ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. XII-XVI вв

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ГОСУДАРСТВА. XII-XVI вв.

Зрелое Средневековье в Европе и на Востоке. Особенности феодальной раздробленности на Руси

Особенности феодальной раздробленности на Руси

Первые века зрелого европейского Средневековья (IX-XIV) отличает высокая фаза развития всех феодальных институтов. Феодальная знать превращается в привилегированное, независимое от центральной власти сословие, положение, права которого становятся наследственными. Право частной собственности на землю закрепляется законом. Крестьяне попадают в экономическую и личную зависимость от феодалов. В европейских государствах (Франция, Германия, Италия) никто, даже король, не мог посягнуть на феодальное право владения землей и распоряжения внутренним управлением. Верховный правитель обладал формальным сюзеренитетом, закрепленным в известной поговорке: «Вассал моего вассала не мой вассал». Усугублялась ситуация натуральным, по преимуществу, типом хозяйства, обусловившим замкнутость. Однако это обстоятельство не мешало феодалам вести зачастую долгие изнурительные войны за передел земельных угодий - междоусобицы, в ходе которых терпели ущерб, страдания не только собст-вен ники, но и их подопечные - крестьяне, ремесленники. Так, в X в. в большинстве европейских стран начинается естественно-исторический процесс политической раздробленности.

Исключение представляла Англия, где в 1066 г. верховная власть была захвачена представителем нормандской (Нормандия - северная провинция будущей Франции) знати Вильгельмом Завоевателем, который, по сути, приостановил процесс феодальной раздробленности, проводя массовую конфискацию земель у местных землевладельцев. Вместе с тем, пришедшие вместе с ним в Англию феодалы стремительно стали возводить новые замки-крепости (около 300 в первые годы), пытаясь, тем самым, обозначить свою самостоятельность. Вильгельм отдал приказ снести укрепления, однако большая их часть осталась нетронутой. Тем не менее, новому королю удавалось контролировать ситуацию, так как земли крупных вассалов, как правило, располагались в разных частях небольшой по масштабам страны. Англия превратилась в консолидированное государство с сильной централизованной властью.

Важное место в средневековой картине мира, так же как и в раннем периоде, занимала церковь. Церковные иерархи стремились упрочить свое положение, усилить влияние в политической и духовной жизни общества, активизировав внешнюю и внутреннюю экспансию. Наиболее яркой иллюстрацией внешней экспансии, для реализации которой привлекались рыцарство, крестьянство, горожане, явились крестовые походы на Восток под девизом «освобождения Гроба Господня от неверных - мусульман» ХІ-ХІП вв. (1096-1270). Внутриев-ропейская общественная жизнь изобиловала жесткими конфликтами между светской и церковной властями: в ответ на чрезмерные претензии папства на власть Французский король Филипп Красивый вынудил пап покинуть Рим и переехать в Авиньон («авиньонское пленение» пап (1309-1377). В борьбе за власть и влияние, накопленное богатство церковь искореняла любое недовольство в своих рядах, которое называла ересью. С этой целью в 2015 г. Папа Иннокентий III издал указ о введении особого суда - инквизиции (в пер. с лат., расследование), который занимался преследованием и наказанием еретиков, используя для этого жесточайшие методы.

В XIII в. в Европе произошел демографический взрыв (60 млн чел. из 240 млн в мире в целом), который, наряду с развитием производительных сил в сельском хозяйстве (новые технологии обработки земли, более совершенные орудия труда), привел к росту рабочей силы и перемещению лишних рук в города (несмотря на эпидемию «черной оспы» в конце века). Они становились центрами общественной жизни, возрастала их роль во всех сферах.

Потребности городской жизни стимулировали не только развитие производительных сил, но и политическую централизацию. В XII в. в городах Италии начинается «коммунальное движение» (от лат. communis - общий): горожане, не желая платить налоги феодалам, освобождались от власти крупных земельных магнатов, на землях которых стояли их поселения (попросту не пускали их на территорию городских крепостей). В этой борьбе происходила консолидация городского населения, средних и мелких феодалов-рыцарей с центральной властью в противостоянии удельным князьям с их сепаратистскими устремлениями. Однако в Италии и Германии этот процесс затянулся на столетия: разбогатевшие на свободной торговле «вольные города» не стремились расстаться со своей самостоятельностью.

В XIV-XV вв. европейцы преодолевали феодальную раздробленность, исходя, прежде всего, из экономических интересов. На базе развития местного самоуправления шло становление будущих европейских демократических институтов. Первые сосл о в но-представительные учреждения - парламенты появились в Англии (1265), Франции (1302). Складывались национальные государства, формировались общенациональные языки, в сознании людей появлялись понятия «народ», «границы». (Например, в ходе Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией английская аристократия, будучи до войны франкофонной, перешла на английский язык в официальном делопроизводстве).

Особого внимания заслуживает период XV-XVI вв. (в России -зрелое, в Западной Европе - позднее Средневековье) - Возрождение, или Ренессанс. Термин «Renissance» (в пер. с ит., возрождение) впервые ввел в оборот итальянский мыслитель и художник Дж. Вазари, называвший так период с 1250 по 1550 г., имея в виду «воз-рождение античности». Для мыслителей этой поры античная эпоха, культура Древней Греции и Рима, представляла наибольший интерес в силу высочайшего уровня достижений, гармонии физического и духовного начал личности и возможностей, которые открывались перед человечеством.

Ряд исследователей называют этот период ранним Новым временем. Основаниями для такого определения являлись - стремительное развитие производительных сил, появление новых технологий (водяная мельница, горизонтальный ткацкий станок); перемещение центра общественной жизни в городское пространство. Все это требовало преодоления средневековой замкнутости, выхода на мировые просторы. Городское население - ремесленники, торговцы - отличалось большей независимостью, предприимчивостью, стремлением к новым знаниям по сравнению с сельскими жителями. Начинается период Великих географических и научных открытий (1492 - X. Колумб, 1522 - Ф. Магеллан; 1503-1512 - Н. Коперник), которые были под силу людям - «титанам», как принято их называть в соответствии с античной традицией (в пер. с греч., титан - сын бога; один из наиболее значимых персонажей в античной мифологии).

Городская культура создавала новое отношение к жизни, в основе которого - гуманизм (от лат. homo - человек), или антропоцентризм (от греч. antropos - человек) - мировоззренческая концепция, основанная на вере в могущество человеческих сил. Однако наделение человека новыми возможностями не означало отказа от веры в божественное начало сотворения мира и человеческой природы. Одной из главных задач эпохи становится постижение человеком мира, наполненного божественной красотой. Выдающиеся достижения появились в области науки и техники, прекрасные образцы для подражания - в культуре и искусстве. Практически на всю Европу и, в итоге, на весь мир оказывала влияние разносторонняя деятельность Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти, Джордано Бруно, Николая Коперника, Эразма Роттердамского, великого врачевателя и мыслителя Парацельса и многих других выдающихся мастеров, ученых, первооткрывателей.

В условиях феодальной раздробленности как в Европе, так и на Руси важную роль играла Церковь. Рост ее влияния был характерен для всех типов цивилизаций. Но если на Западе папский престол претендовал на роль верховного судьи в обществе, пытаясь манипулировать религиозными чувствами людей, то на Руси - напротив. Православная церковь исповедовала доктрину цезаропапизма, согласно которой цезарь - царь занимает высшее положение по отношению к главе церкви, светская власть доминирует над церковной. Церковь поддерживала сильную княжескую власть, пытаясь, в том числе консолидировать общество. Однако на начальном этапе зрелого Средневековья эта задача оказалась слишком сложной.

Феодальная раздробленность на Руси

Период феодальной раздробленности на Руси (с XII по XV в.) принято считать прогрессивным естественно-историческим процес сом, который был отягощен иноземными нашествиями. Среди причин ведущими были следующие. Князья наделяли землей дружинников, которые «оседали» на ней и становились полными ее собственниками, сначала экономически, а затем и политически независимыми от князя. На основе феодального иммунитета, «заборони», все более укреплялась автономия в уделах, и создавались собственные княжеские династии. Натуральное хозяйство и отсутствие прочных экономических связей, рост и укрепление городов также способствовали обособлению регионов. Киев как перекресток торговых путей потерял свое значение (торговые караваны подвергались нападениям грабителей, и постепенно торговые пути переместились на Северный Кавказ; функции важнейших торговых центров взяли на себя итальянские города-государства Венеция и Генуя). К особенностям процесса на Руси следует отнести территориальный фактор - регионы и центр разделяли громадные расстояния и сложные природно-климатические условия.

Все же политический распад русских княжеств никогда не был полным. Номинально сохранялась власть великих киевских (позднее - владимирских) князей, принадлежавших к одной династии -Рюриковичей, сохранялось единство русской православной церкви, внешняя опасность нередко принуждала князей к совместным действиям. Несмотря на политическую раздробленность, развивались экономика, культура, осваивались новые земли, росли города, возникали новые центры летописания, школы, архитектурные направления. Крупнейшими центрами эпохи политической раздробленности, игравшими ведущую роль в судьбе России, являлись Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородско-Псковская земля. По масштабам они были равны западноевропейским королевствам и стремились обособиться от власти великого князя.

Особенности их географического положения, политического и культурного развития привели, по мнению исследователей, к становлению в этих регионах различных типов цивилизационного развития.

На юго-западе Галицко-Волынское, Киевское, Черниговское и ряд других княжеств, подвергшиеся разгрому со стороны Золотой Орды в начале XIII в., сочли за благо присоединиться к Литве, создав новое Русско-Литовское княжество (9/10 территории в его составе занима ли русские земли). Русские летописи впервые упоминают Литовское княжество, раннефеодальное государство, населенное литовскими племенами в Прибалтике, в 1219 г. Его основателем считают князя Миндовга. В его состав входили земли в бассейне р. Неман (г. Но-вогрудок, Гродно), так называемая Черная Русь. Уже в домонгольской Руси на этих землях стала выделяться белорусская народность. Галицкое княжество, в XII в. входившее в состав Польши, позднее, по мере усиления Литвы, присоединилось к Великому княжеству Литовскому и Русскому. На землях юго-западной Руси стала складываться украинская народность.

В регионе были достаточно развиты и сельское хозяйство, и ремесленное производство, и торговля. Важную роль в становлении политической системы играли, как и в европейских городах, органы местного самоуправления. Православная церковь сохраняла автономию. Литва на этом этапе была еще языческой, и литовская элита уважительно относилась к цивилизационному выбору русского населения. Власть князя, будучи изначально монархической, с XV вв. стала ограничиваться - сначала сеймом, состоявшим из высшей аристократии и рядовых дворян (шляхты), затем и господским советом. Они совместно принимали законы, вершили суд, устанавливали налоги и определяли основные направления внешней политики. В конечном итоге, Литовское княжество сложилось как федерация отдельных земель и княжеств, в которых местному боярству и городам была присуща значительная автономия. Глава государства не вмешивался во внутренние дела феодалов, развивалось городское самоуправление. В политической практике использовался опыт западноевропейских государств. XIV-XV вв. - период разделения древнерусской народности на три самостоятельных ветви - украинский, белорусский и русский этносы.

По мере ослабления, Русско-Литовское княжество присоединилось на принципах унии (союз) к Польше (1386 - Кревская уния, 1413 - Городельская уния; 1569 - Люблинская уния и образование Речи Посполитой). В 1439 г., в результате церковной унии, православная церковь Киевской митрополии объединилась с католической на принципах и догматах католичества. Западнорусские земли становились частью западноевропейской цивилизации. Формировавшиеся украинский и белорусский этносы в составе Речи Посполитой, вме сте с тем, подвергаются полонизации и окатоличиванию. В результате этих процессов на юго-западе Руси потомки династии Рюриковичей, аристократия как бы «растворились», ассимилировались в среде польско-литовской знати. Процесс формирования самостоятельной государственности на этих землях, в отличие от северо-восточной Руси, был прерван на долгие века. Восточная же часть западнорусских земель тяготела к великорусскому социокультурному пространству. (В XVII в. это вылилось, в частности, в решение Переяславской Рады о присоединении Левобережной Украины к России). Противостояние между западно- и восточнорусскими землями как цивилизационный выбор между Востоком и Западом не завершилось в средние века, а продолжается и в настоящее время.

Северо-западная Русь - Новгород и Псков - также во многом придерживалась прежней европейской ориентации (тесные связи с Ганзейским союзом вольных немецких городов, вечевое устройство общественно-политической жизни, важная роль церкви, ее главы -епископа, который выполнял не только собственно церковные, но и административные функции, например, дипломатические, являлся хранителем государственной казны и печати и т.п.). Несмотря на то, что в условиях иноземных нашествий административная власть (в лице Александра Невского) вынужденно выбрала политический союз с Золотой Ордой и упорно боролась с католическим влиянием (крестоносцы), северо-западная Русь (так же как и юго-западная) в большей степени ориентировалась на европейские ценности.

Северо-восток - Владимиро-Суздальская Русь - имел свои особенности в развитии. Регион формировался в результате славянской колонизации и ассимиляции славян и угро-финнов. Коренное население региона, которое вело бродячий образ жизни, не отличалось высоким уровнем развития. Славяне принесли туда навыки оседлости, подсечно-огневую технологию пашенного земледелия.

С политической точки зрения, город Владимир, основанный Владимиром Мономахом (1108), а не выросший из племенного центра, как, например, Ростов, Суздаль и другие древние города Руси, не имел традиций вечевой демократии. Местная боярская знать боролась с князьями. Одним из первых известных князей Владимиро-Суздальского княжества стал Юрий Долгорукий (ЮЭО-е-1157) - сын Владимира Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы (1147).

С 1132 г. отстаивал на юге интересы свои и братьев, борясь за Переяславль, а затем и за Киев (за что, вероятно, получил прозвище Долгорукого).

В результате боярского заговора был убит сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский (1111-1174). Деятельность его отмечена огромным вкладом в развитие Владимирского княжества. Экономический рост и укрепление выразились, втом числе в сооружении шедевров зодчества - княжеской резиденции Боголюбове, Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, церкви Покрова-на-Нерли, признанной архитектурным символом средневековой Руси.

Наследнику и младшему брату Андрея Боголюбского, Всеволоду Большое Гнездо (1176-1212) в конечном итоге удалось сломить боярское сопротивление, опираясь на дворянство новых городов -Дмитрова, Твери, Костромы, Переяславля-Залесского. На владимирской земле установилась сильная центральная власть - Владимирский престол стал главным (1157), владимирские князья получили титул Великих князей. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» отмечал: войско Всеволода «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». Территория княжества стала очагом формирования великорусской народности и государства, но уже с новыми столицами: сначала - Владимир, затем - Москва.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >