Методы обучения двигательным действиям

К специфическим методам обучения двигательным действиям детей с множественными нарушениями относятся такие, как:

л/ метод раннего педагогического воздействия;

а/ метод разучивания двигательного действия по частям;

а/ контактный метод обучения (метод показа);

а/ метод мышечно-суставного чувства;

метод поочередных действий (вначале с ребенком, а затем - «теперь твоя очередь»);

а/ словесный метод: рассказ, объяснение, сопряженная речь, выполнение двигательного действия по словесной инструкции педагога, дистанционное управление действиями ребенка, словесное сопровождение двигательного действия, и пр.;

л/ наглядный метод: использование различных видов «календарей», символов, пиктограмм, схем, рисунков, «Азбука движений» - рельефное изображение разучиваемого движения, «шарнирная кукла» и пр.;

л/ метод физического сопровождения, который заключается в обеспечении физического сопровождения, страховки на протяжении всего процесса выполнения двигательного действия;

л/ метод дозированного физического сопровождения, который заключается в том, что взрослый начинает (сопровождает) действие вместе с ребенком, облегчает его выполнение, а затем уменьшает своё участие или предоставляет ему возможность закончить упражнение самостоятельно и пр. Однако, поскольку ставка делается на потенциальные возможности ребенка, приемы облегчения применяются не во всех случаях, а только там, где они действительно необходимы. Лучшей считается та помощь, которую постепенно можно уменьшить;

у/ предоставление ребенку права выбора деятельности, спортивного инвентаря, виды занятий, партнера и пр.

Восприятие новых двигательных действий у детей с множественными нарушениями и обучение происходит на суженной сенсорной основе. Поэтому методы обучения подбираются с учетом приоритетных каналов восприятия у каждого конкретного ребенка. Как правило, в обучении двигательному навыку, используется сочетание выше перечисленных методов обучения.

Краткое содержание программы

Содержание каждого раздела программы составлено таким образом, чтобы ученики смогли овладеть основой двигательных умений и навыков с последующим переносом их в произвольную деятельность. Программа общим объёмом 68 часов в год, из расчета 2 урока в неделю. Состоит из двух частей: базовой (60 часов) и вариативной (8 часов). Базовая часть реализуется по четырем разделам: 1) основы знаний «Человек и его представления»; 2) формирование жизненно важных движений и навыков, совершенствование физических качеств; 3) активизация сенсорной системы, познавательной и коммуникативной деятельности; 4) коррекционные подвижные игры.

В разделы учебной программы включены задания на освоение системы знаний, необходимой для сознательного формирования двигательных умений и навыков. Для совершенствования физических качеств используются задания на формирование точности и согласованности движений, на развитие макро- и микромоторики рук, на равновесие, нормализацию амплитуды движений, на формирование основных двигательных умений и навыков. Большое внимание уделяется укреплению соматического и психического здоровья детей, коррекции двигательных нарушений. Сенсорно-перцептивное чувство является базовым для развития ребенка. В связи с этим значительное внимание в программе уделяется развитию навыков пространственной ориентировки, сохранных анализаторов, формированию базовых сенсорных эталонов, использованию вербальных и невербальных средств общения (формирование умения работать по словесной и письменной инструкции педагога, по алгоритму, символам, пиктограммам и пр. формам коммуникации) в процессе взаимодействия учитель-ученик.

В содержание раздела коррекционных подвижных игр вошли игры, направленные на решение задач развития зрительно-моторной координации, наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания и памяти, управления психоэмоциональным состоянием ребенка, оптимизации двигательного режима детей, преодоления симптомов гиперактивности, гиподинамии. Особое внимание уделяется использованию адекватных игровых средств, доступных как зрительному, слуховому, так и тактильно-двигательному восприятию. Традиционные и нетрадиционные средства и методы обучения двигательным действиям используются на занятиях рекреационной направленности (художественно-музыкальные, релаксационные и танцевальные упражнения под музыку, физкультурные праздники, досуги, развлечения и др. телесно-ориентированные практики), где интегрируются движение, образ и музыка, вызывающие у детей интерес к занятиям и приобщающие их к здоровому образу жизни.

Последовательность и сроки прохождения программного материала, объём часов по разделам программы определяются учителем и могут варьироваться в зависимости от способностей детей. Один ребенок может освоить программный материал первого года обучения за год, а другому на освоение этого же материала понадобится два-три года и т.д. В связи с этим освоение программного материала для учащихся 1-4 классов с низким коэффициентом интеллекта может растянуться и на более длительный период.

Учебный материал, представленный в программе, определяет уровень знаний и умений, которым может овладеть учащийся за тот или иной промежуток времени при условии систематических и целенаправленных занятий.

Примерное распределение часов по разделам коррекционноразвивающей программы «Адаптивное физическое воспитание детей с множественными нарушениями в развитии» (1-4 классы) представлено в таблице 1.

Таблица 1

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >