МУМИЯ Предисловие

Материалы археологических исследований египетских гробниц

Перевод с английского С.В. Архиповой

ш

Москва «Новый Акрополь»

2014

УДК 902(32): 21

ББК 86.31(6Еги): 63.4(6Еги)

Б15

Серия основана в 1996 г.

Бадж Э.А.У.

Б15 Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц / Пер. с англ. — М.: Новый Акрополь, 2014. — 528 с., ил. — (Традиция, религия, культура).

ISBN 978-5-91896-126-1

Имя Э.А.У. Баджа, одного из классиков английского востоковедения конца XIX века, и сегодня пользуется огромной популярностью во всем мире. Его книга «Мумия» посвящена одной из самых важных и загадочных сторон древнеегипетской культуры — воззрению египтян на воскресение и жизнь после смерти.

Это подробное и систематическое исследование погребального ритуала, способов бальзамирования и египетских усыпальниц. Опираясь на археологические исследования гробниц от Древнего царства до христианского периода, автор дает великолепное описание амулетов, символических изображений и скульптур, стел и украшений, сопровождавших египтянина и защищавших его в великом странствии в загробном мире.

УДК 902(32): 21

ББК 86.31(6Еги):63.4(6Еги)

© Перевод, оформление.

ISBN 978-5-91896-126-1 «Новый Акрополь», 2014

Книги Э.А.У. Баджа, одного из классиков английской египтологии конца XIX века, и сегодня пользуются огромной популярностью во всем мире. Этот египтолог и ассириолог, автор 140 монографий по истории и археологии древнего Ближнего Востока, продолжает вызывать огромный интерес, несмотря на неоднозначную оценку в ученом мире: уже более 70 лет У. Бадж сохраняет известность как самый знаменитый «востоковед-одиночка». Среди современников Бадж был известен как человек редкой эрудиции и феноменальной энергии. Считается даже, что он послужил прототипом для одного из персонажей рассказа «№ 249» Конан Дойля — Эдварда Беллингема, потрясающего эрудита-египтолога с весьма дурным характером, своим заклинанием оживившего мумию.

Эрнест Альфред Томпсон Уоллес Бадж родился 27 июля 1857 г. в Бодмине (Англия). С 15 лет он начал изучать древние языки — сирийский, древнееврейский и древнеегипетский.

В 1879-82 гг. Бадж учился в Колледже Христа в Кембридже, в 1883-92 гг. работал ассистентом хранителя коллекции Британского музея, а в 1894-1924 гг. занимал должность хранителя ассирийской и египетской коллекции. За этот период для покупки новых экспонатов Бадж неоднократно посетил Египет, Судан, Иран и организовал раскопки в Асуане, Гебель Баркале, Семне, Нубии, Судане, Ниневии и Дере (Ирак). Стараниями У. Баджа музей обогатился многими тысячами клинописных табличек и других ассирийских и вавилонских древностей, множеством египетских, ассирийских и коптских рукописей и греческих текстов. За заслуги египдолог был награжден Звездой Эфиопии III степени (1898), а в 1920 удостоен звания рыцаря.

В конце жизни У. Бадж издал двухтомный труд «По Нилу и Тигру», который носит автобиографический характер. В память о своей жене Доре Хеллен (ум. 1926) он основал две стипендии для студентов — в Колледже Христа в Кембридже, которому также завещал свою библиотеку, и в Университетском колледже в Оксфорде. У. Бадж умер 23 ноября 1934 г. и похоронен на кладбище Нанхед в Лондоне.

Одно из традиционных обвинений в адрес Баджа состоит в том, что он не использовал грамматические находки берлинской школы египтологии и настаивал на старой системе транскрипции; его обвиняют также в бедности справочного аппарата и в популяризации. Тем не менее, без его феноменальной энергии и обширной эрудиции многие иероглифические, иератические, коптские и клинописные тексты были бы введены в научный оборот гораздо позже. Поэтому его научное наследие имеет особое значение для востоковедов.

«Мумия» — это, наверное, одна из наиболее популярных книг У. Баджа на Западе. Несмотря на то что книга была написана в конце XIX века, она не потеряла своей актуальности и для современного читателя, поскольку вряд ли найдутся другие столь же полные и интересно написанные монографии археологии египетских гробниц, погребального ритуала, методов бальзамирования, амулетов и прочих принадлежностей традиционной гробницы.

Мы сочли возможным для удобства читателя несколько переработать английское издание. Справочные материалы (списки картуш фараонов, древнеегипетские иероглифы с их фонетическим значением, таблицы древнеегипетских номов, месяцев и чисел) вынесены в отдельные приложения в конце книги. Также изменена система транскрипции, поскольку автор пользовался устаревшей и не использующейся в наше время. В приложения включены современные списки имен фараонов, поскольку в этом вопросе автор существенно расходится с современной египтологией.

? 111 111 III III III III III' 111 III III 111 III

Ill 111 111

111 III III ill III 111 III III 111 ill III ?

Посвящается Джону Пейлю, преподавателю Колледжа Христа в Кембридже, в знак уважения и преданности

Предисловие

Главы, вошедшие в эту книгу, были задуманы как введение к «Каталогу египетской коллекции из собрания музея Фицви-льяма в Кембридже», которое я написал по заказу магистрата этого музея. Эти главы должны были содержать сведения, необходимые для понимания сути и назначения древних памятников, описанных в основной части каталога. Однако надежда, что собранные сведения будут полезны читателям, интересующимся египетскими древностями, побудила меня издать их отдельной книгой.

Образцы древнеегипетского искусства и памятники, представленные в крупнейших музеях Европы и Египта, — это, в первую очередь, предметы погребального культа, отражающие египетские верования в телесное воскрешение. Логическим следствием этих верований явился обычай бальзамирования тел усопших, чтобы предохранить их от разложения и чтобы душа по возвращении могла войти в свое тело. Сохранение забальзамированных тел — мумий — было основной заботой каждого египтянина, который надеялся достичь вечной жизни. Чтобы сберечь мумии, возводились пирамиды и писались произведения на папирусах, магические надписи на которых должны были сделать покойного неуязвимым для демонов. В месте погребения совершались особые церемонии и заупокойные службы. Во имя благополучия усопшего и его ка, или духа, стены гробниц украшались изображениями, напоминавшими сцепы из повседневной жизни покойного, пока он находился «среди живых». Умершего также

Предисловие

снабжали множеством предметов домашнего обихода, так что гробница в наибольшей степени начинала походить на его земное жилище. Исходя из важности мумий, я описываю различные методы бальзамирования, перечисляю амулеты и прочие предметы, помещаемые среди погребальных пелен мумии, описываю различные виды гробов и саркофагов, в которые их клали, ушебти и скульптурные изображения, стелы, вазы и т. д., составлявшие обычную принадлежность традиционной гробницы, а также наиболее значительные виды гробниц, характерные для разных династий.

В настоящем издании я привожу информацию, которая, как подсказывает мне опыт работы в Британском музее, может оказаться полезной и тем, кто интересуется египетскими древностями, не обладая специальными познаниями в этой области, и тем, кто работает над составлением собственной египетской коллекции или собирается к этому приступить.

Очень часто в книге приводятся ссылки на английскую государственную коллекцию, представленную в Британском музее. Собранные здесь древности доступны для всеобщего обозрения. Чтобы изложение фактов стало нагляднее, в книгу добавлено описание погребальной церемонии от процесса бальзамирования тела до помещения его в гробницу.

В несколько растянутую главу о Розеттском камне введены сведения наиболее известных греческих авторов о египетских иероглифах. События, связанные с их дешифровкой — так же как отрывки из записок на эту тему, собранные Лейчем в его «Собрании трудов Томаса Янга» — и Дином Пикоком в «Жизни Томаса Янга», свидетельствуют, что вклад Акерблада и Янга в решение этой проблемы значительно выше, чем принято считать. Приведенные в конце главы мнения египтологов помогут уяснить современную точку зрения экспертов ио этому вопросу.

Э. А. У. Бадж

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >