Коррекционная программа физического воспитания детей с низким уровнем готовности к обучению в школе (программное содержание)

С НИЗКИМ УРОВНЕМ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

  • (ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ)
  • 14

Таблица 1

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Комплекс дыхательных и звуковых упражнений

1

]

2

2

3

3

4

4

5

5

1

2

1

3

1

Комплекс упражнений на развитие основных движений

1

2

3

4

5

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Комплекс общеразвивающих упражнений

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

1

2

2

3

3

Игровые упражнения

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Комплекс упражнений на расслабление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

2

3

4

5

3

Комплекс корригирующих упражнений

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

1

2

3

4

5

Комплекс упражнений на развитие мелких мышц рук и лица

1

2

3

4

5

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

Подвижные игры

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

__Л—

Подвижные игры к коррекционной программе физического воспитания детей с низким уровнем готовности к обучению в школе

Номера занятий

16

17

19

20

21

22

23

24

25

26

27 28

29

30

Комплекс дыхательных и звуковых упражнений

4

1

5

2

3

2

4

2

5

3

4

3

5

4

5

Комплекс упражнений на развитие основных движений

1

2

1

3

1

4

1

5

2

1

1

2

2

3

2

Комплекс общера:звиваощих упражнений

4

4

5

1

5

2

3

4

5

2

1

4

2

3

5

Игровые упражнения

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

-

-

-

-

-

Комплекс упражнений на расслабление

4

5

4

5

1

2

3

4

5

1

3

5

2

4

1

Комплекс корригирующих упражнений

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

-

-

-

-

-

Комплекс упражнений на развитие мелких мышц рук и лица

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

1

2

3

4

5

Подвижные игры

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2

3

4

5

Номера занятий

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Комплекс дыхательных и звуковых упражнений

1

2

2

3

3

4

4

5

5

1

5

2

4

3

5

Комплекс упражнений на развитие основных движений

5

3

1

3

2

3

4

3

5

4

1

4

2

4

3

Комплекс общеразвивающих упражнений

4

2

1

3

4

2

5

3

2

1

4

5

2

3

4

Игровые упражнения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Комплекс упражнений на расслабление

3

5

2

4

3

5

2

4

1

5

4

2

3

1

41

Комплекс корригирующих упражнений

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Комплекс упражнений на развитие мелких мышц рук и лица

2

1

3

4

5

1

3

4

5

2

4

1

5

3

2

Подвижные игры

6

7

8

9

10

11

12

13

3, 6

  • 2,
  • 8

3, 5

4, 9

  • 10,
  • 13
  • 2,
  • 12
  • 1,
  • 11

1 Номера занятий

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

Комплекс дыхательных и звуковых упражнений

2

4

1

3

5

2

3

1

4

2

Комплекс упражнений

на развитие основных движений

4

5

5

1

5

2

5

3

4

5

Комплекс общеразвивающих упражнений

5

1

5

3

2

4

5

3

1

2

Игровые упражнения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Комплекс упражнений на расслабление

5

2

1

3

2

4

5

1

2

з

Комплекс корригирующих упражнений

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Комплекс упражнений

на развитие мелких мышц рук и лица

5

1

3

4

2

1

2

3

4

5

Подвижные игры

  • 5,
  • 10
  • 7,
  • 13
  • 4,
  • 8
  • 2,
  • 6
  • 8,
  • 13
  • 7,
  • 10
  • 1,
  • 12

8, 11

  • 2,
  • 9
  • 5,
  • 13

Таблица 2

№ пп

Содержание упражнения

Дозировка

Направленность воздействия

Комплексы упражнений на развитие основных движений

Комплекс № 1

1.

Ходьба по канату (веревке) боком приставным шагом, руки на поясе, голову и спину держать прямо.

2-3 раза

Развитие:

координации движений

в мелких и крупных мышечных группах,

- умения ориентироваться

в пространстве,

  • - быстроты реакции,
  • - ловкости,
  • - меткости.

Воспитание рациональных навыков естественных движений.

2.

Бросание мяча вверх двумя руками и ловля его, бросание мяча вверх и ловля его с хлопком.

6-8 раз

3.

Прыжки на двух нсгах через шнуры (4-5 штук) правым и левым боком. Расстояние между шнурами 30-40 см.

3-4 раза

4.

Пролезание в обруч прямо и боком (чередуя), не задевая за верхний край в группировке.

6 раз

5.

Дозированный бег.

2-6 мин

Комплекс № 2

6.

Построение в колонну, шеренгу, в две колонны, парами, в два круга.

3-4 раза

Развитие:

координации движений в мелких и крупных мышечных группах,

- умения ориентироваться

в пространстве,

- быстроты реакции,

7.

Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (расстояние 4 м) между кеглями, расставленными на расстоянии 40 см один от другого ("змейкой”).

3-4 раза

8.

Перебрасывание мячей в парах после удара мяча о пол (по сигналу дети ударяют мячом о пол, затем ловят двумя руками и перебрасывают партнеру).

6-8 раз

Комплексы упражнений коррекционной программы для детей шести лет с низким уровнем готовности к обучению в школе ы о

I9-

Лазанье по гимнастической стенке с подъемом на определенное количество ступенек (3-5-7-10). При выполнении упражнений использовать одноименный и разноименный способ.

3-4 раза, количество

ступенек можно

изменять

  • - ловкости,
  • - меткости.

Воспитание рациональных навыков естественных движений.

10.

Бег в среднем темпе в колонне по одному.

2-6 мин

Комплекс № 3

И.

Ходьба по команде воспитателя: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180 градусов, один шаг назад и т.д.

3-4 раза

Развитие:

координации движений в мелких и крупных мышечных группах, умения ориентироваться

в пространстве, быстроты реакции.

  • - ловкости, меткости,
  • - глазомера.

Воспитание рациональных навыков естественных движений.

Формирование пространственных представлений.

12.

Ползание на четвереньках, подталкивая головой набивной мяч в прямом направлении (расстояние 4 метра).

3 раза

13.

Прыжки с продвижением вперед на правой, затем на левой ноге (расстояние 4 метра). Количество прыжков на одноименной конечности можно изменять два-три-четыре.

3-4 раза

14.

Перебрасывание мячей друг другу, стоя в парах па расстоянии 3 м, двумя руками от груди.

6-8 раз

1

Ходьба, переходящая в легкий бег и обратно (дышать носом).

6-8 раз

Комплекс № 4

16.

Построение дегей. Ребенок запоминает впереди стоящего и стоящего за ним. По команде воспитателя детям предлагается свободно двигаться, по хлопку ребенок должен занять свое место.

4 раза

Воспитание рациональных навыков естественных движений Формирование пространственных представлений.

Развитие:

- навыков в построении и перестроении,

17.

Прыжки вперед через шнуры (6 штук, расстояние между ними 50 см) на двух ногах без паузы.

4-6 раз

18.

Перебрасывание мячей друг другу, стоя в парах на расстоянии 3 м, двумя руками снизу.

6-8 раз

координации движений в мелких и крупных мышечных группах,

- умения ориентироваться

в пространстве,

  • - быстроты реакции,
  • - ловкости,
  • - меткости,
  • - глазомера.

19.

Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.

4-6 раз

20.

Бег между различными предметами.

1 - 2 минуты

Комплекс № 5

21.

Ходьба, переходящая в бег и обратно, по кругу, держась за шнур.

4-6 раз

Развитие:

  • - координации движений в мелких и крупных мышечных группах,
  • - умения ориентироваться

в пространстве,

22.

Перепрыгивание на двух ногах через 4-6 предметов высотой 20 см.

4 раза

  • - быстроты реакции,
  • - ловкости,
  • - меткости,
  • - глазомера.

Воспитание рациональных навыков естественных движений.

Формирование пространственных представлений.

23.

Ползание вперед и назад.

4-6 раз

24.

Метание в горизонтальную и вертикальную (высота 2 м) цели с расстояния 4 м,с места и с разбега, вдаль.

6-8 раз

25.

Бег в колонне по одному и парами (с перестроением по сигналу) с изменением темпа.

2-6 мин

Комплексы общеразвивающих упражнений

Комплекс № I, без предметов

26.

И.п.: ноги врозь, руки в стороны.

1-3-наклон вперед, коснуться пальцами пола; 2-4-всрнуться в исходное положение.

6 раз

Развитие гибкости.

Укрепление мышц туловища.

27.

И.п.: стоя в упоре на коленях, опираясь ладонями о пол. 1-3-выпрямить колени, приняв положение упора согнувшись; 2-4-верну гься в и.п.

4-6 раз

Укрепление мышц живота, спины и ног.

28.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-согнуть колени, обхватить руками, прижаться головой к коленям; 2-верну гься в исходное положение.

6 раз

Укрепление мышц живота и ног.

29.

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Вращение попеременно согнутыми ногами (’'велосипед”) на счет I -8, затем пауза.

6 раз

Укрепление мышц живота и нижних конечностей.

30.

Ил.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе.

1-поворот туловища вправо, правую руку

в сторону;2-вернут.ься в исходное положение.

То же влево. __

6 раз

Укрепление боковых мышц туловища.

Комплекс № 2, с обручем

31.

И.п.: о.с.,обруч в правой руке.

  • 1-обруч маховым движением вперед; 2-обруч назад;
  • 3-обруч вперед; 4-переложить обруч в левую руку.

То же левой рукой.

6-8 раз

Укрепление мышц верхних конечностей.

32.

И.п.: ноги на ширине плеч, обруч в согнутых руках

у груди.

1-2-наклониться вперед, положить обруч на пол; 3-4-выпрямиться руки на пояс; 5-6-наклониться, взять обруч; 7~8~вернуться в исходное положение.

6 раз

Укрепление мышц верхних конечностей, спины.

33.

И.и.: ноги на ширине плеч, обруч внизу.

  • 1-поднять обруч вверх; 2-наклониться вправо;
  • 3- выпрямиться; 4-вернуться в и.п. То же влево.

6 раз

Укрепление мышц верхних конечностей, боковых мышц туловища.

34.

И.п.: о.с., обруч на полу.

  • 1 -2-присесть, обруч вынести вперед, руки прямые;
  • 3-4-вернуться в и.п.

6 раз

Укрепление мышц верхних и нижних конечностей.

35.

И.п.: о.с., обруч хватом с боков обеими руками. 1-2-поднять обруч вверх, отставить правую ногу назад на носок; 3-4-вернуться в и.п.

6-8 раз

Укрепление мышц Bepximx и нижних конечностей.

Комплекс № 3, с гимнастической палкой

36.

И.п.: о.с., палка внизу.

  • 1-палку вверх; 2-опустить за голову; 3-палку вверх;
  • 4-вернуться в и.п.

6 раз

Укрепление мышц верхних конечностей.

37.

И.п.: о.с., палку внизу.

1-2-присесть, палку вынести вперед; 3-4-вернуться в и.п.___________________________________________________________

4-6 раз

Укрепление мышц верхних и нижних конечностей.

  • 38.
  • 1

И.п : о.с., палка внизу за спиной.

1-2-наклон вперед, палку назад-вверх; 3-4-вернуться в и.п.

4-6 раз

Укрепление мышц спины, верхних конечностей.

Развитие гибкости.

39.

И.п.: сидя ноги врозь, палка за головой.

  • 1-палку вверх; 2-наклониться, коснуться палкой носка правой ноги; 3 -выпрямиться, палку вверх;
  • 4- вернуться в и.п.

6 раз

Укрепление мышц туловища.

Развитие гибкости.

40.

И.п.: о.с., палка у груди в согнутых руках.

  • 1-правую ногу в сторону на носок, палку вверх;
  • 2~вернуться в и.п. То же левой ногой.

6 раз

Укрепление мышц верхних и нижних конечностей.

Комплекс № 4, с мячом

41.

И.п.: о.с., мяч в обеих руках внизу.

  • 1 -2-поднять мяч вверх, поднимаясь на носки;
  • 3-4-вернуться в и.п.

6-8 раз

Укрепление мышц верхних и нижних конечностей.

42.

И.и.: стоя на коленях, мяч в обеих руках перед собой. 1-4-прокатить мяч вокруг себя вправо; 5-8-влево.

6 раз

Укрепление мышц туловища и верхних конечностей.

Формирование пространственных представлений.

43.

И.п.: сидя, ноги вместе прямые, мяч лежит на стопах ног, руки в упоре сзади.

  • 1 -2-поднять прямые нош вверх, скатить мяч, поймать;
  • 3-4-вернуться в и.п.

4-6 раз

Укрепление мышц нижних конечностей.

44.

И.п.: лежа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках за головой.

1 -2-поднять правую согнутую в колене ногу, коснуться мячом; 3-4-вернуться в и.п. То же левой ногой.

6 раз

Укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей.

45.

И.п.: о.с., мяч в согнутых руках.

  • 1- присесть, вынести мяч вперед, руки прямые,
  • 2- вернуться в и.п.

6 раз

Укрепление мышц верхних, и нижних конечностей.

Комплекс № 5, со скакалкой

46.

И.п.: о.с., скакалка сложена вдвое внизу.

1-правую ногу на носок, скакалку вверх; 2-вернуться в и.п. То же левой ногой.

6 раз

Укрепление мышц верхних и нижних конечностей.

47.

И.п.: ноги врозь, скакалка внизу.

  • 1-скакалку вверх;2-наклон вправо; 3-выпрямиться;
  • 4-всрнуться в и.п. То же влево.

6 раз

Укрепление мышц туловища, верхних конечностей.

48.

И.п.: сидя, ноги врозь, скакалка вверху. 1-2-наклониться, положить скакалку на носки ног;

3-4-вернуться в и.п.

6-8раз

Укрепление мышц туловища.

Развитие гибкости.

49.

И.п.: лежа на животе, скакалка в согнутых руках перед собой.

  • 1-2-прогнуться, выпрямить руки вперед-вверх;
  • 3-4-вернуться в и.п.

6-8раз

Укрепление мышц спины.

50.

И.п.: о.с., руки свободно вдоль туловища, скакалка на полу. Прыжки через скакалку на двух ногах с поворотом на 180°__

8-10 раз

Развитие координации движений. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

Комплексы упражнений на развитие мелких мышц рук и лица

Комплекс № 1

51.

’’Насос”

И.п.: руки вперед, пальцы разведены.

1-3-сжать пальцы в кулак; 2-4-вернуться в и.п.

4-6 раз

Укрепление мелких мышц кисти.

52.

’’Цветок”

И.п.: руки вперед ладонями вверх, пальцы разведены. 1-4-последовательно, начиная с мизинца, сгибать все пальцы в кулак (’’цветок закрылся”); 5-8-то же, но поочередно выпрямлять пальцы ("цветок открылся").

4-6 раз

Развитие способности

к переключению двигательных действий.

53.

’’Выжимать белье”

И.п.: руки вперед, пальцы в кулак.

1-правую кисть вверх, левую кисть вниз; 2-всрнуться

в и.п.; 3- правую кисть вниз, левую кисть вверх;

4-вернуться в и.п.

6-8 раз

Развитие способности

к переключению двигательных действий.

54.

Упражнения для губ.

1- удержание губ в улыбке; 2-вытягивание губ вперед трубочкой; 3-чередование положений губ.

6-8 раз

Развитие способности

к переключению двигательных действий.

55.

Упражнения для языка.

1-язык широкий; 2-язык узкий; 3-чередование положений языка.

6-8 раз

Развитие способности

к переключению двигательных действий.

Комплекс № 2

56.

"Угадай,что нарисовано?”

Дети делятся на пары. Каждый второй рисует

на спине у впереди стоящего различные фигуры. Если первый игрок угадал фигуру, он делает шаг вперед. Побеждает пара, пришедшая к финишу первой. Затем пары меняются ролями.

1-2 мин

Развитие:

  • - тактильной чувствительности, воображения,
  • - осмысленности движений.

57. ’

"Веселый оркестр”

Имитация игры на клавишных, ударных и щипковых инструментах.

58.

’’Змейка”

И.и.: руки перед грудью, упор ладонью в ладонь пальцами кверху.

1-пальцами правой руки хват кончиков пальцев левой руки; 2-и.п.; 3-пальцами левой руки хват кончиков пальцев правой руки; 4-и.п.

59.

И.п.: голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой. Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Темп медленный.

60.

Отработка сочетанных движений на уровне глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются движения глаз, описанные выше, в сочетании с фиксацией или движениями языка и челюсти:

  • - сильно сжатые челюсти;
  • - максимально открытый рот, язык спрятан; максимально открытый рот, максимально высунутый язык;
  • - движения языка направлены в ту же сторону, что и взор;

движения языка направлены в противоположную от взора сторону. ______________ _____

4-6 раз

Развитие осмысленной и выразительной моторики.

6-8-раз

Развитие способности

к переключению двигательных действий.

4-6 раз

фиксация

в крайних положениях от 3

до 7 секунд

Формирование автономных движений на уровне глаз.

4-6 раз

Устранение патологических телесных установок.

Формирование автономных движений на уровне лица.

Комплек

оо

61.

’’Цветы”

Упражнение выполняется под текстовое сопровождение.

И.п.: ладони сложены в виде бутона, боковые поверхности и подушечки пальцев крепко прижимаются друг к другу.

  • 1- "Наши алые цветы распускают лепестки”, пальцы и ладони медленно раскрываются, имитируя распускающийся цветок;
  • 2- "Ветерок чуть дышит, лепестки колышег", колебательные движения каждым пальцем отдельно;
  • 3- "Наши алые цветы закрывают лепестки", пальцы и боковые поверхности кисти соединяются, снова образуя бутон.

62.

”ПалЕ>чики поздоровались”

И.п.: руки вперед, пальцы разведены. Выполнять поочередное противопоставление большого пальца остальным.

63.

_

’’Орешек”

И.п.: стоя, в руках небольшой мяч.

1- сдавливание мяча в кистях, с вращением

в лучезапястных суставах; 2-перекаты мяча в кистях;

3- снова сдавливание мяча в кистях.

с№3

4-6 раз

Развитие:

- произвольности

и выразительности движений,

  • - умение ориентироваться на слово при построении движений,
  • - внимания.

Развитие способности

3-4 раза

к переключению двигательных действий.

Развитие способности

к переключению двигательных

4-6 раз

действий.

64.

"Слоники”

И.п.: губы вытянуты вперед.

  • 1- имитация всасывания воды хоботом при вдохе;
  • 2- имитация разбрызгивания воды при выдохе (воздух выпускается через сжатые зубы).

4 раза

Развитие мелких мышц лица и мимики.

65.

"Змеиный язычок".

Имитация длинного змеиного языка. Ребенок пытается высунуть язык как можно дальше, стараясь достать до подбородка.

6-8 раз

Развитие мелких мышц лица и мимики

Комплекс № 4

66.

"Пчелиный улей"

Упражнение выполняется под тестовое сопровождение.

И.п.: сжать пальцы в кулак- "Вот маленький улей, где спрятались пчелы, где их не видит никто";

  • 1- вращение в лучезапястных суставах - "рассмотреть улей";
  • 2- "Но вот появились пчелы из улья 1-2-3-4-5

з.. .з.. ,з.. .з.. .з", по одному разжать пальцы;

3- "Пчелы улетают", быстрые колебательные движения пальцами рук.

4 6 раз

Развитие:

- произвольности

и выразительности движений,

  • - умение ориентироваться на слово при построении движений,
  • - внимания.

Укрепление мышц кистей.

67.

"Засолка капусты"

Упражнение выполняется под текстовое сопровождение.

1- "Мы капусту рубим", резкие движения прямыми кистями вверх и вниз; 2- "Мы морковку мнем", пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя; 3- "Мы капусту солим", движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки; 4- "Мы капусту жмем", интенсивно сжимаются пальцы обеих рук в кулаки.

4-6 раз

Развитие:

произвольности

и выразительности движений, умение ориентироваться на слово при построении движений,

внимания,

- памяти.

Укрепление мышц кистей.

68.

’’Флюгер”

И.п.: кисти в ’’замок", локти соединены вместе.

1-поворот кистей вправо; 2-и.п.; 3-поворот кистей влево; 4-и.п.

4-6 раз

Развитие способности

к переключению двигательных действий.

Укрепление мелких мышц кисти

69.

’’Дудочка”

Воображаемую дудочку поднести к. губам, губы вытянуть вперед. Имитируя движения игры на дудочке, нажимать пальцами на воображаемые отверстия в ней и произносить звук "у—у—у".

20 секунд

Развитие:

  • - мелких мышц лица и мимики,
  • - артикуляции.

70.

’’Вкусное варенье”

Движения языком по верхней губе вправо, влево. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Упражнение вначале выполняется в одном направлении с движением глаз, затем с разных.

6-8 раз

Развитие мелких мышц лица и мимики.

Комплекс № 5

71.

’’Шарик”

Упражнение выполняется под текстовое

сопровождение: "Надуваем быстро шарик, он становиться большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел

- стал он тонкий и худой."

И.п.: пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

  • 1 -дуем на пальцы и они принимают форму шара;
  • 2- воздух "выходит",пальцы принимают и.п.

4-6 раз

Развитие:

произвольности

и выразительности движений, умение ориентироваться на слово при построении движений, внимания.

72.

’’Ножницы"

И.п.: руки вперед, пальцы разведены.

1-руки вперед скрестно правой над левой рукой, пальцы в кулак; 2-и.п.; 3-руки вперед скрестно левой над правой рукой, пальцы в кулак; 4-и.п.

73.

"Дерево"

Упражнение выполняется под текстовое

сопровождение. ”У дерева ствол, на стволе много веток, а листья на ветках зеленого цвета".

И.и.: руки подняты вверх и тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы растопырены.

Шевелить пальцами и кистями рук.

74.

"Почистим зубы"

И.п.: рот открыт, нижняя челюсть и губы неподвижны (в улыбке).

1-движения языком по внутренней стороне верхних зубов; 2- движения языком по наружной стороне верхних зубов; 3- движения языком по внутренней стороне нижних зубов; 2- движения языком по наружной стороне нижних зубов.

75.

Выражение на лице различных эмоциональных состояний.

Детям предлагается самостоятельно воспроизвести на лице радость, печаль, испуг, гнев, удивление, равнодушие, удовольствие и др. В дальнейшем для передачи состояний в упражнение включать жесты и позы.

Развитие:

- произвольности движений,

6-8 раз

- способности к переключению двигательных действий.

Развитие:

произвольности движений,

- способности к переключению

15-20 секунд

двигательных действий.

Развитие мелких мышц лица и мимики.

4-6 раз

??

Формирование умения передавать различные эмоциональные состояния.

4-5 состояний

СМ N)

Комплексы игровых упражнений

Комплекс № 1

76.

"Огонь и лед".

Дети выполняют упражнение стоя в кругу. По команде "Огонь" дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде "Лед" дети застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Команды чередуются.

4-6 раз

Развитие:

выразительности движений,

  • - коммуникативных навыков,
  • - умения ориентироваться на слово.

77.

"Зеркало"

Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением".

Развитие:

  • - зрительно-моторной координации,
  • - внимания,
  • - произвольности движений Развитие коммуникативных навыков.

78.

"Хлопки"

Дети свободно передвигаются по комнате, на один хлопок педагога каждый ребенок должен присесть на корточки, на два - сделать "ласточку", па три - встать с поднятыми вверх руками.

6-8 раз

Развитие внимания и способности к переключению двигательных действий. Преодоление двигательного стереотипа.

Комплекс N° 2

79.

"Росток".

Дети в кругу.

И.п.: сидя на корточках, голову нагнуть к коленям и обхватить их руками.

  • 1-медленно выпрямляются ноги; 2-ноги продолжаются выпрямляться и постепенно расслабляются руки висят, как "тряпочки"; 3- постепенно выпрямляется позвоночник;
  • 4- разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
  • 5- поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся

к солнышку. ____ ___

3-4 раза

Формирование дифференциации сенсорной информации от собственного тела.

Развитие выразительности движений.

80.

’’Тень”

Участники разбиваются на пары. Один из них будет ’’человеком”, а другой его "тенью”. Человек делает движения, а "тень” их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы ’’тень” двигалась в том же ритме.

Развитие зрительно-моторной координации, внимания и произвольности движений. Выполнение правил взаимодействия с другими детьми.

81.

"Четыре стихии”

Дети сидят (стоят) в кругу. Педагог договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля”, все должны опустить руки вниз и присесть, если слово "вода” -вытянуть руки и наклониться вперед, слово "воздух” поднять руки вверх и встать на носочки, слово "огонь" -произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах и повернуться кругом.

4-6 раз

Развитие внимания и способности к переключению двигательных действий.

Преодоление двигательного стереотипа.

Формирование способности ориентироваться на слово.

Комплекс № 3

82.

"Цветные автомобили”

Дети располагаются на одной стороне зала, они автомобили. Каждому дают цветной круг-руль (или кружок из картона). Педагог называет цвет и дети имеющие кружок соответствующего цвета, разбегаются по всей площадке в любом направлении. Они гудят, подражая автомобилю. Педагог называет другой цвет и дети второй группы также разбегаются. Через некоторое время дается команда "Стоп!", и дети возвращаются на место. Затем кружки меняют и задание повторяется.

1-2 минуты

Развитие:

  • - ориентировки в пространстве,
  • - памяти,
  • - внимания,
  • - умения различать цвета.

83.

’’Насос и надувная кукла”

Дети разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпушен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Другой - "накачивает” куклу воздухом с помощью "насоса” ритмично наклоняясь вперед и произнося звук "с-с-с" на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом; ее части распрямляются, выравниваются. Время окончания "накачивания" воздухом ребенок определяет по состоянию напряжения тела. После этого куклу "сдувают", воздух постепенно выходит и она "опадает". Смена ролей.

3-4 раза

Формирование дифференциации сенсорной информации от собственного тела.

Развитие выразительности движений.

Ощущение определенных свойств тела другого человека.

Расширение диапазона движений (непрерывные - прерывистые).

84.

’’Ритмический рисунок”

Педагог задает ритм. Ребенку предлагается сначала повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами. После освоения этих движений ритмический рисунок воспроизводится верхними и нижними конечностями одновременно.

6-8 раз

Развитие:

  • - чувства ритма,
  • - слухомоторной координации,
  • - памяти.

Комплекс № 4

85.

’’Изобрази фигуру”

Дети разбиваются на команды. Педагог' выдает команде фигуру, вырезанную из бумаги, и веревку, с помощью которой они должны изобразить эту фигуру на полу. Отмечается команда наиболее точно и быстро

изобразившая фигуру._____

2-3 фигуры

Развитие:

  • - зрительно-моторной координации,
  • - внимания,
  • - умения различать форму

предметов.________ ___________

  • 86.

’’Быстро в шеренгу”

И>рающие становятся в 2-3 шеренги лицом друг к другу. На сигнал ’’Беги!” все играющие разбегаются, кружатся в разные стороны, не наталкиваясь друг на друга. На сигнал "Быстро в шеренгу!" дети должны быстрее найти свое место в шеренге.

4-6 раз

Формирование пространственных представлений.

Развитие:

  • - ориентировки в пространстве
  • - внимания.

87.

Двигательный диктант (по шагам). Задание: один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180°, один шаг назад. Движения сначала воспроизводятся по командам педагога, а затем самостоятельное воспроизведение последовательности движений.

4-6 раз

Формирование пространственных представлений.

Развитие:

  • - способности выполнять задание по словесной инструкции,
  • - внимания,
  • - памяти.

Комплекс № 5

88.

’’Рыбки и водоросли”

Дети по команде педагога выполняют по очереди плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб с передвижением по залу, изображая рыб в воде.

6-8 раз

Формирование дифференциации сенсорной информации от собственного тела.

Развитие выразительности движений Расширение диапазона движений (быстрые - медленные).

89.

”У ребит порядок строгий”

Дети образуют два-три круга в разных сторонах зала и берутся за руки. На сигнал педагога дети разбегаются по залу, на другой сигнал - останавливаются и говорят речовку:

"У ребят порядок строгий,

Знают все свои места,

I1у, трубите веселее,

И скорее на места”, и все играющие быстро возвращаются в кружки, каждый должен найти свое место. Затем, дети меняются местами, и упражнение повторяется.

4-6 раз

Развитие:

  • - внимания,
  • - памяти,
  • - ориентировки в пространстве,
  • - чувства коллективизма.

90.

’’Найди свое место”

Дети строятся в 2-3 кружка, в центре каждого мелом нарисована цифра от 1 до 10. Детям предлагается запомнить цифру и место, где они стояли. По сигналу педагога "Беги!" дети разбегаются по залу. По сигналу "Найди свое место!” надо построиться около своей цифры.

3-4 раза

Развитие:

  • - элементарных математических представлений,
  • -? внимания,

памяти,

ориентировки в пространстве,

- чувства коллективизма.

Комплексы дыхательных и звуковых упражнений

Комплекс № 1

91.

’’Великан и карлик”

И.л.: сидя на полу, ноги скрестить, спина прямая. 1-руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох; 2-руки опустить вниз на пол перед собой, туловище при этом согнуть, сделать выдох.

4 раза

Развитие умения дышать правильно.

92.

’’Часы”

И.п.: сидя на полу, ноги скрестить, спина прямая.

  • 1- положить руки на затылок, со звуком "тик" выдохнуть и наклониться в левую сторону"
  • 2- выпрямиться, сделать вдох и произнести "так". То же в правую сторону.

4 раза

Развитие умения дышать правильно.

93.

’’Давай погреемся”

И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны. Быстрое скрещивание рук перед грудью, хлопая ладонями по плечам и произнося "у-х-х!".

8-10 раз

Развитие умения выполнять фиксированный выдох.

94.

’’Заблудился в лесу”

И.п.: о.с. Представить, что заблудился в лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе прокричать "а-у-у" с различными интонациями

6 раз

Укрепление мышц гортанноглоточного аппарата и мышц губ Развитие артикуляции.

95.

"Заводим машину”

И.п.: сидя на полу, ноги скрестить, спина прямая. Ребенок ставит пальчики на середину грудины вниз от вилочковой железы и делает вращательные движения со звуком "ж-ж-ж-ж".

5-6 раз по часовой стрелке, 5-6 раз против часовой стрелки

Массаж в области 1рудной клетки, воздействие на биоактивные точки грудного отдела.

Развитие артикуляции.

Комплекс № 2

96.

"Шарик”

И.п.: сидя на стуле или лежа, правая рука на животе.

Упражнение выполняется под текстовое сопровождение педагога:

'Так вот шарик надуваем’

Л рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул-выдыхаем,

наши мышцы расслабляем!".__________

6-8 раз

Обучение диафрагмальному дыханию.

97.

’’Летят гуси”.

Медленная, плавная ходьба, имитирующая полет.

  • 1- на вдохе "руки-крылья" поднимать;
  • 2- на выдохе опускать, произнося "г-у-у”.

8—10 раз

Развитие умения дышать правильно.

98.

’’Плаксы”.

Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха.

30-40 секунд

Развитие умения задерживать дыхание на вдохе.

99.

’’Ослик”.

Дети имитируют упрямого ослика, который остановился и не хочет идти дальше, и кричат "й-а, й-а".

8-10 раз

Укрепление связок гортани.

100.

’’Трактор”.

Воспроизведение звука мотора трактора. Меняя громкость и длительность произносить звуки "д-т-д-т".

15-20 секунд

Укрепление мышц языка.

Комплекс № 3

101.

’’Насос”

И.п.: о.с. 1-сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произнося звук "с-с-с"; 2-вернуться в и.п. Сделать то же в другую сторону.

6-8 раз

Развитие умения дышать правильно.

102.

И.п.: сидя, ноги сложены ступня к ступне, руки на коленях.

  • 1- на вдохе набрать полную грудь воздуха, выпрямить плечи, высоко поднять голову;
  • 2- на выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней.

6-8 раз

Развитие умения дышать правильно.

  • 103.

’’Полет в космос”

И.п.: сидя на полу, ноги скрестить, спина прямая, руки опущены .

1 - сделав глубокий вдох, на выдохе со звука "а-а-а" медленно поднимаются обе руки вверх и соединяются ладонями (дети стараются выдохнуть весь имеющийся воздух); 2-вернуться в и.п.

3-4 раза

Развитие умения задерживать дыхание на вдохе.

104.

’’Зевота”

И.н.: сидя на стуле, голова опущена, рот широко раскрыт. Не закрывая его, в слух произнести "о-о-хо-хо-о-о-о” и позевать.

6 раз

Укрепление мышц гортанноглоточного аппарата и мышц губ. Развитие артикуляции.

105.

’’Комарик”

Вдох свободный, на выдохе произносится звук ”з-з-з", различной громкости и темпа. Представить, что комар сел на руку, нос, ногу. Направить звук и взгляд в одно место. Пытаться поймать насекомое, хлопать руками там, где предполагается его местонахождение.

6-8 раз

Отработка согласованных движений глаз, языка, рук.

Комплексы корригирующих упражнений

Комплекс № 1

106.

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях

1- на вдохе прогибаем спину вверх с опорой на плечи и копчик; 2- на выдохе вернуться в и.п.

3-4 раза

Формирование и укрепление мышц брюшного пресса.

107.

И.п.: лежа на спине: изобразить всем телом букву "X". По диагонали, оттягивается пятка правой ноги и левая рука при этом левая нога и правая рука расслаблены. Затем то же выполняется по другой диагонали.

4 раза

Исправление дефектов осанки.

108.

’’Качели’’

Привести колени к груди и обхватить их руками.

Качаться на спине.

6-8 раз.

Формирование и укрепление мышц брюшного пресса.

109.

’’Роликовые коньки”

И.п.: сидя на стуле. Катать гимнастическую палку ногой, сильно нажимая, от носка к пятке..

8-10 раз

Коррекция положения стопы.

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

ПО

’’Погремушка”

И.п.: сидя на полу, упор сзади.

1-поднять пальцами ног погремушку и погреметь (можно заданный ритм); 2- вернуться в и.п.

6-8 раз

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени.

Комплекс № 2

111.

И.п.: лежа на животе обе руки согнуты в локтях, лоб лежит на ладонях.

  • 1-одновременно поднимают оба локтя; 2- возврат в и.п.; 3-поднимается голова вместе с локтями, при этом смотрят вверх; 4-возврат в и.п.;
  • 5-поднимаются обе ноги; 6- возврат в и.п.;
  • 7-поднимаются вместе голова с локтями и ноги, глаза смотрят вверх; 8- возврат в и.п.

4-6 раз

Формирование и укрепление мышц спины.

112.

’’Бревнышко”

И.п.: лежа на животе, руки вытянуты

вперед. 1-перевернуться на спину через правый бок; 2-вернуться в и.п.; 3— перевернуться на спину через левый бок; 4-вернуться в и.п.

6-8 раз

Формирование и укрепление мышц спины и боковых мышц туловища.

113

’’Гусеница”

И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч.

1- выпрямить руки и поднимая таз, выгнуть туловище вверх; 2-ноги "подходят" к рукам;3-руки двигаются вперед.

6-8 раз

Формирование и укрепление мышц, боковых мышц туловища и мышц брюшного пресса.

114.

"Солнышко”

И.п.; лежа на спине.

1-поднять ноги вверх, пыта ться пальчиками достать до солнышка; 2-вернуться в и.п.

6 раз

Коррекция положения стопы Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

115.

"Дирижер"

И.п.: лежа на спине. Захватить пальчиками ног палочки и дирижировать ими.

20-30 секунд

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени.

Комплекс № 3

116.

"Коромысло"

И.п.: стоя, ноги вместе. Руками на лопатках держится гимнастическая палка (коромысло). Ребенок предс тавляет, что он зачерпывает воду ведром

из колодца и несет ее домой.

  • 1-наклон в правую сторону; 2-наклон в левую сторону;
  • 3-легкой походкой с прямой спиной передвигается по залу.

4-6 раз

Формирование представления о правильной осанке.

Закрепление навыка правильной осанки.

117

И.п.: о.с. у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1-мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс; 2-вернуться в и.п.

6-8 раз

Формирование представления о правильной осанке у вертикальной плоскости.

...________________________________________________________________________________________________________________________1

118.

Ходьба с мешочком на голове - простая, с остановками, ускорением, перешагиванием предметов, поворотами на 90°, 180°, на носочках, в полуприседе и др.

1 минута

Формирование и закрепление навыков правильной осанки. Формирование координации движений.

119.

’’Рисунок”

И.п.: сидя на стуле. Пальцами ног захватить карандаш или палочку и рисовать на полу.

30-40 секунд

Коррекция положения стопы.

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

120.

’’Малыши читают”

Пальчиками ног рвать газету на части (чем мельче, тем лучше).

30-40 секунд

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

Комплекс № 4

121.

"Лодочка”

И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед. Одновременно поднять прямые руки и ноги и раскачиваться на животе.

15-20 секунд

Формирование и укрепление мышечного корсета.

122.

"Лежачие стрелки"

И.п.: лежа на животе. Дети маленькими мячами поочередно правой и левой рукой сбивают кегли расставленные на расстоянии Зм.

6-8 раз

Исправление дефектов осанки.

123.

”В дозоре”

И.п.: лежа на животе, голова на тыльной стороне кистей.

1-приподнять голову, повернуть вправо, правой рукой сделать козырек и вглядываться в даль; 2—вернуться

в и.п.; То же в левую сторону.

3-4 раза

Исправление дефектов осанки.

124.

И.п.: сидя на стуле. Захватывание пальцами ног мелких предметов (пуговиц-5штук) и перекладывание их. Вначале выбираются пуговицы красного цвета, затем желтого, зеленого, фиолетового, синего. То же пальцами стопы другой ноги.

2-3 раза

У крепление мышечно-связочного аппарата стоп.

125,

"Балерина"

И.п.: сидя на стуле , ноги поставить на пальчики.

Словно балерина шагать вперед, пока ноги полностью не встанут на всю ступню.

6-8 раз

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени.

Комплекс № 5

126.

"Кобра"

И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол.

1-медленно поднимая голову постепенно выпрямить руки и приоткрыть рот, приподнял, верхнюю часть туловища и прогнуть спину; 2-всрнуться в и.п.

4-6 раз

Формирование и укрепление мышц спины.

127.

И.п.: лежа на боку.

  • 1-поднять прямую ногу вверх, сохраняя равновесие;
  • 2 вернуться в и.п. то же на другом боку.

6-8 раз

Формирование и укрепление боковых мышц туловища.

128

"Жучок"

И.п.: лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим , что с ветки на землю упал жучок и оказался на спинке. Он пытается перевернуться на животик, чтобы уползти. Имитация барахтанья лапками в разные стороны, раскачивание на спине с боку на бок, попытка рывком перевернуться на бок, встать на локти и колени.

6 раз

Формирование и укрепление боковых мышц живота и мышц брюшного пресса.

129.

"Носильщик"

И.п.: сидя на полу, упор сзади.

1-поднять кубик (мешочек) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол; 2-всрнуть кубик в и.п.; 3-4 то же в левую сторону.

6-8 раз

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

130.

•’Шалаш”

И.п.: стоя, пятки вместе, носки врозь.

1- подняться на носочки и пяточками прочертив

в воздухе круг, встать, изобразив ногами “шалаш”;

2- вепнуться в и.п.

8-10 раз

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени.

Комплексы упражнений на расслабление

Комплекс № 1

131.

И.п. лечь на спину или встать прямо, глаза закрыты; выполнить 3- 4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. Затем напрячь все тело как можно сильнее, через 2-3 секунды напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (педагог называет поочередно части тела).

4-6 раз

Формирование умения расслаблять после напряжения и различать ощущения от собственного тела.

132.

"Потянулись -сломались"

И.п.: стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

1-тянемся, тянемся вверх, выше и выше...; 2-кисти “сломались”; 3-руки ’’сломались" в локтях; 4-в плечах, упали плечи; 5-повисла голова; 6- "сломались” в талии; 7-подогнулись колени; 8-упали на пол. Лежим расслабленно, удобно.

4-6 раз

Расслабление мышц рук.

  • 133.
  • 9

’’Гибкий прутик"

И.п.: сидя на пятках, руками взяться за пятки.

1-4 вдох, стать на колени, прогибаясь как можно больше в позвоночнике: 5-8 выдох, вернуться в и.п.

4-6 раз

Расслабление мышц туловища.

Комплекс № 2

134.

"Капают капли"

И.п.: стоя, руки подняты вверх. Произнося ’’кап-кап-кап”, дети опускают на 1-3 кисти, локти, полностью руки; 4-потрясти руками.

4-6 раз

Расслабление мышц верхних конечностей и верхнего плечевого пояса.

135.

"Клубочек"

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

1- поднять согнутые в коленях ноги, прижать их руками к груди, свернуться в клубочек, зафиксировать позу на 3-5 секунд; 2-вернуться в и.п.

3-4 раза

Расслабление мышц туловища.

136.

"Маятник"

И.п.: стоя с опорой, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Правой рукой опираемся на опору, левой ногой размахиваем с небольшой амплитудой вперед-назад (в сторону-вниз). Затем наоборот.

4-6 раз каждой ногой

Расслабление мышц нижних конечностей.

Комплекс № 3

137.

"Штанга"

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклонившись, поднять с пола гимнастическую палку (воображаемую штангу). Резко поднять руки с палкой вверх, зафиксировать положение на несколько секунд, резко опустить палку вниз.

4-6 раз

Расслабление мышц верхних конечностей и верхнего плечевого пояса.

138.

"Покачаемся”

И.п.: дети одинакового роста образуют пары, стоят, прислонившись друг к другу спинами, руки сцеплены и согнуты в локтях.

1-один ребенок сгибает ноги в коленях, наклоняется вперед и поднимает другого себе на спину, второй лежит неподвижно, расслабившись; 2-медленно возвращается в и.п. затем второй ребенок поднимает первого.

5-6 раз

Расслабление мышц туловища.

139.

"Пружинки”

И.п.: стоя, носки вверх, пятки прижаты к полу (представить себе, что ноги поставлены на пружинки и они отталкивают носки).

  • 1- прижать пружинки крепче к полу, ноги напряжены;
  • 2- перестали нажимать на пружинки, вернулись в и.п., расслабились.

6-8 раз

Расслабление мышц нижних конечностей.

Комплекс № 4

140.

"Часы”

И.п.: о.с. Представить, что становишься часами с маятниками. Произнося "тик-так",размахивать прямыми руками вперед-назад.

8-10 раз

Расслабление мышц верхних конечностей и верхнего плечевого пояса.

141.

"Взлет”

И.п.: стоя, руки внизу, ноги на ширине плеч.

1 -не сгибая ног наклониться вперед, голову тянуть вверх, руки за спиной вытягиваются вверх, словно крылья. Дети напрягаются, словно птицы, которые взлетают; 2' медленно вернуться в и.п.

4-6 раз

Расслабление мышц спины.

142.

"Намочили ноги"

И.п.: сидя, упор сзади, руки не отрываются от скамьи.

Поднимать по очереди ноги, "стряхивая" с них воду.

6-Х раз

Расслабление мышц нижних конечностей.

Комплекс № 5

143.

"Птичка в клетке, птичка на свободе"

И.п.: стоя, руки сложены ладошками пред грудью. 1-руки напряжены и с усилием двигаются влево -вправо; 2-руки поднимаются вверх и разъединившись в свободном падении опускаются.

6-8 раз

Расслабление мышц верхних конечностей и верхнего плечевого пояса.

144.

"Веселые качели"

И.п : стоя, взяться крепко за руки, стопы ног упираются носками друг в друга.

1-один из детей отклоняется назад и приседает на пол, другой удерживает равновесие; 2-второй тянет первого и тоже приседает.

6-8 раз

Расслабление мышц туловища.

145.

"Загораем"

И.п.: сидя на стуле, ноги опущены.

1-поднять ноги и держать их поднятыми 2-3 сек, будто подставили солнцу; 2-вернуться в и.п., расслабиться.

6-8 раз

Расслабление мышц нижних конечностей.

З.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ К КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Направленность воздействия:

  • 1. Закрепление и совершенствование основных движений и двигательных качеств.
  • 2. Развитие: умения координировать движения, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умения действовать по правилам.
  • 3. Воспитание личностных качеств: умения действовать в коллективе, чувства ответственности перед коллективом, дисциплинированности и выдержки, инициативы, воли к победе.
  • 4. Формирование представлений о явлениях окружающей жизни.

Продолжительность игры 3-5 минут.

Игры с бегом и ходьбой

1. "Быстро возьми"

Дети образуют круг и по сигналу педагога выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики), которых должно быть на один или два меньше. На сигнал: "Быстро возьми!" каждый играющий должен взять предмет и поднять над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза.

2. "Трамвай"

Дети стоят друг за другом, одной рукой держась за шнур, который помогает соблюдать между собой определенное расстояние. На конце шнура привязан колокольчик. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай трогается. По указанию педагога "трамвай" то ускоряет, то замедляет движение. По сигналу (звонок колокольчика) "трамвай" останавливается. Зазевавшиеся идут в конец шеренги. Игра кончается, когда все дети побывали "последними".

3. "Снежинки"

Группу детей делят на "снежинки" и "ветры"; ведущий "мороз". "Ветры" сидят на скамейке, "снежинки" разбегаются по всей площадке, "мороз" произносит: "Дуют ветры". "Ветры" начинают дуть вместе с "Морозом": "Шшш...ш". "Снежинки" встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на легкий бег, и кружатся по всему залу. "Мороз" говорит, обхватывая себя: "Мороз", при этом снежинки приседают, обхватывая колени руками, приговаривая : "Ахх-х-хх...", опуская при этом голову на грудь. "Мороз" произносит: "Подули ветерки, они легко дуют". Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком "фф.. .у.. .у". "Снежинки" плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. Игра повторяется, дети меняются ролями.

4. "Карусель с обручами"

Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и обруч товарища. Получается большой замкнутый круг. По сигналу "поехали!" все начинают двигаться шагом, по сигналу "Бегом!" все бегут. На слова "Тише, тише не спешите, карусель остановите!" - переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Педагог произносит: "Отдохнем!", все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны, подальше от лежащих обручей. Услышав сигнал "Карусель заводится!", все бегут к обручам, быстро берут их, и игра повторяется. Не успевший занять свое место не катается на "карусели", а стоит и ждет, когда будет новая посадка.

Игры с прыжками

5. "Удочка"

Играющие стоят в кругу, в центре - педагог. Он держит в рука веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек. Выигрывает тот, кто не задел ни разу за мешочек.

6. "Спрыгни в кружок"

Около "пня" (скамейки) чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с "пенька" в кружок. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать необходимо мягко, пружиня на носках.

7. "Пингвины"

Дети строятся в 2-3 колонны. У каждого играющего по одному мешочку. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен

49

мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берет мешочки в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Игры с ползанием и лазанием

8. "Котята и шенята"

Играющих делят на две группы: "котят" и "щенят"."Котята" находятся около гимнастической стенки, "щенята" на другой стороне зала за скамейками, в "будках". По сигналу педагога "котята" начинают бегать легко, мягко произнося "мяу". В ответ на это "щенята" лают: "ав-ав-ав!", перелезают через скамейки, на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. "Щенята" возвращаются в свои "будки". Игра повторяется 2-3 раза, после этого дети меняются ролями.

9. "Черепахи"

Дети ползают на животе, передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Дети-"черепахи" ползают по площадке под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным в "капкан" и выходит из игры.

10. "Пожарные на учении"

Дети строятся в 2-3 колонны лицом к гимнастической стенке - это "пожарные". Первые в колоннах стоят перед чертой (исходная линия) на расстоянии 4-5 м от гимнастической стенки. На каждом пролете стенки, на одинаковой высоте подвешивается колокольчик. По сигналу педагога дети, стоящие к колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т.д. В конце игры воспитатель отмечает ту колонну, дети которой быстрее справились с заданием.

Игры с бросанием и ловлей

11 ."Лови, бросай, упасть не давай"

Дети стоят по кругу на расстоянии 2 м друг от друга. В руках у одного из детей мяч. Ребенок с мячом говорит: "Лови, бросай, упасть не давай" и бросает мяч соседу, тот - другому и т.д. все в одну сторону. По сигналу водящего направление мяча меняется.

12. "Мяч, не падай!"

Дети разбиваются на две-три группы и располагаются стоя по кругу. Ударами о пол передают мяч, стоящему рядом. Выигрывает группа, которая дольше продержит мяч, не уронив его, или сделает больше передач за определенное время.

13. "Пушбол"

Дети разбиваются на две команды. Игра проводится с помощью воздушного шарика, который играющие перебрасывают через сетку (натянутую веревку) команде противника и не дают упасть на пол на своей стороне. Побеждает команда, которая за время проведения игры большее количество раз перебросила шарик противникам.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >