Культура и личность. Модели культурного человека в эволюции культуры. Инкультурация и социализация современного культурного человека

Человек, личность - это субъект культуры, ее продукт и творец. Кант называл и культуру, и самого ее носителя, человека, ноуменом, непознаваемой «вещью в себе», тайной. Культура хранит в себе многие загадки, которые пытаются расшифровать ученые. Часто разгадка - в древних культурных традициях, в характере и внешнем облике современных людей.

Мы довольно легко распознаем людей разной культуры: индийца, американца, русского. Это можно сделать по многим признакам: по языку, одежде, манерам поведения, привычкам. Но и в одном народе есть люди разной культуры. Крестьянин или интеллигент, рабочий или чиновник. И хотя они говорят на одном языке и одеваются примерно одинаково, характер их труда - различный, и он оказывал свое формирующее воздействие, возможно, на протяжении веков или даже тысячелетий. Специфическая трудовая деятельность сделала их людьми разных культур, различных профессиональных навыков, традиций, интересов, ориентации.

Известный российский ученый и культурный деятель Д. С. Лихачев в статье «Мысли о культуре будущего» писал о культуре крестьянства так. Была великая культура русского крестьянства: свои трудовые навыки, свое знание природы и земледелия, свое изобразительное искусство, украшавшее быт, свой словесный фольклор, своя музыка - от частушек до церковного пения. Все это делало деревенскую жизнь радостной, притягивало крестьян к земле, на которой они оставались, несмотря на все соблазны городской жизни.

Д.С. Лихачев акцентировал внимание на тот факт, что крестьянская культура была особенно развита в тех районах, где не существовало крепостного права. А почему? Да потому, что культура народа, основанная на культуре труда, нуждается в свободе. Свобода же -это не произвол и анархия, а открытая возможность найти свое место в многообразии существующей культуры. Невозможно воспитать культурного человека насилием, принуждением, несвободой. Культура и свобода неразрывно связаны: свобода творчества, свобода труда, свобода выбора профессии и образования и т.д.

Всякий человек есть человек определенной культуры. Но значит ли это, что он - культурный человек? Об этом размышляли давно.

И построили даже своеобразные «модели» культурного человека. Они были различными в разные времена, но многое их и объединяло.

Первой в истории моделью культурного человека считается античная, или платоновская, модель. Существовала она примерно в одно время с древнекитайской, конфуцианской, моделью (Платон и Конфуций, как известно, - это античный и древнекитайский мудрецы примерно V-IV вв. до н.э.).

Согласно этому, столь древнему, представлению, культурным следует считать, прежде всего, - образованного человека. Человека, способного к длительному и целенаправленному образованию. Это дано далеко не всякому человеку, поскольку предполагает предрасположенность к тяжелому умственному труду. В этом - и некоторая избранность, неординарность культурного человека.

Второе: культурный человек внутренне организован, собран. Древние вообще очень ценили умение владеть собой. Они говорили: владеющий собой выше завоевателя города. Только человек, способный к самообладанию, владеющий собой может стать правителем, считали они. Правда, стоит оговориться, что подобные рекомендации мудрецов никогда не проводились в жизнь; правители были людьми преимущественно других достоинств, а образованные люди не стремились к управлению. Позднее эта идея была заменена другой: культурные люди должны окружать правителя. Однако на практике это тоже не реализовывалось или же кончалось довольно плачевно: в своих неудачах правители винили советников и казнили их.

И вот третья важная черта культурного человека, по мнению древних: нравственность. Культурный человек не может быть безнравственным.

Таково исторически первое представление о культурном человеке.

Исторически вторая модель культурного человека соответствовала эпохе формирования европейской культуры. Ее культурный феномен - человек эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Это гуманистическая модель. Она предполагала резкое расширение сфер интересов человека, выход его на политическую арену. Человек не только стремится к знанию, но занимается общественной деятельностью. Знание делает его свободным от религиозной или иной зависимости.

Вообразить себе культурного человека того времени поможет фигура Леонардо да Винчи. Этот великий итальянский художник поражал своей разносторонностью даже современников, хотя в эпоху

Возрождения многие мастера занимались разнообразной творческой деятельностью. Леонардо не только был живописцем, но и скульптором, архитектором, а также анатомом, физиком, математиком, естествоиспытателем в широком смысле слова, инженером. Он был сильным и ловким, статным и красивым, превосходным наездником. Он был музыкантом и исполнял песни, сложенные им, под аккомпанемент им же сконструированной лютни. Это ученый-экспериментатор и несравненный собеседник. Одним словом Homo universale эпохи Возрождения.

Новое время (XVII в.) характеризуется и новой (третьей) моделью культурного человека. К обязательному требованию образованности добавляется весьма существенное: специализация в какой-то области знаний. Эта тенденция реально отражала процесс разделения труда, и модель человека этого периода получила название Homo faber.

Наконец, наше время тоже явилось важной вехой на пути построения моделей культурного человека и сформировало четвертую модель. Оно выдвинуло свое требование: культурный человек - тот, кто способен не только к проявлению национальных чувств, но и владеющий планетарным мышлением.

Человек не может замыкаться на своей частной жизни, быть представителем только одной культуры. Он не может предпочитать, ставить выше других какую-то из религий, наций, партий. Человек не должен забывать, что, прежде всего, он - человек планеты, всей Земли, он должен знать и уважать иные культуры. Чтобы быть культурным, недостаточно только специального знания, но нужно комплексное знание: экологии, политики, психологии, этики. Нужно умение подойти к проблеме со всех сторон, разных точек зрения; нужно знание языков, на которых говорят другие люди планеты.

Мы говорим об одной очень актуальной и важной вещи. В наше время необычайно возросла ответственность людей за судьбу планеты. В руках современного человека оказались мощные технические силы, воздействующие на экологический комплекс, представляющие опасность для самой жизни на Земле. Поэтому немаловажно, в чьих руках эти силы.

1

Важнейшим для нашего времени является требование культурного плюрализма*. Человек стоит перед альтернативой гибели или развития цивилизации и культуры.

Таким образом, мы получили своеобразную схему исторических моделей культурного человека. Она включает в себя четыре ступени формирования представлений о культурном человеке.

Первая - античная, платоновская модель. Согласно этой модели, культурный - значит образованный, склонный к рациональному знанию человек. Эта модель дополнялась моделью, сформировавшейся на Востоке, в Китае, - конфуцианской. Согласно ей, культурный человек - это человек, следующий нравственным правилам и, прежде всего, - «не делай другому того, чего не желаешь себе».

Вторая - модель человека эпохи Возрождения. Она вошла в историю культуры как гуманистическая модель культурного человека. В это время оказалась особенно востребованной широкая и всесторонняя развитость, эрудированность, противостояние религиозной косности и догматизму, культурный универсализм.

Третья - модель человека Нового времени, когда ценился профессионализм, мастерство человека. Это модель человека-мастера.

Четвертая - модель человека современного (XX-XXI вв.), когда на первое место вышли такие черты человека как способность к культурному плюрализму и толерантности, то есть к терпимости по отношению к иной культуре и ее традициям, способность к взаимодействию в конфликтной ситуации и т.п.

С проблемой соотношения культуры и личности связаны два процесса: инкультурация и социализация. Этих терминов мы уже касались выше. Инкультурация и социализация - важнейшие категории культурологической науки.

Инкультурация - это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов (образцов) поведения, свойственных данной культуре. Термин введен в середине XX в. учеными - представителями американской культурной антропологии - М. Херсковицем и С. Клакхоном. С. Клакхон ввел также аналогичный по смыслу термин «культурализация» Этот термин был специально создан с целью отделения анализа культурных процессов от социальных.

Социализация - усвоение индивидом социокультурных норм, ценностей, принятие и усвоение различных ролей во взаимодействии с другими людьми. Социализация может меняться, она более или менее складывается к концу юношеского возраста. Этот термин взят из психологии и введен 3. Фрейдом. В теории человеческого поведения (в частности, ребенка) Фрейд исследовал роль идентификации в усвоении социальных норм и запретов. Всем известна в связи с этим работа 3. Фрейда «Тотем и табу».

В современной американской культурной антропологии и гуманистической психологии социализация трактуется как самоактуализация (Г. Оппорт, А. Маслоу). Наиболее известны в связи с этим труды Т. Парсонса, считавшего социализацию процессом интеграции индивида в социальную систему. Социализация может рассматриваться как комплексный социальный процесс, в изучении которого используются разные подходы, в зависимости от исследовательских задач.

Теперь перейдем от общего к частному и от абстрактного анализа - к конкретному. Поразмышляем о себе и своей культуре. Чаще всего о культурном и, напротив, некультурном человеке мы судим по его поведению в автобусе, метро, в учреждении. Культурный человек не позволит себе громко беседовать со знакомым в транспорте, ехать без оплаты, сидеть в присутствии женщины, он сдержан, вежлив, корректен, незлобив. Культура человека - это его манеры, привычки, способы действия, его интересы и оценки.

В связи с рассуждением о моделях культурного человека возникает проблема соотношения понятий: культурный человек и человек культуры.

Очевидно, что это не одно и то же. Например, верующий человек, скажем, христианин. Какое отношение он имеет к культуре? Является ли культурой религия и вера? Теперь нам кажется нелепой даже сама постановка вопроса. А ведь совсем недавно даже ученые спорили, является ли религия культурой и верующий - культурным? Разумеется, как культурный человек, он отвечает всем требованиям, предъявляемым культурным людям: это и образованность, и нравственность, и профессионализм. К тому же верующий человек принадлежит к той или иной религиозной культуре (православной, протестантской, католической, мусульманской), и если он человек куль турный, то он терпим по отношению к другой религии, уважает ее и считается с ее требованиями.

А если неверующий человек хамит в церкви - культурен ли он? Можно ли объяснить его поведение просто неверием в Бога или богов, атеизмом? Нет, конечно, грубость - это антипод культуре, а не атеизм. Культурный же человек обязан уважать иную культуру, хотя он к ней и не принадлежит. Поэтому в церкви подобает всем людям вести себя так, как принято (не шуметь, мужчинам - снять головной убор, например, а женщинам - надеть платок).

Допустим, вы приехали в другую страну с иной национальной культурой. Малокультурному человеку нет дела до традиций другого народа, у него «собственная гордость», он и «смотрит свысока». Как поведет себя культурный человек? С уважением к народу, нации, к принятым в стране обычаям. Он постарается говорить с людьми на их родном языке, чтобы лучше понять их и узнать об их жизни.

Вывод. Культурного человека, прежде всего, отличает способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей собственной страны и других стран. И конечно, не только это, но и - способность воспринимать, усваивать это богатство. Способность стать культурным. А это - знание, образование, умение общаться, нравственность, терпимость к инакомыслию. Последнее очень важно, это - умение слушать и слышать не только себя или своих единомышленников, а способность понять человека иной культуры, веры, мышления. А теперь поразмышляйте-ка о сегодняшних конфликтах в мире и стране (национальных, религиозных). Где лежит путь их преодоления? Если мы это поняли, то нет для нас препятствий стать истинно культурными людьми. И пусть нам в нашем размышлении поможет текст одного плаката, помещенного у входа в американский университет: «На взятие вершин культуры не пошлешь морскую пехоту».

При этом каждый человек является представителем своей культуры. По уровню образованности, нравственности человека мы судим о той культуре, из которой он вышел и которую он, хочет он этого или нет, представляет. На каждом из нас лежит особая ответственность представлять культуру своей страны, религии, цивилизованности. Таков, в общих чертах, смысл выражений: «человек культуры» и «культурный человек».

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое культура? Объясните этимологию этого понятия.
  • 2. Приведите наиболее известные в культурологической науке определения культуры.
  • 3. Дифференцируйте определения культуры: аксиологическое, игровое, этологическое, структуралистское и другие. Назовите авторов определений культуры и их произведения.
  • 4. Какова структура культуры? Охарактеризуйте ее элементы.
  • 5. Что понимается под выражением «субъекты культуры»?
  • 6. Назовите основные модели культурного человека в его эволюции.
  • 7. Сопоставьте понятия «культурный человек» и «человек культуры».
  • 8. Какие функции наиболее характерны для культуры?
  • 9. Объясните термины «инкультурация», «аккультурация», «социализация», «культурализация». Кто из ученых ввел эти термины и с какой целью?
  • 10. Сопоставьте понятия «инкультурация» и «социализация».

Литература

  • 1. Немировская Л.З. Культурология. - М., 1997. Глава 2.
  • 2. Немировская Л.З. Теория культуры. - М., 2008. Глава 2.
  • 3. Антология исследований культуры Т. I. - СПб., 1997. - С. 17—48, 141-170,207-224.
  • 4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М., 1998.
  • 5. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1998.
  • 6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М., 1998.
  • 7. Мережковский Д.С. Воскресшие боги. (Леонардо да Винчи). - М., 1993.
  • 8. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
  • 9. Командорова И.В. Культура как социальный феномен в символической антропологии Л.А. Уайта. - М., МГУ, 2001.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >