Правовые основы безопасности жизнедеятельности. Нормативнотехническая база обеспечения безопасности жизнедеятельности

Нормативно-техническая база обеспечения безопасности жизнедеятельности

Правовую основу обеспечения жизнедеятельности человека составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РФ и входящих в неё субъектов федерации, а также подзаконные акты: указы президента РФ, постановления, принимаемые правительством РФ и вхо-14

дящих в неё государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них Министерство природы, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения и др. В рамках нормативно-право-вых актов определенные задачи в области безопасности жизнедеятельности стоят перед Федеральной таможенной службой РФ.

Рассмотрим правовую основу некоторых составляющих государственной системы безопасности жизнедеятельности.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, необходимых условий труда составляет Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ (2001), Водный кодекс РФ (1995), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995) и др.

Для обеспечения неукоснительного соблюдения требований в области охраны природы существует соответствующая система стандартов. Система стандартов в области охраны природы - совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление, рациональное использование природных ресурсов.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» в ст. 29 определяет следующие положения.

1. Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

2. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Основным видом нормативно-технических актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.00. Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов:

  • - организационно-методические стандарты,
  • - стандарты в области охраны гидросферы,
  • - стандарты в области охраны атмосферы,
  • - стандарты в области охраны биологических ресурсов,
  • - стандарты в области охраны почвы,
  • - стандарты в области охраны земли,
  • - стандарты в области охраны флоры,
  • - стандарты в области охраны фауны,
  • - стандарты в области охраны ландшафтов,
  • - стандарты в области охраны недр.

Каждый из них включает в себя 6 групп стандартов, которые содержат основные положения; термины, определения, классификацию; показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования природных ресурсов; правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды; требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнения и пр.

Среди других законодательных актов в области охраны окружающей природной среды необходимо выделить Лесной кодекс РФ (1997), федеральный закон «О животном мире» (1995), и др.

Правовую основу организации работ по защите населения в чрезвычайных ситуациях составляют федеральные законы РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера» от 11.11.1994 № 68-ФЗ, «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ, «О радиационной безопасности населения от 9.01.1996 № З-ФЗ, «О пожарной безопасности» от 18.11.1994 № 35, и др. Среди подзаконных актов в этой области необходимо отметить постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановление Правительства Российской Федерации от 4.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказ ФТС России от 17.12.2004 № 396 «О штабе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФТС России, таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России», и др.

Основным видом нормативно-технических актов по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях являются стандарты безопасности. Государственные стандарты и иные нормативные документы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности разрабатываются государственными органами власти с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов. Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», включающий 12 групп стандартов.

Стандарты, входящие в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», включают:

- основополагающие стандарты;

стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства;

  • - стандарты в области обеспечения безопасности населения;
  • - стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья, кормов;
  • - стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений;
  • - стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и системы водоснабжения;
  • - стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения; стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • - стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей;
  • - резерв.

Среди законодательных актов по охране труда важнейшее место занимает Федеральный закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ, Трудовой кодекс РФ (2001), Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования в области охраны труда между работодателями и работниками. Широко предоставлены вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ. Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасность производственной деятельности и безвредные условия труда, определены в X разделе Трудового кодекса РФ.

Нормативно-техническая документация по охране труда определяет требования к условиям труда и обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов; устанавливает требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, созданию и применению средств защиты; и содержит:

  • - межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;
  • - государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, утвержденные Госстандартом России;
  • - правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;
  • - государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, утвержденные Министерством здравоохранения России.

Нормы и правила по охране труда подразделяются на единые (федеральные), межотраслевые и отраслевые.

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является система стандартов безопасности труда (ССБТ) - одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). В неё входят 6 подсистем, каждая из которых включает группу стандартов, определяющих требования безопасности производственной деятельности.

Стандарты подсистемы «0» устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру, и особенности согласования стандартов ССБТ, терми нологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов, принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

Стандарты подсистемы «1» устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров, а также содержат методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты подсистемы «2» устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы «3» устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, требования безопасности к отдельным группам технологического процесса, методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы «4» устанавливают классификацию средств защиты, методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним.

Стандарты подсистемы «5» устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

К нормативно-правовым актам относятся различные межотраслевые организационно-методические документы (положения, методики, рекомендации и др.), действие которых распространено на все отрасли народного хозяйства. Отраслевая документация предоставлена различными нормативными актами отраслей (ведомств). Так, например, правила по охране труда в таможенных органах определены приказом ГТК России от 21 февраля 2001 г. № 190 «Об утверждении правил по охране труда в таможенных органах» (в ред. приказа ГТК России от 08.04.2004 № 432).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >