СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. СЛАВЯНЕ И КИЕВСКАЯ РУСЬ. VIII-XII вв

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

СЛАВЯНЕ И КИЕВСКАЯ РУСЬ.

VHI-XII вв.

Общие черты Средневековья

Начало Средневековья было связано с падением Западной Римской империи в V в. (476). Окончание - с английской буржуазной революцией середины XVII в. (1648).

Понятие «средний век» (от лат. medium aevurrT) впервые использовали мыслители Ренессанса. Они считали, что, по сравнению с античностью, ничего значимого в эту эпоху не произошло, поэтому и назвали ее «средней». В научный оборот термин «средние века» был введен в XVII в. профессором Галльского университета Христофором Целлариусом.

По мнению известного востоковеда Л.С. Васильева, понятие в большей степени относится к европейской цивилизации. Восток до XIX в. существовал по собственным законам. Тем не менее, он являлся неотъемлемой частью мировой цивилизацией и оказывал значительное влияние на мировую, в том числе российскую историю и цивилизацию. Основные черты и тенденции развития были общими для Запада и Востока. Все же периодизация, которую мы обычно используем, ориентирована, главным образом, на европейскую историю. Средневековье принято подразделять на три этапа: раннее - с начала «Великого переселения народов» (III в.) до формирования первых государств (VII—IX вв.); зрелое, или классическое - IX-XV вв.; позднее - XV-XVII вв. (характеристика каждого этапа дана в соответствующих разделах учебника). Ряд исследователей окончание средних веков связывают с Великими географическими и научными открытиями XV-XVI вв., повлиявшими на создание глобальной океанической цивилизации. Однако преобладающей стала позиция, согласно которой радикальные изменения во всех сферах общественной жизни все же связаны с буржуазной революцией в Англии.

Начало формирования западной цивилизации было положено массовой миграцией гигантских этнических масс на территории Евразии, которое вошло в историю под названием Великое переселение (варварских) народов с ПІ по VII в. Ареалы многих племен располагались на территории Великой Римской империи, где и происходила их романизация еще до миграционных процессов. Знать варварских народов, племенная аристократия, получала добротное античное образование, воины включались в состав римских легионов. Но по мере ослабления центральной римской власти (распад империи на Западную и Восточную - Византию, произошел в 395 г.) племенные вожди со своими вооруженными силами с целью обогащения, укрепления личной власти начали завоевательные походы на Рим. В 476 г. вождь одного из германских племен, Одоакр, вошел в столицу, сместил правителя Ромула Августула и заставил римского Папу короновать себя наряду с византийским императором.

В V-VII вв. на захваченной варварами территории началось становление новых государств. В VII-X вв. они достигают расцвета. Крупнейшее после Римской империи государство Каролингов (743-814) создает некогда племенной вождь Карл Великий. После его распада образуются важнейшие впоследствии европейские государства - Франция, Германия, Италия, Моравское, Венгерское, Польское государства, Болгарское царство. В X в. достигает значительного могущества Восточная Римская империя - Византия, которой правит практически неограниченный монарх Роман I Лакапин (920-945). На территории современной Великобритании нормандский барон Вильгельм Завоеватель (1027-1087) в битве при Гастингсе {1066) победил саксонского короля Гарольда и создал новое мощное государство.

Средневековое общество являлось, по преимуществу, аграрным, преобладающим типом хозяйства был натуральный (все необходимое производилось на месте). Основное социокультурное пространство -сельская местность. Производство базировалось на ручном труде; социально-экономические отношения - на феодальном способе производства (в пер. с фр., феод - земельная собственность). Основой общества было хозяйство крестьянина - основного производителя. Однако земля как важнейшее средство производства принадлежала феодалу, являясь его собственностью. Более могущественные феодалы - сюзерены (в пер. с фр., главный господин) жаловали служившим у них феодалам вместе с землей и крестьян, живших и работавших на ней. Так, с укреплением права частной собственности свободное общинное крестьянство также становилось ее неотъемлемой частью -закрепощалось. Однако крестьянство было не только источником существования господ, но и находилось под их защитой - не только юридически, но и фактически, скрываясь за мощными стенами замков в ситуациях внутренней и внешней агрессии. В целом, социальная структура Средневековья состояла из трех основных категорий населения - господа (феодалы, рыцарство), духовенство и работающие (крестьяне и ремесленники).

Позднее, в период зрелого Средневековья, по мере общественного развития, роста производительных сил, приобретает вес и значение ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля. Центрами цивилизации становятся города.

Общественное сознание Средневековья характеризуется религиозностью, базируется на устойчивой системе ценностей и миропредставлений. Средневековый человек обращен преимущественно к собственному внутреннему миру, ориентируясь на достижение «Царства Божия» с целью «спасения души».

Средневековое общество на ранних этапах было замкнутым, локализованным. Эта особенность обусловлена как натуральным типом хозяйства, так и характером общественного сознания, травмирован-ного падением Рима - «вечного города». Люди стремились сохранить то немногое, что осталось, как бы закрыться, отгородиться от внешнего мира, который принес им неисчислимые бедствия, связанные с нашествием варваров. Но, несмотря на присущий Средневековью консерватизм, внутренне это было достаточно динамичное сообщество, в котором происходили сложные социокультурные процессы - формирование современных европейских народов - немцев, французов, испанцев, поляков, чехов, русских, болгар, румын, датчан, шведов, финнов и т.д., и государств.

В этот период происходит становление двух главных цивилизационных регионов - западноевропейского (христианского) и азиатско-североафриканского (арабо-мусульманского), взаимоотношения которых стали ведущей тенденцией общественного развития, включая и настоящее время.

Христианская цивилизация формируется на руинах Западной Римской империи, образовавшейся после распада Священной Римской империи в результате синтеза античной цивилизации и варварских культур. Поэтому путь создания западной цивилизации принято именовать синтезным. Несмотря на этнические и культурные особенности отдельных народов, у них было нечто общее, что впоследствии и позволило сформировать единство - западноевропейскую цивилизацию. Национальные элиты заимствовали, копировали у Рима не только характер власти, но и неотъемлемые, «надстроечные», элементы государственности и цивилизации. Цементирующим началом послужили латинизированное христианство, римское право и античная система образования.

Христианская Церковь играла огромную роль в этот период, хотя и не являлась консолидированной силой. Внутри ее существовали организационные, вероучительные, обрядовые различия. Особенно жесткие противоречия (догматического характера) возникли между западной Церковью - католичеством (от лат., catholicismus, вселенская) и восточной - православием. Важнейшим отличием одной Церкви от другой было толкование главного догмата о «Святой Троице». Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («filioque»), а православие - только «от Отца». (В целом, отличия выражались в десяти главных догматах). Главой западной Церкви был Папа Римский, восточной - Патриарх Константинопольский. Оба претендовали на первенство среди христиан. Патриарх признавал решения первых семи Вселенских Соборов, считая именно это вероучение правильным (отсюда - православие). Католики признают решения 21 Вселенского Собора. Формально раскол между двумя Церквями произошел после взаимной анафемы (в пер. с греч, проклятие) в 1054 г. Таким образом, католичество стало базовой религией и идеологией западноевропейского мира, а Византийская империя и восточное христианство заложили основы культуры и цивилизации целого ряда восточно- и южноевропейских народов и государств - греков, русских, болгар, сербов, украинцев, белорусов. Однако эти различия не мешали и не мешают всем этим народам считать себя частью общеевропейского мира.

Важное место христианской церкви в раннем Средневековье было обусловлено еще и тем, что в переходный период она оставалась единственным стабильным социальным институтом. Средневековые короли (титул образовался от имени Карл) стремились узаконить свою власть через обряд коронации в церкви. Римский Папа был воплощением авторитета Священного Рима. В 800 г. Карл Великий, в 962 г. король Саксонии Оттон I были коронованы Римским Папой. Церковь, в силу своей консолидации, обладала несметными богатствами - материальной и духовной культуры. Средневековые монастыри, имевшие замечательные собрания древних книг и документов, служили центрами образования, просвещения не только религиозного, но и светского. Монастырская образованность и система подготовки теологических (от греч., знание о Боге) кадров стали источником средневековых университетов (в пер. с лат., всеобщий). Самым первым стал университет в итальянском городе Болонья (по его имени получила название современная общеевропейская система образования - Болонская). Старейшими в Европе и мире являются также английские университеты в Оксфорде (1167) и Кембридже (1209); университет в Сорбонне (1203, Париж). Создание этих образовательных учреждений свидетельствовало о серьезных изменениях в общественном сознании. С одной стороны, в поисках ответов на существовавшие вопросы человек обращался уже не только к религии, но и к иной, пока не известной сфере - рациональному знанию. С другой, в обществе формировалась потребность в большом количестве квалифицированных специалистов в разного светских областях, которых готовили университеты. Развивалась книжная культура. Университеты становились подлинным авангардом социокультурного процесса, отражая степень и меру цивилизованности народов и государств.

Значительным влиянием в средневековом обществе обладали духовно-рыцарские ордена (подробнее в разделе «термины»). Они создавались в Западной Европе с целью распространения католической веры, прежде всего, на Ближнем Востоке, под девизом «освобождения Гроба Господня» в Иерусалиме, захваченном арабамами-му-сульманами. Еще одной, не афишируемой, целью стало обогащение не имевшего зачастую ни земли, ни крестьян среднего и мелкого рыцарства. (Слухи о несметных богатствах Востока регулярно доходили до Европы). Реализации этого крупнейшего средневекового проекта были посвящены крестовые походы (1096-1270), инициированные Римским Папством и возглавленные европейскими монархами.

Результатом первого похода стало образование Иерусалимского христианского королевства, графств Триполийского и Эдесского, княжества Антиохийского. Через столетие арабам удалось отвоевать территории, что вызвало второй и третий крестовые походы, которые возглавляли легендарный английский король Ричард Львиное Сердце (1189-1199), французский король Филипп II Август (1180-1223), прусский король Фридрих I Барбаросса (1152-1190). Крестовые походы сыграли важную роль в развитии средневекового сообщества. С одной стороны, экспансия (от лат., завоевание) - это война, наносившая громадный ущерб. С другой, рыцарство было занято службой в наемных войсках, купечество обогащалось. Походы объединили все слои и классы Западной Европы. С Востока европейцы везли не только материальные богатства, но и приобщались к высокой духовной культуре, знакомились с бытовыми особенностями (обычаи, кулинарные рецепты). Усиливалось влияние арабской и византийской культур. Историки относят крестовые походы к первому этапу глобализации мировой цивилизации.

Сложившаяся система зависимости светских иерархов от церкви и даже от глав духовных орденов позволяла ей в определенных ситуациях доминировать над светской властью, оказывая влияние не только на принятие важнейших решений, но даже на сам процесс выбора того или иного феодала на роль верховного правителя в разных странах. Так, в 1252 г. английский король Генрих III грозил Ордену тамплиеров конфискацией земли. В ответ Великий магистр заявил, что, если король посягнет на их права, вряд ли останется королем.

Анализ функционирования средневекового сообщества позволяет выделить целый ряд общих характерных черт и особенностей: укрепление права частной собственности на землю; институт вассалитета (от лат. vassus - слуга) - иерархическая система отношений в феодальной среде, основанная на договоре и добровольности; личная зависимость крестьян от феодалов, сошедшая на нет к концу эпохи; религиозность, корпоративность и иерархичность общественной и политической жизни - каждый занимал свою «ячейку» и имел четкое представление о своем месте и праве; большая роль вооруженных сил в условиях многочисленных конфликтов, как следствие, милитаризованность общественной жизни. Насилие и порядок - важнейшие принципы, соединившие разрозненную после распада Римской империи Европу. Составляя наследие античности, эти принципы легли в основу современной западноевропейской цивилизации, обозначив на века один из полюсов мировой цивилизации.

Другим центром притяжения стала формировавшаяся в Азии арабо-мусульманская цивилизация, являясь в определенной степени преемницей древневосточного типа цивилизации, и проявляла все свойственные ей черты. В основе ее культуры лежит арабский язык, вероучение и культ ислама (в пер. с араб., покорность, предание себя Богу), возникшие на Аравийском полуострове в начале VII в. н.э. Фундамент ислама составляет вера в единого Бога Аллаха и его посланника Мухаммеда. Неотъемлемой частью вероисповедания являются - ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (ураза); обязательная уплата налога (залят) и совершение паломничества в Мекку (хадж). В мусульманстве, более чем в христианстве, выражена идея божественного предопределения, безусловная покорность божественной воле, наложившая глубокий отпечаток на всю культуру и цивилизацию. Следование судьбе, року является важной чертой восточного типа цивилизации.

Принятие ислама способствовало консолидации арабоязычных этносов, на базе которых возник Арабский, или исламский, халифат - теократическое государство, одно из самых могущественных в период Средневековья. Оно возникло в результате мусульманских завоеваний в VII-IX вв. и возглавлялось халифами. (В древнерусских источниках о нем упоминалось как о царстве Агарянском, с которым поддерживались связи). Истоком могущественного впоследствии государства послужила мусульманская община - умма, которую создал в начале VII в. пророк Мухаммад. В результате завоеваний было создано обширнейшее и мощное государство, в состав которого входили территории Сирии, Палестины, Египта, Месопотамии, Афганистана, часть Испании, Бухара, Хива, где проживали и другие этносы, которые, однако, также исповедовали ислам. Арабский халифат активно устанавливал внешние экономические и политические связи. Торговля в Средиземноморье, в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства.

Крупнейшим государством Центральной Азии был также Абба-сидский халифат (750-945 и 1124-1258) - также феодальное теократическое государство, правящей династией которого были Аббасиды. Оно охватывало территории ряда современных арабских стран, часть Средней Азии, Египет, Иран и Северную Африку. Государство достигло расцвета при халифах Аль-Мансуре (707-775), Аль-Махди (775-785) и особенно Харун-Ар-Рашиде (768-809), который получил известность благодаря сборнику сказок «Тысяча и одна ночь», став прототипом главного героя. Аль-Мансур построил столицу - Багдад, который являлся ею дважды: в 762-836 гг. и в 892-1258 гг. Город был крупнейшим культурным и хозяйственным центром, где торговали всем, что производилось и на Востоке и на Западе - вином, тканями, фруктами, фарфором, мехами.

Важнейшие ценности и цивилизационные ориентации Востока составили - принцип власти-собственности (у кого власть, у того и собственность); глубокая религиозность; государство-деспотия; сакральность верховной власти; государство доминировало над обществом, а общество - над человеком; коллективность, патриархальность внутри сообщества. Доминирующим механизмом воспроизводства и трансляции жизненных форм являлась (и является) традиция.

Арабо-мусульманская культура достигла высочайшего уровня в развитии научных знаний - астрономии, медицине, математике, философии. Выдающимися учеными и деятелями искусств являлись: Абдаллах Мухаммад ибн Муса Хорезми (783-847), математик, астроном, географ и историк, создатель алгебры; Абу Наср Мансур ибн Ирак (сер. Х-втор. четв. XI в.), математик и астроном; Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад Беручи (973-1048), ученый - энциклопедист - математик, астроном, географ, физик, фармаколог, историк, основоположник геодезии. Абу Мансур Кумри (X в.), известный врач; Абу Сахл Масихи (970-1011), математик, филолог, медик; Хорезми Хаси (XI в.), ученый-химик; Абу Али ибн Сина, Авиценна (980-1037), ученый-энциклопедист: философ, медик, фармаколог, астроном, математик, музыковед, литератор, правовед, поэт и многие-многие другие.

В целом, цивилизация Востока не только опережала, но и значительно превосходила европейскую до определенного времени, точнее до XIII-XIV вв. Христианская же цивилизация, в силу религиозных и цивилизационных различий, своей целью поставила экспансию на Восток - продвижение собственной религии и цивилизации. (Более подробно об этом, в гл. 3). Вместе с тем, столкновение с иной культу рой и другим типом цивилизации, несмотря на тяжелые последствия, активизировало межкультурный и межцивилизационный диалог.

В этот период на мировой арене появляется и Киевское государство (882-1132), которому предшествовала длительная сложная история формирования российской цивилизации.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >