Методика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборах при осуществлении предвыборной агитации

Согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Избирательное законодательство РФ различает понятия “информирование избирателей” и “агитационная деятельность”. Информирование избирателей и агитационная деятельность отличаются по существу, по субъектному составу и правовому регулированию.

Право на осуществление агитационной деятельности возникает у лица с момента его регистрации в качестве кандидата соответствующей избирательной комиссией (ст.ст. 56—58 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Граждане Российской Федерации вправе участвовать в агитационной деятельности (п. 1 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Однако федеральное законодательство не предусматривает обязанности избирательной комиссии предоставлять избирателям бесплатное эфирное время для агитации.

Законодатель установил значительное число деяний, влекущих административную ответственность на данной стадии избирательного процесса (ст.ст. 5.5, 5.6, 5.8—5.16, 5.45, 5.48, 5.49, 5.52 КоАП РФ). При этом в силу п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ именно

прокурор вправе возбудить производство по ст.ст. 5.45, 5.48, ст. 5.52 КоАП РФ.

Злоупотребление свободой массовой информации (п. 1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) может повлечь отмену судом регистрации кандидата (списка кандидатов) (подп. “л” п. 23 ст. 38, подп. “а” п. 5 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), решения избирательной комиссии о результатах выборов, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей (подп. “в” п. 2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Актуальность прокурорского надзора на данной стадии избирательного процесса обусловлена исключительным правом прокурора возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.45 КоАП РФ “Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума”, ст. 5.48 КоАП РФ “Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов”, ст. 5.52 КоАП РФ “Невыполнение должностным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении равных условий предвыборной деятельности зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков”.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ).

Непосредственный предмет прокурорского надзора:

  • - законность правовых актов субъекта РФ, органов местного самоуправления;
  • - исполнение законов поднадзорными органами при осуществлении агитационной деятельности;
  • - соблюдение установленных законом ограничений на осуществление предвыборной деятельности, включая соблюдение установленного законом принципа равенства, равных оснований участия в выборах (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - соблюдение избирательными комиссиями, средствами массовой информации, территориальными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления равных условий предвыборной деятельности;
  • - исполнение законов избирательными комиссиями при осуществлении деятельности по обеспечению законности агитационной деятельности.

Поднадзорная деятельность:

  • - деятельность избирательной комиссии субъекта РФ, муниципального образования, заключающаяся в осуществлении мер по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации (подп. “г” п. 10 ст. 23, подп. “в” п. 10 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), по обеспечению равных условий пользования помещениями, находящимися в государственной (муниципальной) собственности (п. 3 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - агитационная деятельность кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений, избирательных блоков на телевидении и радио в рамках бесплатного эфирного времени (ст. 51 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - агитационная деятельность на телевидении и радио за плату (ст. 51 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - агитационная деятельность в периодических печатных изданиях в рамках бесплатной печатной площади (ст. 52 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - агитационная деятельность в периодических печатных изданиях на печатной площади, предоставляемой за плату (ст. 52 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - агитационная деятельность посредством массовых мероприятий (ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Особое значение применительно к предмету прокурорского надзора имеет агитационная деятельность в помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пп. 1—3 ст. 51 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), а равно в собственности организаций, имеющих государственную и(или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 % на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов (п. 4 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - деятельность, связанная с выпуском и распространением печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - деятельность средств массовой информации;
  • - деятельность органов местного самоуправления по выделению мест для размещения печатных агитационных материалов;
  • - деятельность избирательных комиссий по распределению эфирного времени (ст. 51 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), по обеспечению равных условий предоставления помещений, находящихся в государственной, муниципальной собственности (п. 3 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), по контролю за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации (п. 7 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - деятельность органов внутренних дел, органов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по контролю за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации согласно установленной законом компетенции и полномочий.

Поднадзорные органы:

Основные:

  • - избирательные комиссии;
  • - органы местного самоуправления;
  • - кандидаты — при осуществлении предвыборной агитации. Дополнительные .
  • - органы по управлению соответственно государственным, муниципальным имуществом;
  • - полиграфические организации;
  • - средства массовой информации.

Субъектами, выполняющими контрольные функции на данной стадии избирательного процесса, являются:

  • - избирательные комиссии (п. 7 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
  • - органы внутренних дел (Закон РФ “О милиции”, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
  • 87 Субъекты, деятельность которых поднадзорна прокурору в связи с поступившими обращениями, заявлениями, жалобами.

- органы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (пп. 58, 60 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Организация прокурорского надзора на данной стадии избирательного процесса включает отслеживание публикаций в средствах массовой информации, выступлений по ходу избирательной кампании (в данном случае возрастает роль помощника, старшего помощника прокурора субъекта РФ по связям со средствами массовой информации); формирование надлежащего информационного обеспечения, позволяющего оценить соблюдение законности в ходе избирательной кампании и своевременно вмешаться при усмотрении оснований для этого.

При осуществлении надзора следует учитывать, что агитационная деятельность может проводиться:

  • - на каналах организаций телерадиовещания (ст. 51 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - посредством проведения массовых мероприятий, собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий (ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании” от 19.06.2004 г.[1]);
  • - посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - иными не запрещенными законом методами.

Условия и порядок проведения предвыборной агитации зависят от того, кто является учредителем (собственником) организаций, посредством которых она осуществляется. Основной критерий — государственные, муниципальные организации телерадиовещания, периодические печатные издания (пп. 2, 3 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) или негосударственные (п. 4 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Под государственными организациями телерадиовещания, государственными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации и(или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публика

ции) решения о назначении (проведении) выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и(или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и(или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов имеется государственная доля (п. 2 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Пунктом 3 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ предусматриваются аналогичные признаки муниципальной организации телерадиовещания, муниципального периодического печатного издания.

Следует обратить внимание на то, что размер бюджетного финансирования организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий значения не имеет (п. 2 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Под негосударственными организациями телерадиовещания, негосударственными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания, периодические печатные издания, не подпадающие под действие пп. 2, 3 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (п. 4 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Информационное обеспечение прокурорского надзора:

  • 1. Календарь избирательных действий, утвержденный комиссией, организующей выборы, содержащий даты совершения основных процессуальных действий на данной стадии избирательной кампании.
  • 2. Сведения о точных календарных датах совершения участниками избирательной кампании установленных действий и запретах на осуществление деятельности на данной стадии:
    • - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов соответствующая организация телерадиовещания, редакция периодического печатного издания должны опубликовать сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади (п. 6 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
    • - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов соответствующая организация телерадиовещания, редакция периодического печатного издания должны представить в избирательную комиссию, организующую выборы, либо нижестоящую избирательную комиссию, указанную в законе, сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации (п. 6 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
    • - за 30 дней до дня голосования начинается предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
    • - не позднее чем за 10 дней до дня голосования политическая партия, в том числе входящая в избирательный блок, в случае выдвижения ею или соответствующим избирательным блоком кандидата (списка кандидатов) и последующей регистрации этого кандидата (списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией публикует свою предвыборную программу соответственно уровню выборов не менее чем в одном государственном или муниципальном периодическом печатном издании, а также в Интернете. При этом следует иметь в виду, что политическая партия, входящая в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу, если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою предвыборную программу. Такая публикация должна быть осуществлена в рамках использования бесплатной печатной площади, предоставленной в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, иным законом, либо оплачена из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (п. 10 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
    • - в течение 5 дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет) (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
    • - в день голосования и в день, предшествующий дню голосования, не допускается реклама коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности кандидатов (п. 4 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
  • - агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 3. Сведения о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ):
    • - паспортные данные;
    • - дата выдвижения кандидата, списка кандидатов (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
    • - дата регистрации кандидата, списка кандидатов.
  • 4. Сведения о доверенных лицах зарегистрированных кандидатов, их паспортные данные (ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 5. Сведения об уполномоченных представителях кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков по финансовым вопросам (п. 3 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 6. Сведения об уполномоченных представителях общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, их паспортные данные.
  • 7. Сведения об организациях, учредителями, собственниками, владельцами и(или) членами органов управления которых являются кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков (п. 5 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 8. Перечень государственных и(или) муниципальных организаций телерадиовещания и государственных и(или) муниципальных периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации — истребуется от избирательной комиссии (п. 7 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 9. Перечень негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий, которые вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам эфирное время, печатную площадь (п. 4 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 10. Государственные и(или) муниципальные периодические печатные издания, предоставляющие печатные площади канди датам для осуществления предвыборной агитации, по усмотрению прокурора — негосударственные, немуниципальные периодические печатные издания.
  • 11. Официальные печатные издания, учрежденные органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов. Согласно п. 6 ст. 47 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в них не могут публиковаться агитационные материалы, а также материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
  • 12. Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, опубликованные соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания (п. 6 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и в этот же срок представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, либо нижестоящую избирательную комиссию, указанную в законе, вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации.

  • 13. Сведения о специальных местах, выделенных органами местного самоуправления для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка (п. 7 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 14. График распределения эфирного времени (ст. 51 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 15. Перечень полиграфических организаций, правомочных осуществлять работы по изготовлению агитационных материалов по выборам депутатов Государственной Думы Федерально го Собрания РФ (п. 3 ст. 63 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20.12.2002 г.).
  • 16. Данные о работе органов контроля (отчетные данные, сведения о возбуждении административных производств, об обращениях в суд, иные сведения о выявленных ими нарушениях законов о выборах).

Так, согласно п. 8 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации, установленного настоящим Федеральным законом, соответствующая комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

  • 17. Материалы гражданских дел.
  • 18. Материалы дел о привлечении к административной ответственности.
  • 19. Материалы уголовных дел.

Документы, подлежащие исследованию при проведении проверки:

  • 1. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Истребуются от избирательной комиссии (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), а также от редакций радио- и телепрограмм (ст. 34 Закона РФ “О средствах массовой информации” от 27.12.91 г.).
  • 2. Экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Истребуются от избирательной комиссии (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), а также от редакций радио- и телепрограмм (ст. 34 Закона РФ “О средствах массовой информации” от 27.12.91 г.).
  • 3. Фотографии иных агитационных материалов (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Истребуются от избирательной комиссии (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), а также от редакций радио- и телепро грамм (ст. 34 Закона РФ “О средствах массовой информации” от 27.12.91 г.).

В силу п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

4. Договор, заключенный между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком (п. 11 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ бесплатное и платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком до предоставления эфирного времени, печатной площади.

5. Договор аренды здания или помещения для проведения собраний, встреч с избирателями, митингов, публичных дебатов, дискуссий и других массовых мероприятий (п. 5 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе на основе договора арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения собраний, встреч с избирателями, митингов, публичных дебатов, дискуссий и других массовых мероприятий.

Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), свя занных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке (п. 4 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

6. Регистрационные журналы редакций радио- и телепрограмм.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ “О средствах массовой информации” от 27.12.91 г. в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:

  • - сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;
  • - фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.

В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.

Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и(или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

В силу п. 8 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации, по формам и в порядке, которые установлены соответствующей избирательной комиссией. Учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади хранятся не менее 3 лет со дня голосования (п. 9 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Основные обстоятельства, подлежащие установлению:

1. Относится ли исследуемый материал по своему содержанию к агитационным материалам или он может быть определен как информационный.

Предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов); агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (пп. 1, 4 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ предвыборной агитацией признаются:

  • - призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
  • - выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;
  • - описание возможных последствий избрания или неизбра-ния кандидата (списка кандидатов);
  • - распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • - распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • - деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов.
  • 1

См.: Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 18.02.2004 г. № 83-Г03-26; от 18.02.2004 г. № 83-Г03-27.

Подпункт “ж” п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ “иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов” признан не соответствующим Конституции РФ, поскольку на его основании во взаимосвязи с положением п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ в качестве предвыборной агитации признаются любые иные помимо перечисленных в подп. “а”, “б”, “в”, “г”, “д”, “е” п. 2 ст. 48 данного Закона действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков 90 кандидатов .

Информационные материалы — это материалы, отвечающие требованиям пп. 2, 5 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ информирование избирателей (ст.ст. 44—47 данного Федерального закона) вправе осуществлять органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации[2] , физические и юридические лица. Однако данная деятельность возможна в пределах компетенции и полномочий названных органов и их должностных лиц, а также применительно к стадиям избирательного и в строгом соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Так, органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках (п. 1 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Если на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагается обязанность информировать

избирателей лишь в случаях, предусмотренных законом, то избирательные комиссии обязаны систематически информировать избирателей о всем ходе избирательной кампании (п. 3 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ опубликование (обнародование) опроса общественного мнения является разновидностью информирования избирателей.

При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (обнародование), обязаны указывать:

  • - организацию, проводившую опрос;
  • - время его проведения;
  • - число опрошенных (выборку);
  • - метод сбора информации;
  • - регион проведения опроса;
  • - точную формулировку вопроса;
  • - статистическую оценку возможной погрешности;
  • - лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса;
  • - лицо (лиц), оплатившее (оплативших) его публикацию.

В течение 5 дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет).

Несоблюдение данных требований влечет за собой признание материалов, содержащих сведения о результатах опросов общественного мнения, связанных с выборами, агитационными (п. 1 ст. 46 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Наибольшие сложности при оценке содержания материала вызывает разграничение отчета выборных лиц о своей деятельности и агитации данных лиц при выдвижении на новый срок.

2. Соблюдены ли сроки агитационной деятельности (агитационного периода).

В силу п. 1 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда. На каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях — за 30 дней до дня голосования (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ). Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования (п. 5 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

3. Соблюдены ли требования п. 3 ст. 48, ст.ст. 51—54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, касающиеся проведения предвыборной агитации.

Согласно п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных п. 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и(или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 % на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, куль

1

См.: Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 18.12.2002 г. № 64-Г03-14; от 29.11.2003 г. № 11-Г03-45; от 06.12.2003 г. № 45-Г03-30; от 17.03.2004 г. № 64-Г04-3.

турную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

4. Соблюдены ли порядок и условия проведения предвыборной агитации.

Оценка основывается на следующих показателях: время публикации (оповещения), место, объем, субъекты, возмездно (безвозмездно), основания[3].

5. Кто является субъектом агитационной деятельности.

Условия и порядок проведения предвыборной агитации зависят от того, кто является учредителем (собственником) организаций, посредством которых осуществляется предвыборная агитация. Основной критерий — государственные, муниципальные организации телерадиовещания, периодические печатные издания или негосударственные.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы (п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ):

  • - федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • - лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории “А” или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и(или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
  • - воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • - благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • - избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

  • - иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
  • - несовершеннолетним (п. 6 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ)[4];
  • - представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Лицам, замещающим государственные должности категории “А” или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности (п. 8 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

  • 6. Легитимность агитационного материала (печатного) (ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
  • 7. Законность правовых актов органов местного самоуправления о выделении специальных мест для размещения печатных агитационных материалов. Оценивается согласно правилам общей оценки законности правового акта в избирательной сфере. Одновременно устанавливается:
    • - надлежащим ли органом, лицом принято решение о назначении выборов (ст.ст. 10, 71 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ);
    • - имеются ли основания для принятия решения о выделении специальных мест для размещения печатных агитационных материалов.

Согласно п. 7 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка.

Такие места должны быть:

- удобны для посещения избирателями;

  • - располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией;
  • - площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов.

Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов.

Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

8. Имеются ли основания для отмены регистрации канди-97 дата .

Основные нарушения:

  • - законами субъектов РФ предусматриваются иные, нежели федеральным законодательством, участники избирательной кампании, порядок и сроки ее проведения;
  • - незаконное использование государственного (муниципального) имущества;
  • - нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и(или) радиовещание, иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет) (ст. 5.5 КоАП РФ)[5] ;
  • - использование преимуществ служебного либо должностного положения в период избирательной кампании (ст. 5.45 КоАП РФ);
  • - нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, избирательного блока либо представителя средства массовой информации (ст. 5.6 КоАП РФ);

  • - нарушение предусмотренных законодательством о выборах порядка и условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и(или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (ст. 5.8 КоАП РФ);
  • - нарушение предусмотренных законодательством о выборах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах (ст. 5.9 КоАП РФ);
  • - осуществление предвыборной агитации вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах (ст. 5.10 КоАП РФ);
  • - проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации лиц, которые не достигли на день голосования возраста 18 лет (ст. 5.11 КоАП РФ);
  • - изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона (ст. 5.12 КоАП РФ);
  • - непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ);
  • - умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам (ст. 5.14 КоАП РФ);
  • - нарушение членами избирательной комиссии установленного законодательством о выборах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями (ст. 5.15 КоАП РФ);
  • - подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах (ст. 5.16 КоАП РФ);
  • - нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при выделении площадей для размещения агитационных материалов (ст. 5.48 КоАП РФ);
  • - нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр, объектом которых являются выборы и их результаты (ст. 5.49 КоАП РФ);
  • - невыполнение должностным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении равных условий предвыборной деятельности зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков (ст. 5.52 КоАП РФ).

Акты прокурорского реагирования, наиболее часто применяемые на данной стадии избирательного процесса:

  • 1. Протест на правовой акт, противоречащий требованиям закона (ст.ст. 23, 28 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
  • 2. Представление о неисполнении либо ненадлежащем исполнении требований закона (ст.ст. 24, 28 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
  • 3. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст.ст. 25, 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, ст. 28.4 КоАП РФ)
  • 4. Постановление о возбуждении уголовного дела (ст.ст. 25, 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, ст. 37 УПК РФ).

  • [1] Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
  • [2] См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна, К. С. Рожкова: Постановление Конституционного суда РФ от 30.10.2003 г. № 15-П. 2 См.: Там же.
  • [3] См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 18.02.2004 г. № 59-Г03-13. 2 См.: Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 12.02.2004 г. № 64-Г03-15; от 03.03.2004 г. № 72-Г04-1.
  • [4] См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 12.02.2004 г. № 49-Г03-17. 2 См. раздел 3 настоящего пособия.
  • [5] См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 13.11.2003 г. № ЗЗ-ГОЗ-19. 2 См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 12.02.2004 г. № 49-Г03-160.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >