции по государственной регистрации кормов, полученных из ГМИ, возложены на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Государственной регистрации подлежат только корма, содержащие ГМО, кормовые добавки и компоненты кормов, предназначенные для непосредственного скармливания животным. В настоящее время процедуру регистрации прошло несколько десятков кормовых продуктов, в том числе некоторые ГМО кормов фирмы «Монсанто», которые наиболее широко представлены на мировом рынке кормов (соя, кукуруза).

Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации функционирует законодательная база, позволяющая регулировать оборот пищевой продукции и кормов, полученных из ГМО. В установленном порядке осуществляется их регистрация, проводится оценка безопасности и послерегистрационный мониторинг. Однако вся продукция из ГМО, представленная на внутреннем рынке, произведена из ГМО, созданных в США и странах ЕС. В России пока нет ГМ растительных культур, разрешенных для выращивания на внутренней территории для последующей реализации населению и использованию в пищевой промышленности и при производстве кормов. Это в огромной степени связано с отсутствием законодательной базы, которая обеспечила бы процедуру регистрации ТР с последующей возможностью выращивания их в стране.

С 1 января 2005 г. Россия ввела новый ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты питания. Информация для потребителя. Общие требования». Документ устанавливает требования к информации для потребителей, которая, в частности, должна содержать данные о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в сырье для него пищевых и биологически активных добавок, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы. Кроме того, в маркировке должны быть перечислены основные естественно содержащиеся в продукте минеральные вещества и витамины, даны рекомендации о суточной норме потребления продукта, а также сведения о содержании белков, жиров, углеводов и калорийности, о ГМП, продуктах, полученных из ГМ источников, или продуктах, содержащих ГМ компоненты. Новый ГОСТ запрещает вносить в маркировку надпись «экологически чистый продукт». Он соответствует европейским директивам в области маркировки пищевых продуктов.

Обязательная маркировка продуктов, содержащих ГМ сырье, не означает, что данный продукт опасен для здоровья человека. Это лишь дополнительная информация для потребителей, которые имеют право выбора. Абсурдно считать, что российские врачи и ученые разрешили бы к широкой продаже продукты, наносящие вред здоровью человека, хотя во многих статьях и выступлениях такая маркировка трактуется как предупреждение потребителю об угрозе. Маркировка подобных продуктов введена в более чем 130 109

странах мира, а потребление их в пищу продолжает стремительно расти. Наука не стоит на месте, экономика развивается по своим законам. Продуктов питания в России не хватает, и ГИ помогает решать эту проблему. Но потребитель должен иметь право выбора и право на достоверную, правдивую информацию, точно так же, как он должен знать о том, не содержит ли продукт повышенное количество пестицидов, тяжелых металлов или нитратов, иметь право выбирать, где и какую продукцию покупать. Право на качество и безопасность товара — одно из ключевых прав потребителя. Для этого вводится соответствующая маркировка [36].

Новые процентный барьер на содержание ГМО — 0,9%. Только если количество ГМО в продукте ниже, он может продаваться без маркировки [31].

На базе Ростовского областного центра санэпиднадзора в 2005 г. создана лаборатория для определения количественного состава ГМО в продуктах. Решением главного санитарного врача России Г. Онищенко в стране таких центров будет семь, по числу федеральных округов. Лаборатории станут важным звеном строящейся системы государственного контроля содержания ГМ источников в продуктах питания. Для лаборатории было закуплено оборудование стоимостью 200 тыс. долл., и она готова обслуживать весь округ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >