Алгоритм выявления замысла музыкального произведения

Музыкальное произведение, как и любое произведение искусства, понимается как продукт духовного творчества, заключающий в себе определенную информацию, являющуюся содержанием музыкального произведения. В Музыкальном энциклопедическом словаре содержание определяется как «отражение реальной действительности, идей, чувств, настроений в музыкальном произведении, в его художественных звуковых образах» [43]. В Музыкальной энциклопедии в статье «Музыка» (автор А. Сохор) категория содержания в музыке трактуется как «художественно-интонационные образы, то есть запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях) результаты отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании музыканта» [38, т. 3, стб. 731].

Смысл произведения - это главная идея, сущность того, что автор вкладывает в произведение. Обнаружение смысла есть процесс выражения смысла в понятиях.

Как всякий процесс, обнаружение можно разделить на две стадии: анализ и синтез. Анализ, в свою очередь, делится на ознакомление, моделирование и определение. Синтез - операция возврата к исходному материалу с новым видением.

Ознакомление означает изучение произведения как некоторого целого. Оно включает в себя: 1) прослушивание или проигрывание произведения; 2) изучение дополнительной информации; 3) определение музыкальной формы и основных средств музыкальной выразительности.

Дополнительная информация - это те сведения, которые находятся за пределами произведения, но с ним связаны. Такую информацию мы получаем:

  • - из музыкальной энциклопедии (год издания произведения);
  • - из истории музыки (историческая и политическая справка о жизни страны, а также краткая характеристика творчества);
  • - из монографии (характер композитора, события и факты, способствовавшие написанию данного произведения).

Ознакомлением является и определение музыкальной формы произведения, а также ее деление на более мелкие части, фразы, мотивы. При этом определяем не только наличие фраз и их кульминаций, но особенности развития мелодической линии (типы развития мелодии, ритм, лад, гармония, жанр). Об этих особенностях подробно можно почитать в книге Л. Мазеля «Строение музыкальных произведений» [26, с. 64-125].

Моделирование предполагает конструирование некоторого логического пространства, определенной идеальной модели, которая помогает определить смысл. Такая модель может быть мысленной, но лучше всего ее изобразить в виде определенной схемы, которая может иметь следующий вид (схема 9).

Над линейкой под дугой пишется количество тактов, входящих во фразу. На дуге обозначается такт, в котором находится кульминация фразы. Под линейкой пишется характеристика эмоционального настроя фразы. Для подбора таких характеристик можно использовать «Словарь эстетических эмоций» В. Ражникова. Кроме того, на схеме отмечаются границы частей, что впоследствии позволяет представить форму целиком [См.: 53].

Схема 9

Деление по фразам

Определение смысла или идеи музыкального произведения означает сопоставление частей и разделов и выявление главной мысли, заключенной в этом произведении. Эта мысль может быть гуманистической, религиозной, философской и т. п., в зависимости от стиля и жанра, в котором пишет данный композитор. Идея произведения - это та «деталь», вокруг которой организуется ткань произведения в процессе реализации замысла.

Разобрав произведение (схема 10) и выделив основную идею, мы, следовательно, способны произвести обратную операцию - операцию синтеза. И эта идея будет влиять на все нюансы и штрихи, на характер и образный строй, на способы звукоизвлечения.

Схема 10

План разбора музыкального произведения

  • 1. Место произведения в творчестве композитора (год издания, предшествующие события).
  • 2. Деление по фразам и определение эмоционального настроя каждой из них ( подбор эпитетов по словарю Ражникова).
  • 3. Определение кульминаций в каждой фразе и кульминационной фразы в части.
  • 4. Определение формы и общей кульминации.
  • 5. Уточнение стиля, жанра, содержания и идеи музыкального произведения.
  • 6. Методический анализ произведения:
    • а) степень трудности;
    • б) вид техники;
    • в) особенности артикуляции и приемы игры;
    • г) аппликатурные особенности.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Что является содержанием музыкального произведения?
  • 2. Охарактеризуйте стадии обнаружения смысла музыкального произведения.

Список литературы

1. Ражников В. Резервы музыкальной педагогики. - М., 1980.

Основные понятия', содержание музыкального произведения, моделирование.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >