Достройка здания

Строительство здания Академии было закончено в 1776-1788 годах под руководством архитекторов Е.Т. Соколова и Ю.М. Фельтена, которые в основном придерживались проекта Кокоринова и Деламота. По сравнению с моделью несколько уменьшено количество декоративных элементов на главном фасаде и более строго исполнена отделка парадных помещений. Вестибюль и главная лестница, авторство проектов которых долгое время приписывались Фельтену, в своём осуществлённом виде очень близки к проектной модели.

Незаслуженно преувеличенная роль Фельтена в достройке здания теперь, после тщательного изучения архивных докуменов, пересмотрена. Он только официально возглавлял строительство, но главное бремя трудов переложил на своего помощника Соколова, под непосредственным руководством которого круглый зал и большие галереи по сторонам были отделаны скромно и просто.

На фото справа: здание Академии художеств. Нижний вестибюль. Современный вид

Впоследствии они несколько раз переделывались, и в настоящее время хранят следы вмешательства архитекторов К.А. Тона и А.И. Резанова. Церковный зал был закончен позднее всех других помещений и получил отделку в 1830-х годах по проекту К.А. Тона. Первоначальную архитектуру, задуманную Кокориновым и Деламотом, сохраняют только нижний круглый вестибюль и длинные коридоры. Все остальные помещения переделаны так или иначе.

Несмотря на сильно затянувшееся строительство здания, многие идеи его проекта оказали огромное воз-

160

достройка здания

Е.Т. Соколов.

Рабочий чертеж решения нижнего вестибюля здания Академии художеств. Конец 1770-х гг.

действие на русскую архитектуру. Так, Баженов заимствовал в модели Академии художеств идею трибун, окружающих двор, - для своего проекта Кремлевского дворца. Фельтен повторил некоторые детали той же модели во внешней и внутренней отделке Александровского института мещанских девиц в Петербурге. М.Ф. Казаков применил в Кремлёвском здании Сената принцип планировки Академии художеств, обратив парадные залы и канцелярии на лицевые фасады, а коридоры - в стороны малых служебных дворов.

Здание Академии заслуженно считается лучшим произведением архитектуры раннего классицизма в России. Более того, по своей идее, планировке, функциональному решению, характеру декоративной отделки это

И.А. Иванов.

Вид парадной лестницы в Академии художеств.

Х.,м. 1830

новаторское произведение. Что касается идеи общеакадемического форума, предложенной в проектной модели Академии, то она перекликается с новейшими проектами крупных учебных комплексов, в которых подобное открытое место для многолюдных собраний становится главной композиционной и организующей частью всего ансамбля.

достройка здания

163

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >