Основные направления повышения эффективности функционирования российской модели акцизного налогообложения

Комплекс мер, предпринимаемых для повышения эффективности акцизного налогообложения алкогольной продукции представляет собой институциональную среду, включающую в себя совокупность законодательных и других нормативно-правовых актов регулирования этой отрасли, общих направлений экономической политики, а также государственный механизм обеспечения соблюдения их на практике. Практически непрерывное внесение изменений в действующую систему взимания акцизов в Российской Федерации свидетельствует о постоянных поисках более совершенного механизма ее функционирования. При этом актуальным вопросом является всестороннее изучение этапов становления сложившейся системы взимания акцизов и анализ основных элементов акцизного налогообложения алкогольной продукции.

Возрождение акцизов относится к периоду, когда на смену плановораспределительной экономической системе приходит рыночная экономика. В этот период в стране начинают осуществляться широкомасштабные рыночные реформы: либерализация экономики, включая внешнюю торговлю, массовая приватизация. Происходит кардинальная перестройка всего хозяйственного механизма, когда отказ от государственного планирования в масштабах страны приводит к необходимости реального балансирования доходов и расходов бюджета. Проблемы с инфляцией, высокой долей военных и социальных расходов государства выдвигают на первый план задачу увеличения доходной части бюджета.

Одновременно закладываются основы современной налоговой системы. В конце 1991 г. Верховным Советом РСФСР принимается около полутора десятка налоговых законов, среди которых и Закон «Об акцизах», введенный в действие с 1992 г., установивший акцизы на ряд товаров широкого потребления, которые в подавляющей части не являлись предметами первой необходимости, в список включались и алкогольные напитки.

Стремительное осуществление реформ в совокупности с недостаточным опытом регулирования рыночной экономики привели к тому, что в начале был принят закон, только в общих чертах регулирующий и регламентирующий основные элементы акцизного налогообложения. В нем указывались: перечень подакцизных товаров, плательщики, объект налогообложения, порядок уплаты без необходимой детализации. Установление ставок было предоставлено Правительству России. Ставка акцизов в данном случае определялась потребностью государства в доходах и необходимостью обеспечения достаточного уровня воздействия на экономические субъекты с целью сокращения потребления и сдерживания производства алкогольной продукции. Как и на другие подакцизные товары, сначала ставки акцизов устанавливались в процентах от их стоимости, что давало возможность налогоплательщикам уменьшать налогооблагаемую базу с помощью манипулирования цен и фальсификации отчетности.

Процесс перехода на действующие в настоящее время условия обложения акцизами был длительным. Только спустя четыре года Федеральным законом от 7 марта 1996 г. №23-Ф3 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об акцизах» были внесены поправки в механизм уплаты акцизов, и ставки начали устанавливаться законами, а не решениями правительства [7].

Первоначально устанавливались комбинированные ставки акцизов только на импортируемые товары. Начиная с 1997 г., Федеральным законом от 10 января 1997 г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах» были установлены единые правила налогообложения акцизами. Они действовали до вступления в силу соответствующих положений Налогового кодекса РФ. Использование твердых (специфических) ставок акцизов в зависимости от объемного содержания абсолютного спирта в готовой алкогольной продукции в значительной мере упрощает порядок налогообложения, исключает канал ухода от уплаты через отнесение продукции к той или иной группе алкогольных напитков (ликеро-водочные, винные, слабоалкогольные). При этих условиях обложения акцизами - поскольку рост цены (себестоимости) продукции не влияет на величину уплачиваемого акциза - появляются стимулы для производства более дорогой и качественной продукции.

Следует отметить, что благодаря частым поправкам акцизное налогообложение соответствовало текущему моменту развития страны и обеспечивало в условиях высокой инфляции поступление в бюджет соответствующих доходов.

Так в 1994 г. состояние алкогольного рынка было относительно стабильным. В 1991 - 1993 гг. ежегодное регистрируемое производство водки и ликеро-водочных изделий составляло около 150 млн. дал, легальный импорт - около 20 млн. дал, и небольшую долю составляла контрабанда, подпольное производство и самогон. В силу отсутствия государственного контроля за работой легальных производителей у них не было стимулов для сокрытия объемов производства. Средняя загрузка установленных мощностей была около 90%. Можно считать, что этот процент загрузки установленных мощностей соответствует нормальной рентабельной работе предприятий, как в условиях социалистического хозяйствования, так и в рыночных условиях.

Период с 1994 г. по 1996 г. характеризуется, с одной стороны, нарастанием фискальных требований к производителям крепких напитков, а с другой -крайней неэффективностью государственного контроля. В результате отечественное производство стало вытесняться с рынка нелегальным, и с 1993 г. по 1996 г. официально регистрируемое использование установленных мощностей снизилось с 86% до 30%. В продаже появились не только ввезенные в льготном режиме товары, но и крупномасштабный неучтенный импорт. По данным Госкомстата России, за 1990-1995 гг. доля торговли алкогольными напитками в общем объеме товарооборота страны сократилась с 13,2% до 5,5%.

Однако в целом экономические преобразования начала 90-х годов, в том числе и различные законодательные и нормативно-правовые акты расширили возможности предприятий осуществлять деятельность по производству этилового спирта и алкогольной продукции. Произошло значительное увеличение предприятий, производящих этиловый спирт, винодельческую и ликероводочную продукцию. Но одновременно с этим ослабел государственный контроль данной сферы деятельности.

В 2001 г. произошло изменение структуры импорта: сократились объемы ввоза из-за рубежа алкогольной продукции. Причиной этого сокращения является развитие отечественного производства алкогольной продукции. Импорт водки снизился на 15,3%, практически прекратился ввоз спирта.

Но уже в 2002 г. наблюдался рост импорта алкогольной продукции, в том числе водки на 46,1%, крепких спиртных напитков - на 38,5%, виноградных вин - на 19,3%, пива солодового - на 15,3%. Одновременно часть алкогольной продукции экспортируется. В 2001 г. в Российской Федерации снизились объемы экспорта спирта, но увеличился экспорт русской водки.

Согласно данным Государственного таможенного комитета России, экспорт российской алкогольной продукции возрос почти на 50% в 2002 г. по сравнению с 2001 г., до 108 млн. 477,6 тыс. долл. Отмечается значительный рост экспорта пива солодового и вин виноградных - на 86,6% и 75,9% соответственно, а также водки - на 35,2% и крепких спиртных напитков - на 24,8%. При этом поставки в страны дальнего зарубежья превысили экспорт в страны СНГ, составив 64 млн. 305 тыс. долл., и выросли в 2002 г. по отношению к 2001 г. на 31,7%.

В 1997-2000 гг. в соответствии с законодательством была предпринята попытка урегулировать оборот этилового спирта посредством квотирования его закупки. Однако квота, установленная без учета фактического производства спирта и без увязки его объемов с определенными бюджетами, привела к тому, что она использовалась лишь на 45-55%. В этой связи важнейшим элементом государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции должно было стать лицензирование. Увеличение выданных лицензий за период с 1997 г. по 2000 г. с 435 до 953 привело к росту мощностей с 245,8 до

465,4 млн. дал и количества предприятий с 423 до 822, но при этом производственные мощности использовались крайне не эффективно. Например, коэффициент использования мощности по выпуску спирта составлял 41,5%, а по выпуску алкогольной продукции 22,7%.

Исходя из статистических данных о загрузке производственных мощностей спиртовых и ликеро-водочных заводов, возможно предположить, что официально зарегистрированные мощности использовались для нелегального производства алкогольной продукции, уровень которой последние годы составлял от 45% до 60% общего объема потребления алкоголя в стране. Таким образом, одной из важных, острых проблем государственного регулирования алкогольного рынка является обеспечение его легальности и невыгодности производства алкогольных суррогатов при сокращении административных и акцизных методов по сдерживанию легальной продукции. Это потребует радикализации следующих мер по сдерживанию теневого рынка:

  • - акцизы на все виды спиртов должны быть одинаковыми;
  • - при этом повышение ставок акцизов должно быть при условии многократного усиления административно-правового контроля за теневым рынком;
  • - контрафактный сегмент должен становиться малопривлекательным и для товаропроизводителей, и для покупателей;
  • - установить минимальной цены на водку (100-120 руб. за литр), все, что ниже этой цены, считать контрафактным, дешевым суррогатом и самогоном;
  • - на крепкие алкогольные напитки сформировать монополию с рыночными элементами в составе “Росспиртпрома”;
  • - восстановить госмонополию на алкоголь, но не на производство и продажу, а в том виде, которая была в начале XX века, согласно реформам П. А. Столыпина и С. Ю. Витте, с обеспечением монополии на достоверную информацию о балансе спиртов и крепких алкогольных напитков;
  • - уравнять условия оборота импортной и отечественной алкогольной продукции;
  • - соблюдать принципы Этической Хартии по алкоголю;
  • - все акцизы на алкоголь перечислять в территориальный бюджет с учетом только легальной продукции.

Наряду с этими мерами необходимо изменить характер квот на закупку этилового спирта с разрешительного на уведомительный. Целесообразно также снять жесткое государственное регулирование с натуральных и некрепленых вин. Важно соблюдать условия лицензирования и ограничить число лицензионных требований, увеличить нормы прямого действия, которые должны стать основой совершенствования регулирования акцизной системы.

Проблему диспропорции ставок акциза не решила и ставка акциза на шампанские вина, оставшаяся без изменения. С одной стороны, администрации субъектов РФ не должны быть экономически заинтересованы в строительстве водочных заводов, так как производитель платит акцизы в федеральный бюджет, с другой - теперь регионы будут иметь 20% акцизов производителя, так же как и другие 80% через неотлаженную и, возможно, малоэффективную систему акцизных складов. По мнению Счетной палаты, отсутствие действенной системы учета объемов реализуемой через акцизные склады оптовых организаций алкогольной продукции, а также ненадлежащий контроль со стороны налоговых органов за их работой может привести к значительным потерям консолидированных бюджетов субъектов РФ и росту объемов неучтенной алкогольной продукции.

Ставки акцизов на все спирты должны быть одинаковыми, с обеспечением прибыльной работы всех отраслей.

Решив вышеназванные проблемы, параллельно необходимо принимать новые, более строгие стандарты и правила поведения на алкогольном рынке, разрабатывать более совершенные внутренние механизмы и направления в укреплении действенного и надежного контроля за производством, реализацией и потреблением алкогольных напитков.

Уровень наполнения бюджета подакцизными алкогольными товарами зависит от ряда условий. Но определяющими факторами динамики акцизного потенциала алкогольной продукции выступают показатели объемов ее производства, параметры и структура акцизных ставок на водку и Л ВИ, вино и пиво, что установлено в процессе корреляционно-регрессивного анализа алкогольного рынка Ставропольского края.

С целью определения основных направлений повышения акцизного потенциала в налоговых доходах были разработаны логико-эвристические модели. В расчетах учитывались результаты корреляционно-регрессионного анализа сбора акцизов на алкоголь (у) в зависимости от объема производства алкогольной продукции (Xj), изменения ставок акциза: на водку и ликеро-водочные изделия (Х2); вино натуральное (Х3) и пиво (Х4). При этом регрессивная модель, проверенная на корректность и значимость, имеет вид:

У = 54,61 + 195,158Xi-51,203X2- 15,426Х3 + 21,353Х4 (2)

Полученное соотношение, с одной стороны, свидетельствует о нецелесообразности завышения ставок акцизов, а с другой - о недоборе налогов в связи с нелегальной продажей алкогольных напитков, что приводит к “выпадению” значительных доходов бюджета без соответствующего стимулирующего эффекта.

Проведенный анализ практики применения акцизной системы налогообложения алкогольной продукции, изучение специальной литературы, зарубежного и отечественного опыта с использованием материалов законодательных инициатив по решению данной проблемы позволили сформулировать основные направления совершенствования российской модели акцизного налогообложения алкогольных напитков.

Ученые предлагают различные пути решения основных проблем, начиная от введения временного моратория на повышение ставок акцизов по алкогольной продукции до радикального изменения всей системы налогообложения предприятий, производящих алкогольную продукцию, включая и уплату акциза, - введения единого налога, вмененного по уровню использования производственных мощностей на выпуск алкогольной продукции, восстановления гос-монополии с элементами рыночного механизма.

Нами предпринята попытка доказать, что в современных условиях наращивание акцизного потенциала алкогольных напитков возможно по следующим направлениям:

  • - делегирование в регионы права решения вопросов лицензирования производства и оборота спирта и алкоголя;
  • - установление предельного уровня потребительских цен на крепкие алкогольные напитки (водку и Л ВИ), ниже которого продукция считалась бы контрафактной;
  • - обеспечение действенного контроля деятельности налоговых служб; снижение акцизного бремени в условиях льготирования процессов продаж натурального вина и пива;
  • - стимулирование инвестиций и высоких технологий по производству алкогольных напитков, поиск точек оптимальной формулы перераспределения акцизного потенциала между бюджетами разных уровней с переходом от дей ствующего порядка селективного характера дестимулирующего воздействия к принципам стимулирования и регулирования налоговых полномочий;
  • - расширение акцизного потенциала регионов на основе стимулирования развития реального сектора экономики предприятий спиртовой, ликероводочной, винодельческой и пивоваренной промышленности как базоналогообразующего источника.

Акциз может быть установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщики и элементы акцизного налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления акцизного налога; порядок уплаты акцизов; сроки уплаты акцизов. Таким образом, при установлении акцизной системы налогообложения должны быть определены все ее элементы, причем даже те, которые и не высказаны в законодательных актах, например, важное значение для акцизной системы налогообложения имеют такие элементы, как источник акцизного налогообложения, единица акцизных ставок, порядок их установки и другие элементы.

Прежде всего важно отказаться от механического, экономически и социально необоснованного увеличения ставок акцизов на алкогольную продукцию, перенести всю сумму акцизов на спирт и ввести на него государственную монополию.

С 2006 г. в России коренным образом изменяется система налогообложения алкогольной отрасли, при этом ликвидируются акцизные склады, а весь акциз на алкогольную продукцию взимается с производителей алкоголя. Таким образом делается попытка легализовать алкогольный рынок и привлечь в бюджет страны дополнительно около 7 млрд. долл.

Следует подчеркнуть, что в 2004 г. вследствие сбоев в работе системы акцизных складов бюджет потерял более 14 млрд. руб. При новой системе акцизные сборы будут полностью поступать в федеральный бюджет. С переходом на новую систему акцизов с 2006 г. следует учитывать, что производители будут вынуждены платить государству в 5 раз больше налогов со своей продукции, чем в настоящее время (100% суммы акцизов вместо 20%). Для этого необходимы дополнительные гарантии на уплату акцизов, так как мелкие заводы - производители могут вообще закрыться и уйти с рынка, не погасив долг, или же у государственных предприятий могут появиться дополнительные долговые обязательства. В этой связи для более эффективной работы новой системы уплаты акцизов государству необходимо учредить в налоговом кодексе систему банковских гарантий.

Перенос взимания акцизов на ликеро-водочные заводы может повысить конкурентоспособность импортной продукции, которая не будет облагаться акцизами. Выходом из этой ситуации может стать увеличение импортных пошлин, но при этом следует учитывать, что на нее есть определенные ограничения при вступлении России в ВТО. Очевидно, что условия оборота для импортной и отечественной алкогольной продукции на территории страны должны быть одинаковы.

Внедрение программно-информационного комплекса “Единая система учета продукции” даст возможность территориальным налоговым органам обеспечивать необходимый обмен информацией для эффективного взаимодействия и отслеживания движения алкогольной продукции с целью взимания акцизов в полном объеме. При этом налоговые органы должны получить возможность контролировать оборот алкогольной продукции оптовых организаций и организаций, осуществляющих розничную торговлю, что, в свою очередь, обеспечит защиту потребителей от употребления фальсифицированной водки. Этому может послужить предполагаемая экономическая оценка стимулирующего экономического применения акцизной системы налогообложения алкогольной продукции на уровне региона:

  • ?/Ду}ЛП-Ьу2КФ)АК'(Т)
  • 3 -_id_____________________
  • (3)
  • (АКсовТ)-АКфб)-Кпп

Эст - стимулирующий экономический эффект от применения акцизов, руб.

Ь - объем продаж различных видов алкогольной продукции, дкл;

- приращение легальной продукции в абсолютном алкоголе, дкл;

Ьу2КФ- приращение контрафактной продукции в абсолютном алкоголе, дкл;

AKi(T)- расчетная ставка акциза в пересчете на 1 л абсолютного алкоголя в j-том регионе в момент времени Т, руб.;

совокупный объем акцизов на алкогольную продукцию, собранных в регионе в момент времени Т, руб.;

АКфб - объем отчислений акцизов в федеральный бюджет, руб.;

К„„ - коэффициент использования производственных мощностей под легальную алкогольную продукцию;

ПЦЦ}- индекс потребительской цены на 1 л легального абсолютного алкоголя.

К - коэффициент качества алкогольной продукции.

Таким образом, в лучшем положении по сбору акцизов может оказаться тот регион, у которого наблюдается снижение контрафактной продукции, наи более полно используются производственные мощности при наиболее низкой потребительской цене на качественную и легальную алкогольную продукцию.

При разработке основных направлений повышения эффективности функционирования российской модели акцизного налогообложения нами учитывались мероприятия специалистов Некоммерческой организации “Национальный союз участников алкогольного рынка” (НО “СУАР”), которыми был разработан проект концепции регулирования российского алкогольного рынка [19].

В этой связи в основу модели был положен проект концепции регулирования российского алкогольного рынка, разработанный “Национальным союзом участников алкогольного рынка”, который предполагает:

  • - высокую степень легализации алкогольного рынка;
  • - вытеснение с рынка недоброкачественной алкогольной продукции;
  • - наличие социально приемлемой структуры и уровня производства и потребления алкогольной продукции;
  • - свободное движение алкогольной продукции, снятие регионального и межрегионального административных барьеров;
  • - соблюдение стандартов социальной ответственности государства и бизнеса за последствия злоупотребления алкоголем.

Внедрению концепции могут послужить требования, принятые в 2003 г. Этической Хартией на алкогольном рынке, где поднимается вопрос о социальной ответственности производителей алкоголя. При этом Европейская Хартия по алкоголю подчеркивает этическую, правовую ответственность тех, кто занят распространением и продажей алкогольных напитков с требованиями строгого контроля стандартов безопасности алкогольной продукции и принятием мер против незаконного производства и продажи алкоголя. Хартия также предусматривает поддержку социально-ориентированных программ и научных исследований, направленных на оздоровление ситуации на алкогольном рынке. Необходимо повышение социальной ответственности, компенсация негативных последствий на алкогольном рынке и финансирование профилактических мероприятий. В решении этих проблем особое значение имеет развитие процессов саморегулирования бизнеса на алкогольном рынке.

Особое значение имеет коренная модернизация налоговой базы акцизного налогообложения алкогольной продукции. Как считает П. И. Ламанов и А. В. Трунов [39], причинами для организации новых производств, занимающихся выпуском алкогольной продукции (в особенности, если учитывать финансово-экономическое положение в стране в целом и каждого предприятия в частности), являлись:

- надежда поправить финансовое положение предприятия за счет выпуска продукции, пользующейся постоянным спросом у населения;

  • - представившаяся возможность без излишних проволочек получить доступ к спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья;
  • - отсутствие дефицита на сырье для производства спирта, в том числе и давальческого;
  • - ненасыщенность рынка алкогольной продукцией, прежде всего водкой и ликеро-водочными изделиями, после жестких мер периода борьбы с пьянством и алкоголизмом;
  • - быстрый оборот алкогольной продукции, который исчисляется 20-30 днями;
  • - разветвленная сеть предприятий торговли, реализующих винодельческую и ликеро-водочную продукцию, особенно различных киосков, павильонов и ларьков;
  • - отсутствие на этом этапе значительной конкуренции со стороны теневых структур [39].

В процессе акцизных реформ произошло нарушение основных принципов государственной монополии в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Отрицательные показатели деятельности предприятий, производящих спирт и ликеро-водочную продукцию, можно объяснить следующими причинами:

  • - во-первых, ежегодным изменением ставки акциза на спирт, что ведет к увеличению его стоимости в 6-7 раз, и к невозможности, в условиях отсутствия собственных оборотных средств у предприятий винодельческой и ликероводочной отраслей, закупать его у спиртзаводов в необходимых для производства количествах;
  • - во-вторых, высокими ставками банковских кредитов;
  • - в-третьих, поступлением низкокачественного спирта в Россию, создающего значительную конкуренцию высококачественной, более дорогой алкогольной продукции;
  • - в-четвертых, слабым государственным контролем за деятельностью предприятий, производящих алкогольную продукцию;
  • - в-пятых, введением федеральных и региональных специальных марок и знаков соответствия (отмененными в настоящее время).

Основные направления государственного регулирования производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и заключаются в следующем:

  • - регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков);
  • - регулирование экспорта, импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • - организация и осуществление государственного контроля производства, оборота, качества и безопасности этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдения законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями;
  • - введение обязательной маркировки федеральными специальными и акцизными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории РФ;
  • - установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
  • - установление государственных стандартов и утверждение технических условий в данной области;
  • - определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий;
  • - формирование и ведение государственного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • - организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • - установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • - определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе установление единого порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
  • - установление порядка сертификации этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции;
  • - установление порядка сертификации основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
  • - разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про дукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды;
  • - установление максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции;
  • - введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции [6].

Наряду с этим, на основании федерального законодательства, субъекты Российской Федерации аналогичным образом осуществляют государственное регулирование производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, преследуя следующие цели:

  • - осуществить поддержку местных производителей водки при одновременном увеличении поступлений акцизов с алкогольной продукции в бюджеты всех уровней;
  • - сокращение нелегального рынка алкогольной продукции путем исключения возможности попадания на рынок недоброкачественной алкогольной продукции из других конкурирующих регионов;
  • - борьба с незаконным оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

До появления в 2001 г. на территории РФ акцизных складов, преследовавших цели ужесточения государственного контроля за сферой производства и оборота алкогольной продукции и увеличения поступления налоговых сборов в бюджеты всех уровней, акцизы в размере 100% уплачивались предприятиями-производителями алкогольной продукции. Так как предприятиями-производителями алкогольной продукции уплачивалось до 50%, а другие 50% уплачивали предприятия оптовой торговли, учредившие акцизные склады и получающие у производителей алкогольную продукцию для ее последующей розничной реализации, при введении региональной специальной марки, а также согласно действующему федеральному законодательству, алкогольная продукция, произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркировалась региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществлялась ее розничная продажа. В этой связи П. И. Ламановым и А. В. Труновым [39] была разработана схема уплаты акцизов и движения алкогольной продукции от предприятий-производителей к предприятиям розничной торговли, представленная на рисунке 8.

По мнению исследователей, данная схема позволила бы сократить налоговое бремя предприятий-производителей алкогольной продукции, распределив его в равных долях с предприятиями оптовой торговли.

Схема уплаты акцизов по П. И. Ламанову и А. В. Трунову [39J

Рисунок 8 - Схема уплаты акцизов по П. И. Ламанову и А. В. Трунову [39J

Данную задачу целесообразно и эффективно решать экономическими методами. Одним из возможных вариантов может быть формирование при непосредственном участии региональной администрации, заинтересованных администраций городов и районов региональной финансово-промышленной группы, в которой по принципу единой технологической цепочки были бы объединены производители сельхозпродукции, спирта, алкогольной продукции, предприятия сферы торговли, а также банковской сферы, тем более что определенные предпосылки для этого есть - достаточно проанализировать связи, имеющиеся между производителями спирта, алкогольной продукции и предприятиями оптовой торговли. Обычно каждый производитель алкогольной продукции тесно работает с определенными поставщиками спирта, а также предприятиями оптовой торговли, которые обладают сетью розничной торговли и общественного питания, а это конечный пункт, через который готовая продукция доходит до потребителя.

Со вступлением с 2006 г. новой редакции Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не произошло введения государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции, а, наоборот, усложнилась розничная торговля алкогольной продукцией. Главные изменения, касающиеся розничной торговли в 2006 г., заключаются в том, что устанавливается минимальный размер оплаченного уставного капитала (не более 1 млн. руб.), при этом вводится декларирование розничной продажи алкогольной продукции. В этой связи каждый магазин должен иметь компьютер, Internet-связь, а также программу, установленную налоговыми органами, в которую необходимо заносить информацию обо всей приобретенной и проданной алкогольной продукции. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции теперь выдаются на срок не более 5 лет. Если организация реализует алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15%, она должна иметь торговые складские помещения общей площадью не менее 50 м2. Лицензия на производство, хранение и поставку этилового спирта будет стоить 3 млн. руб., а на производство, хранение и поставку спиртосодержащей продукции 250 тыс. руб.

Количество предприятий, производящих крепкие напитки в РФ, достигает тысячи, в то время как рациональным количеством было бы 250-300 заводов или около 40 дистрибьюторов против 1500-2000 в настоящее время. В этой связи наращивание акцизного потенциала в ближайшей перспективе предполагает, с одной стороны, повышение роли бизнеса в выстраивании цивилизованного саморегулируемого алкогольного рынка, а с другой - формирование корпоративных групп крупных лидеров-производителей алкоголя, а также оптовой и розничной торговли. Эти процессы связаны с лицензированием производства и оборота алкоголя по закрытию мелких заводов (до 100 тыс. дал спиртных напитков в год). Производить этиловый спирт с 2006 г. смогут лишь предприятия, имеющие не менее 10 млн. руб. уставного капитала, а водку - не менее 50 млн. руб.

Новый закон запрещает торговать алкоголем индивидуальным предпринимателям, что в результате приведет к потере данными предпринимателями своего бизнеса. Все перечисленные законодательные меры носят преимущественно административный, разрешительный характер. Полностью исключить ввоз в регионы алкогольной продукции невысокого качества из других регионов, а также пресечь оборот неучтенной водки они не в состоянии.

На современном этапе необходимо прежде всего корректировать действующее законодательство, повысить эффективность функционирования российской модели акцизного налогообложения алкогольной продукции, а именно:

  • - заново рассмотреть принципы межбюджетного распределения акцизов, внести соответствующие изменения;
  • - отказаться от экономически и социально необоснованного ежегодного увеличения ставок акцизов на алкогольную продукцию,
  • - осуществлять строгий контроль использования мощностей при производстве алкогольной продукции, их регистрацию и учет;
  • - признать деятельность производства алкогольной продукции исключительным видом деятельности;
  • - законодательно закрепить возможность конфискации транспортных средств, незаконно перевозящих алкогольную продукцию;
  • - обязать производителей разливать алкогольную продукцию только в потребительскую тару наиболее распространенных объемов.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >