ВЕДЕНИЕ

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Как известно, уровень развития ребёнка характеризуется тремя основными показателями: физическим, психическим (в том числе и личностным), социальной адаптацией к условиям меняющегося современного общества.

Анализ и обобщение научно-методической литературы по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, многолетний опыт работы в специальных (коррекционных) школах дает основание говорить об особенностях психофизического, речевого, интеллектуального развития этих детей, что определяет специфику организации, содержания, методов, средств обучения и воспитания. У детей с множественными нарушениями в развитии отмечается не только совокупность отдельных недостатков, а ещё и особая структура взаимодействия сохранных анализаторов. В процессе их обучения исключается возможность прямого использования программно-методической документации, созданной для детей с нарушением слуха, зрения, движений, низким коэффициентом интеллекта. Без специального коррекционного воздействия ребенок с умеренной умственной отсталостью или с множественными нарушениями не способен овладеть типичными видами детской (предметной, игровой, изобразительной), учебной, трудовой деятельности, важными для жизнедеятельности двигательными умениями и навыками. Рядом отечественных и зарубежных авторов (Е.А. Стребелева, Т.А. Василова, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддяков, Л.М. Шипицына, Н.М.Назарова, Л.П. Григорьева, И.М. Бгажнокова, М.В. Жигорева, Ян Ван Дайк, Тон Ван Дер Меер и др.) отмечается, что концепция амплификации (обогащения) детского развития, предусматривающая необходимость полноценного использования специфических условий развития каждого ребенка на сегодняшний день, наиболее актуальна в системе специального образования.

Основоположник и классик современной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт писал: “Главной задачей школы будет умственное и физическое образование молодого человека и слагающееся из этого его нравственное развитие”. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подтверждает высказывание П.Ф. Лесгафта о том, что между умственным и физическим развитием ребенка существует прямая связь: чем глубже умственное отставание, тем явственнее выражены физические отклонения в развитии.

Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальным. Двигательный анализатор в компенсаторном механизме детей с ограниченными возможностями здоровья является, чаще всего, сохранным и самым действенным и мощным. Активное использование двигательного и других сохранных анализаторов, систематические занятия физическими упражнениями способствует формированию жизненно важных движений, оптимизации всего социально-оздоровительного процесса этих детей. Физическое воспитание в специальных (коррекционных) школах является неотъемлемой частью всей системы учебной и воспитательной работы, осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, профессионально-трудовым обучением и занимает одно из важных мест в подготовке учащихся к социализации и интеграции в социум.

К сожалению, на сегодняшний день, не существует программ по физическому воспитанию детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, и педагоги вынуждены пользоваться разработанными программами для других категорий учащихся, и адаптировать их к детям рассматриваемых категорий.

Таким образом, данная проблема обусловливает создание новых педагогических технологий в области адаптивного физического воспитания, учитывающих многообразие особенностей психофизического развития детей с умеренной умственной отсталостью и множественными нарушениями.

Адаптивное физическое воспитание учащихся с умеренной умственной отсталостью (отделение «Особый ребенок») и детей с множественными нарушениями в развитии - это новое направление, как в специальной педагогике, так и в адаптивной физической культуре, включающее в себя ряд коррекционных задач, определяющих целенаправленный и специфический процесс преодоления недостатков физического развития и осуществления взаимосвязи лечебно-оздоровительной и коррекционнокомпенсаторной работы.

Реализация программ предусматривает всестороннее медико-психолого-педагогическое обследование в рамках школы, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей учащихся, исходя из этого использование адекватных средств и методов обучения в формировании у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Креминская М.М.

ПРОГРАММА

по адаптивному физическому воспитанию для учащихся 1-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида отделения «Особый ребенок» (под редакцией Л.Н. Ростомашвили)

Программа рекомендована экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкта-Петербурга к использованию ее в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Протокол № 64-1453,08 от 16.04.2008.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >