Менеджмент в публичной политике как теоретическая и прикладная дисциплина

Теоретические вопросы менеджмента в публичной политике

Объект и предмет политического менеджмента, его особенности

Политический менеджмент - относительно новая научная дисциплина. Научное знание о политическом менеджменте, в том числе в сфере публичной политики, находится в стадии становления. Вместе с тем уже сейчас можно говорить о системе теорий, концепций, объясняющих данный вид политического управления. Одновременно это совокупность методов, позволяющих расширять представления о данном объекте политической реальности.

Знание о политическом менеджменте отличается от обыденного знания о политике тем, что опирается на апробированные методы изучения, определенность категориального аппарата. Оно исключает фрагментарность, предполагает анализ всей совокупности фактов для обобщений, имеет собственный интерпретационный потенциал. В рамках научного знания о политическом менеджменте, включая сферу публичной политики, обеспечивается открытость концепции для обсуждения и критического осмысления.

Как междисциплинарная область менеджмент публичной политики носит всеобщий, универсальный, типический характер. Следует учитывать, что управленческие отношения носят объективный характер, складываются, существуют и развиваются не по воле людей, а в соответствии с логикой политической жизни, которая вынуждает в определенных ситуациях прибегать к соответствующим действиям. При этом сохраняются национально-исторические черты менеджмента публичной политики, поскольку индивиды, вовлеченные в этот тип политических отношений, всегда привносят в его формы и проявления особые, неповторимые образы, действия, делают его всякий раз по-своему уникальным и неповторимым.

В системе социальных наук менеджмент публичной политики находится на стыке таких дисциплин, как социология, психология, политология, теория управления. При этом одни авторы полагают, что его пока нельзя выделять в качестве самостоятельного объекта научного исследования. Другие, напротив, считают необходимым подчеркнуть самостоятельность как следствие все возрастающего влияния данного вида управленческого процесса. Так, Г. В. Пушкарева отмечает, что «это право подтверждается тем, что сама логика политических властных отношений в обществе все больше перетекает в плоскость такого воздействия на личность, когда та, находясь под внешним влиянием, не испытывает при этом гнетущего ощущения давления, принуждения, насилия. Речь не идет о предложении сегодня же предоставить самостоятельный статус этой отрасли знания, а лишь о том, что высокая значимость данного типа политического управления для общества должна привести к объединению усилий ученых, исследующих данный объект социальной реальности».

Постепенно утверждается точка зрения, что развитие менеджмента в публичной политике возможно посредством интеграции предметных полей и методологических подходов, созданных и апробированных в рамках других научных дисциплин. При этом в литературе выделяется то обстоятельство, что разнообразие, неповторимость и подвижность деятельности людей в сфере политического управления заметно «размывают» границы объекта, исключают возможность строгого описания всей совокупности конкретных проявлений менеджмента в публичной политике. Методологические решения возможны на путях выявления в сфере публичной политики и связанных с нею политико-технологических отношений всей совокупности устойчивых, повторяющихся начал, определение логики этих отношений.

Предмет менеджмента в публичной политике - политическое управление как процесс, в котором реализуются субъектно-объектные отношения. Элементы предмета - условия возникновения, структуры, факторы влияния, тенденции развития управления. Одновременно в предмет менеджмента в публичной политике органично включены внутриличностные процессы, влияющие на мотивацию и поведение людей, вовлеченных в политико-технологический процесс. Научное знание о менеджменте публичной политики предполагает исследование факторов, подталкивающих людей воспроизводить данный вид политического управления в обществе, а также изучение особенностей этого взаимодействия, тенденций его развития и условий эффективности, в том числе применительно к конкретной ситуации.

С другой стороны, необходимо сделать акцент на назначение научного знания, его практическую значимость. Сами по себе знания о менеджменте носят одновременно теоретический и конкретно-прикладной характер. При этом каждый вид такого знания имеет свое назначение, свои пределы изучения, требует определенного инструментария.

Теоретические знания - совокупность концепций, объясняющих природу и специфику отношений, складывающихся в поле политики. Теоретические знания определяют характер, формы развития управленческого процесса в политике. Они позволяют лучше понимать события, их внутренние тенденции, благодаря чему можно правильно проектировать технологическую деятельность.

Прикладные знания - это реализуемые в управленческой практике навыки и умения познания, исследования конкретных ситуаций. Они позволяют вырабатывать практические рекомендации об условиях и путях решения конкретных управленческих задач.

Теоретические и прикладные знания различаются по ряду позиций: направленности исследования, практическому назначению, способам и пределам изучения политической реальности. Теоретическое знание представляет менеджмент публичной политики как особый специфичный вид управления, сегмент политической реальности. В то же время прикладное знание имеет в виду конкретный политико-технологический управленческий процесс. В плане практического назначения теоретическое знание ориентировано на описание, объяснение, определение общих тенденций развития политико-технологического процесса, тогда как прикладное знание связано с выявлением механизмов контроля и управления конкретной политической ситуацией. С точки зрения способа изучения различия касаются самих моделей построения: в одном случае построение в рамках определенной парадигмы теоретической модели, имеющей универсальный характер; в другом - моделирование конкретной управленческой ситуации. Наконец, различия относительно пределов изучения определяются научным интересом и возможностями исследователя (теоретическое знание) и реальными задачами, требующими решения в определенный срок (прикладное знание).

Методология менеджмента в публичной политике

Теоретические и прикладные знания о менеджменте в публичной политике имеют свою методологию.

Выделяют две группы теоретических методов, объясняющих политико-технологическое управление и нацеленных на решение различных познавательных задач.

Первая группа методов ориентирована на изучение системно-функционального контекста политико-технологического управления, выработку оптимального способа его изучения как объективно существующего развивающегося процесса и предназначена для аналитического конструирования политико-технологического управления. К этой группе относятся структурализм, топологический анализ, функционализм и системный анализ. В совокупности они позволяют изучать политико-технологическое управление как объективное социальное явление, результат деятельности людей, создавших особый тип взаимодействий, связей и отношений, как особый сегмент социальной реальности. Объект анализа здесь - субъекты и объекты управления, функции, группы и организации, статусы и роли, информационные каналы и системные отношения.

Вторая группа методов подчинена задаче поиска механизмов понимания политической деятельности индивидов, ориентирована на исследование действий участников политико-технологического управленческого процесса. Само это управление предстает как деятельность людей, преследующих собственные цели, реализующих свои интересы и потребности. Задача - понять и объяснить мотивы, толкающие людей к участию в данном виде взаимодействий. К этой группе относятся теории рационального выбора, теории обмена, теории личности, бихевиоральные теории, когнитивные теории. В совокупности они позволяют сделать то, что невозможно в рамках методологических подходов, ориентированных на конструирование социальной реальности. Внутренний мир, сознание отдельного человека, его установки не могут быть описаны в рамках тех же понятий и категорий, что и объективный мир политических отношений, институтов, норм и организаций. Менеджмент в публичной политике как особый вид управления реализуется не только путем создания нормативных ограничений для объекта управления, но и путем воздействия на мотивацию людей, вовлеченных в управленческий процесс.

Менеджмент в публичной политике и принципы конструирования политических ситуаций

Задачи, решаемые политическим менеджментом, разнообразны: повышение доверия правительству, лоббирование законопроекта, победа на выборах, выход из конфликтной ситуации и т. д. Потребности знания об объектах воздействия, формирования имиджевых стратегий, решения многих других проблем предполагают направленный поиск информации, подчиненный решению важной методологической задачи - аналитического конструирования ситуации. В литературе отмечается потребность создания модели, способной выразить совокупность факторов, влияющих на поведение, в том числе на электоральное поведение избирателей.

Главную проблему для политических технологов составляет подвижность, изменчивость ситуации, когда каждый раз необходимо заново ее исследовать, изучать, чтобы принимать эффективные управленческие решения.

Конструирование ситуации осуществляется поэтапно и может быть представлено в виде схемы.

Ориентация на цель делает процесс сбора информации направленным, задает алгоритм поиска. Само направление поиска информации формулируется, как правило, в простых вопросах, суть которых сводится к одному: что делать, чтобы достичь цели. Однако для ответов на эти вопросы необходимо проделать исследовательскую работу.

Познанию ситуации соответствует теоретическое моделирование. С его помощью можно выявить и наглядно представить наиболее существенные стороны объекта, связать воедино составляющие его элементы. Теоретическая модель задает общую направленность исследованию, с другой стороны, она представляет собой абстрактную конструкцию ситуации, поэтому требует методологического обоснования. Значение модели заключается в том, что она позволяет извлекать такое знание о ситуации, которое недоступно непосредственному наблюдению.

Ключевым в модели является понятие «образ», заключающее в себе образ-знание (выступает в форме зафиксированного знания); образ-значение (задает значение политического объекта); образ будущего.

Структурные составляющие модели «образ» взаимосвязаны. Политическая активность масс в первую очередь определяется образом-значением и образом будущего. Образ-знание, в свою очередь, концентрирует переработанную избирателем информацию. Он влияет на формирование образа-значения и образа будущего, а через это - на политическую активность масс.

Следующим шагом может быть операционализация, т. е. перевод теоретической модели в русло эмпирической интерпретации. В ходе операционализации абстрактные понятия разделяются на показатели и характеристики, эмпирически выявляемые в процессе непосредственного наблюдения и в ходе специальных измерительных процедур. Так, понятие «образ-знание» в процессе операционализации может быть «разложено» на следующие составляющие:

  • - осведомленность населения о существовании политика;
  • - осведомленность о его деятельности;
  • - представления о его личных и деловых качествах и т. д.;

Операционализация дает возможность перейти от «аналитического теоретизирования» к «аналитическому конструированию ситуации», т. е. к получению конкретного знания об участниках политико-управленческого процесса и условиях, в которых он разворачивается. Далее следует выработка практических рекомендаций по повышению его эффективности. Теоретическая модель и составляющие ее понятия в ходе операционализации предстают в доступном для конкретного наблюдения виде.

Операционализация позволяет не только конкретизировать поиск новой информации, но и решать обратную задачу - отбирать из уже накопленной информации ту, которая действительно необходима для аналитического конструирования ситуации.

Эмпирические методы политического менеджмента в публичной политике

Сбор информации в аналитическом конструировании ситуации осуществляется с помощью различных эмпирических методов.

В отличие от теоретических, эмпирические методы ориентированы на получение непосредственного знания о конкретном объекте.

Эмпирические методы разделяют на количественные и качественные. К количественным относятся: наблюдение, анкетные опросы, контент-анализ. К качественным - case-study (изучение случая), глубинные интервью, работа с фокус-группами.

Метод наблюдения - это систематизированное, направленное восприятие явления или процесса, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем. Так, наблюдение в ходе избирательной кампании за действиями соперников предполагает фиксацию их заявлений, участия в предвыборных мероприятиях, оценку рекламы и т. п. Метод наблюдения имеет много общего с повседневным восприятием интересующих нас политических событий. Однако научно организованное наблюдение, осуществляемое профессионалами, отличается широтой поля наблюдения, способностью выявлять разнообразие поступков действующих лиц на политической арене, степень повторяемости тех или иных событий, определять характер взаимодействий, реконструировать их последовательность.

Анкетный опрос позволяет узнать о процессах, происходящих в сознании личности, выявить, о чем человек мечтает, какой тип государства считает наиболее целесообразным, каким лидерам и политическим партиям отдает предпочтение. Эти процессы могут до определенного времени никак не проявляться в политическом поведении людей, но подспудно готовить последних к каким-либо действиям. Значение анкетных опросов заключается в том, что они позволяют выявить установки, ценностные ориентации, предпочтения населения, без знания которых невозможно всерьез рассчитывать на успех в достижении поставленных целей. Опросы могут также дать информацию о поступках, событиях, которые в силу различных причин оказались за пределами научного наблюдения.

Контент-анализ - систематическая обработка, оценка и интерпретация форм и содержания информационного источника. Контент-анализ позволяет выявить, какая информация и в каком объеме содержится в предвыборных плакатах и программных заявлениях кандидата, отражают ли эти документы состояние общественного мнения, потребности и интересы масс. Контент-анализ особенно актуален в тех случаях, когда нет возможности провести анкетный опрос, но крайне необходима информация о приоритетных целях той или иной политической организации, государственного учреждения, политического лидера.

Case-study (изучение случая) предполагает своего рода «погружение» исследователя в изучаемый объект и дает возможность «всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, изучить групповые нормы и ценности, структуру ролей или систему властных отношений. Этот метод позволяет получить многостороннюю информацию об одном объекте. В политическом менеджменте с помощью case-study изучаются отдельные политические движения, партии, а также отдельные личности, которые являются объектами управленческого воздействия.

Глубинное интервью представляет собой опрос, в котором исследователь непосредственно беседует с респондентом, предлагая ему самому формулировать ответы на заранее подготовленные вопросы, побуждая его к рассуждениям, к оценке различных событий. В ходе такой беседы-интервью удается выявить сложную гамму представлений респондента, понять его эмоциональные переживания, опасения, надежды. Политтехнологи прибегают к этому способу получения информации при подготовке масштабного анкетного опроса или когда в силу каких-либо причин нет возможности подготовить и качественно провести анкетный опрос.

Метод «фокус-группы» используется для определения отношения различных групп к тому или иному событию, явлению. Он представляет собой направляемое и регулируемое обсуждение выбранной темы, в котором участвуют люди, подобранные путем научно обоснованной выборки. Продуманная методика организации групповой дискуссии позволяет изучить реакцию населения на выступление политического лидера, на предвыборное заявление, на политическую рекламу и т. п.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >