Административно-материальные и административно-процессуальные нормы

Административно-материальные нормы: понятия, виды

Отечественная правовая наука с большим запозданием освоила и уяснила простую истину: всякое правовое полномочие должно содержать и то, каким образом его исполнять, иначе оно окажется неисполненным. Марксово положение о том, что процесс есть форма жизни закона, относили лишь к уголовнопроцессуальному и гражданско-процессуальному праву. Об остальных отраслях долгое время и речи не заходило.

Приведем пример: в Конституции СССР 1977г. была норма (ст. 58) о праве обжалования в суде действий должностных лиц, без указания — как, в каком порядке ее реализовать. Так она и оставалась мертвой нормой на весь последующий период существования СССР. Причин такого положения много, и не последнее место среди них занимало нежелание, сопротивление руководства страны развитию демократических начал в управлении государственными делами, ведь процесс — это демократизм, это реальное осуществление гражданами своих прав.

Первые ростки обоснования всеобщности процессуальных норм показались в начале 60-х годов: появились работы о процессуальных нормах в конституционном праве, в административном праве, земельном праве и других отраслях права. В законодательстве наметился сдвиг в этом направлении, особенно заметным новшеством стало включение в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. полновесного раздела о производстве по делам об административных правонарушениях.

Перейдем к нормам административно-материальным — они определяют: что надо делать, чего нельзя делать, что можно делать или воздержаться по своему усмотрению, к примеру:

  • 1) по Конституции РФ Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;
  • 2) КоАП РФ содержит предписания, запрещающие совершать те или иные действия;
  • 3) право на получение высшего профессионального образования граждане реализуют по своему усмотрению.

Административно-процессуальные нормы: понятия и виды

Процессуальная правовая норма, в отличие от нормы материальной, определяет, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил материальная норма реализуется, как достигаются заключенные в ней цели.

Положение о процедурах реализации материальных норм носит универсальный, всеобщий характер, процедура, выражаясь по-соврсмснному, — это технология производства заложенных в материальной норме идей, требований, рекомендаций во всей сфере административно-правового регулирования.

Нормы административно-процессуальные регулируют отношения как позитивные (организация производства, хозяйства, социальной сферы), так и отношения, связанные с правонарушениями (дисциплинарными и административными).

В рамках процессуальных норм, обеспечивающих рассмотрение дел о правонарушениях или связанных с ними, можно обособить три административно-процессуальных института: нормы о порядке рассмотрения жалоб, заявлений и предложений, нормы о порядке привлечения к дисциплинарной ответственности (законодательство о государственной и других видах службы и иной деятельности), нормы о порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях (КоАП РФ).[1]

РАЗДЕЛ IL СУБЪЕКТЫ

  • [1] Продолжительному периоду развития административнопроцессуальных норм не стоит удивляться, таковы темпы российского правотворчества. Самый разительный пример: отмена крепостного права в России окончательно завершилась лишь в августе 1974 г., когда крестьянин получил, наконец, паспорт и с ним право свободного передвижения по стране. (См. постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677 «О паспортной системе в СССР».)
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >