Организация адаптивного физического воспитания в условиях надомного обучения

Среди детей с множественными нарушениями на сегодняшний день достаточно много тех, которые по различным причинам не могут посещать специальные школы-интернаты и получают образование в условиях надомного обучения. С ними педагоги-предметники проводят индивидуальные занятия на дому. В учебной программе надомного обучения детей с множественными нарушениями занятия по адаптивному физическому воспитанию не предусмотрены. Как показывает практика, дети рассматриваемой категории нуждаются в повышении двигательной активности, формировании у них двигательных умений и навыков, которые будут способствовать более успешной социализации этих детей. В связи с этим нами разработана методика организации занятий по АФВ в условиях домашнего обучения. Данная методика внедрена в учебно-воспитательный процесс детей надомного обучения и прошла апробацию в Санкт-Петербургской школе-интернате №1 для слепых и слабовидящих детей. В результате её апробации получены позитивные результаты. Примерный индивидуальный маршрут физического развития одной из занимающихся в условиях надомного обучения разработан на основе учебного материала коррекционно-развивающей программы «Адаптивное физическое воспитание детей с множественными нарушениями» и приводится ниже, как пример составления индивидуального маршрута физического воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ

Содержание примерного индивидуального маршрута физического развития учащейся с множественными нарушениями в состоянии здоровья, обучающейся в условиях надомного обучения

(предлагается в качестве образца)

На основе анализа состояния физического развития, физической подготовленности, функционального состояния организма, образовательных потребностей учащейся с множественными нарушениями разработан и согласован с родителями индивидуальный маршрут её физического развития.

Краткая характеристика занимающейся Л.К. (18 лет): обучается в школе-интернате №1 для слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербурга по надомной форме обучения в 6-м классе. Анализ медицинской документации учащейся с диагнозом пилоидная астроцитома выявил отсутствие зрения (наличие только светоощущения), ярко - выраженную спастику нижних конечностей, и менее выраженную в верхних. В связи с имеющимися нарушениями в головном мозге, у занимающейся отмечается кратковременная память, замедленность психических процессов, значительное снижение показателей физической подготовленности, ослабленность соматических и вегетативных функций. Как следствие дефицита двигательной активности и гормональных перестроек в организме - избыточный вес. На период первичного обследования превышение веса составило 14 кг. У занимающейся нарушена манипулятивная деятельность с предметами, выявлен низкий показатель жизненной ёмкости легких (ЖЁЛ), силы мышц спины и живота. Незначительная физическая нагрузка у занимающейся вызывает значительное учащение пульса, что свидетельствует о детренированности мышц и низком уровне работоспособности. По квартире может передвигаться только сидя в коляске, владеет примитивными навыками самообслуживания. Речь, слух не нарушены.

Индивидуальный маршрут физического развития, направленный на повышение двигательной активности, развитие физических качеств, пространственной ориентировки и произвольной релаксации мышц, состоит из следующих разделов:

I. Формирование жизненно необходимых навыков пространственной ориентировки.

II. Развитие общей и мелкой моторики.

III. Коррекция двигательных нарушений.

IV. Активизация сенсорной системы, познавательной и коммуникативной деятельности, включающая в себя:

  • 1. Развитие сохранных анализаторов.
  • 2. Развитие психических процессов с использованием средств АФК.
  • 3. Формирование умения работать по словесной инструкции педагога.
  • 4. Консультативно-просветительская работа с родителями.

Краткое содержание учебного материала по разделам:

[Раздел: «Формирование жизненно необходимых навыков пространственной ориентировки» включает в себя

следующие темы:

1.1. Развитие навыков пространственной ориентировки

Формирование представлений о схеме собственного тела, без которых дальнейшее обучение не представлялось возможным. Повторение и демонстрация (сначала с методистом, а затем самостоятельно) основных частей туловища (голова, шея, туловище, спина, грудь, живот, руки, состоящие из плеч, предплечья и кисти; ноги, состоящие из бедра, голени и стопы). Повороты вокруг своей оси, сидя в коляске. Обучение пространственной ориентировке в квартире с использованием средств АФК (перекатывание мяча на звуковой сигнал, передвижение в коляске за звуковым сигналом, изменение направления движения по сигналу и пр.).

1. 2. Формирование навыка пространственных представлений

Формирование пространственных представлений (справа, слева, перед, над, под, за, далеко, близко, удаление, приближение и пр.). Определение верхнего (правого, левого) угла ковра, нижнего (правого, левого) и пр. задания. Формирование умения ориентироваться в пространстве из различных исходных положений туловища. Самоконтроль за положением испытуемой на ковре (расположение головы по середине, в верхнем правом углу и т. д.). Определение местонахождения определенных ориентиров (окно, телевизор, дверь в комнату испытуемой и кухня) после смены положения. Определение местоположения ориентиров выражалось в их вербализации (справа, слева, впереди, сзади) и указанием рукой направления местонахождения ориентира. Например, испытуемой предлагалось лечь на спину (и. п.), ей задавался вопрос: «С какой стороны от тебя находится окно, и где относительно окна находится кухня?». Испытуемая давала ответ: «Окно находится справа от меня, а кухня - слева», при этом рукой указывала местоположение окна и кухни. Далее испытуемой пред лагалось принять другое исходное положение (сидя на диване) и аналогичные вопросы повторялись и т. д.

1. 3. Формирование умения определять направление движения (по звуковым, осязательным, вибрационным и др. ориентирам)

Ознакомление с различными звуковыми сигналами (свисток, бубен, колокольчик, озвученный мяч), обонятельными качествами спортивного инвентаря (запах кожаного, резинового мяча, мяч с запахом ванилина и пр.). Ориентировка на звуковой сигнал, дифференцировка и локализация различных звуковых сигналов. Формирование навыков ориентировки с опорой на остаточное зрение (светоощущение).

В этом разделе программы мы опирались на активное вовлечение в учебный процесс сохранных анализаторов, которые испытуемая могла использовать для определения источника сигнала и выбора направления движения. В работе использовались следующие ориентиры: озвученный мяч, свет от окна, вербальные установки, сотовый телефон (звонок в режиме вибрации). Специальные приемы: хлопки, прикосновения, указывающие направление движения, удары ногой об пол, палкой о предметы, располагающиеся в комнате (подоконник, стена, стол, диван и др.).

II Раздел: «Развитие обшей и мелкой моторики» включает в себя следующие темы:

2. 1. Развитие общей моторики

Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами: упражнения для рук, ног, туловища; упражнения на сгибание, разгибание туловища, рук и ног из различных исходных положений. Повороты туловища, отдельных частей тела вправо, влево. Упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса, спины, живота. Отдельные упражнения суставной, волевой гимнастики, упражнения тонизирующего и расслабляющего характера. Все упражнения выполнялись в сочетании и чередовании с дыхательными. Перенос сформированных навыков в повседневную жизнь.

2. 1. Развитие мелкой моторики

Упражнения без предметов: ознакомление с движениями пальцев (сжимание, разжимание, разведение, сведение), ознакомление с движениями кисти (сгибание, разгибание, отведение, приведение, круговые движения и пр.). Пальчиковая гимнастика (по А. Л. Сиротюк, 2001).

Упражнения с предметами: захват предмета и удержание его, перекладывание (вправо, влево, вперед, назад), броски, ловля, перекатывание мяча (одной, двумя руками). Упражнения с кольцами, гимнастической палкой, ароматизированной лентой, обручем, пирамидкой, мячами (разными по качеству, весу, размеру) и др. предметами спортивного инвентаря. Упражнения на развитие перцептивной чувствительности: упражнения с гладкими, игольчатыми мячами, кольцами, завязывание шнурков, платков, работа с предметами на липучке, со скрученным полотенцем. При застегивании и расстегивании молний, кнопок использовали разные направления (справа налево и наоборот). Упражнения в теплой воде (t воды -36°) без предметов (упражнения на ощущение сопротивления воды, на расслабление мышц кисти в воде), с предметами (маленьким мячом, заводными плавающими игрушками и пр. предметами), захват предмета, поиск предмета на дне сосуда и т.д. Упражнения с теплым песком. Так как занимающаяся пользовалась системой письма по Брайлю и нуждалась в укреплении мышц кисти, предлагались упражнения на дифференцировку усилий.

Общеразвивающие упражнения занимающаяся, в основном, выполняла самостоятельно по словесной инструкции педагога. В некоторых случаях (в начале учебного года), при необходимости использовался метод физического сопровождения.

Ill Раздел: «Коррекция двигательных нарушении» включает в себя следующие темы:

3. 1. Снижение уровня спастики в пораженных конечностях

Комплекс дыхательной гимнастики. Пассивно-активные движения на сгибание и разгибание, отведение, приведение пораженных конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. Выполнение пассивных сгибательно-разгибательных движений в различных частях туловища с рекомендациями на «активное» их выполнение. Упражнения на профилактику контрактур в пораженных конечностях. Различные упражнения (позы), приводящие пораженные конечности в физиологически правильное положение, с последующим удержанием заданной позы от 3 до 10 сек. Упражнения на формирование опороспособности: из и. п. стоя на четвереньках, на коленях, стоя у гимнастической стенки (имеющейся в комнате занимающейся), держась за ходунки и др. задания.

3. 2. Развитие вестибулярного аппарата

Различные повороты и наклоны головы, наклоны и поворот туловища из разных исходных положений, перекаты вправо, влево, из и. п. лежа (на спине, животе, на боку) на коврике с помощью учителя (родителя). Медленные повороты туловища (вправо, влево) вокруг оси на вращающемся стуле, затем на диске «Грация».

3. 3. Коррекция и профилактика нарушений осанки

Упражнения, в положениях сидя, лежа (на спине, животе) на укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса. Упражнения, направленные на формирование и коррекцию осанки. Ознакомление с приёмами самоконтроля правильной осанки (в положении сидя, стоя у гимнастической стенки, лежа на коврике и т.д.). Упражнения с сопротивлением и отягощением. Упражнения с маленькими гантелями использовались во втором полугодии. Упражнения, направленные на предупреждение возникновения плоскостопия.

3. 4. Развитие согласованности и точности движений

Упражнения на развитие согласованности движения рук, ног, туловища. Упражнения, направленные на развитие точности движений: метание теннисного мяча: вдаль, в озвученную цель, движущуюся цель, сбивание кеглей. Перекладывание предметов вправо, влево, назад, вперед, броски и ловля мячей справа и слева от себя, сидя на стуле, в коляске. Например, броски мяча в установленную в углу комнаты доску, коробку, на диван и пр.

Игры с мячом: «Горячий мяч», «Снайперы» и др.

IV Раздел: «Активизация сенсорной системы, познавательной и коммуникативной деятельности» включает в себя:

  • 4.1. Развитие сохранных анализаторов
  • 4. 1.1. Развитие тактильных ощущений

Дифференцировка спортивного инвентаря с помощью гаптического восприятия (мяч упругий, мягкий, шершавый, гладкий, игольчатый и т.д.). Использовались различные материалы по качеству (дерево, металл, пластмасса, кожа, целлофан, резина, бумага-картон); структуре, фактуре (гладкие, шершавые, скользкие и пр.) с целью их различения в процессе гаптики.

В процессе занятий также делался акцент на тактильную дифференцировку ощущений собственного тела: поверхность кожи (мышцы, мягкие жировые ткани), кости, суставы, напряженные или расслабленные части тела. Пассивные тактильные ощущения развивали путем прикосновения методиста к телу испытуемой в различных участках туловища, после чего она давала ответ: «мышцы шеи», «кости предплечья», «коленный, локтевой сустав» и т. д.

4.1.2. Развитие слухового восприятия

Упражнения, направленные на формирование дифференцировки различных звуковых сигналов, создающих акустический эффект по характеру, темпу, ритму, силе звучания. Развитие слухового восприятия учебного материала: пассивное восприятие, с включением обратной связи.

Выполнение указаний педагога по словесной инструкции, передвижение по комнате по словесной инструкции методиста. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания и памяти.

4.1.3. Развитие зрительного восприятия

Развитие светоощущения формировалось с использованием различных заданий с изменением освещения в обучающем пространстве. Упражнения, направленные на развитие глазодвигательной функции (удаление, приближение предмета, прослеживание движущегося спортивного инвентаря), обнаружение предмета по определенным характеристикам с опорой на остаточное зрение (светоощущение), фиксация взора на предмете, упражнения на расслабление глазных мышц и др. упражнения зрительного тренинга. Например, для релаксации применялось известное упражнение «Пальминг» (по Г. Г. Демирчогляну).

4.2. Развитие психических процессов и познавательной деятельности

Развитие основных мыслительных процессов:

Ознакомление со спортивной терминологией: группировка и классификация имеющихся в активном словаре испытуемой основных понятий, терминов. Формирование практических навыков на основе использования имеющегося словарного запаса и добавления в него новых слов, понятий, терминов, изучаемых в процессе занятий. Развитие словеснологического мышления в процессе занятий физическими упражнениями. Формирование у занимающейся кинестетических ощущений и нахождение причинно-следственных связей на основе словесной инструкции педагога. В процессе занятий акцентировалось внимание на обратную связь с занимающейся: как она поняла инструкцию, что не усвоила.

Многие упражнения выполнялись совместно с родителями, поэтому от них тоже добивались обратной связи относительно словесных инструкций (установок). Например, правильно ли родители поняли словесную инструкцию к выполнению упражнения. Как они будут объяснять (выполнять) упражнения с дочерью, используя рекомендации методиста.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы. Упражнения релаксационного характера с использованием музыкального сопровождения. В начале учебного года включалась музыка, которая нравилась занимающейся. Через месяц после начала занятий - по усмотрению педагога (классические произведения, способствующие расслаблению мышц, снижению напряжения и тревожности).

Выполнение последовательного напряжения и расслабления мышц, аутогенная тренировка. Упражнения на внимание. Формирование умения сдерживать и выражать свои эмоции, планировать двигательную активность в режиме дня. Формирование навыка стремления к здоровому образу жизни как одного факторов, повышающих качество жизни.

4.3. Развитие коммуникативной деятельности с использованием средств АФК

Расширение представлений об окружающем мире

Развитие артикуляционной моторики осуществлялось с помощью различных упражнений на развитие артикуляционных мышц, их движений (мимические упражнения, артикуляционные упражнения - «алфавит», сопряженная речь, упражнения с речитативами). Обогащение специального словаря (спортивной терминологии). Например: движение, гибкость, ловкость, сила, скорость, подвижность, двигательная активность, релаксация и др. Игры (без предметов и с предметами), игровые задания на развитие познавательной и коммуникативной деятельности (использовались также элементы сказкотерапии). Во время отдыха, если не использовались релаксационные или дыхательные упражнения, то реализация этой задачи осуществлялась в форме беседы с занимающейся об окружающем мире, о Паралимпийском движении.

4.4. Консультативно-просветительская работа с родителями

Ознакомление родителей с содержанием (цель, задачи, средства и методы) работы специалиста АФК. Согласование с родителями разделов индивидуального маршрута физического воспитания, графика занятий. Выявление образовательных потребностей родителей и занимающейся, приоритетных способов общения и восприятия учебного материала. Консультативно-просветительская работа с родителями: формирование позитивного настроя родителей на занятия адаптивной физической культурой, ознакомление родителей с современными достижениями в области адаптивной физической культуры. Консультации по интересующим вопросам развития физических качеств, регулированию физической нагрузки и др. Ознакомление со средствами АФК, которые будут использованы в процессе занятий по реализации индивидуального маршрута физического развития. Привлечение родителей (мамы) к занятиям физическими упражнениями, совместной деятельности по увеличению двигательной активности, коррекции двигательных нарушений, развитию физических способностей занимающейся. Привлечение родителей к рекреативным формам АФК. Обучение родителей (мамы) приёмам оказания физической помощи и страховки при выполнении различных упражнений, игровых заданий. Выполнение некоторых упражнений вместе с дочерью.

Беседы с родителями (членами семьи) на темы:

• «Влияние физических упражнений на функциональное состояние организма занимающейся»

  • • «Доступные средства АФК, способствующие развитию потенциальных физических возможностей занимающейся».
  • • «Двигательная активность, здоровый образ жизни как средство борьбы с гиподинамией, ожирением. Улучшение качества жизни всех членов семьи».
  • • «Приёмы страховки, физического сопровождения при выполнении физических упражнений».
  • • «Значение соблюдения двигательного режима дня в условиях надомного обучения» и др. темы.

Ознакомление родителей и самой занимающейся с показателями первичной и повторной оценки состояния физической подготовленности, функциональных систем. Анализ результатов совместной работы по физическому воспитанию занимающейся. Рекомендации специалиста АФК занимающейся и членам семьи по реализации индивидуального маршрута физического развития в условиях надомного обучения. Рекомендации по продолжению самостоятельных занятий на летний период.

При реализации индивидуального маршрута физического развития использовались следующие методы (общения, обучения) и средства обучения:

Методы общения: вербальный, невербальный, сочетание вербального и невербального.

Методы обучения: словесный, последовательного освоения частей целостного упражнения, дистанционного управления, физического сопровождения (использовался в той мере, которая была необходима для решения конкретных задач), игровой метод, наглядный, «контактный» и др.

Средства АФК, используемые в ходе реализации индивидуального маршрута физического развития: подводящие, имитационные, пассивные и активные упражнения. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, песочная терапия, упражнения в теплой воде. Упражнения на релаксацию (смена напряжения и расслабления мышц), аутогенная тренировка, зрительный тренинг. Игровые задания, сюжетно-ролевые игры. Игры с мячом, гимнастической, ароматизированной лентой, палкой, кеглями и др. инвентарем. Коррекционные игры, направленные на формирование коммуникативной деятельности; игры с речитативами. Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики (с предметами и без). Упражнения на повышение двигательной активности. Упражнения на снятие и укрепление мышечного напряжения. Упражнения с включением в лазанья и ползания. Упражнения тонизирующего и тренирующего характера на совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения, направленные на формирование опороспособно-сти (в и.п. стоя на четвереньках, у гимнастической стенки, ползание на четвереньках). Фантомно-импульсивная гимнастика- изометрические напряжения мышц нижних конечностей. Музыкальное и ритмическое сопровождение движений.

Основной спортивный инвентарь, используемый в процессе адаптивного физического воспитания в условиях домашнего обучения: тренировочный ковер, гимнастические палки, ленты разных цветов с запахом лимона. Мячи: озвученный, резиновый, игольчатый, кожаный, с запахом ванилина, фитбол-мяч (с массажными шипами). Массажное резиновое кольцо, велотренажер, гимнастическая стенка, гимнастическая палка, ортопедические укладки, следовая дорожка и пр.

ОБШАЯ СТРУКТУРА ВСЕХ ЗАНЯТИИ

Программа индивидуального маршрута развития распределена на три периода:

  • 1 период - первые два месяца физические упражнения и задания выполняются на полу в положении лежа или сидя.
  • 2 период - следующие три месяца занятия проводятся в и. п. сидя на полу и на стуле. В этот период включаются занятия на велотренажере.
  • 3 период - последующие четыре месяца занятия проводятся на полу, сидя на стуле, и в положении стоя с опорой спины на гимнастическую стенку.

Примерная структура одного занятия

Занятие, проводимое в условиях домашнего обучения, состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Каждое занятие рекомендуется сопровождать негромко звучащей инструментальной музыкой, подбираемой методистом (занимающейся). Занятие следует начинать из исходного положения, лежа, сначала предлагается серия дыхательных упражнений, направленных на подготовку организма к физическим нагрузкам. Далее следует использовать серию упражнений на проверку самостоятельного задания, упражнений, заполняющих паузу для отдыха, включающих в себя упражнения на произвольное расслабление мышц, на дыхание (звуковая гимнастика), зрительную гимнастику или просто беседы с занимающейся. В основной части урока решаются образовательные задачи: изучение нового, закрепление раннее изученного двигательного действия, совершенствование физических качеств. В конце занятия предлагается серия дыхательных упражнений, в положении лежа, упражнения на расслабление, и приведение всех систем организма в физиологическую норму, а также задания для самостоятельного развития, совершенствования двигательных способностей, физической подготовленности.

Продолжительность занятий зависела от самочувствия занимающейся и обусловливалась степенью её утомления на конкретном занятии, вследствие чего использовались интервалы для отдыха. Продолжительность занятий колебалась от 20 минут до 40-45 минут. Занятия проводились два (три) раза в неделю.

В процессе занятий физическими упражнениями регулярно проводилось педагогическое наблюдение за внешними признаками, отражающими утомление занимающейся (см. приложение 2). В начале, в середине и в конце учебного года было проведено тестирование физического и функционального состояния занимающейся. Сравнительный анализ полученных результатов до и после использования экспериментальной программы продемонстрировал позитивную динамику развития всех рассматриваемых параметров.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >