Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности человека

Роль государства в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека

Концепция национальной безопасности РФ гласит: «Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции».

Таким образом, государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ, а гражданам, находящимся за её пределами, гарантирует защиту и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, нормативными актами органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Основой обеспечения безопасности жизнедеятельности гражданина РФ являются права свободы и социальная защищенность, закрепленные в Конституции РФ.

На примере конкретных статей Конституции РФ рассмотрим гарантии обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.

Гарантии личных прав человека наиболее широко определены Конституцией. Специфика их заключается в том, что это права, которые присущи любому человеку от рождения, они не связаны с понятием гражданства.

Так, право на жизнь (ст. 20 Конституции) - право, находящееся под максимальной правовой защитой. В Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но, как любое право, может ограничиваться «федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».[1]

Гарантии на социально-экономические права и свободы включают право на свободный труд, выбор деятельности; право на условия труда, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям; право на решение трудовых споров законными способами, включая право на забастовку (ст. 37). Гарантии данного положения Конституции можно найти и в Гражданском ко

дексе, Кодексе законов о труде, Административном кодексе, ответственность за их нарушение предусмотрена Уголовным кодексом. Право на свободу труда неотделимо от права на безопасные условия труда, в качестве их гарантий Россия подписала конвенции Международной организации труда, определяющие требования безопасности и гигиены.

Права человека в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных:

  • - Статья 41 - право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет страховых взносов, бюджета; осуществление и финансирование федеральных программ по охране здоровья, развитию системы здравоохранения. Забота о здоровье нации - первоочередная забота государства. Международное право четко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям, независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Право на бесплатную медицинскую помощь принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования [Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», 1991].
  • - Статья 42 - право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии - экологическое право. Конституция, гарантируя каждому благоприятную окружающую среду, обязывает каждого человека сохранять ее (ст. 58 Конституции). Государство закрепляет гарантии выполнения этого права в законах «Об охране окружающей среды» (2002), Водный и Земельный (с изъятиями) кодексы (1995,2001), Лесной кодекс (1997), Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995) и др. Уголовный кодекс РФ содержит главу «Экологические преступления» (гл. 26), в которой устанавливается ответственность за нарушение правил охраны природы. Гражданский кодекс и Кодекс об административных правонарушениях также предусматривают ответственность за экологические правонарушения. Важной гарантией соблюдения данного права является положение данной статьи Конституции о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим преступлением.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также государственные, общественные и иные организации и объединения и граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере, структура и функции государственных органов в сфере обеспечения безопасности личности.

В государственной системе безопасности выделяют несколько уровней [П.Э. Шпендлер, 2006].

Первый уровень - органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления.

Второй уровень - органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию.

Третий уровень - судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности.

Четвертый уровень - государственные институты, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (охрана границы государства, таможенный контроль и т.п.).

Пятый уровень - система органов внутренних дел и спецслужб, осуществляющих непосредственную борьбу с внутренними угрозами.

Шестой уровень - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Среди государственных институтов, обеспечивающих безопасность на уровне системы мер, важная роль принадлежит Федеральной таможенной службе Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса РФ, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Соответственно, участие таможенных органов в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения РФ заключается в неукоснительном соблюдении мер нетарифного регулирования (соблюдении запретов и ограничений) в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и предметов, представляющих угрозу всем составляющим национальной безопасности - военной, экономической, социальной, экологической, информационной, культурологической, продовольственной и научно-технической; выявлении и пресечении их незаконного перемещения, а также в обеспечении соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в области таможенного дела.

Особая роль принадлежит таможенным органам в обеспечении соблюдения международных конвенций, соглашений, договоров в области контроля над трансграничным перемещением товаров, предметов и отходов, способных нанести ущерб здоровью населения, окружающей среде, животному и растительному миру.

  • [1] Конституция РФ, 1993, ст. 55, ч. 3.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >