Актуальные вопросы социально-экономического развития на перспективу

Общее направление - совершенствование государственной политики управления безопасностью движения, обеспечение приоритета жизни и здоровья граждан по отношению к результатам производственной деятельности транспорта, а также временные перспективы.

В краткосрочной перспективе:

  • - совершенствование нормативной правовой базы, регламентация деятельности организаций и лиц, технических и организационных элементов, связанных с обеспечением безопасности движения;
  • - применение программно-целевого планирования и управления в сфере обеспечения безопасности движения;
  • - совершенствование систем надзора и контроля за выполнением нормативных правовых требований в сфере обеспечения безопасности движения.

В среднесрочной перспективе:

  • - реализация комплекса мер по совершенствованию структур управления безопасностью движения на федеральном и региональном уровнях, улучшению координации различных федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности движения;
  • - обеспечение приоритета экономических методов воздействия и стимулирования деятельности предприятий и организаций транспортного комплекса в обеспечении безопасности движения, прежде всего, через систему обязательного страхования;
  • - создание на первом этапе системы государственных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, судоходства и мореплавания с учетом международных требований и соглашений;
  • - разработка и внедрение систем мониторинга, обеспечивающих го сударственные органы управления оперативной, текущей и перспективной информацией о состоянии и проблемах безопасности движения, принимаемых мерах и их эффективности, а также изучение и учет общественного мнения при подготовке и принятии управленческих решений.

В долгосрочной перспективе:

  • - завершение создания системы государственных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, судоходства и мореплавания с учетом международных требований и соглашений;
  • - создание во взаимодействии со страховыми компаниями специализированных целевых фондов для финансирования работ по обеспечению безопасности движения, судоходства и мореплавания и переход к финансированию этих работ на основе системы социальных и технических нормативов.

Государственная поддержка социально значимых видов транспортной деятельности (перевозки пассажиров в городе и пригородной зоне, «северный завоз»), предусматривающая общее направление - снижение объемов, а затем и прекращение прямого бюджетного субсидирования транспортных предприятий. Переход от поддержки производителей транспортных услуг к поддержке их потребителей. Создание соответствующих финансовых механизмов. Дальнейшее развитие конкурентных начал в привлечении транспортных организаций к выполнению социально значимых перевозок, а также следующие перспективы:

В краткосрочной перспективе:

  • - упорядочение предоставления части льгот на пассажирские перевозки и прежде всего, - гражданам, имеющим льготы в связи с их профессиональной принадлежностью;
  • - развитие и совершенствование системы договорных отношений между участниками перевозок, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, другими заинтересованными сторонами в целях усиления ответственности всех участников транспортного процесса и повышения эффективности работы транспортных предприятий.

В среднесрочной перспективе:

  • - принятие рыночных законов, регламентирующих порядок поддержки социально-значимых видов транспортной деятельности;
  • - переход к целевому бюджетному финансированию социально значимых транспортных услуг на основе системы социальных стандартов и технических нормативов;
  • - начало перехода к оплате льготного проезда в городском общественном транспорте на условиях полной или частичной адресной компенсации.

В долгосрочной перспективе:

  • - создание защищенных целевых фондов поддержки социально значимых видов транспортной деятельности.
  • - завершение перехода к оплате льготного проезда в городском общественном транспорте на условиях полной адресной компенсации.
  • - обязательное повсеместное применение тендерной системы для привлечения перевозчиков к выполнению социально значимых перевозок.

Переход к реализации концепции устойчивого развития транспорта. Использование альтернативных экологически чистых энергоносителей, предусматривающий общее направление - реализация принципов устойчивого развития транспорта:

  • - общество и органы власти должны стремиться создать условия для рационализации транспортных потребностей и сокращения удельных транспортных расходов населения, не нарушая при этом права людей на разумный доступ к другим людям, товарам и услугам, местам, представляющим интерес и др.;
  • - потребитель транспортных услуг должен в полной мере оплачивать их негативные последствия для окружающей среды, возникающие в процессе их предоставления;
  • - особое внимание уделено развитию взаимодействия различных видов транспорта, в частности, при осуществлении мультимодальньтх перевозок;
  • - экономическое стимулирование использования альтернативных энергоносителей и экологически чистых транспортных средств и технологий;
  • - осуществление решений и мер технического, технологического и организационного характера с целью повышения безопасности, в том числе экологической, отдельных видов транспорта.

В краткосрочной перспективе:

  • - ужесточение сертификационных требований к новой транспортной технике, технологиям и эксплуатационным материалам в целях обеспечения их максимальной экологической безопасности;
  • - разработка общих механизмов экономической политики, стимулирующих природоохранную деятельность на транспорте;
  • - усиление экологического мониторинга на транспорте и ужесточение контроля действующих экологических ограничений.

В среднесрочной перспективе:

  • - гармонизация российских и международных требований к транспортной технике, технологиям и эксплуатационным материалам по параметрам безопасности;
  • - введение экологической классификации транспортных средств и топлив в целях дифференциации их налогообложения;
  • - начало создания инфраструктуры, обеспечивающей широкое применение экологически чистых альтернативных энергоносителей.

В долгосрочной перспективе:

  • - повсеместное применение альтернативных энергоносителей для городского транспорта, прежде всего сжиженного природного газа;
  • - создание системы стимулирования ускоренного обновления парка транспортных средств, в первую очередь - автомобилей, за счет вывода из эксплуатации единиц, не удовлетворяющих экологическим нормативам;
  • - реализация программ экологического воспитания и образования в сфере транспортной деятельности и персональной автомобилизации населения.

Экономические аспекты предусматривают следующие мероприятия:

Развитие транспортной инфраструктуры, включающие общее направление - развитие транспортной инфраструктуры, преимущественно, за счет ликвидации узких мест и совершенствования имеющихся объектов и сетей. Поддержание устойчивости и эксплуатационной надежности судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. Переход к политике опережающего развития транспортной инфраструктуры. Активное формирование мультимодальных транспортных коридоров, а также следующее:

В краткосрочной перспективе:

  • - продолжение развития и реконструкции важнейших морских и устьевых речных портов, обеспечивающих внешнюю торговля России;
  • - ликвидация узких мест и совершенствование имеющихся объектов и сетей на основе реализации отдельных инвестиционных проектов.

В среднесрочной перспективе:

  • - создание межотраслевых программ развития и реконструкции объектов и систем транспортной инфраструктуры, в целях формирования инфраструктуры мультимодальных международных транспортных коридоров;
  • - поэтапное открытие внутренних водных путей для захода иностранных судов;
  • - завершение работы по определению правового статуса Каспийского и Азовского морей и Керченского пролива для нужд судоходства;
  • - начало формирования системы смешанного финансирования инвестиций в инфраструктурные проекты, прежде всего, на основе коммерческой окупаемости (средства государства, транспортных предприятий, частных кредиторов и инвесторов).

В долгосрочной перспективе:

  • - усиление законодательно установленной ответственности государства за развитие транспортной сети, подготовку и реализацию крупных проектов в области транспортного строительства, поддержание элементов транспортной инфраструктуры в надлежащем состоянии;
  • - разработка единой общегосударственной (с увязкой по видам транспорта и регионам) программы развития и реконструкции транспортной инфраструктуры;
  • - реализация программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитые коммуникации страны на направлениях Запад-Восток и Север-Юг, включая Транссиб и Северный морской путь;
  • - разработка и введение в действие системы экономических механизмов для широкого привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

Развитие внутреннего рынка транспортных услуг, имеющие общее направление повышение конкурентности, правовое упорядочение функционирования рынка транспортных услуг, завершение перехода к денежным отношениям между участниками рынка транспортных услуг.

В краткосрочной перспективе:

  • - завершение формирования системы базовых законов для всех видов транспорта:
  • - выявление, учет и регламентация использования транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.

В среднесрочной перспективе:

  • - введение ответственности за нарушение правил справедливой конкуренции, а также контроля выполнения требований, установленных для доступа операторов (предприятий и предпринимателей) на рынок транспортных услуг;
  • - завершение правового разграничения операторов, работающих по найму, и перевозчиков собственных грузов;
  • - выработка и правовое закрепление статуса транспортных предприятий общего пользования (общественных перевозчиков), соответствующего современным экономическим условиям;
  • - реализация комплекса мер, стимулирующих малое предпринимательство на транспорте;
  • - создание компаний - национальных мультимодальных операторов при участии государства.

В долгосрочной перспективе:

  • - разработка и принятие нового поколения транспортных законов, интегрирующих базовые нормы коммерческого и транспортного права;
  • - формирование финансовой инфраструктуры транспортного рынка, обеспечивающей привлечение частного капитала для модернизации транспортных систем;
  • - введение в действие национальной системы мониторинга транспортного рынка.

Государственная поддержка отечественных перевозчиков, работающих на международных рынках транспортных услуг, включающая общее направление: обеспечение равных конкурентных условий для отечественных перевозчиков на международных рынках транспортных услуг. Установление оправданных преференций для отечественных перевозчиков при соблюдении требований международных конвенций и двусторонних соглашений. Создание условий для расширения участия отечественных перевозчиков в перевозках российских экспортно-импортных грузов.

В краткосрочной перспективе:

  • - уравнивание экономических условий деятельности российских и иностранных операторов;
  • - выработка и осуществление отдельных протекционистских мер в отношении отечественных перевозчиков, работающих на международных рынках транспортных услуг, в первую очередь - на перевозках российских экспортно-импортных грузов.

В среднесрочной перспективе:

- закрепление отдельных протекционистских мер на уровне национального транспортного законодательства с учетом норм международного транспортного права.

В долгосрочной перспективе:

- законодательное резервирование части национальной грузовой базы за отечественными перевозчиками.

Научно-технические меры предусматривают следующие мероприятия

Развитие техники транспорта, включающее общее направление -сближение научно-технического уровня российской транспортной техники с мировым. Постепенное сокращение импорта транспортной техники. Государственная поддержка производства наиболее современных образцов транспортных средств и оборудования, отвечающих перспективным потребностям отечественного рынка и имеющих экспортный потенциал, а также следующие перспективы:

В краткосрочной перспективе:

- разработка и принятие отдельных федеральных программ, инвестиционных проектов, решений правительства, направленных на поддержку транспортного машиностроения.

В среднесрочной перспективе:

  • - разработка комплекса требований к перспективной транспортной технике. Определение приоритетов государственной поддержки в создании транспортной техники;
  • - введение института государственного заказа на проектирование и освоение производства отдельных образцов транспортной техники, имеющих общегосударственное значение.

В долгосрочной перспективе:

  • - законодательное закрепление основных требований к транспортной технике (стандарты безопасности, энергопотребления, вредного воздействия на окружающую среду);
  • - создание системы экономических стимулов для проектирования, производства и эксплуатации наиболее прогрессивных видов транспортной техники.

Реструктуризация научно-технического потенциала транспортного комплекса, предусматривающая общее направление - повышение мо бильности научно-технического потенциала транспортного комплекса, ориентация его на нужды предприятий и организаций, а также следующие перспективы:

В краткосрочной перспективе:

  • - завершение реструктуризации научно-технических организаций транспортного комплекса и обслуживающих его отраслей;
  • - активизация деятельности внебюджетных фондов финансирования исследований и разработок, отработка механизмов возвратного финансирования.

В среднесрочной перспективе:

  • - создание в транспортном комплексе современных инновационных предприятий, в том числе с государственным участием, обеспечивающего его научно-техническое развитие на коммерческой основе;
  • - формирование федеральных научных центров по ключевым проблемам развития транспорта.

В долгосрочной перспективе:

  • - интеграция научно-технических организаций российского транспортного комплекса в международные программы транспортных исследований, проводимые Европейским союзом и другими международными организациями;
  • - развитие системы финансирования высокорисковых инновационных проектов, включая венчурное инвестирование инновационных предприятий, создание условий и механизмов, обеспечивающих привлечение капитала в высокотехнологичные, пионерные проекты, реализуемые в транспортном комплексе.

Институциональные меры, предусматривающие:

Завершение правовой реформы деятельности транспортного комплекса. В нее входят общее направление - формирование единого правового поля деятельности транспортного комплекса, системы государственного регулирования и контроля транспортного рынка, гармонизирующих национальные интересы с международными нормами транспортной деятельности, а также следующие перспективы:

В краткосрочной перспективе:

  • - завершение формирования системы базовых законов для всех видов транспорта;
  • - начало гармонизации национальной нормативной правовой базы с основными международнопринятыми нормами транспортной деятельности.

В среднесрочной перспективе:

  • - гармонизация российских и международных требований к транспортной технике, технологиям и эксплуатационным материалам по параметрам безопасности, охраны природы, ресурсосбережения;
  • - принятие рыночных законов, регламентирующих устойчивое развитие транспорта.

В долгосрочной перспективе:

- разработка и принятие нового поколения транспортных законов и нормативных актов, интегрирующих в рамках концепции устойчи вого развития базовые нормы коммерческого и транспортного права, социальные и технические нормативы

Указанные цели, приоритетные направления их достижения, также как и наиболее актуальные меры практически инвариантны по отношению к возможным позитивным сценариям социально-экономического развития России. Влияние этих сценариев скажется только в очередности и интенсивности реализации предложенных направлений развития транспортного комплекса.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >