Реформы Александра II

Вторая половина XIX в. занимает особое место в истории России. Это время отмены многовекового крепостного права и целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни, время экономической модернизации страны и окончательного закрепления России на Тихоокеанских рубежах. История нашей страны в это время тесно переплеталась с историей Европы и Азии, формируя новое мировое устройство - «Мир-Систему» (по Э. Валлерстайну).

Император Николай I умер 18 февраля (2 марта) 1855 г. и, «благодаря» своей непопулярной внутренней и внешней политике, стал первым императором, на смерть которого была написана эпиграмма, принадлежавшая перу Ф.И. Тютчева: «Не Богу ты служил и не России, // Служил лишь суете своей, // И все дела твои, и добрые, и злые, - // Все было ложь в тебе, все призраки пустые: // Ты был не царь, а лицедей». Большие надежды связывались с вступившим 19 февраля 1855 г. на российский престол императором Александром II (1855-1881). Новому монарху досталось тяжелое наследство: страна была разорена Крымской войной, находилась в международной изоляции, экономика была расшатана, а в стране то и дело вспыхивали крестьянские восстания. В 1851-1860 гг. было зарегистрировано 1010 крестьянских волнений. Существовал серьезный риск новой «крестьянской войны». Крымская война со всей ясностью показала нежизнеспособность крепостнической системы.

Александр II начал подготовку к отмене крепостного права с образования 3 января 1857 г. последнего, десятого по счету, Секретного комитета по крестьянскому вопросу, который в 1858 г. был реорганизован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии». Во все губернии был направлен рескрипт, в котором предлагалось создать губернские комитеты и предложить царю свои проекты крестьянской реформы. Сам Александр уже освободил перед этим своих удельных крестьян, выпустив их на волю без земли, поэтому предполагалось, что поданные проекты не будут расходиться с пожеланиями царя.

В 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, занимавшиеся обработкой и анализом поступивших от помещиков проектов законов об освобождении крестьян под председательством Я.И. Ростовцева.

В итоге комиссиями было отобрано три проекта: 1. Полтавского помещика М.П. Позена крестьяне освобождались с землей (помещик был обязан дать им хотя бы минимальный надел), вводился определенный срок работы крестьянинана помещика, а платеж за полученный надел выплачивался 20 лет. 2. Тверского предводителя дворянства А.М. Унковского крестьяне освобождались с «вознаграждением» помещикам как за данную в надел землю, так и за самих освобождаемых крестьян (за землю платили крестьяне, а за выкуп крепостных - казна). 3. Самарского помещика Ю.Ф. Самарина', освобождение крестьян с землей и предоставление им гражданских прав, но предлагалось ввести «переходный период» на 10-12 лет, в течение которого крестьяне платили бы барщину за надельные земли, а помещики сохраняли бы право вотчинной полиции в своих имениях.

19 февраля 1861 г. Александр И подписал манифест «О всеми-лостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». По этим документам крепостные крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав; учреждалось крестьянское самоуправление; крестьянам предоставлялись наделы земли. После долгих споров было решено дать крестьянам землю, так как нищий крестьянин не мог платить налоги, а промышленные предприятия были не готовы к такому наплыву рабочей силы. Кроме того, власть боялась бунтов.

В итоге крестьяне получили земельный надел, но его размер был неодинаков по всей стране и определялся в зависимости от зоны: чернозёмной, нечерноземной и степной. Он составлял от 1 до 12 десятин на «душу» мужского пола, средний размер надела в стране был 3,3 десятины. В основу выкупа земель была положена не реальная, рыночная цена земли, а «стоимость» феодальных повинностей, которые несли крестьяне в пользу помещика - «капитализация оброка». Суть ее была такова: годовой оброк был равен 6% капитала х (ежегодный процент по вкладам в банк), и размер выкупного платежа считался по формуле х (сумма оброка) : 6% * 100%.

Таким образом, если годовой оброк с мужской души составлял 10 рублей в год, то выкупная сумма считалась следующим образом: 10 руб. : 6% *100% = 166 руб. 67 коп. Если надел, принадлежавший крестьянину, был больше нормы, то производились «отрезки» - изъ ятие излишков земли, если меньше, то производились «прирезки» -добавление земли. Поскольку размер надела в разных губерниях довольно значительно варьировался от минимума к максимуму, чаще делались отрезки (40 - 65% крестьян по отдельным губерниям), чем прирезки (3 - 15% крестьян).

Государство предлагало крестьянам 20% стоимости земли выплатить сразу, а 80% сначала платило помещикам государство, а потом крестьянин возмещал эту сумму. До уплаты 20% стоимости земли крестьяне находились на положении временнообязанных, отрабатывая барщину или выплачивая оброк. Изначально предполагалось, что временнообязанное состояние крестьян продлится всего 2 года, но в реальностиокончательныйпереводвсехкрестьян на выкуп состоялся только в 1895 г. Все расчетные операции велись не с каждым крестьянином лично, а с так называемым сельским обществом (общиной), которое состояло из одного или нескольких селений, ранее входивших в имение помещика. В ведении общины находились, в том числе и расчетные операции между крестьянами и помещиком/госу-дарством. Связующим звеном между общиной и государством стали мировые посредники. Крестьянин был привязан к общине до тех пор, пока не выплачивал все долги по выкупным платежам, что приводило к искусственной консервации общины и тормозило промышленное и сельскохозяйственное развитие стран.

Крестьянские наделы раз в 5 лет подвергались переделам в зависимости от изменения числа мужчин в семье, что уже к 80-м гг. привело к уменьшению размера отдельных крестьянских наделов и обнищанию крестьян, а также к росту отходничества в нечерноземных губерниях, когда крестьяне уходили в город, чтобы заработать денег на выкупной платеж, оставляя хозяйство на жен и престарелых родителей. Земледельцы по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Крестьянские наделы оказались в среднем на 20% меньше тех, которыми они пользовались при крепостном праве. Величина крестьянского выкупа земли у помещиков в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли, крестьяне вынуждены были платить взятые у государства деньги с процентами в течение 49 лет (табл. 7.1), уплатив в итоге казне 1540,6 млн. руб. в период с 1862 по 1907 гг. (и еще остались должны государству).

Таблица 7.1

Положения Манифеста от 19 февраля 1861 г. «О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Наделение землей

Выкупная сделка

В зависимости от плодородия почвы земля в стране делилась на три полосы (черноземная, нечерноземная, степная)

Имела принудительный характер

В каждой полосе устанавливались высший и низший размеры полевого надела; в их пределах крестьяне получали землю

Земля выделялась крестьянам по цене, превышающей ее рыночную стоимость более чем в полтора раза (т.е. крестьяне платили не только за землю, но и за личную свободу)

Устанавливалась обязательность заключения добровольной сделки между крестьянской общиной и помещиком

Крестьяне становились свободными при условии выплаты общиной 20% завышенной стоимости земли

Сделка закреплялась уставной грамотой

До выплаты 20% крестьяне считались временнообязанными - платили оброк и выполняли барщину, поэтому помещики затягивали переход крестьян на выкуп

Споры между крестьянской общиной и помещиком регулировали мировые посредники

Государство предоставило крестьянам ссуду - 80% от стоимости земли, чтобы помещики получили выкупные деньги единовременно

Помещик мог отрезать у крестьян ранее обрабатываемые ими земли, если у него оставалось менее трети земли (в целом по стране отрезки составили до 20% земли - процесс обезземеливания крестьян)

Крестьяне должны были вернуть государству ссуду в форме ежегодных выкупных платежей в течение 49 лет

Выделенная крестьянам земля принадлежала общине, в которой периодически осуществлялись переделы наделов, что мешало развитию крестьянского хозяйства

Выкуп стал обязательным по «Положению» от 28 декабря 1881 г.

Реформа отмены крепостного права коснулась также и удельных крестьян. 26 июня 1863 г. было объявлено об обязательных выкупах их земельных наделов. Условия были следующие: крестьяне сразу становились собственниками земли, а их прежние повинности превращались в выкупные платежи сроком на 49 лет. По сравнению с помещичьими крепостными удельные крестьяне получали некоторые преимущества: не было переходного периода в виде временнообязанных отношений, устанавливался понятный порядок исчисления выкупной суммы, не было отрезков и т.д. По закону крестьянам полностью оставлялся существующий надел земли, т. е. крестьянская земля формально не сокращалась. В действительности в удельных имениях не было точного межевания земель, и крестьяне пользовались не только табельными землями, но и любыми свободными участками, которые давно считали своими. Поэтому некоторое ухудшение земельной обеспеченности в удельной деревне все-таки произошло. В среднем ониполучили по 4,8 десятин на душу, что намного больше, чем в помещичьей деревне.

Государственные крестьяне, жившие на казенной земле и платившие оброк государству, не были крепостными, обладали всеми гражданскими правами и не нуждались в личном освобождении. Реформа П.Д. Киселева создала органы крестьянского самоуправления в государственной деревне и систему административных органов. Однако в новых условиях предстояло решить вопрос о праве собственности государственных крестьян.

Итоги крестьянской реформы в целом неоднозначны. С одной стороны, она дала толчок развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. С другой, законсервировала зависимость крестьян, возложив на них всю тяжесть выкупной операции, обрекая их на малоземелье и истощение хозяйства. В результате создать слой мелких собственников в России не удалось. Крепостной строй на протяжении веков определял организацию системы управления, судопроизводства, принцип комплектования армии и многое другое. Отмена крепостного права требовала продолжения реформ.

Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.

Земская реформабыла начата в 1864 г. введением «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Она вводила всесословное выборное представительство в масштабах уезда и губернии. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной, благотворительностью, социальным призрением, получили право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих (врачей, учителей, акушерок, фельдшеров, ветеринаров, агрономов), вести статистический учет. Земские учреждения (земства) создавались в уездах и губерниях, их распорядительными органами были уездные и гу бернские земские собрания, которые раз в год собирались и решали организационные и финансовые вопросы. Постоянно действовали исполнительные уездные и губернские земские управы. Земские учреждения переизбирались раз в три года по трем куриям: в первую курию входили дворяне-помещики, имевшие не менее 200 десятин земли, или лица с другой крупной недвижимой собственностью; во вторую курию - гильдейские купцы, владельцы торгово-промышленных заведений и домовладельцы; в третью курию - крестья-не-дворовладельцы. Выборы по двум первым куриям были прямыми, по третьей - многоступенчатыми: сельский сход - волостной сход -уездный съезд выборщиков. От первой курии избиралось столько же гласных, сколько и от двух других. Однако земства не были созданы в Сибири, на Дальнем Востоке (где они появились только после Февральской революции 1917 г.), Средней Азии, в Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях, где почти не было помещичьего землевладения, в Польше, Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, а также на Кавказе и в Казахстане. По сути, новые органы самоуправления были созданы лишь в 34 губерниях Центральной России, и процесс их создания растянулся на 15 лет.

Новые для России учреждения играли важную социальную роль, способствуя формированию гражданского общества, так как вовлекали в общественную жизнь широкие массы сельского населения, в том числе и крестьянства. Однако между земствами и администрацией сохранялась напряженность. Административная власть, терявшая контроль над некоторыми сферами, пыталась ограничить деятельность земств, которые, в свою очередь, протестовали против вмешательства в их работу.

Городская реформа была начата в 1870 г. с принятием нового Городового положения. В более чем 500 городах России вводились всесословные органы городского управления: распорядительные Городские думы и исполнительные Городские управы. Они избирались на 4 года, и во главе их стоял городской голова. Избирательное право получили мужчины, достигшие 25-летнего возраста, платившие городские налоги и сборы. Избиратели делились на три курии по размерам уплачиваемых налогов. Как и земства, органы городского самоуправления ведали только хозяйственными вопросами, не имея права на какую-либо политическую инициативу.

Судебная реформа началась в 1864 г. с введением «Новых судебных уставов», которые вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие - в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Окружной суд и судебная палата составляли Коронный суд. Высшей судебной инстанцией стал Сенат, который, кстати, избежал реформирования.

Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Особым порядком решались дела по военному ведомству и в среде духовенства, на основе обычного права и в самых разных инстанциях рассматривались дела среди народов окраин. Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался принцип гласности.

Университетская реформа, начатая с введением в 1863 г. Нового университетского устава, увеличила административную и хозяйственную самостоятельность учебных заведений, способствовала объединению преподавателей и студентов в кружки, ассоциации, повышая уровень общественной активности. Однако женщинам было строго запрещено поступать в университеты, что привело к эмиграции девушек, желавших учиться, за границу, во Францию, Швейцарию и Швецию, а также к созданию принципиально новых учебных заведений -Высших женских курсов, которые, хоть и учили по университетской программе, не давали дипломов о высшем образовании.

Школьная реформа (1864) утвердила положение о начальных народных училищах и доступность среднего образования для всех сословий. Наряду с казенными, министерскими и церковно-приходскими школами появились земские и частные начальные школы. Они давали навыки чтения, письма, устного счета, элементарные представлення о мире, а также знание Закона Божьего. Школы были смешанные, срок обучения в них составлял 2-4 года. Далее ученик мог пойти либо в 7-классную гимназию (мужскую или женскую) или реальное училище. После окончания гимназии можно было без вступительных экзаменов продолжить курс в классическом университете, а после реального училища - в технологическом институте. Девушки могли окончить 8 классов гимназии и стать учительницами или окончить курсы фельдшериц и акушерок. Сохранялись и старые сословные учебные заведения, как мужские, так и женские. Реформа печати (1865) отменила предварительную цензуру.

Военная реформа была тесно связана с именем военного министра Д.А. Милютина и шла в два этапа. Первый этап - с 1864 по 1874 гг. -включал в себя реформу местного военного управления, разделившего территорию Российской империи на военные округа, создание Главного штаба (1865 г.), создание военных учебных заведений - военных гимназий, военных и юнкерских училищ, реорганизацию Военного министерства, реформу санитарно-госпитальных частей.

На втором этапе, начатом в 1874 г. с принятием Устава о воинской повинности, реформа вводила всеобщую воинскую повинность вместо рекрутчины (призывались лица, достигшие 21 года, вне зависимости от сословия), сократила сроки службы в целом до 10-15 лет (для сухопутных войск - 6 лет в строю и 9 лет в запасе, для морских сил - 7 лет и 3 года соответственно) и, в зависимости от образовательного ценза, семейного положения (например, единственный сын в семье не мог быть призван на службу) предоставляла льготы по призыву и службе. В армии и на флоте было введено обязательное начальное обучение. Произошли позитивные изменения в морально-нравственном состоянии вооруженных сил - постепенно исчезала палочная дисциплина, бессмысленная муштра, распространенная ранее практика наказаний (шпицрутенами, в частности). В целом, в обществе благодаря реформам произошли существенные изменения, но при этом сохранялись пережитки уходящего строя (см. табл. 7.2).

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. означали важный шаг в трудном становлении в самодержавной России демократических норм жизни, в появлении ростков правового государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для капиталистической модернизации страны по западному образцу. Перед Россией стояла проблема коренного обновления и усовершенствования важнейших сфер жизни, перехода к индустриальному обществу такого типа, который уже утвердился в передовых странах Европы и Северной Америки.

Таблица 7.2

Особенности социального и экономического развития России

Феодальные черты

Капиталистические черты

Отработочный труд крестьян в помещичьих хозяйствах

Переход на наемный труд в промышленности и сельском хозяйстве

Преобладание рутинной техники и старых методов обработки земли -экстенсивное развитие сельского хозяйства

Завершение промышленного переворота: техническое перевооружение, индустриализация страны и модернизация производства

Низкая товарность патриархального крестьянского хозяйства

Завершение складывания единого всероссийского рынка

Сохранение помещичьей собственности на землю и малоземелье крестьян

Периодические спады и подъемы в производстве, финансовые кризисы

Сохранение самодержавия и военно-полицейских методов управления

Ускоренный темп развития экономики

Сохранение сословной структуры общества: привилегий дворян, неполноправия крестьян и их привязанности к общине

Появление новых классов: буржуазии и пролетариата

Развитие происходило скачкообразно, существовали разрыв между различными структурами общества, диспропорции. Процесс капиталистического развития форсировался, что приводило к значительному социальному напряжению, общественным противоречиям и конфликтам. Особенностью российской модернизации был ее «верхушечный» характер. Основной силой, обеспечивающей развитие общества по капиталистическому пути, было государство. Однако будучи по своему социальному происхождению и социальным симпатиям силой далеко не буржуазной, оно не способно было к последовательным шагам. Процесс модернизации шел с хроническим отставанием и запозданием по отношению к требованиям времени, затягивался, на смену реформам шли контрреформы. Осуществляя модернизацию, власть одновременно стремилась к расширению своих прерогатив, к сохранению полноты самодержавия, не желала допускать уступок конституционным настроениям. Ответом на это был рост оппозиционных настроений в обществе. В результате этап капиталистической модернизации России ознаменовался сменяющей друг друга чередой реформ и революционных всплесков.

Проводя индустриализацию и модернизацию, Россия использовала опыт передовых стран, видоизменяя и сокращая необходимые этапы развития. В результате аналогичные с Западом процессы протекали в своеобразной форме. Интенсивное строительство железных дорог в России, развернувшееся сразу после отмены крепостного права, скорее открывало промышленный переворот, чем завершало его, как это было на Западе. В иной последовательности, чем на Западе, происходило в России формирование кредитной системы. Она начала складываться путем создания крупных банков, а рост средних и мелких учреждений, с которых начиналось развитие кредитной системы на Западе, пришелся на более позднее время.Спецификой развития был ускоренный рост некоторых отраслей тяжелой промышленности и железнодорожного строительства путем прямого государственного вмешательства (таможенное покровительство, протекционизм, государственные заказы по ценам выше рыночных, субсидии), а также путем широкого привлечения иностранного капитала. Характерной чертой была высокая концентрация и монополизация производства, сращивание банковского капитала с промышленным.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >