Информационная база, задачи и общая схема проведения анализа товарооборота общественного питания

Источниками информации для проведения анализа товарооборота и выпуска продукции являются: плановые данные, статистическая, бухгалтерская и оперативная отчетность; ин формация о внешней среде и социально-экономических показателях района деятельности организации общественного питания (численности обслуживаемого населения, его денежных доходах, конкурентах, индексах изменения цен на товары), товарно-денежные отчеты материально ответственных лиц.

В частности, для проведения анализа используются следующие формы статистической отчетности:

  • • форма № 4-торг «Отчет по общественному питанию» (годовая отчетность). На основе первого раздела данного отчета можно проанализировать состав товарооборота общественного питания (темп роста розничного товарооборота общественного питания по сравнению с предшествующим годом, удельный вес розничного товарооборота в товарообороте общественного питания, удельный вес оборота по продукции собственного производства в товарообороте общественного питания, удельный вес оптового оборота в обороте по продукции собственного производства, удельный вес продажи товаров в сельской местности в общем объеме товарооборота общественного питания), общую сумму запасов сырья и товаров в организации. Второй раздел данного отчета содержит информацию о расходе сырья в натуральных и стоимостных показателях по товарным группам. На его основе можно изучить структуру расхода сырья, средние цены за единицу сырья по каждой товарной группе. В третьем и четвертом разделах приведены данные о количестве имеющихся торговых объектов общественного питания и мест в них, их месторасположении. Это позволяет рассчитать розничный товарооборот на одно место и оценить влияние на изменение розничного товарооборота общественного питания таких факторов, как изменение количества мест и эффективности их использования;
  • • форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая). Используя данную форму по райпо, можно рассчитать такие аналитические показатели, как удельный вес розничного товарооборота общественного питания в розничном товарообороте райпо, в том числе в розничном товарообороте по продовольственным товарам, удельный вес общественного питания в объеме розничной реализации по каждой товарной группе;
  • • форма № 1-т «Отчет по труду» (годовая), форма № 1-труд «Отчет по труду и движению работников» (месячная). На основе информации из данных форм статистической отчетности о среднесписочной численности работников рассчитывается производительность труда работников организации, оценивается влияние на товарооборот общественного питания трудовых факторов.

Анализ товарооборота общественного питания предполагает также использование бухгалтерского баланса и приложений к нему: формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формы № 3 «Отчет о расходах на реализацию» (данная форма является ведомственной отчетностью в системе Белкоопсоюза). На основе имеющейся в данной отчетности информации о сумме полученных доходов от реализации и расходов общественного питания производится сопоставление фактически полученного товарооборота общественного питания с товарооборотом в точке безубыточности. В справке об оборотах, приложении в форме № 3 «Отчет о расходах на реализацию» содержатся сведения об объеме реализации по организации общественного питания, в том числе о налоге с продаж и НДС от реализации, розничном товарообороте, включая оборот по продукции собственного производства.

Информационной базой для проведения анализа товарооборота общественного питания являются также плановые и прогнозные задания по товарообороту, в том числе его отдельным видам, данные о товарно-денежных отчетах материально ответственных лиц, оперативная информация о товарообороте по отдельным торговым объектам общественного питания, входящим в состав анализируемой организации.

Цель анализа заключается в изучении тенденций товарооборота общественного питания и поиске путей и резервов его увеличения для повышения степени удовлетворения спроса потребителей и обеспечения прибыльной работы организации. В соответствии с данной целью в процессе анализа решаются такие задачи, как оценка выполнения плана товарооборота, количественная оценка влияния отдельных факторов на изменение товарооборота, выявление и количественная оценка резервов увеличения товарооборота.

Общую схему проведения анализа товарооборота общественного питания можно представить в виде следующих этапов:

  • • общая оценка выполнения плана и динамики товарооборота, изучение его состава (расчет процента выполнения плана и темпа роста товарооборота общественного питания в действующих и сопоставимых ценах, в том числе по отдельным ви дам оборота; оценка удельного веса данной организации общественного питания в товарообороте общественного питания и общем розничном товарообороте региона, расчет розничного товарооборота общественного питания на душу населения; расчет удельного веса розничного товарооборота в товарообороте общественного питания, удельного веса продукции собственного производства в товарообороте общественного питания; оценка влияния на изменение товарооборота внешних факторов, связанных с изменением цен на товары и численности обслуживаемого населения);
  • • оценка степени удовлетворения спроса потребителей (расчет численности пользующихся услугами общественного питания, их удельного веса в общей численности обслуживаемого населения, оценка уровня конкуренции, оценка качества и комплектности питания);
  • • анализ степени выполнения производственной программы (изучение степени выполнения плана и динамики выпуска продукции собственного производства, в том числе по отдельным видам, оценка изменения удельного веса оптового товарооборота в обороте по продукции собственного производства; расчет средней продажной цены одного блюда, количественная оценка влияния факторов на изменение оборота по обеденной продукции; изучение структуры расхода сырья);
  • • расчет удельного веса розничного товарооборота общественного питания в объеме розничного товарооборота региона по каждой товарной группе;
  • • анализ влияния на товарооборот и выпуск продукции внутренних факторов (трудовых, связанных с наличием и использованием сырья и товаров, связанных с наличием и эффективностью использования материально-технической базы);
  • • оценка влияния изменения объема, состава и размещения товарооборота на финансовые результаты организации общественного питания — доходы от реализации, расходы общественного питания, прибыль (расчет точки безубыточности и сопоставление ее с фактически полученным товарооборотом; количественная оценка влияния изменения удельного веса продукции собственного производства в товарообороте общественного питания, удельного веса розничного товарооборота в товарообороте общественного питания, удельного веса в товарообороте организации торговых объектов общественного питания различных типов и наценочных категорий на рентабельность). Выделение в схеме анализа товарооборота этапа по оценке его влияния на финансовые результаты связано с тем, что в современных условиях анализ любого показателя должен быть нацелен на поиск резервов увеличения прибыльности организации;
  • • количественная оценка резервов увеличения товарооборота общественного питания и разработка организационноэкономических мероприятий по их реализации.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >