Погребальные конусы

Это название относится к значительному количеству конических предметов из обожженной терракоты, которые находят около гробниц — главным образом в Фивах, в районе современных деревень Асасиф и Курна. Подобные погребальные конусы были в ходу в период XI-XXVI династий.

Памятники эти различны по размеру, но чаще всего они имеют 10 дюймов в высоту и 3 в диаметре1. Основание -плоская нижняя часть — украшено рельефными надписями, которые передают имя и титулы человека, в чьей гробнице обнаружен данный конус. Эти надписи, очевидно, наносились в технике клише или оттисков. Надписанные основания конусов покрывались голубой, красной или белой краской. Доктор Бирч полагал2, что в данном виде памятников следует видеть просто модели хлеба или печенья, которые помешали в гробницу . Маловероятно, что подобные предметы служили печатями, потому что иногда они плоские и имеют форму треугольника с несколькими копиями одной и той же надписи, оттиснутыми на них.

Глава 13

Заупокойные стелы или таблички

Стелами называются таблички из гранита, известняка, дерева или фаянса, которые египтяне применяли для записи декретов, исторических повествований о деяниях царей, гимнов Ра и другим богам, а также для увековечивания автобиографий чиновников, жрецов и прочих важных событий. Но большинство стел относится к числу так называемых «заупокойных» и передает имя и титулы покойного и основные события его жизни. Подобные стелы помещали в гробницу -либо в коридор, ведущий в погребальную камеру, у двери в нее, либо в головах или в ногах погребальных носилок, либо, наконец, в специальное углубление в стене. Иногда стелы прямоугольные, иногда имеют закругленный верх.

СТЕЛЫ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

Стиль, присущий изображениям на стелах, их композиция и надписи с течением времени менялись. С I по VI династии1 стелы были прямоугольные и подчас воспроизводили форму храмового фасада. Надписи на них были сравнительно невелики и просто перечисляли имена покойного и его родственников. К этим перечислениям добавлялись молитвы Осирису о даровании умершему хлеба, печенья, мяса, вина, масла, молока, воска, пелен, гусей, быков и т. д. Примечательна надпись Уны (VI династия)2, который родился и начал служебную деятельность при фараоне Тети. В эпоху преемника Тети, Пени I, он руководил добычей камня в Руау и возглавил экспедицию против кочевников, обитавших к востоку от Египта. В правление следующего царя, Меренра, Уна скончался, достигнув почестей и преклонного возраста.

СТЕЛЫ СРЕДНЕГО И НОВОГО ЦАРСТВА

В эпоху XI династии стелы имеют много общего с теми, которые относятся к VI династии, но более высоки по качеству исполнения. Большая часть памятников XII династии имеет закругленный верх, изображения, надписи и многоцветные росписи тщательно отделаны. Иногда изображения выполнены в технике выпуклого рельефа, а надписи — врезанного. Содержание надписей, как правило, сводится к повторению титулов покойного, молитвам, обращенным к царю, с прямыми указаниями на труды покойного на царской службе, просьбами к богам о даровании заупокойных жертв, а также обращениям ко всем прохожим, чтобы они прочитали текст памятника и тем обеспечили умершему то, что ему причитается. Сцены изображают членов семьи покойного, приносящих ему жертвы теми продуктами, которые перечислены на стеле. С XII по XVII династии автобиографии на стелах встречаются крайне редко3. Стелы XIII-XIV династий -в тех случаях, если они расписаны, — характеризуются единообразием цвета, исполнение очень слабое, надписи выбиты небрежно, иероглифы тонкие и мелкие. Стелы XVIII династии имеют закругленный верх и значительно отличаются от памятников подобного рода предыдущих периодов. В более ранние эпохи покойный изображался в окружении родителей, братьев и сестер, жены и слуг; но в это время па стелах место членов семьи занимают боги, и умерший обычно представлен в обществе Осириса, повелителя и судьи царства мертвых. На многих стелах данного периода имя Амона аккуратно соскоблено по приказу фараона-еретика Аменхотепа IV. Их отличительными признаками являются также длинные и обстоятельные надписи. Прежде частные обстоятель-

Стела Интефа, сына госпожи Именсет

ства биографии покойного едва освещались или вовсе не поднимались в этой группе источников. Теперь обстоятельные автобиографии стали правилом, и надписи подобного содержания покрывают не только стелы, но и стены погребальной камеры. Иногда эти автобиографии служат единственным источником по истории данного периода. Примером подобного памятника может служить надпись Яхмоса.

Яхмос был морским офицером, который родился в конце гиксосского владычества в Египте. В царствование Яхмо-са I он участвовал во взятии города Авариса. Яхмос был особо отмечен этим фараоном за доблесть, проявленную в бою. Впоследствии он прославился во многих военных кампаниях, которые возглавляли Аменхотеп I и Тутмос I.

Стелы XIX династии значительно слабее как по композиции, так и по исполнению. Изображения отличаются слабым рисунком, есть диспропорция отдельных членов по отношению к корпусу. Мода также изменилась: большая часть тела прикрыта пышными одеяниями, на головах у людей -тяжелые парики, квадратными буклями ниспадающие на плечи. Иероглифы выбиты небрежно, а главное — утрачен внутренний смысл, одухотворявший памятники XVIII династии. В эпоху XX династии стелы теряют популярность, а в 1000-650 гг. до н.э. они исчезают вовсе. Только несколько памятников подобного рода могут быть датированы этим временем, они невелики по размеру и по композиции являются слабыми подобиями более древних произведений. Причины подобного упадка не ясны, но это могло быть следствием неопределенности, вызванной иноземным вторжением в страну, или результатом религиозного раскола. Отмечено, что именно в это время фигурки ушебти становятся более редкими и хуже исполненными.

СТЕЛЫ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА

Стелы XXVI династии имеют те же отличительные особенности, что и скульптура этого периода. Они больше по размеру, иероглифы мелкие, но тщательно вырезаны. Этим памятникам свойственно особое изящество, отличавшее ту эпоху. Содержание надписей скопировано с более древних образцов, и, поскольку ни писец, ни скульптор не понимали их содержания, было допущено множество ошибок. После XXVI династии стелы изготовляют, не руководствуясь какими-либо образцами в отношении композиции и формы. Иероглифы исполнены слабо, надписи ограничиваются прос тым воспроизведением заупокойных формул, в которых покойный просит о даровании ему жертв, и совершенно очевидно, что для подавляющего большинства египтян помещение в гробницу подобных стел становится просто формальностью. В Птолемеевскую эпоху копировались древние образцы, но надписи, наряду с иероглификой, делались на греческом языке или демотикой. Известны также стелы с надписями на двух языках — билингвы: иероглифика и греческий или иероглифика и финикийский. Впоследствии вошло в обычай вырезать фигуры богов на стелах высоким рельефом, наделяя их атрибутами и костюмом греческих богов.

Большинство деревянных стел, хранящихся в фондах европейских музеев, относится к XXVI династии или последующему времени. Они имеют закругленный верх и обычно стоят на двойном пьедестале, снабженном поднорками с обеих сторон. Размеры подобных памятников варьируются от 6x4 дюйма до 3 футов х 20 дюймов.4 Изображения и надписи выполнены белой, зеленой, красной, желтой или черной краской на светло- или темно-коричневом фоне. С обратной стороны стелы иногда изображено солнце, испускающее лучи

, или символы востока у и запада . С лицевой стороны эти крупные таблички поделены на три регистра: в первом изображен крылатый диск черт со свисающими уреями, облаченными в короны Верхнего и Нижнего Египта, шакалоголовые боги Анубис и Упуат, знаки жизни и силы |Д’ j ; во втором — солнечная ладья, на которой стоят боги Ра, Хор, Хепри, Маат, Анубис и др., а также — перед ладьей — в коленопреклоненной позе поклоняющийся богу Ра покойный или его душа перед столом с приношениями. В третьем регистре покойный представлен поклоняющимся нескольким богам, позади него помещена надпись. Меньшие по размеру и более многочисленные стелы имеют в верхней закругленной части изображение крылатого диска со свисающими уреями и надписью «Хор Бехдетский, влады

ка неба». Сцена, изображенная на этом виде памятников, раз-

Погребальная стела Джедамониуфефанха. XXII династия. Каир, Египетский музей

деляется на две части. В первой покойный стоит или преклоняет колени перед алтарем, поклоняясь Ра-Хармахису , а во второй он обращается с молением к Нефертуму. Ниже обеих сцен помещены две надписи, которые читаются от середины стелы к краям и содержат: первая — молитву покойного Ра в момент его восхода, а вторая — молитву Ра на закате. Часто на стелах имеются обращения к Ра-Хармахису и Нефертуму с просьбой о заупокойных жертвах.

Иногда деревянные стелы украшались стеклянными разноцветными изображениями богов или иероглифов в подражание памятникам ранних эпох. Прекрасным примером такого рода табличек может служить экспонат Британского музея № 5 у 25, который, согласно исследованиям доктора Бирча, датируется эпохой Дария и изображает этого царя, совершающего подношения Анубису, сидящему на троне под крылатым диском и звездами. Позади Анубиса стоит Исида с рогами па голове и скипетром в руке.

СТЕЛЫ ИЗ ГЛАЗУРОВАННОГО ФАЯНСА

О том, что иногда заупокойные стелы делались из глазурованного фаянса, можно судить по экспонату Британского музея № 6133. Это замечательная стела светло-голубого цвета, на которой царский писец Амонемипет стоит в позе адорации перед Осирисом, держащим в руках цеп и крюк. Памятник, вероятно, следует отнести к 1000 г. до н.э., когда искусство изготовления глазурованного голубого и зеленого фаянса достигло расцвета.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >