Смит: Pro et Contra

Адам Смит, сидя в своей комнате у камина, произвел больше перемен, чем многие первые министры.

Г. Спенсер. Представительное правление и к чему оно пригодно (1857)

Увы, время меняет смысл книг. История идет дальше в глубь будущего, теряя по дороге книги и заново обнаруживая на своем пути книги прошлого и вот уже дети противников Смита его прославляют, потомки его сторонников насмехаются над ним и чуть ли не презирают. Разошлись оценки его трактовки вмешательства или невмешательства государства в экономические процессы, его понимания конкуренции и т.п. Марксисты считают его своим (трудовая теория стоимости), своим считают его и неоклассические либералы (Ф.Хайек — индивидуализм, стихийное возникновение государственных институтов, Laisser passer).

У кейнсианцев он также в святцах, хотя и с некоторыми оговорками (недостаточно ограничивал свободу торговли).

Современный исследователь Д.Р.Лингрен называет его мифом об Адаме Смите как неостроумном эклектике, которому удалось увидеть мельком невидимые силы, формирующие человеческое поведение и унифицирующие драму общества. Этот миф, говорит он, имеет лишь поверхностное сходство с глубоко человечным философом, который дал исходный импульс тому, что стало в руках менее проницательных людей экономикой. Пожалуй, некоторая неопределенность такой характеристики наиболее симпатична. Смит писал книгу, не Скрижали. И относиться к ней уместнее как к книге, увеличившей духовное богатство народов, как бы ни толковали БНз& уже 225-летнюю историю.

И. АДАМ ФЕРГЮСОН (1723-1816) ТЕЗКА И СВЕРСТНИК АДАМА СМИТА 1. Священник, солдат, ученый, профессор

АДАМ ФЕРГЮСОН (1723-1816) ТЕЗКА И СВЕРСТНИК АДАМА СМИТА

1. Священник, солдат, ученый, профессор...

Сверстник и тезка Смита Адам Фергюсон, бывший полковой священник, став светским человеком, вошел в философский кружок в Эдинбурге с середины 50-х годов, разделив просветительские взгляды его членов и его неформального лидера Юма. Его главная книга Опыт истории гражданского общества вышла в 1767 г. и сразу была принята публикой, вопреки опасениям Юма, считавшим публикацию преждевременной. Фергюсон проявил в Опыте недюжинную оригинальность, хотя и признавался, что ему нечего добавить к тому, что написал Монтескье. Он также поддерживал стратегическую идею Юма о стихийном (аффективном по Юму, инстинктивном по Фергюсону) происхождении государственных институтов и установлений. Вместе с тем Фергюсон выдвигает идею, отрезвляющую безграничный оптимизм, столь свойственный веку Разума. Эта идея о цене прогресса. Прогрессирующее разделение труда обособляет от общества представителей важных профессий — военных и политиков. Это приводит к коррупции, поскольку жизненно важные проблемы мира и войны и свободы народ поручает посторонним профессионалам. Фергюсону совершенно несправедливо и некомпетентно отдан Марксом приоритет открытия неоценимой важности социального явления — разделения труда. Это несуразное мнение исправлено в данной главе.

Когда Эдинбургский философский кружок, мозговой центр Шотландии в середине пятидесятых годов XVIII столетия, пополнился отставным капелланом Фергюсоном, Юм уступил ему место смотрителя библиотеки адвокатов. В 1759 г. Фергюсон служит на кафедре натуральной философии в университете Эдинбурга, с 1764 там же заведует кафедрой пневматики и моральной философии. Став в 1766 г. доктором права, в следующем году издает Опыт истории гражданского общества, свой самый известный труд. Возраст акме вобрал в себя богатый жизненный опыт. Адам родился в Пертшире, графстве на границе с горной Шотландией, 20 июня 1723 г., в один год с другим Адамом — Смитом. После учения в приходской деревенской школе и грамматической школе в Перте, в 1738—1742 гг. был студентом Университета св. Андрея, где получил степень магистра искусств, после чего поехал в Эдинбург — учиться на священника.

В 1745 назначен заместителем капеллана 43 шотландского полка «Черная стража» и сразу с палашом в руках принял боевое крещение, за что получил выговор от командира: мол, надо заниматься своим делом. Однако на следующий год Адам — уже главный капеллан полка. Его проповедь, заклеймившая Дом Стюартов, Папу Римского и Францию, так понравилась знатной особе, матери командира полка, что она издала за свой счет ее английский перевод. Так началась литературная деятельность Адама. Простясь навсегда с армией и церковью в 1754 г., отставник Фергюсон провел два года в Голландии и Саксонии. Вернувшись на родину, он принял участие в движении умеренных религиозных реформаторов и, как уже указывалось, начал преподавательскую деятельность. Через два года после выхода в свет Опыта истории гражданского общества опубликовал для студентов колледжа Эдинбурга пособие Наставления моральной философии.

В 1774—1775 гг. Фергюсон — воспитатель Чарльза Честерфильда, с которым путешествует по Франции и Швейцарии. Во время этой поездки встречается с Вольтером.

После начала войны за независимость американских штатов принимает участие в полемике, развернувшейся в британском обществе, и в работе образованных комиссий по урегулированию конфликта. Усилия комиссии оказались тщетными, и Фергюсон возвращается к научной работе, издав в 1783 г. весьма популярный в его стране труд История прогресса и падение Римской республики (его затмило только аналогичное исследование Э.Гиббона История упадка и разрушения Римской империи). В 1785 г. оставляет кафедру моральной философии своему ученику Д.Стюарту. Последнее его произведение, Принципы моральной и политической науки, составлено по материалам лекций в колледже Эдинбурга.

В 1793 г. Фергюсон в последний раз посетил Европу. В Германии его избрали иностранным членом королевской прусской академии наук и искусств.

Умер Адам Фергюсон 22 февраля 1816г. Таков его жизненный путь, путь священника, солдата, ученого, профессора и невостребованного в полной мере государственного мужа.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >