Стиль и жанр как совокупность характерных черт музыкального произведения. Их роль в определении содержания музыкального произведения

Их роль в определении содержания музыкального произведения

Стиль в литературе и искусстве определяется как исторически сложившаяся общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством содержания. В музыкальном искусстве, как отмечает Л. Мазель, «музыкальный стиль - это возникающая на определенной социально-исторической почве и связанная с определенным мировоззрением система музыкального мышления, идейно-художественных концепций, образов и средств их воплощения. В понятие стиля входит содержательная система средств» [26, с. 15]. Б. Асафьевым дано следующее определение стиля: «Стиль в музыке есть выражение единства, присущего какому-либо множеству художественных явлений: от произведений одною автора или ряда авторов до совокупности произведений, относящихся к целому историческому периоду» [4, с. 137]. Признаками стилевой общности могут быть охвачены музыкально-художественные явления различного объема и различного временного диапазона. Это может быть один автор (композитор) или некоторое множество авторов какого-либо исторического периода или национальной школы. В зависимости от круга явлений, охватываемых общностью стилевых признаков, определяются три основных уровня: стиль исторический, или эпохальный, стиль направления и стиль индивидуальный.

Под эпохальными, или историческими, стилями подразумеваются, согласно общепринятой трактовке, четыре этапа в развитии европейского музыкального искусства: Возрождение, барокко, классицизм, романтизм (табл. 2).

Исторические стили

Таблица 2

Эпоха

Стиль направления

Идеи

Представители

Античность (VI в. до н. э. -VI в. н. э).

Восприятие всекосмичес-кой гармонии через многообразие философских традиций.

Сократ, Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель

Средневековье (конец V в. -середина XVII в.)

Романо-готический стиль (XI—XIII вв.)

Парадокс божественного и человеческого. Вера без тени сомнения.

Данте, Петрарка, Кузанский

Ренессанс

(X1V-XVI вв.)

Полифонический стиль

Две линии: антропоцентризм - вера в человека и его разум;

теоцентризм как полемика с готической мистикой

Леонардо да Винчи, Палестрина, Лассо, Шекспир

Просвещение (XVII-XVIII вв.) Новое время

Барокко(Германия), классицизм (Франция, Германия), галантный стиль (Франция, 1-я половина XVIII в.), рококо (Италия)

Бренность сущего, его трагическая недолговечность. Программа культивирования разума - разумное осознание собственных интересов.

Наличие единого всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и жизни, гармоничности человеческой натуры.

Декарт, Гоббс, Спиноза, Бах. Руссо, Шиллер, Татищев, Чаадаев, Перселл, Люлли, Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Куперен, Рамо, Телеман, Паганини, Скарлатти

XIX век Романтизм

Классицизм

Романтизм

Импрессионизм

Славянофилы.

Красота понималась как символ нравственности.

Обостренное внимание к эмоциональному миру личности.

Фиксация мимолетных впечатлений, поэтизация старинного искусства, любование красотой колорита, избежание острых конфликтов

Киреевский, Хомяков, Данилевский, Гегель, Шеллинг, Гете, Шопенгауэр, Ницше, Раскин, Бортнянский, Хандошкин.

Шуберт, Шуман, Шопен, Вебер, Берлиоз, Лист, Григ, Дворжак, Бородин, Мусоргский, Аренский, Чайковский, Римский-Корсаков.

Дебюсси, Равель, М. де Фалья, Респиги, Ребиков, Василенко, Скрябин,

Окончание таблицы

XX век Модернизм

Модернизм

Экспрессионизм

Символизм Реализм

Огромное количество идей и символов.

Теория символизма. Структурализм, семиотика.

Психоанализ.

Религиозная метафизика.

Характерна утрата целостности мироощущения, состояние глубокого одиночества, пессимизма и страха перед действительностью.

Ясперс, Хайдеггер, Гадамер (начало герменевтики). Кассирер Соссюр, Барт, Бенедетто Кроче. Бердяев, Фромм.

Флоренский, Карсавин, Бахтин, Лосев,

Ребиков, Берг, Шенберг, Веберн, Малер, Штраус.

Скрябин, Мясковский, Прокофьев, Хренников, Шостакович, Щедрин

Композиторский стиль - это индивидуальная, исторически новая, совершенная и целостная художественная система, определяемая объективными социально-культурными условиями и чертами личности.

Определение стиля М. Михайлова гласит, что стиль в музыке есть «единство системно организованных элементов музыкального языка, обусловленное единством системы музыкального мышления как особого вида художественного мышления» [35, с. 117] (схема 11).

Стиль очерчивает индивидуальное и оригинальное (в психологической терминологии стиль можно назвать интровертом).

Поскольку характерные для всякого стиля закономерности находят выражение во всех его элементах, определение стилевых признаков, на первый взгляд, могло быть сведено к простому перечислению музыкально-выразительных средств согласно их традиционному, общепринятому подразделению на мелодику, гармонию, ритмику, фактуру (как особому комплексу высотно-временных элементов) и т. д.

Схема 11

Виды стиля

Стилевые признаки

Последовательность перечисления стилевых признаков определяется их значением в качестве важнейших, наиболее существенных и характерных показателей стилевых уровней различного масштаба. Сначала выделяются основные признаки эпохально-исторического стилевого уровня. К признаку такого глубинного уровня мы относим, в первую очередь, систему логической организации музыкально-звукового материала. Такое широкое понятие охватывает все многообразие возникавших на протяжении многовекового развития музыкального искусства частных систем организации звукового материала: от первобытных доладовых стадий через системы, основанные на ладовом тяготении, вплоть до систем, отрицающих принцип ладового тяготения и ладово-функциональной централизации.

Другим показателем эпохального стиля следует считать склад, который в силу своей широты охватывает и монодию, и различные исторически существовавшие и существующие формы многоголосия.

Третий признак - это принципы развития музыкального материала, включающие в себя и закономерности формообразования. Они подразумевают весь комплекс приемов, посредством которых осуществляется развертывание музыки в горизонтальной проекции, то есть во времени, в чем выражается ее процессуальность. Данный признак также предусматривает многообразие его частных проявлений, начиная от точной или варьированной повторности исходного тематического ядра и до образования сложнейших композиционных схем.

Исходя из известного определения понятия интонации, данного Б. Асафьевым, в котором интонация формулируется как манера, строй, склад, тонус музыкального высказывания, качество осмысленного произнесения в музыке, определяющего ее семантику, и связывая понятие интонации с понятием категории стиля, можно сказать, что коренную природу стиля составляет музыкально-интонационное начало. Внимание к интонационным сходствам во все времена было распространено в среде музыкантов. Мелодико-тематическое начало является сложным комплексным средством, объединяющим высотный и ритмический, а также ладовый и формообразовательный факторы. Данный признак характеризует как эпохальный уровень стиля, так и композиторский.

Стилевым признаком может являться семантико-стилистическая связь (стилевой - относящийся к стилю как некоей целостности, стилистический - к стилистике, то есть к совокупности отдельных стилевых элементов, выразительных средств). Главный момент данной связи - тончайшая, но отчетливая семантическая, то есть эмоционально-психологическая, интонационная атмосфера. Такие связи чаще всего характеризуют стиль направления.

В числе стилевых признаков должна быть названа и категория жанра. Наряду с этим существенна и трактовка конкретных жанров, или жанровых сфер, в творчестве отдельных композиторов или их групп.

В одном ряду со стилевыми признаками в типологических классификациях явлений музыкального искусства нередко рассматриваются и жанровые признаки. Эти категории тесно связаны друг с другом. Стиль не существует вне тех или иных жанров, через посредство которых он находит свое выражение. Аналогично, жанры немыслимы вне их конкретной стилевой реализации. Эволюция стиля неизбежно накладывает отпечаток на эволюцию жанров, во многих случаях ликвидируя некоторые из них и выдвигая взамен другие, новые. В Музыкальной энциклопедии термин «жанр музыкальный» определяется как «многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы» [38, т. 2, стб. 383].

Исходным моментом логической и историко-генетической дифференциации музыкальных жанров в соответствии с их основными типологическими критериями - жизненным предназначением и общественной функцией - следует считать подразделение жанров на первичные и вторичные. Точнее, здесь можно говорить скорее о двух жанровых сферах.

Истоки первой из них - в фольклоре, вторая возникает на основе первой и образует широко развитую область композиторской музыки. Существенная эстетическая функция категории жанра состоит в том, что те или иные жанровые обозначения вызывают у слушателя предшествующую восприятию незнакомой ему композиции более или менее определенную психологическую установку на вероятность ее содержательных и формальных характеристик. Отмечая характерные черты первичной жанровой сферы, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • - обязательные метроритмические признаки, определяющие типичную для марша, песни или танца ритмическую пульсацию фактуры сопровождения и мелодического рисунка;
  • - устойчивыми чертами жанров являются также принципы формообразования. В европейской музыке мажоро-минорной системы, в условиях гомофонно-гармонического склада - это господство квадратных строений, четкой периодичности кадансов, расчленяющих композиционную структуру, и т. д.

Для вторичной жанровой сферы характерна большая содержательная «емкость», которая влечет за собой меньшую связанность с первичной. Благодаря многообразию их образно-содержательных потенций специфические для них признаки менее отчетливы. Иногда более осязаемыми приметами таких жанров является темповый признак и, в известной мере, тип мелодического движения. Как первичную, так и вторичную сферы жанров пронизывают общие жанровые направления: эпос, лирика, драма.

Все эти сферы могут быть изображены схемой 12.

Схема 12

Характерные жанровые черты первичной и вторичной сфер

По В. Н. Холоповой [67], жанр - устойчиво повторяющийся тип музыки, закрепившийся в общественном сознании (в психологической терминологии жанр можно назвать экстравертом).

Определение жанра и стиля музыкального произведения и знание их характерных черт позволяет более точно определить содержание, концепцию и основную мысль, заложенную композитором в данном произведении.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Какие стили подразумеваются под эпохальными или историческими?
  • 2. Дайте определение понятия «стиль».
  • 3. Перечислите стилевые признаки.
  • 4. Каковы характерные черты первичной жанровой сферы?
  • 5. Каковы общие жанровые направления?

Список литературы

  • 1. Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. - М., 1978.
  • 2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. - М., 1960.
  • 3. Михайлов М. П. Стиль в музыке. - Л., 1981.
  • 4. Петриков С. М. Эволюционное музыковедение в системе художественного образования студентов. - Новосибирск, 1990.
  • 5. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: в 2 ч. - М., 1991. - Ч. 2.

Основные понятия: музыкальный стиль, жанр.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >