Формирование централизованных государств в Европе и в России в XVI в. Реформы Избранной рады. Опричнина Ивана Грозного. Начало формирования деспотического самодержавия в России

Формирование централизованных государств являлось общеевропейской тенденцией, частью естественно - исторического процесса в XIII-XV вв. В экономической сфере объединение и централизация были обусловлены развитием производительных сил, ремесленного производства, перехода его в мануфактурную стадию, становлением товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяй ства. Преодолевалась феодальная раздробленность, формировались общенациональные связи.

Процесс объединения, как правило, возглавлял монарх, который опирался на средние слои дворянства и горожан. Важным этапом на этом пути было становление сословно-представительных учреждений (XIII-XIV) - Генеральных штатов во Франции, Кортесов в Испании, Парламента в Англии, Риксдага в Швеции (XV) и т.п., которые отражали интересы не только аристократии, но и более широких слоев - горожан, крестьян, духовенства.

Низшие сословия в тяжелой борьбе с консолидированной феодальной корпорацией также пытались отстаивать свои права, улучшать социально-экономическое положение. Таковы широко известные протестные движения в Англии - восстание Уота Тайлера (1381), во Франции - Жакерия (от фр. имени простолюдинов Жак, 1358). В средневековой Чехии общенародное возмущение вызвала казнь (1415) профессора Чешского университета Яна Гуса (последователя Джона Уиклифа, профессора Оксфорда), выступавшего за переустройство церкви, против продажи индульгенций и всех пороков, присущих клиру (от греч. - жребий; сообщество священнослужителей). В 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание гуситов, направленное не только против церкви, но и против городских властей. Папа и император средневековой Священной Римской империи (Чехия входила в ее состав) Сигизмунд в течение 1420-1431 гг. безуспешно пытались подавить выступления. Все эти протесты в конечном итоге были подавлены, но, тем не менее, вызвали позитивные сдвиги в общественном устройстве Европы. В течение XIV в. крестьянство Англии, Франции, Западной Германии получило личную свободу. Разумеется, экономические интересы феодалов, заинтересованных в переводе крестьян на денежные выплаты и аренду, играли в этом процессе не менее важную роль.

Становление централизованных национальных государств происходило в условиях не только внутренних конфликтов, но и мощных внешнеполитических столкновений. Наиболее известным и протяженным во времени событием стала Столетняя война (1337-1453) между Англией и Францией. Она была вызвана, главным образом, претензией англичан на французский престол (некогда французский нормандский барон Вильгельм стал королем Англии). Война продолжалась с переменным успехом и с перерывами многие десятилетия. Перелом в войне в пользу Франции был связан с появлением простой крестьянской девушки Жанны д' Арк. Под ее предводительством пополнившаяся многочисленным крестьянством и простыми горожанами французская армия получила невероятный импульс. Несмотря на трагическую гибель Жанны (попавшую в плен в 1431 г., ее сожгли на костре), французы успешно продвигались по территории страны и, наконец, почти полностью освободили ее. Англичане сумели оставить за собой еще на сто лет только порт Кале на берегу разделяющего материк и остров пролива Па-де-Кале.

Крупнейшим феодальным социальным институтом Средневековья была католическая церковь. За столетия в ее практике накопились многочисленные проблемы, вызванные нарушением христианских заповедей - стремление к роскоши, продажа индульгенций, безнравственное поведение представителей церкви (пьянство, разврат и т.п.), и, соответственно, нарастали претензии со стороны прихожан. Излишества, которые позволяли себе верховные иерархи и рядовые священнослужители, встречали протест, прежде всего, в самой церковной среде. Такие высокие моральные авторитеты, как профессор Оксфорда Джон Уиклиф, его последователь Ян Гус в своей протестной деятельности были поддержаны широкими народными массами города и деревни, крайне недовольными не только клиром, но и в целом - феодальными порядками. Возмущение постепенно нарастало и вылилось в охватившее практически всю Европу движение Реформации (в пер. с лат., преображение), следствием которого стало создание новой церкви - протестантской. Лидером его стал немецкий богослов и политический деятель Мартин Лютер (1483-1546), основоположник немецкого протестантизма (лютеранства). Началом (1517) послужило его выступление с «95 тезисами» против продажи индульгенций. Особенностью европейских общественно-политических процессов было совпадение двух мощнейших явлений - Ренессанса и Реформации. И хотя Возрождение принято характеризовать как светское по преимуществу направление, а Реформацию - как религиозное, тем не менее, они имели общее основание - гуманистические мировоззрение, направленное на возрастание роли личности в общественной жизни. И то и другое движение оказали радикальное влияние на европейскую цивилизацию.

Следствием централизации стало образование в Европе абсолютных монархий в конце XV в. Во Франции - при Людовике XI, в Англии - при Генрихе VII Тюдоре, Испании - при Фердинанде и Изабелле. Все категории населения становились подданными короля, который распоряжался казной, армией, судебной властью, налогами. Абсолютная монархия была закономерной формой существования государств в период перехода от Средневековья к Новому времени.

Процесс централизации русского государства имел свои особенности.

Период правления Василия III (1505-1532) отмечен экономическим подъемом, развитием и ростом городов, укреплением международного положения страны. В 1510 г. Василию удалось присоединить последнюю независимую территорию - Псковскую землю. Монах псковского монастыря Филофей создает теорию «Москва - третий Рим», направленную на демонстрацию твердой убежденности в мессианском (в пер. с древн.-евр., мессия - Бог) предназначении Москвы как центра православия. Княжеская власть использует концепцию для дальнейшего укрепления России, в том числе в противостоянии так называемому «латинству» - католической церкви.

Однако в отечественной и мировой истории наибольшее внимание привлекает сын Василия Иван IV (1530-1584), родившийся во втором браке Великого князя с Еленой Глинской (1508-1538), представительницей знатного сербско-литовского рода. По смерти Василия обязанности регента при малолетнем правителе исполняла его мать (1533-1538). Ей удалось за короткий период провести несколько важных преобразований. В первую очередь, речь идет о денежной реформе. В каждом из присоединенных к Москве уделов существовала собственная валюта, каждый князь вел свою финансовую политику. С целью предотвращения финансового хаоса, пресечения деятельности фальшивомонетчиков и выпуска низкокачественных монет необходимо было провести унификацию денежной системы. Елена Глинская достаточно быстро справилась с поставленной задачей. С 1535 г. все выпущенные до этого момента монеты объявлялись недействительными, вводились новые деньги весом в треть грамма. Для удобства мелких расчетов чеканились монеты весом 0,17 г (в два раза легче) - полушки. Официально за всеми монетами было закреплено название тюркского происхождения - «деньга» (от «таньга»).

Исключение было сделано только для «купеческой столицы» России - Великого Новгорода, куда съезжались купцы и иностранные торговцы - гости. Для простоты расчетов было разрешено чеканить монеты весом в две трети грамма, на аверсе (лицевой стороне) которых было изображение всадника с копьем. Эти монеты получили известное всем название - копейка. Глинской удавались и внешнеполитические шаги. В 1537 г. она заключила выгодный для России мир с польским королем Сигизмундом, завершивший русско-литовскую войну (1534-1537). Обязала Швецию не помогать Ливонскому ордену и Литве.

Однако правление ее внезапно завершилось в 1538 г. по причине преждевременной смерти (как считали современники, она была отравлена). После смерти матери малолетний Иван не мог исполнять обязанности правителя. Властные функции еще при жизни Василия были возложены им (до достижения Иваном совершеннолетия) на коллективный орган, в состав которого входили представители древних родов, в том числе и московской ветви Рюриковичей - Шуйские, Бельские, Воронцовы, Глинские. Началось так называемое «боярское правление» (1538-1547), которое нанесло громадный ущерб (беззаконие, смута, постоянные конфликты) стране, ее казне и непосредственно малолетнему царю. «Правители», особенно Шуйские и Бельские, больше думали о собственных интересах, чем о народе.

Раннее сиротство Ивана, безответственное поведение ближайшего окружения, как принято считать, оказало негативное воздействие на формирование личности будущего самодержца, отличавшегося крайней нервозностью, перепадами настроения, болезненной недоверчивостью. По замечанию В.О. Ключевского, его ласкали как государя, и оскорбляли как ребенка. Еще до официального вступления на престол, в 1543 г., Иван отстранил от правления Шуйских, начал отправлять в опалу и даже приказал казнить некоторых провинившихся перед ним, как он считал, бояр.

По достижении совершеннолетия, в 1547 г., Иван IV был венчан на царство. Впервые Московский Великий князь наделялся титулом царя, что возвышало его над титулованной княжеско-боярской русской знатью и уравнивало с западноевропейскими королями. Церковь выступала гарантом самодержавной власти (сам обряд венчания на царство был разработан митрополитом Макарием). Через две недели после венчания на царство царь женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, представительнице знатного боярского рода, которая оказывала на него весьма благотворное влияние.

Централизация требовала целой системы мероприятий, охвативших многие стороны российской жизни: аппарат центрального управления государством, местное самоуправление, упорядочение служилого класса и поместного землевладения, податную организацию (в связи с лучшим обеспечением служилых сословий и улучшением самой их службы), военное устройство, церковно-общественную жизнь.

Вокруг первого русского царя сложилось ядро заинтересованной в реформах социально-политической элиты: окольничий (второй чин Боярской думы) Алексей Адашев, воевода князь Андрей Курбский, митрополит Макарий, протопоп (в пер. с др.-греч. и ст.-слав., первый священник) Благовещенского собора в Кремле, духовник царя Сильвестр. Входя сначала в круг приближенных монарха в Боярской думе, они составили позднее официальное правительство - Избранную раду. Однако инициатором реформ выступила бюрократия в лице Адашева и главных дьяков (в пер. с греч., служитель; младший чин в Боярской думе). Ивана IV в преобразованиях привлекала, прежде всего, возможность искоренения последствий боярского правления. Дворяне-землевладельцы, в свою очередь, выбранные в качестве социальной опоры власти, также были заинтересованы в ограничении прав высшей землевладельческой знати. Система местничества закрывала им путь к высшим государственным постам.

Через два года после избрания Иван Грозный созвал Земский собор (1549) - первое в истории страны сословно-представительное учреждение, которое, однако, имело только совещательный характер. Вместе с тем, его можно считать первым шагом на пути формирования сословно-представительных институтов власти в России по типу европейских парламентов. После Собора были приняты меры к улучшению положения дворян, которые были освобождены от подсудности боярам-наместникам и по всем судебно-административным делам перешли непосредственно в ведение государства. В Москве были созданы центральные органы государственного управления -избы, а с середины 60-х гг. их заменили приказы.

В 1550 г. царь совместно с Боярской думой утвердил новый Судебник взамен утратившего актуальность Судебника Ивана III. В нем впервые появилась квалификация целого ряда преступлений (подлог документов, разбой, грабеж, мошенничество); вводилась новая мера наказания - тюремное заключение. В Судебнике было прописано, что закон не имеет обратной силы. К числу наиболее важных реформ можно отнести - ограничение местничества, отмену кормлений, введение наказаний за должностные преступления. Денежная и налоговая реформы предусматривали введение единой денежной системы и единого размера подати; губная и земская реформы способствовали появлению системы местного самоуправления с независимыми от царских наместников судами и выборными должностными лицами. Согласно военной реформе создавалось стрелецкое войско, вводилось положение о службе (1556), упорядочивалось дворянское ополчение. Были отменены податные льготы монастырей, что также укрепляло центральную власть и ослабляло материальную опору церкви.

Укрепление дворяновластия автоматически усугубляло положение крестьян. По отношению к ним была повторена норма Судебника 1497 г. о Юрьевом дне с увеличением размера «пожилого» (плата крестьян за возможность перейти к другому помещику) и распространением его на вновь присоединенные земли. К концу XVI в. степень закрепощения крестьянства все более возрастает.

Таблица 3.3

Этапы закрепощения крестьян (XV-XVI вв.)

Годы

Законы, указы

Содержание

1497

Судебник Ивана III

Введение Юрьева дня - права перехода крестьян от одного феодала к другому

1550

Судебник Ивана IV

Подтверждение Юрьева дня и увеличение размера «пожилого»

1581

«Заповедные лета»

Отмена Юрьева дня

1592

Писцовые книги

Перепись населения

1597

«Урочные лета»

Пятилетний срок сыска беглых крестьян

Гармонизации отношений между двумя ведущими ветвями власти - светской и духовной - способствовало создание в 1551 г. Стоглава (в нем было ровно сто глав), сборника церковных установлений как для внутрицерковных, так и общественных отношений в целом.

Они касались, например, непристойного поведения церковнослужителей: пьянства, разврата, взяточничества и ростовщичества монастырей. Уделялось внимание борьбе с пережитками язычества среди народа; полномочиям церковного суда. Принятые постановления должны были укрепить дисциплину среди духовенства. Собор утвердил строгий иконописный канон для русской церкви. Основой послужили работы живописца Андрея Рублева. Была введена своего рода духовная цензура, обязывающая к определенному порядку переписи книг, строительства церквей и т.д. Церковные обряды и службы стали единообразны на всей территории страны. Местночтимые святые признавались общерусскими (при Иване Грозном интенсивно росла территория государства). Государственно-экономическая сторона Стоглава касалась споров о церковном землевладении, содержала пояснения, касающиеся норм церковного права по отношению к нормам государственного, судебного, уголовного права. Церковная реформа, которая во многом проводилась под влиянием западного культурного развития, способствовала формированию идеологических ограничителей власти.

Таблица 3.4

Основные реформы Ивана Грозного и Избранной Рады

Правовая реформа

Введение нового свода законов - Судебника 1550 г.; ограничение произвола наместников; введение наказания за должностные преступления; ограничение перехода крестьян

Военная реформа

Создание стрелецкого войска (1550); введение Уложения о службе (1556); упорядочение дворянского ополчения (служба по прибору и по отечеству)

Реформа местного

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Отмена кормлений; передача власти выборным лицам - уездным, губным и земским старостам в деревнях и излюбленным головам в городах

Церковная реформа

Принятие церковным собором Стоглава (1551); унификация церковных обрядов; канонизация новых святых; ужесточение нравов в среде духовенства

Реформа управления

Создание приказов (отраслевых и территориальных)

В середине XVI в. Россия переживала значительный подъем в экономике, сопровождавшийся усилением дифференциации крестьянства, миграцией его в города, стремительной урбанизацией страны, созданием крупного производства и образованием больших капиталов. В первой половине века формировалась российская предбур-жуазия, третье сословие, которое могло стать основой реевропеизации страны и базой экономического ограничения власти. Но даже в Москве частное предпринимательство и капиталы в сфере промышленности и ремесла были настолько слабы (им не давали прав), что первые московские городские мануфактуры возникали на базе великокняжеской казны и для ее нужд. Одной из первых казенных мануфактур был созданный еще при Иване III Пушечный двор. Здесь работали казенные ремесленники. Другим казенным предприятием была Серебряная палата. Была организована бумажная мельница.

Символом российского предпринимательства в эпоху Ивана Грозного стала деятельность семьи Строгановых, основой которой являлись соляные промыслы в Пермском крае. (Строгановы происходили из поморских крестьян Новгородской области, начавших деятельность в XV в. Происхождение «из простых» они скрывали и вели династию от мурз Золотой Орды и новгородских бояр. Но сами своей деятельностью достигли замечательных успехов: в XVII в. стали единственными в стране именитыми людьми, в XVIII - баронами, в XIX - графами. Это была единственная в стране династия предпринимателей, которая просуществовала 500 лет, тогда как другие имели 1-3 поколения).

Внешнеполитические успехи России на востоке (подробнее об этом - в следующем разделе) открывали возможности развития торговли со странами богатейшего региона. Со второй половины века стали осваиваться огромные пространства малонаселенных и плодородных земель. Возникают новые города - Самара, Саратов, Царицын, Уфа со множеством сел и деревень. В 50-е гг. российское подданство приняли народы Западной Башкирии. Русское правительство сохранило за башкирами их земли, установив натуральный налог -ясак (как правило, пушнина). Изъявила свою покорность кочевавшая между Яиком и Волгой Большая Ногайская Орда. В русское подданство перешли некоторые черкесские и кабардинские князья. (На дочери кабардинского князя, Марии Темрюковне, после смерти первой жены, Анастасии, женился Иван Грозный).

Русская культура XV-XVI вв. Культурное развитие после высокого подъема в ранний период феодальной раздробленности (XIII— XIV вв.) в условиях ордынского нашествия переживало упадок. Од нако процесс объединения русских земель способствовал развитию культуры в конце XIV-XV вв., находя в ней свое отражение. В свою очередь, культура, художественное творчество оказывали самое благотворное влияние на общественные явления.

Монастыри, как и прежде, оставались, центрами грамотности и просвещения, сосредоточением библиотек рукописных, позднее и печатных книг (например, Соловецкий, Троице-Сергиев, Иоси-фо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский, Ростовский и другие обители, новгородский Софийский собор и т.д.).

Появлялись руководства по грамматике. Афонский монах Максим Грек, знаток античной философии и литературы, приехавший в Россию в 1518 г. в качестве переводчика и оставшийся в стране, создал труды - «Начало грамоты греческой и русской», «Предисловие о буковице, рекше о азбуце», «Беседа о учении грамоте», «Сказание грамотичным степенем» и др. В XVI столетии появляется первое пособие по арифметике - «Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость». Максим Грек получил известность и в качестве публициста, обличавшего монастыри за жажду накопительства, ростовщичество, упрекавшего монахов в забвении Христовых заветов. Совместно с другим просветителем своего времени, Вассианом Патрикеевым, был одним из участников антицерковного движения нестяжателей.

Иван Грозный был не чужд просвещения и приложил много сил для заведения типографского дела. 1 апреля 1564 г. Иван Федоров совместно с Федором Мстиславцем издал в первой русской типографии книгу «Апостол». Затем последовали «Часослов» и другие издания. Позднее Федоров перебрался в Великое княжество Литовское, где продолжал свое любимое дело. В числе прочих книг «друкарь московитин» (московский печатник), как называли его на Украине, издал первый печатный русский Букварь «для пользы русского народа», как он написал в послесловии. Умер Иван Федоров во Львове в 1583 г. В Москве издавали книги сотрудники и последователи Ивана Федорова (Андроник Невежа и др.); всего появилось около 20 книг богословского содержания.

С началом книгопечатания получает развитие литература. Повести и сказания сообщают о важнейших событиях той эпохи — присоединении Новгорода Великого и иных русских земель к Москве, царе Иване Грозном и его деяниях, борьбе России с иноземными захватчиками (например, «Повесть о Молодинском сражении» 1572 г., «Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков» в 1581 г. и др.).

В XVI в. работает плеяда талантливых публицистов. Ф.И. Карпов, весьма образованный человек (знал латынь, греческий, восточные языки), сокольничий Василия III, скорбел о несовершенстве общества, светской власти: «Ныне везде распри, ныне живут от хищений». Вторая половина столетия отмечена яркой, эмоциональной перепиской царя Грозного и князя-беглеца А.М. Курбского. (Отрывок из очерка А. Курбского - в разделе «Источники»).

В изобразительном искусстве, несмотря на господство жесткого греческого канона, иконопись и фресковая живопись претерпевали определенные изменения. Особое место в этот период принадлежит творчеству Андрея Рублёва (1360-е или 1370-е - около 1430). В 1405 г. выдающийся мастер (согласно летописи) работал совместно с другими замечательными художниками - Феофаном Греком и Прохором с Городца - над росписями и иконами Благовещенского собора Московского Кремля; вместе с Даниилом Чёрным расписывал (1408) Успенский собор во Владимире и участвовал в выполнении икон этого собора, а также росписей и икон Троицкого собора Троице-Серги-ева монастыря (середина 1420-х гг.), для которого была выполнена знаменитая икона «Троица», наиболее совершенное произведение Рублёва; в конце жизни расписывал собор Андроникова монастыря (монахом которого служил до своей смерти). Рублёву приписывают также участие в создании росписей и икон соборов в Звенигороде, например, иконы «Спас». В своих произведениях, создававшихся в период национального подъёма, иконописец (богомаз, как называли в то время) гениально воплотил в рамках средневековой иконографии новое, возвышенно-одухотворённое понимание красоты и духовной силы человека. Иконы работы Рублева высоко ценились современниками, их преподносили друг другу знатные люди. Стоглавый Собор 1550 г. постановил «писать иконописцам иконы так, как писал их Андрей Рублев».

Этот вид творчества находит замечательное продолжение в XVI в. в работах мастера Дионисия и его школы. Ими были украшены соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова (под Вологдой) монастырей; создан иконостас московского Успенского собора. В этот период сложилось несколько школ церковной живописи - новгородская, вологодская, строгановская, московская.

Ордынское нашествие затормозило развитие медицины на Руси, но по мере укрепления Московского государства (со второй половины XIV в.) нарастало и медицинское попечение со стороны народа и государства. Оно, в частности, заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных. Быстрый прогресс в развитии врачебного дела начался в XVI в., появилось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, травники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Связующим звеном между населением и монастырскими больницами были городские богадельни. Стоглавый собор 1551 г. затронул и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». Под влиянием войн, экономических и общеполитических условий созрело осознание необходимости государственной организации медицинского дела. Начало было положено учреждением при Иване IV в конце XVI в. Аптекарской палаты, переименованной в XVII в. в Аптекарский приказ. Реформы, которые первоначально вели Россию по общеевропейскому пути, обусловили очевидные достижения первой половины правления Ивана Грозного.

Опричнина Ивана Грозного.

Начало формирования деспотического самодержавия в России

В ходе преобразований постепенно формировались рычаги ограничения царской власти (Избранная рада, Земский собор), что противоречило представлениям царя о ее сущности. В результате Иван Г розный (считавший демократию злом) в 1560 г. разогнал Избранную раду, совершив государственный переворот (поводом послужила подозрительно ранняя смерть первой жены Ивана Анастасии). В 1565 г. правитель начал, по сути, контрреформы, разделив страну на две части - земщину (территории, жившие по законам Земского собора) и опричнину («опричь» - кроме).

Опричнина - многозначное понятие. Это и территория под личным контролем царя и его приспешников, и система репрессивных мер, направленная на подрыв боярского землевладения и автоно



мии, и войско, выполнявшее личные поручения царя. Кровавые расправы были направлены не только на реальную оппозицию царю, но зачастую затрагивали невинных людей. Например, в результате набега на Новгород, жители которого были обвинены в измене царю, погибли несколько тысяч горожан, просто попавших под руку разъяренным опричникам. Первой жертвой опричнины стал главный воевода при осаде Казани князь А.Б. Горбатый-Шуйский. В 1564 гг. был казнен герой взятия Полоцка боярин М.П. Репнин. Дважды попадал в опалу знаменитый полководец, герой взятия Казани, составитель первого устава сторожевой и пограничной службы князь М.И. Воротынский, разгромивший в 1572 г. под Москвой татарское войско хана Девлет-Гирея. После этой победы он был арестован и умер от пыток.

Таблица 3.5

Реформы и контрреформы Ивана Грозного

Реформы

Венчание на царство; созыв Земского собора; создание приказов, реформа местного управления; укрепление вооруженных сил; улучшение сбора налогов; Судебник 1550 г.; оформление статуса отдельных социальных групп, фактическое представительство в Земском соборе; начало книгопечатания в России (1564); реформы в медицинском деле


Контрреформы

Разделение государства на земщину и опричнину; террор, деспотизм; произвольные реквизиции, гибель людей; противопоставление «опричного двора» всему обществу, обращение всех подданных в холопов


Опричнина, таким образом, явилась орудием проведения форсированной централизации без достаточных экономических и социальных предпосылок. Преобразования структурного характера требуют длительных систематических усилий. Однако объективно - у царя не было времени и возможностей - все силы уходили на ведение Ливонской войны; субъективно - противоречивое мировоззрение правителя также не располагало к постепенности. В результате опричного правления русское централизованное государство окончательно приобрело деспотический характер, произошла деевропеизация России.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >