НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

У вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Вы хотите с кем-то согласиться? / Возразить кому-то? Вы не уверены? Вы хотите что-то уточнить? Вы хотите вмешаться в дискуссию?

Я думаю, что...

Я согласен с вами.

Я считаю, что ...

Мне кажется, что ...

Я (абсолютно) уверен, что ...

Я так не думаю.

Я не согласен.

Я думаю по-другому.

Я так не считаю.

Я сомневаюсь в том, что ...

Я не уверен, что ...

Я против, потому что... / так как...

Я категорически против того, чтобы ...

Позвольте мне сказать.

Позвольте мне вмешаться.

Допустим, это так, но ... Может быть, это и так, но ... Мне трудно что-либо сказать ...

Я хотел бы уточнить.

Позвольте уточнить.

Я вас правильно понял, что ...? Если я вас правильно понял, то ...?

ПОРАБОТАЙТЕ С ЭТОЙ ЛЕКСИКОЙ:

- изобретать / изобрести что?, - участвовать, участие в чем?; изобретение, изобретатель; - управлять, управление;

  • - исследовать что?, исследование, исследователь;

  • - публиковать / опубликовать что?, публикация;

  • - объединять / объединить кого?, что?;

  • - отмечать / отметить что?;

  • - заслуга;

-эра


  • - заботиться / позаботиться

о ком?, о чем?;

  • - заводиться / завестись;

  • - угонять / угнать (машину), угон;

  • - навигация, навигационный;

  • - легенда, легендарный;

  • - массовый;

  • - наличные / безналичные деньги


м РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

Задание 1

Прочитайте текст. Определите смысловые фрагменты текста; укажите языковые средства связи фрагментов и сигналы движения текста.

Вещи, изменившие нашу жизнь

Что было?

Французские ученые опубликовали список изобретений XX века, которые, по их мнению, изменили жизнь человечества. Исследователи подсчитали, что таких изобретений около тридцати. Список открывает самолет, придуманный американскими братьями Райт в 1903 году. На втором месте — начало серийного производства автомобилей «Форд» в 1908 году. Особо исследователи отметили заслугу перед человечеством Оскара Леви-Стросса, создателя легендарных джинсов. Также к наиболее значительным изобретениям ушедшего века ученые отнесли и кока-колу, массовое производство которой началось в 1915 году, и жевательную резинку — 1917 год.

По мнению социологов, жизнь человека заметно изменилась с появлением в 1919 году домашнего холодильника, а в 1926 году — телевизора. Сегодня, по данным, например, ученых Франции, телевизоров нет лишь у 6 % французских семей.

В 1924 году был начат массовый выпуск сигарет. Сегодня в мире насчитывается 1,2 миллиарда курильщиков, то есть практически каждый третий взрослый страдает никотиновой зависимостью. А от болезней, вызванных курением, каждый год умирают 3 миллиона человек.


Среди изобретений XX века ученые выделяют также виниловую музыкальную пластинку (1928), нейлон (1937) и шариковую ручку (1940). С 1945 года начинается эра компьютерной техники. Изобретением 1947 года исследователи назвали автомат Калашникова. Кроме того, в XX веке были изобретены: детские подгузники, мобильные телефоны, пластиковые кредитные карты, открыт секрет клонирования и атомной энергии...

Что будет?

Попробуем себе представить, что нас ждет в будущем? Какова будет наша квартира в XXI веке?

Сейчас в нашем доме — множество бытовых электронных приборов. Но пока они существуют сами по себе, не объединены в систему, и необходимо участие человека, чтобы их включить, выключить, задать программу... А вот что нас ждет в будущем.

Допустим, вы на работе, а в это время погода испортилась, собирается дождь или гроза. Ваш дом сам позаботится о себе: компьютер получит сигнал из Интернета, отдаст команду закрыть окна и двери. Или компьютер сделает музыку или телевизор потише, как только вы начнете говорить по телефону. И это уже реальность. Обо всем этом позаботится программа «Умный дом». А еще ваша квартира будет выполнять роль личной медсестры. Сантехника (когда вы принимаете душ) будет делать кардиограмму, измерять пульс. Все данные будут передаваться по Интернету прямо на ваш личный медицинский сайт. Возможно, каждый человек будет носить «нательный» мини-компьютер, который сможет точно определять момент, когда здоровье хозяина находится в опасности, сообщать об этом в больницы и указывать точное местонахождение хозяина.

Деньги XXI века

Деньги станут безналичными — вы больше не сможете их потрогать, они останутся только в памяти компьютера и на вашей кредитной карте. На Западе уже сейчас, если вы расплачиваетесь в ресторане или гостинице наличными, на вас смотрят с удивлением.

Автомобиль XXI века

Все автомобили будут иметь навигационные приборы и управляться автоматически. Они будут видеть, слышать и даже... нюхать! Если машина почувствует, что от хозяина пахнет спиртным, она просто не заведется. В случае угона вашей машины она сообщит об этом в полицию и укажет точные координаты.




Отдых XXI века

Свободного времени у жителей XXI века будет значительно больше, так как производство будет почти полностью автоматизированным. Самой популярной профессией станет разработка программ виртуальной реальности, а самым популярным развлечением — прогулки по Интернету.

ОБСУДИМ:

  • 1. Как вы думаете, какие самые полезные и значительные изобретения были сделаны в XX веке?

  • 2. Что, по-вашему, больше всего изменило жизнь людей в XX веке?

  • 3. Согласны ли вы с авторами статьи в том, что ждет нас в будущем? Вы верите, что нас ожидают такие перемены?

  • 4. Как вы себе представляете жизнь людей в конце XXI века?

ПОРАБОТАЙТЕ С ЭТОЙ ЛЕКСИКОЙ:

  • - субсидия, субсидировать что?;

    • - отторгать / отторгнуть что?, отторжение;

    • - этический тупик, тупиковый (путь);

    • - вмешиваться / вмешаться во что?, вмешательство;

    • - подчинять / подчинить что? кому?;

    • - запрещать / запретить кому? что делать?, запрещение, запрет;

    • - послушный;

    • - непредсказуемый


  • - инвестировать во что?, инвестиция;

  • - проект;

  • - эксперимент, опыт;

  • - появляться / появиться на

свет = рождаться / родиться;

  • - ветка, веточка;

  • - побег;

  • - клубок, клубочек, клубень

И РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

А. Прочитайте заголовок статьи. Как вам кажется, можно ли по названию догадаться о содержании этой статьи?



  • B. Прочитайте выделенную после заголовка информацию. Как вам кажется, зачем эта информация появилась перед текстом?

  • C. Просмотрите текст статьи. Сколько в нем смысловых частей? Постарайтесь понять, о чем будет идти речь в каждой из них. Подчеркните слова-сигналы.

  • D. Прочитайте текст. Читая, ищите ответы на вопросы:

  • 1. Почему текст так называется?

  • 2. В чем заключается механизм клонирования?

Подлинник или копия

«Клонирование». Как часто мы слышим это слово. Оно рождает в нас самые разные чувства: и любопытство, и надежду, и даже... страх.

  • 1. «Клон» в переводе с греческого означает «веточка», «побег». В биологии клоном называют группу организмов, обладающих абсолютно одинаковыми генами. Клонирование и есть процесс получения таких генетических копий.

  • 2. Долгое время термин «клонирование» использовался только по отношению к растениям. Сохраняя лучшие сорта, люди уже тысячи лет размножают их черенками, побегами, клубнями, т.е. клонируют. С животными все намного сложнее, потому что побегами их не размножить. Если каждая клетка растения может стать новым организмом, то у животных способностью размножаться обладают только специальные клетки. Именно это и было препятствием для ученых, решивших клонировать животных.

  • 3. В чем же заключается клонирование? На первый взгляд, все очень просто. Например, берут крольчиху с очень густой шерстью. После спаривания от нее получают клетки эмбриона на самой ранней стадии развития. Затем ядра эмбриональных клеток пушистой крольчихи пересаживают в яйцеклетку крольчихи с обычной шерстью, предварительно удалив «родное» ядро. Под действием нового ядра яйцеклетка начинает делиться и становится зародышем. Хотя он и развивается в организме обычной крольчихи, гены его в точности повторяют гены пушистого животного. Следовательно, у крольчат, которые появятся на свет, будет точно такая же густая шерсть.

  • 4. Настоящей сенсацией в научном мире стало рождение овечки Долли. Для ее появления на свет использовали не эмбриональную клетку, а соматическую, т.е. клетку тела. Ядро клетки молочной железы

взрослой овцы пересадили в зрелую яйцеклетку другой овцы. Рождение Долли открыло большие перспективы. И не только потому, что теперь по одной-единственной клетке (теоретически любой!) можно восстановить (воссоздать) любое животное — неважно, динозавр это или мамонт. Стало возможным спасение многих редких животных.

  • 5. Возможно ли применение клонирования в медицине? Конечно! У генетической медицины большое будущее. Известно, что причина многих болезней заключается во врожденном дефиците некоторых белков. Путем клонирования можно выводить коров, молоко которых будет содержать эти белки. Но это не самое удивительное. Клонировать животных можно и с целью использования их органов для пересадки. Необходимый орган будет идеально подходить человеку, если часть его генома удастся передать животному. Таким образом, по мнению ученых, можно решить проблему отторжения тканей.

^Задание 3

Выберите из предложенных утверждений те, которые соответствуют тексту.

  • 1. Клон — группа организмов, обладающих абсолютно одинаковыми генами.

  • 2. Каждая клетка растения может стать новым организмом.

  • 3. У животных способностью размножаться обладают соматические клетки.

  • 4. Клонирование — это процесс получения генетических копий.

  • 5. Настоящей сенсацией в научном мире стало рождение овечки Долли, для появления которой использовали эмбриональную клетку.

  • 6. По одной-единственной клетке можно воссоздать любое животное.

  • 7. Применение клонирования в медицине невозможно.

  • 8. Клонировать животных можно с целью использования их органов для пересадки.

Составьте план статьи «Подлинник или копия».

Подготовьте рассказ о механизме клонирования. Для этого проследите ход мыслей автора статьи: найдите определение действия; его описание; факты, подтверждающие необходимость его осуществления.

Задание 6

Прочитайте текст. Читая, определите вопросы, которые в нем рассматриваются. Скажите, какие гипотезы выдвигаются учеными-генетиками для решения этих вопросов. Дайте тексту название.

Клонирование человека... Пока это лишь теория, схема. Все, как с овечкой Долли: ядро соматической клетки донора пересаживается в яйцеклетку женщины, затем — в матку, через 9 месяцев появляется ребенок. Только не совсем обычный. Его гены будут такими, как и у донора — точь-в-точь однояйцевые близнецы. В остальном клон ничем не будет отличаться: пойдет в школу, получит паспорт, женится или выйдет замуж, у него будут дети. По мнению специалистов, клонированный человек будет лишь генетической копией, которую можно сделать с любого человека, даже умершего тысячу лет назад. Для этого достаточно клочка волос или кусочка костной ткани. Но из этого не следует, что он во всем повторит свой оригинал. Чтобы это произошло, необходимо повторить детство, условия жизни, окружающих людей.

С точки зрения ученых, процесс клонирования открывает большие перспективы в борьбе со многими заболеваниями, включая онкологические и наследственные, дает возможность создавать любые органы, необходимые для трансплантации. Конечно, перспективы фантастические. Но есть одно препятствие, одно «НО»: неподготовленность общества к таким экспериментам.

Проблема клонирования вызывает серьезные споры, так как еще неизвестно, что это открытие может принести в будущем. По убеждениям противников клонирования, люди, рожденные в результате такого эксперимента, будут неполноценными, умственно и физически отсталыми. А генетики экономически развитых стран утверждают, что будет покончено со СПИДом, раком, многими другими тяжелыми, неизлечимыми пока заболеваниями. Может быть, наступит век здоровья?

А пока правительства некоторых стран запретили проводить опыты по клонированию человека. Например, американский президент запретил правительственное субсидирование опытов по клонированию человека, но на частные инвестиции это запрещение не распространяется.

В то же время нашлись как ученые, готовые проводить подобные опыты, так и заказчики. Так, в печати появились слухи о том, что группа ученых начала подготовку к первой в мире операции по клонированию человека. Деньги на финансирование проекта получены от одной американской пары, которая из-за ошибки врачей потеряла своего десятимесячного сына. В результате эксперимента на свет должен появиться близнец умершего мальчика, биологически очень на него похожий. Правда, по личностным качествам ребенок может оказаться другим, но для десятимесячного возраста эта разница не должна быть слишком заметной.

Ученые, которые собираются провести этот эксперимент, не видят никаких этических проблем, связанных с клонированием. Если операция пройдет успешно, то впоследствии она будет стоить около 120-150 тысяч долларов.

А вот мнения обычных людей по этому вопросу.

Ученый: Возможность клонирования человека — дело не слишком далекого будущего. Ученые — люди любопытные, их невозможно удержать запретами. Но для человека этот путь тупиковый. Риск непредсказуемых последствий слишком велик; это вмешательство в дела Божьи.

Преподаватель, 43 года: Первая мысль — это очень страшно. Может быть, для женщин, которые не могут иметь детей, это и хорошо, но, по-моему, дети должны быть не такими, как их родители. Наше общество не готово к решению этических и моральных проблем, которые могут возникнуть в результате опытов по массовому клонированию. Ведь можно создать клоны солдат, тупых людей-роботов, которые будут абсолютно послушны.

Музыкант, 23 года: Животных вымирающих видов, редкие растения клонировать можно. А людей — нельзя. Это нужно запретить.

Дизайнер, 33 года: Лично я отношусь к клонированию положительно. Можно взять самых лучших людей и увеличить их число искусственным путем.

Инженер, 36 лет: Соединение человека и компьютера сейчас идет очень быстро. Интернет, компьютер подчиняет человека себе. Скоро человек не будет думать, а будет искать информацию в компьютере.

Задание 7

Объясните, какова роль выделенных в тексте слов?

Задание 8

Ответьте на вопросы, выбирая вариант ответа, соответствующий:

  • а) точке зрения ученых;
  • б) вашей точке зрения.

Используйте слова: я думаю я считаю по-моемумне кажется по моему мнению по мнению ученыхс точки зрения ученых может быть конечно ..., к сожалению к счастью ...

  • 1. Возможно ли клонирование человека?

  • A. Возможно, но пока это теория, схема.

  • B. Возможно, и скоро мы в этом убедимся.

  • C. Невозможно. Этот эксперимент запрещен по этическим нормам.

  • 2. Каковы перспективы клонирования?

  • A. Фантастические, так как с помощью клонирования можно бороться со СПИДом, с онкологическими и наследственными заболеваниями, использовать органы для трансплантации.

  • B. Неизвестно, что этот эксперимент может принести в будущем.

  • C. Это грех. Люди, рожденные в результате эксперимента, будут неполноценными, умственно и физически отсталыми.

  • D. Это грех перед Богом.

Задание 9

Подготовьте рассказ о клонировании, используя материал текстов из заданий 2 и 6. Придерживайтесь следующего плана:

  • - определение явления или действия;

  • - описание явления или действия (механизм);

- перспективы явления или действия.

ОБСУДИМ:

  • 1. Как вы относитесь к клонированию: положительно? Отрицательно?

  • 2. Можно ли, по-вашему, проводить эксперименты по клонированию человека? Почему?

  • 3. С каким из мнений о клонировании, высказанных в статье, вы согласны? Не согласны? Почему?

  • 4. Как вы думаете, всегда ли технический прогресс дает положительные результаты?

  • 5. Связаны ли технический прогресс и увеличение количества техногенных катастроф (авиакатастрофы, аварии на атомных станциях)?

  • 6. Чем могут быть опасны результаты экспериментов по клонированию?

  • 7. Какие сферы науки, по-вашему, не следует развивать? Почему?

  • 8. Что вы думаете об исследованиях атомной энергии?

  • 9. Всегда ли наука должна приносить практические результаты, или человек просто должен исследовать все, что ему интересно?

  • 10. Как вы думаете, какова цель науки? Помогает ли наука людям найти счастье?

ПОРАБОТАЙТЕ С ЭТОЙ АЕКСИКОЙ:

- эвтаназия;

-легализовать что?;

-терпеть что?;

- гарантировать что?;

- невыносимый;

- оправдывать / оправдать что?,

- эксперимент, опыт;

кого?;

- страдать, страдание;

- нравственное оправдание;

- благо;

- стадия;

- прекращать / прекратить

- мучиться, мучение;

что?;

- искупать / искупить (грех);

- преобладать над чем?

- стадия

« РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

Просмотрите текст. Сколько в нем смысловых частей?

Эвтаназия

Слово «эвтаназия» происходит от греческого euthanasia: ей — хорошо, thanatos — смерть. Сегодня этим словом обозначают добровольный уход из жизни смертельно больного человека при помощи врача. Сейчас парламенты некоторых стран принимают законы, легализующие эвтаназию. И первая страна, где подобная практика стала возможна, — Голландия.

По закону, врачи должны убедиться, что больной терпит невыносимые страдания, что у него нет шансов выжить и что он действительно хочет умереть. Окончательное решение принимает специальная комиссия. В США эвтаназия запрещена везде, кроме штата Орегон, где она допустима только для смертельно больных «в последней стадии». В Великобритании эвтаназия запрещена, но иногда врачам разрешается прекращать искусственное поддержание жизни неизлечимых пациентов.

Мнение врача: Надо ли нам вводить эвтаназию? Надо, но опасно. Почему я, врач, говорю «надо»? Потому что, как и любой из врачей, видел много безнадежно больных людей, которые мучились перед смертью.

Почему «опасно»? Потому что никто не сможет гарантировать, например, что «легкая смерть» бабушки не была куплена родственниками, которые ждут наследства — квартиры, домика за городом?..

Мнение церкви: Церковь рассматривает эвтаназию как особую форму убийства. Когда человек болеет и мучается, этим он искупает свои грехи, которые он совершил при жизни. Кроме того, после смерти плоти (тела) человек не умирает, он переходит в иную, высшую жизнь. Эвтаназия же — это уход от будущего, такой человек сразу попадает в ад, как и врач, который помог ему уйти из жизни. Православная церковь никогда не примет эвтаназию.

Итак, подведем итоги.

Аргументы «за»

Аргументы «против»

  • - жизнь есть благо только в том случае, когда в целом удовольствия преобладают над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными;

  • - жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений;

  • - поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат

-происходит выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме;

  • - фактически признается право на самоубийство;

  • - жизнь даже в форме растений священна. Поэтому нельзя отказывать в этом людям, оказавшимся на растительном уровне жизни. В рамках мировосприятия, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима;

  • - акт эвтаназии не имеет нравственного оправдания

? ОБСУДИМ:

  • 1. Как вы думаете, допустима ли эвтаназия? Почему?

  • 2. Если вы считаете эвтаназию допустимой, то в каких случаях?

  • 3. Какие этические и социальные проблемы могут быть связаны с эвтаназией?

  • 4. Возможны ли злоупотребления при применении эвтаназии? Как их можно избежать?

  • 5. Что вы думаете о религиозной стороне этой проблемы? Как церковь относится к эвтаназии? Почему?

  • 6. Как вы думаете, как относятся к этой проблеме врачи?

  • 7. Смогут ли люди победить серьезные болезни нашего времени, смерть?

  • 8. Какие лекарства необходимы людям сейчас?

  • 9. Как вам кажется, что может чувствовать врач, прекращающий жизнь смертельно больного человека?

ПОРАБОТАЙТЕ С ЭТОЙ АЕКСИКОЙ:

  • - доступный, доступность;

  • - потребность;

  • - (не)востребованный, (не)востребованность;

  • - ощущать / ощутить что?, ощутимый;

  • - вредный, вред; причинять / причинить вред кому?

  • - привыкать / привыкнуть

к чему?, что делать?, привычка;

  • - отрицать что?, отрицание;

  • - выпадать / выпасть откуда?, из чего?, выпадение;

  • - компенсировать что?, компенсация, компенсаторный механизм

V РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ


Задание 11

А. Просмотрите текст. Сколько в нем смысловых частей?

Уйти в сеть и не вернуться

Интернет прочно входит в нашу жизнь. По последним данным, Интернетом пользуются 68 % граждан России от 18 лет и старше, из них ежедневно — 50 %, или 58,3 млн россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80 %. Между тем медики все чаще говорят об опасности ин-тернет-зависимости.

1

По данным сайта http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 18.05.2020).

Конечно, в самом Интернете нет никакой опасности. Проблемы начинаются, когда человек перестает использовать Интернет как инструмент для получения информации и начинает с его помощью компенсировать социальные потребности. В основе компьютерной зависимости всегда лежит проблема одиночества. Если человек не способен установить нормальные отношения с другими людьми в реальном мире, он пытается для этих целей использовать Интернет.

Чаты привлекают людей своей доступностью. В чат можно войти в любое время дня и ночи, найти нового знакомого. А, например, общаться на улице не позволяют особенности характера. Во-вторых, привлекательна анонимность. Что бы я ни делал, никто не знает, кто я такой. В-третьих, процесс можно контролировать. Неприятное общение можно прервать в любой момент. Так человек постепенно заменяет реальное общение общением в Интернете. Проблемы в реальной жизни нарастают, но человек уже не стремится решить их, а видит только один выход — уйти от реальности в Интернет.

На Западе с этой проблемой столкнулись 5-6 лет назад. И поначалу типичным представителем человека, страдающего компьютерной зависимостью, был студент или старшеклассник. Но также весьма интернет-зависимыми группами являются мужчины лет тридцати и женщины около сорока. У мужчины в этом возрасте часто возникают проблемы профессиональной реализации. И если он чувствует себя невостребованным, то Интернет — это вариант бегства от общества. Для женщины важны проблемы адаптации к браку. Муж постоянно занят на работе, брак становится скучноватым, общение — стереотипным. И женщина начинает искать эмоциональное общение на стороне. Интернет дает широкие возможности. Сначала это дружеское общение в чатах. Но потом начинаются проблемы на работе, в школе, так как зависимый начинает ночи напролет проводить в Интернете. Причем зависимый человек начинает отрицать, что имеет какую-либо зависимость, и не желает расстаться с этой привычкой. Человек начинает жить в виртуальном пространстве.

Интернет-зависимость — это не только выпадение из социума, но и ощутимый вред здоровью. Портится зрение, от долгого сидения начинаются проблемы с позвоночником, развивается неврастения. Интернет-зависимый может находиться в сети по 50, а то и по 80 часов в неделю.

Интернет и компьютерные игры доставят вам удовольствие и не причинят вреда, если пользоваться ими в разумных пределах.

  • B. Объясните, что значат выделенные в тексте слова; предложите возможные синонимы.

  • C. Восстановите предложения, используйте слова для справок.

  • 1. С помощью Интернета человек хочет ... недостаток общения в социуме.

  • 2. Неприятное общение можно ... в любой момент.

  • 3. Зависимый человек ночи напролет ... в сети.

  • 4. По словам психологов, мужчина в 30 лет часто может чувствовать себя ...

  • 5. Интернет-зависимостью ... в основном старшеклассники и студенты.

  • 6. Если человек проводит много времени за компьютером, у него ... зрение.

  • 7. Около 68 % населения России ... глобальную Сеть.

Слова для справок: прерывать / прервать, страдать, посещать / посетить, проводить / провести, прекращать / прекратить, портиться / испортиться, компенсировать, (не)востребованный.

ОБСУДИМ:

  • 1. Сколько процентов населения России пользуется Интернетом сегодня? Как вы считаете, будет ли это число расти? Аргументируйте свою точку зрения.

  • 2. Когда, по мнению психологов, можно говорить об интернет-за-висимости?

  • 3. Что, с точки зрения психологов, лежит в основе интернет-зависи-мости? Вы согласны с этим утверждением?

  • 4. Чем, по-вашему, Интернет привлекает людей?

  • 5. Какие группы людей наиболее интернет-зависимы? Почему?

  • 6. Какой вред, с точки зрения медицины, приносит здоровью компьютерная зависимость?

  • 7. Сколько часов в неделю может проводить в Интернете зависимый человек?

  • 8. Какие вопросы вы хотели бы задать автору статьи?





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Задание 1

Вам нужно выступить с докладом на конференции по одной из

данных тем:

  • - проблемы клонирования;

  • - проблема эвтаназии;

-проблемы, связанные с современными информационными технологиями.

Составьте небольшое письменное сообщение по одной из тем. Подберите аргументы «за» и «против». Выскажите свое мнение.

Задание 2


Напишите о самых важных (с вашей точки зрения) изобретениях XX века. Аргументируйте свой выбор.

ДИ РЕЧЕВЫЕ ОБРАЗЦЫ

А. Как спросить / сказать об условии

Когда? При каком условии? При условии чего?

При каких обстоятельствах? Если ...

Что для этого нужно, необходимо, требуется? Для этого нужно ...

  • 1. Назовите условие, при котором названное действие состоится:

  • — Мы поедем завтра в центр? — ...
  • — Она будет в этом году поступать в университет? — ...
  • — Ты пойдешь в воскресенье в кино? — ...
  • — Ты хотел бы полететь в космос? — ...
  • — Как ты думаешь, при каких условиях можно проводить эксперименты по клонированию? — ...
  • — Что нужно делать, чтобы не случалось аварий на атомных станциях? —...
  • — При каких обстоятельствах этот опыт может получиться? — ...
  • — При каком условии он может поехать работать за границу? — ...
  • 2. Спросите об условии:

  • —...?
  • — Только если ты поедешь со мной!

_

  • — Только при условии хорошей погоды.

_

  • — Если у меня будут деньги.

_

  • — Для этого нужна температура не ниже 22 °С.

__...?

  • — При условии, что вы будете готовы.

В. Как спросить / сказать о цели

С какой целью?

С целью чего?

Для чего?

Чтобы ...

Зачем?

  • 1. Спросите о цели действия:

__...?

— Чтобы поступить в университет.

__...?

— Чтобы научиться хорошо говорить по-английски.

__...?

  • — Чтобы получить хорошее образование. _
  • — Чтобы подписать контракт.
  • 2. Ответьте на вопрос о цели действия:

  • — Зачем ты едешь во Францию?
  • — С какой целью ты так активно занимаешься английским языком?
  • — Зачем тебе нужны эти книги?
  • — Для чего тебя пригласили в деканат?

С. Как спросить / сказать о причине

По какой причине?

Потому что...

Почему?

Так как...

Из-за чего?

Из-за чего; того, что ... Благодаря чему; тому, что ... В результате чего; того, что ... Вследствие чего; того, что ... По причине чего; того, что ... В связи с тем, что ...




  • 1. Ответьте на вопрос о причине действия:

  • — Почему этот человек поменял работу?
  • — По какой причине вы отсутствовали вчера на собрании?
  • — Почему этот эксперимент не получился?
  • — Почему вы опоздали?
  • — По какой причине во многих странах эвтаназия запрещена законом?
  • 2. Спросите о причине действия или состояния:

_

  • — Потому что он получил двойку на вступительном экзамене. _
  • — Из-за болезни.

_

— Благодаря тому, что я занимался каждый день.

___...?

— Потому что ему далеко ездить на работу.

__...?

— Я отсутствовал 18 марта в связи с болезнью.

__...?

— Потому что у меня не было денег.

D. Как организовать дискуссию / участвовать в дискуссии

Запрос информации

Ответ на запрос

Как вы относитесь к этой проблеме? Что вы об этом думаете?

Я отношусь к этому ...

  • - положительно;

  • - отрицательно;

  • - меня это не интересует.

Я — «за»! Я против.

Что вы имеете в виду?

Я имею в виду, что ... Я хочу сказать, что ...

Расскажите / объясните подробнее / конкретнее.

Прежде всего ..., во-первых,...; во-вторых,...; наконец ...; в конце концов ...

Окончание табл.

Запрос информации

Ответ на запрос

А именно? Уточните, пожалуйста.

По-моему,...; по моему мнению,...; я думаю / считаю / полагаю ...; мне кажется ...; с одной стороны, ...; с другой стороны,...

Например? / Приведите, пожалуйста, пример / доказательства / аргументы.

Например ...

В качестве примера / доказательства можно привести ...

Приведите сравнения / сравните, пожалуйста.

Для сравнения / в качестве сравнения можно привести ...

По сравнению с ...

Что вы можете предложить для решения этой проблемы?

Для решения этой проблемы можно предложить ...

Какие могут быть последствия / результаты?

В результате может получиться, что ... Последствия могут быть позитивными / негативными ...

Насколько это вероятно / возможно?

Вероятность этого высока / высокая / низкая ...

Это (не) возможно / вполне возможно / (не)вероятно ...

Это зависит от ...

На это влияют следующие факторы ...

Какой вывод из этого можно сделать? / Что из этого следует?

Можно сделать такой / следующий вывод...

Задание 3

Прочитайте текст и объясните разницу между дискуссией и полемикой.

Термин «дискуссия» происходит от латинского discussion — рассмотрение, исследование. Дискуссия — это спор, в котором рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема для достижения взаимоприемлемого ее решения.

Дискуссия представляет собой последовательные высказывания ее участников об одном и том же предмете. Это необходимо для связности обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Это значит, что, обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, не соглашаясь с собеседником, обязательно доказывает, аргументирует свою позицию. Цель любой дискуссии — достижение максимально возможной степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Поэтому дискуссия содержит в себе долю компромисса, она в большей степени ориентирована на поиск оптимального решения, чем на утверждение определенной позиции. Это решение является синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии.

Другими словами, результат дискуссии должен поддерживаться всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии в конце концов обозначается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, с которой согласны участники дискуссии.

Полемика (греч. «вражда») — спор, в котором спорящие стороны утверждают свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. И если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, то есть того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача полемики — утверждение одной из противостоящих позиций.

ОБСУДИМ:

Задание 4

А. Прочитайте фрагмент дискуссии с элементами полемики.

  • 1. Как вы считаете, о чем идет речь в данном фрагменте? Подчеркните полемические высказывания.

  • 2. Какие вопросы могут обсуждаться по теме дискуссии? Запишите их.

  • 3. Какие цели могут преследоваться в ходе дискуссии?

  • 4. Подготовьте дискуссию по одному из сформулированных вами вопросов.

В данной теме ведется дискуссия по поводу антипрививочного движения в России и за рубежом.

ВЕДУЩИЙ: Вакцинопрофилактика, действительно, вопрос сложный и неоднозначный, вызывающий много споров как в обществе в целом, так и в медицинских кругах.

  • A. : Дело в том, что возможна ситуация, когда развивается поствакцинальное осложнение, и здоровый ребенок становится инвалидом.

  • B. : Данный вопрос нельзя рассматривать только в медицинском аспекте, так как медицина существует не сама по себе, а в конкретном обществе, и социальные проблемы медицины серьезно усиливают сложность этой ситуации.

  • C. : Вот-вот, и тут, как обычно, находятся люди, которые стараются извлечь из проблемы выгоду.

  • D. : И вместо решения проблемы путем совершенствования методов вакцинации — профилактики предлагается «спасение» — отказ от нее!

С.: И для этих людей чем больше проблем, тем больше выгоды. Так, например, всем хорошо известные проблемы в роддомах используются для пропаганды домашних родов, проблемы в детских поликлиниках — для пропаганды отказа от наблюдения у участкового врача. А что дальше?

В.: А дальше следует предложение альтернативных методов профилактики и лечения, то есть появляются коммерческие структуры.

  • C. : Проблема состоит еще и в том, что «лекарями от всех болезней» часто объявляют себя люди, далекие от медицины.

В.: Отлично поставленный маркетинг — и ОК!

  • A. : Видите ли, сегодня в обществе — и к счастью, и к сожалению — исчез страх перед инфекциями. Многие сейчас помнят коклюш, полиомиелит? Даже самые опасные инфекции воспринимаются как фотошоп.

  • B. : Согласен. Снижение уровня опасности управляемых инфекций привело к тому, что население перестало бояться их.

  • D. : Я сравниваю «антипрививочников» с сектой. Люди, которые прислушиваются к их мнению, лишены логического мышления.

  • C. : Опасность и в том, что люди без медицинского образования берут на себя смелость пропагандировать жизнь без прививок. По крайней мере, это несерьезно.

В.: Да нет, это очень серьезно. 30 % таких родителей — и страны Европы откатятся лет на 50 назад.

«АНТИПРИВИВОЧНИК»: Позвольте и мне сказать. Я — антипри-вивочник, по вашей терминологии. Это мое личное дело и осознанное решение. Запретить вакцины не требую, никого не агитирую... Какие ко мне претензии?

  • A. : Лично к вам — никаких.

«АНТИПРИВИВОЧНИК»: Но, как я понял, если лично ко мне претензий нет, то и нет и лично к каждому «антипрививочнику». В чем проблема? Кто хочет — пусть прививается.

  • B. : Проблема в том, что это «поездка за чужой счет».

«АНТИПРИВИВОЧНИК»: Вот я и хочу «поехать за чужой счет».

В.: А вы не думали, что если много народу захочет «поехать за чужой счет», то просто «отменят рейс»?

В. Примите участие в дискуссии по проблеме клонирования. Ответьте на вопросы.

  • 1. Как вы относитесь к проблеме клонирования человека?

  • 2. Какие могут быть последствия клонирования человека?

  • 3. Насколько, по-вашему, вероятно клонирование человека в ближайшем будущем?

  • 4. На что могут повлиять эксперименты по клонированию человека?

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >