Общая оценка выполнения плана и динамики товарооборота общественного питания

Оценка динамики товарооборота производится путем расчета темпов роста товарооборота общественного питания и его составных частей по отношению к предшествующему периоду в действующих и сопоставимых ценах.

Имеется некоторая специфика в анализе розничного товарооборота общественного питания. Розничный товарооборот организаций общественного питания является составной частью розничного товарооборота региона и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В потребительской кооперации он входит составной частью в розничный товарооборот районных потребительских обществ (райпо). Поэтому выполнение плана и динамика розничного товарооборота общественного питания должны оцениваться в увязке с развитием розничного товарооборота района и денежных доходов населения.

При этом в потребительской кооперации рассчитываются два аналитических показателя: удельный вес розничного товарооборота общественного питания в розничном товарообороте райпо в целом и в розничном товарообороте райпо по продовольственным товарам. Если в районе помимо анализируемого субъекта хозяйствования есть другие организации общественного питания, следует рассчитать также удельный вес данной организации в розничном товарообороте общественного питания района. Одновременно изучаются закономерности развития розничного товарооборота общественного питания на душу населения.

По анализируемому унитарному предприятию общественного питания в отчетном году товарооборот общественного питания составил 18 060 млн р., план товарооборота перевыполнен на 260 млн р., а по сравнению с предшествующим годом товарооборот возрос на 1860 млн р., или 11,5% (табл. 2.1).

Опережающими темпами в товарообороте общественного питания возрастал оборот по покупным товарам — на 6,9 % по сравнению с планом и на 17,6 % по сравнению с предшествующим годом. В то же время недовыполнен на 241 млн р., или 2,3 %, план оборота по реализации продукции собственного производства. Если в предшествующем году удельный вес оборота по продукции собственного производства в товарообороте общественного питания был равен 59,2 %, то в отчетном году данный показатель снизился на 2,2 процентных пункта и составил 57 %.

Одной из причин недовыполнения плана по объему реализации продукции собственного производства явилось уменьшение объема оптового оборота на 17 млн р. по сравнению с предшествующим годом и на 474 млн р. по сравнению с планом. Удельный вес оптового оборота в обороте по продукции собственного производства составил в отчетном году 22,6 % при плановом показателе 26,6 %.

Положительно характеризует деятельность анализируемой организации то, что ее удельный вес в розничном товарообороте райпо увеличился с 7,8 до 8,0 %. Увеличилась также доля анализируемой организации в товарообороте общественного питания района с 84,8 до 85,2 %. Каждый житель района потратил на покупку продукции собственного производства и покупных товаров в анализируемой организации общественного питания 308,9 тыс. р., что на 35,0 тыс. р. больше, чем в предшествующем году.

Таблица 2.1. Состав товарооборота организации общественного питания за отчетный год, млн р.

Номер п/п

Показатели

Пред-шествующий год

Отчетный год

Отчетный год в процентах к предшествующему году

план

фактически

процент выполнения плана

1

2

3

4

5

6

7

1

Товарооборот общественного питания

16200

17800

18060

101,5

111,5

В том числе по продукции собственного производства

9597

10537

10296

97,7

107,3

16

По покупным товарам

6603

7263

7764

106,9

117,6

2

Удельный вес продукции собственного производства в товарообороте общественного питания, %(стр.1а: : стр. 1 • 100)

59,2

59,2

57,0

-2,2

-2.2

3

Розничный товарооборот

13857

15000

15734

104,9

113,5

4

Удельный вес розничного товарооборота в товарообороте общественного питания, %

85,5

84,3

87,1

2,8

1,6

5

Оптовый товарооборот (стр. 1 —

— стр. 3)

2343

2800

2326

83,1

99,3

Продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

5

6

7

6

Удельный вес оптового товарооборота в товарообороте общественного питания, % (стр. 5 : : стр. 1а • 100)

14,5

15,7

12,9

-2,8

-1,6

Удельный вес оптового товарооборота в обороте по продукции собственного производства, %(стр.5: : стр. 1 • 100)

24,4

26,6

22,6

-4,0

-1,8

7

Весь розничный товарооборот райпо (торговая сеть и общественное питание)

176540

193500

195371

101,0

110,7

8

Весь товарооборот общественного питания района

19100

X

21195

X

111,0

9

Удельный вес розничного товарооборота организации во всем розничном товарообороте райпо, % (стр. 3 : стр. 7 • 100)

7,8

7,8

8,0

0,2

0,2

10

Удельный вес товарооборота организации общественного питания во всем товарообороте общественного питания района, % (стр. 1 : стр. 8 100)

84.8

X

85,2

X

0,4

11

Численность обслуживаемого населения, чел.

50600

50900

50940

100,1

100,7

Окончание табл. 2.1

1

2

3

4

5

6

7

12

Розничный товарооборот райпо на душу населения (стр.7: : стр. 11) —всего, тыс. р.

3489

3802

3835

100,9

109,9

13

В том числе розничный товарооборот общественного питания (стр. 3 : стр. И), тыс. р.

273,9

294,7

308,9

104,8

112,8

В отчетном году цены на товары и сырье по сравнению с предшествующим годом возросли на 7,1 %. Для пересчета товарооборота общественного питания отчетного периода в сопоставимые цены следует разделить товарооборот в действующих ценах на индекс цен. В сопоставимых ценах товарооборот общественного питания будет равен:

18060: 1,071 = 16863 млн р.

Темп роста товарооборота общественного питания в действующих ценах по сравнению с предшествующим годом был равен 11,5 %. Темп роста товарооборота общественного питания в сопоставимых ценах равен:

16863 : 16200- 100= 104,1 %.

Общий прирост товарооборота составил:

18060 — 16200 = 1860 млн р.,

в том числе:

  • 1) прирост товарооборота за счет повышения цен на товары и сырье:
  • 18060 -16863 = 1197 млн р., или 64,4 % общего прироста (1197: 1860-100);
  • 2) прирост товарооборота за счет увеличения физического объема товарооборота:
  • 16863 — 16200 = 663 млн р., или 35,6 % общего прироста (663 : I860 - 100).

Далее следует оценить, как повлияло на изменение объема розничного товарооборота общественного питания изменение численности обслуживаемого населения и среднедушевого объема продаж на душу населения на основе формулы

т =т ч,

р 1 ср 1

где Тр — розничный товарооборот общественного питания; Тср — розничный товарооборот на душу населения; Ч — среднегодовая численность обслуживаемого населения.

Для расчета воспользуемся вспомогательной табл. 2.2. Розничный товарооборот по анализируемой организации общественного питания в отчетном году по сравнению с предшествующим годом возрос на 1877 млн р. (15734 — 13857), в том числе за счет роста цен он увеличился на 1043 млн р. (15734 — 14691), что составляет 55,6 % его общего прироста (1043 : 1877 • 100).

Таблица 2.2. Исходные данные для оценки влияния на изменение розничного товарооборота общественного питания численности обслуживаемого населения и среднедушевой реализации, млн р.

Показатели

Предшествующий

год

Отчетный

год

Розничный товарооборот общественного питания:

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

  • 13857
  • 13857
  • 15734
  • 14691

Численность обслуживаемого населения, чел.

50600

50940

Розничный товарооборот общественного питания на душу населения, тыс. р.:

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

  • 273,85
  • 273,85
  • 308,87
  • 288,40

В сопоставимых ценах розничный товарооборот общественного питания увеличился на 834 млн р. (14691 — 13857). Оценивается влияние на отклонение розничного товарооборота общественного питания (Тр) двух факторов:

1) изменения розничного товарооборота на душу населения (ТрТср):

ЛТрТсР = Тер.еоп Ч.-ТерО-Ч^ДТ,,, Ч„

где Тср 0, Тср соп — розничный товарооборот на душу населения за предшествующий и отчетный год (в сопоставимых ценах); 4j — среднегодовая численность обслуживаемого населения за отчетный год; ДТср — изменение розничного товарооборота на душу населения:

ДТрТср = 288,40 • 50,940 - 273,85 • 50,940 = 14691 - 13950 = = 741 млн р.

2) изменения среднегодовой численности обслуживаемого населения (АТр );

ДТ^Т^о^-Т^о-Чо-ДЧ-Т^о,

где ДЧ — изменение среднегодовой численности обслуживаемого населения:

ДТ^ = 273,85 • 50,940 - 273,85 • 50,600 = 13950 - 13857 = = 93 млн р.

Таким образом, на общий прирост розничного товарооборота общественного питания в сумме 1877 млн р. повлияли: рост цен (+1043 млн р.), рост численности обслуживаемого населения (+93 млн р.), рост розничного товарооборота на душу населения (+741 млн р.). Удельный вес интенсивного фактора в приросте розничного товарооборота составил 39,5 % (741 : 1877 • 100).

Следует иметь в виду, что условия работы и объемы товарооборота и выпуска продукции разных плановых периодов несопоставимы, так как в общественном питании существенно сказывается фактор сезонности (например, изменение контингентов питающихся в школах в период каникул). Поэтому при анализе выполнения плана в разрезе отдельных периодов работы организации фактический выпуск продукции и товарооборот следует сопоставлять только с плановыми данными и отчетными данными соответствующего периода прошлого года. Рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте общественного питания.

В процессе анализа оценивается эластичность спроса на продукцию и услуги общественного питания. Существуют различные формулы определения коэффициента эластичности спроса (Э). Приведем одну из них:

Э = ДТ:ДПФ,

где ДТ — процент изменения товарооборота общественного питания на душу населения; ДПФ — процент изменения покупательных фондов на одного человека.

Пример. Рассчитать коэффициент эластичности спроса на продукцию и услуги общественного питания на основе данных табл. 2.3.

Решение

  • 1. Рассчитаем покупательные фонды на одного человека:
    • • в предшествующем году: 173980 : 50600 = 3,438 (млн р.);
    • • в отчетном году: 195460 : 50940 = 3,837 (млн р.);
    • • темп роста: 3,837 : 3,438 • 100 = 111,61 (%).
  • 2. Рассчитаем розничный товарооборот общественного питания на одного человека:
    • • в предшествующем году: 13857 : 50600 = 0,274 (млн р.);
    • • в отчетном году: 15734 : 50940 = 0,309 (млн р.);
    • • темп роста: 0,309 : 0,274 • 100 = 112,77 (%).
  • 3. Коэффициент эластичности спроса на продукцию и услуги общественного питания составит:
  • 12,77 : 11,61 = 1,1.

Это означает, что на каждый процент увеличения покупательных фондов на душу населения розничный товарооборот общественного питания на душу населения возрастает на 1,1 %.

Таблица 2.3. Исходные данные

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Численность населения района, чел.

50600

50940

Покупательные фонды, млн р.

173980

195460

Розничный товарооборот общественного питания, млн р.

13857

15734

Определяется коэффициент сезонности, который рассчитывается как процентное отношение среднемесячных или среднеквартальных уровней за ряд лет к среднемесячному или среднеквартальному уровню товарооборота за весь расчетный период.

Пример. За I квартал средний товарооборот по организации общественного питания за три предшествующих года составил

3170 млн р., средний товарооборот по всем кварталам за три предшествующих года - 3405 млн р. Рассчитать коэффициент сезонности за I квартал.

Решение

Коэффициент сезонности за I квартал будет равен: 3170: 3405 • 100 = = 93,1%.

Особенностью общественного питания является также необходимость оценки динамики развития оборота сопоставимой трудоемкости. Оборот по продукции собственного производства и покупным товарам имеет разную трудоемкость, в соотношении примерно 2:1. Поэтому, если в данной организации в анализируемом периоде произошли изменения состава оборота или проводится сравнительная оценка по двум организациям с разным составом оборота, следует применять расчет динамики по показателю сопоставимой трудоемкости (условному обороту). Для расчета условного оборота необходимо оборот по продукции собственного производства умножить на два и прибавить к полученному результату оборот по покупным товарам.

Анализ товарооборота должен быть проведен не только в разрезе видов товарооборота и периодов года, но и в разрезе отдельных торговых объектов общественного питания, входящих в состав данной организации общественного питания. В связи с тем что темпы развития товарооборота неодинаковы в различных типах торговых объектов общественного питания, целесообразно их сгруппировать: общедоступные столовые, кафе и рестораны, закусочные и бары, школьные столовые, мелкорозничная сеть.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >