Избранные методы и техники, используемые в театротерапии

Изложенный далее материал приводится исключительно для целей иллюстрации и не претендует на полноту и обобщение. Методы и техники, перечисленные ниже, могут быть использованы как в театротерапии (в рамках некоторых этапов театротерапевтического проекта), так и в драматерапии или в драматическом воспитании. В театротерапевтическом процессе в ходе применения этих техник и методов акцентируются как терапевтические, так и образовательные и художественные цели в соотношении, отвечающем отдельным этапам театротерапевтической работы.

Постановка голоса

Работа с голосом в рамках актерской подготовки является очень важным компонентом. Актеру необходимо сосредоточиться на структуре речи, ее акцентах, градациях, контрастах, например, при работе над монологом; но прежде всего на форме речи, которую образует дыхание - как основной материальный носитель.

Пример двигательного упражнения. Руководитель описывает следующую картину, которую актеры выражают движениями: «Представьте, что вы - легкие бегуна-марафонца. Ваш бегун готовится к старту, глубоко дышит, задерживает дыхание, стартует, постепенно увеличивает дыхательную нагрузку, возникает дыхательный кризис, бегун преодолевает его, появляется „второе дыхание“, бегун выбегает на финишную прямую, финиширует, замедляет бег, старается отдышаться...»

Пример упражнения на воображение. Актеры лежат расслабленно, вслушиваются в свое дыхание. При вдохе они ощущают холодный воздух, поступающий в их дыхательные пути; эту фазу они усиливают, вообразив, что в них входит голубой цвет. На выдохе они ощущают теплое дыхание, усиленное воображаемым красным цветом, выходящим из дыхательных путей - тренировка фонации как средства выражения эмоций.

Пример разговорного упражнения. Актеры ведут диалог в рамках заранее определенной эмоции или в виде спора на данную тему. При этом они пользуются не конкретными словами, а так называемой «псевдоречью» (например, только слоги «ва-ва-ва-ва...»)

В дикции упражняются с помощью различных скороговорок. При правильном выполнении задания скороговорки должны произноситься с выражением, повторяясь несколько раз подряд, дыхание должно быть естественным. Группы скороговорок ориентированы либо на произношение отдельных звуков, либо на сочетания звуков, вызывающие затруднения.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >