Современная литература в школе

«Современный человек» глазами старшеклассников

С точки зрения возрастной периодизации, учащиеся старших классов находятся в периоде ранней юности. Психические новообразования в этом возрасте связаны со становлением нравственных ориентиров личности, с объективизацией себя, с осознанием социальных связей, выработкой мировоззрения.

Проблема взаимоотношений личности и общества является одной из центральных проблем для старших подростков. В литературном развитии на первое место выходит осознание исторических и эстетических связей искусства и жизни. Читательское восприятие старшеклассников характеризуется развитием аналитико-синтезирующих способностей мышления, позволяющих осмыслять произведение на уровне концепции; углубляется внимание учащихся к художественной форме произведения. При этом происходит ослабление эмоциональной и образной конкретизации художественного текста в сознании читателей-школьников, что в целом ведет к излишней логизации в оценках явлений жизни и искусства, игнорированию эмоциональной составляющей сущности человека.

В целом, при успешном личностном и литературном развитии старшеклассника все большее значение приобретает проблема соотнесения духовно-нравственных исканий искусства и социальных проблем современности, проблема сопряжения диалога в культуре и в реальной жизни человека.

Современная литература, современная жизнь, современный человек — эти понятия связаны неразрывно, поскольку имеют объединяющее начало — co-бытие человека со Временем — одномоментность существования со всем, что окружает нас, живущих во времени и пространстве. Что означает для школьников XXI века понятие «современность», что для них означает «быть современным человеком», какие проблемы, по их мнению, являются актуальными для современного общества, страны, планеты? Знание об этом, с нашей точки зрения, существенно дополнит читательский портрет сегодняшнего старшеклассника.

Совместно с магистранткой Н. В. Барковой нами было проведено анкетирование, в котором участвовали старшеклассники школ Петербурга и Ленинградской области (40 учащихся).

Учащимся была предложена анкета:

  • 1. Какие проблемы, с вашей точки зрения, наиболее актуальны для школы? Для нашего государства? Для планеты в целом?
  • 2. Что значит, по-вашему, быть современным человеком?

Для того чтобы ответы учащихся были более конкретными, мы сознательно не формулировали вопрос о проблемах школы как вопрос более широкий — о проблемах образования.

Второй вопрос был непосредственно связан с выявлением ценностных ориентиров старших подростков. Мы преднамеренно задали разномасштабный уровень осмысления проблем современной жизни, что, во-первых, помогло избежать в ответах учащихся стереотипных маршрутов, во-вторых, для ряда старшеклассников создало мотивацию к поиску взаимосвязи выделенных ими проблем.

Нами были получены следующие результаты (см. рис. 1).

Мы видим, что большинство учащихся (15%) считают самой острой проблемой школы низкий уровень заработной платы учителей. 12,5 % школьников волнуют конфликты между учителями и учениками. Недостаточное внимание, которое уделяется образованию, а также непродуктивный процесс обучения являются проблемой для 10 % учеников. 7,5 % видят как школьную проблему сокращение количества часов на литературу.

Обратим внимание на то. что школа, как маленькая модель жизни страны, отражает наиболее важные проблемы нашего общества. Учащиеся явно испытывают неудовлетворенность процессом школьного образования, который в значительной мере определен низким социальным положением учителя и недостаточной эффективностью самой системы обучения, а также проблемами общества в целом.

Проблемы школы

  • 11% 15%
  • 21%
  • ? Мало внимания образованию
  • ? Не знаю
  • ? Алкоголь, наркотики
  • ? Низкий уровень з/п учителей
  • ? Сокращение кол-ва часов на лит-ру
  • ? Непродуктивный процесс обучения
  • ? Конфликты между учителями и учениками
  • ? Дисциплина
  • ? Подавление личности

рис. 1

Рисунок 2 позволяет увидеть актуальные, по мнению учащихся, проблемы государства.

Проблемы государства

  • 22%
  • ? Не знаю
  • ? Разгильдяйство

С Взяточничество

С Алкоголь, наркотики

? Низкий уровень материального и социального положения

рис. 2

Абсолютное большинство учеников (44 %) уверены в том, что низкий уровень материального состояния и социального положения большинства населения страны (так называемого среднего класса, который в реальности давно перестал быть средним, а находится на грани нищеты) является самой острой государственной проблемой. Не смогли сформулировать проблемы государства 22 % школьников. По мнению 15 % учащихся, требует решения проблема алкоголизма и наркозависимости. Такое же количество учащихся (15 %) назвали проблемой взяточничество. Самое незначительное количество (4 %) считают проблемой государства разгильдяйство. В целом, ответы на этот вопрос позволяют сделать неутешительный вывод: социально-экономическая обстановка в стране неблагополучна, и это явно ощущают на себе дети — представители одного из самых незащищенных слоев нашего общества.

Размышляя о проблемах планеты (рис. 3), учащиеся единогласно решили (42,5 %), что самой актуальной проблемой является экологическая проблема. Не смогли назвать проблемы глобального характера 10 % учеников. Интересно, что одинаковое количество школьников (по 5 %) обозначили в качестве планетарных проблем агрессию и проблему «мира во всем мире». Проблема терроризма актуальна для 2,5 % учащихся. По мнению 2,5 % школьников, глобальной проблемой является изучение космоса. Обратим внимание на то, что проблемы планетарного масштаба в основном связываются с учащимися с негативным влиянием человека на природу и себе подобных, а проблемы мирного характера — дальнейшее совершенствование знаний человека о мире и т. п. — остаются актуальными лишь для абсолютного меньшинства. Таким образом, мир для современного подростка более опасен, чем интересен.

Проблемы планеты

г,50% 10о

  • 42,50%
  • ? Не знаю
  • ? Экология
  • ? Агрессия
  • ? Терроризм
  • ? "Мир во всем мире"
  • ? Изучение космоса

Ответы на второй вопрос анкеты «Что значит, по-вашему, быть современным человеком?» можно условно разделить на шесть групп (см. рис. 4, табл. 1). Самое распространенное понимание «современности» звучит следующим образом: «быть в курсе всего, что происходит вокруг». Приведем фрагменты ответов учеников: «Это значит идти в ногу со временем, быть в курсе событий»; «Следить за современными открытиями и изобретениями, за новостями во всем мире»; «Быть современным человеком — это значит постоянно, как говорится, быть “в курсах” (то есть в курсе всего происходящего)»; «Быть в курсе всех событий, знать историю себя, города, России и всей планеты, не отставать от технического прогресса»; «Быть в курсе большинства дел, творящихся в мире, и, желательно, участвовать в них».

Что значит, быть современным человеком?

ответы

Табл. 1

Ответы

кол-во ответов

1

Не знаю

7,5

2

Быть самим собой, индивидуальностью

12,5

3

Не отставать от прогресса, быть в курсе всего, что происходит вокруг

59,5%

4

Уметь жить в современном мире

7,5

5

Брать от жизни все, «жить по полной»

5%

6

Осознавать жизнь общества и свое место в нем

2,5

Учащиеся предполагают, что современный человек должен уметь обращаться с техникой, главным образом с компьютером. Вот как об этом говорят школьники: «Быть современным — это значит использовать новейшие достижения науки, корректировать свое мировоззрение в соответствии с современной жизнью». Стоит обратить внимание на некоторые высказывания детей, например: «Современный человек — человек, умеющий обращаться с техникой, интересующийся политическими проблемами, стремящийся уже в юности воплотить свои планы». Иными словами, современный человек должен быть целеустремленным, должен знать, чего он хочет добиться. Существует мнение, что современному человеку необходимо сочетать наглость с хорошими манерами. Например, «быть современным — это значит быть умным, уметь пользоваться ЭВМ и разной техникой, “шевелить мозгами”, быть немного наглым, но воспитанным, с хорошими манерами»; «Быть современным — это значит быть умным, разносторонним, уметь обращаться с ЭВМ и техникой, быть дисциплинированным и культурным». Среди ответов встретились и философские размышления на эту тему: «быть современным — это значит отдавать рутину машинам и свободно заниматься творчеством».

Незначительное количество школьников подразумевает под фразой «быть в курсе всего» то, что «быть современным — это значит слушать продвинутый музон, одеваться модно и продвинуто, иметь много денег, говорить на современном языке».

Гораздо меньшее количество учащихся считает, что быть современным — это значит «быть собой, быть индивидуальностью».

Среди учащихся старших классов существует и мнение о том, что «современный человек имеет хорошее образование, обладает такими чертами, как собранность, трудолюбие, гуманное отношение к другим, владеет информацией».

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учащиеся способны оценить положение дел в своей школе, видят проблемы современного общества. Важно отметить, что для школьников человек является современным, если он живет в ногу со временем, что понимается в первую очередь как наличие определенных атрибутов современности: соответствующий язык, пользование компьютером и другой техникой, то есть всеми техническими достижениями цивилизации. Достойно уважения мнение ряда учащихся о современном человеке, который «обязан иметь хорошее образование, должен быть целеустремленным». Встретилась и такая точка зрения, совершенно полярная по отношению к точке зрения большинства: «быть современным — это значит остаться самим собой».

Настораживают очень «узкие», «однобокие» высказывания о современном человеке, слушающем «продвинутый музон», одевающемся по последней моде. Угрожающе звучит и призыв «брать от жизни всего», реализация которого столь характерна для современного человека, предпочитающего лишь брать, ничего не отдавая взамен. Иными словами, для некоторой группы учащихся важны только внешние атрибуты современности, за которыми часто ничего нет, потому что в этом, с их точки зрения, нет необходимости.

В целом, для большинства старшеклассников в их представлениях о том, что значит быть современным человеком, на первый план выходят стремление внешнего соответствия времени и понимание приоритетной роли образования в жизни человека XXI века. Второе само по себе весьма отрадно и это, полагаем, есть самый позитивный момент в развитии современного общества.

Но при этом мы не можем не замечать главного: в сознании старших подростков существует реальная опасность подмены внутреннего внешним, ведь и цель получения образования учащимися видится прежде всего в том, чтобы «получить хорошую работу», «быть обеспеченным» и т. д., что, безусловно, очень важно сегодня в период жесткой конкуренции. Но вне поля размышлений о современности в большинстве случаев остаются нравственные проблемы, игнорируется важность духовного и нравственного развития, преемственности традиций, «связи времен». Нередко происходит подмена ценностей: вместо «духовной жажды» — жажда «не отстать от прогресса» и стремление к материальному благополучию (и на пути к нему допустим «незначительный» нравственный компромисс — быть «немного наглым»), как крайняя степень проявления эгоцентричности — погоня за удовольствием, получение его любыми пугями.

Мы ни в коей мере не принижаем характер ряда перечисленных «материальных» мотивов, но глубоко убеждены в том, что они не могут являться единственными, приоритетными для человека, а достижение их есть лишь часть (безусловно, важная!) самореализации человека, в котором «должно быть все прекрасно».

В связи с этим обращение к лучшим произведениям современной литературы становится особенно актуальным, поскольку позволяет в какой-то мере положительно повлиять на духовно-нравственные ориентиры формирующейся личности читателя-старшеклассника.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >