Национальная идея и высшие ценности российского государства

Почему вопрос о высших ценностях государства увязывается с национальной идеей? Национальная идея рассматривается авторами как самая важная мысль, состояние индивидуального и массового сознания. О чем может быть эта мысль? Одной из значимых версий национальной идеи является мысль о стране, об Отечестве, о Родине, земле предков, своей цивилизационной, этнической, религиозной идентичности. Это мысль каждого, мысль всех. Вряд ли найдется что-то сопоставимое, столь же объединяющее множество различающихся граждан страны.

Конечно, это мысль о смысле жизни — своей и своей страны, о мессианской роли своей страны в мире. Конечно, это так. Идея «моя страна должна быть и должна быть всегда» с очевидностью является одной из центральных в жизни человека и его сообщества. А поскольку, как это во введении акцентировано, жизнеспособность страны определяется рядом вполне определенных обстоятельств, которые выражаются в том числе в виде человечески и общественно значимых ценностей, то самые из них значимые, называемые высшими ценностями, естественно увязываются с национальной идеей в авторском толковании. Так национальная идея и высшие ценности государства становятся в один смысловой ряд.

Исторически в рамках различных аксиологических школ сложились несколько подходов к определению источников происхождения ценностей. Они условно группируются в рамках трех направлений.

Первое связывает происхождение ценностей с установлениями Творца. Для второго они являются продуктом сознания. Третье направление выводит ценности из биологических потребностей человека. Во всех указанных случаях берутся отдельные уровни человеческого бытия. В результате такого фрагментирования человек обычно предстает ценностно деформированным. Предлагаемый авторами витальный подход (социальная система как живой организм) устраняет эту односторонность. Организм может и должен восприниматься как цельная система, включающая в себя все уровни его бытия.

1

Национальная идея. Постановка задачи. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.» 2009.

Как категориально отделить ценности от не-ценностей? Во введении уже говорилось, что в ряде случаев возможно «измерить» значимость той или иной ценности для жизнеспособности социальной системы. Первичным при этом является сам выбор аксиологических критериев. Для первого из вышеуказанных направлений критериальная шкала задается религиозными заповедями. В рамках второго подхода критерием являются внутренние рефлективные предпочтения самого человека (интенция по типу — «нравится»). В третьем случае критерием выступает императив прагматической полезности. Критерием же в витальном подходе является жизнь самого организма. Соответственно, ценностями будет считаться то, что сущностно повышает его жизнеспособность. Еще раз повторим, что это качество может измеряться, что объективизирует управленческие решения государства и общества.

Ценность в этом контексте, как и цель, это желаемые по каким-то причинам характеристики или состояния предмета человеческой деятельности.

Их можно выразить количественно, их поэтому можно мониторировать, ими можно управлять. Так прокладывается связь с активной деятельностью государственной власти и народа. Что за причины упомянуты в вышеприведенном определении? Это стремление к гармонии, справедливости, человечности, устойчивости, комфорту, жизнеспособности. В общем случае — это стремление к добру и жизни. Именно в этом смысле номинируются высшие ценности государства. Видно, что при такой постановке нет места эгоизму, теневым целеполаганиям, корысти и злу.

Количественный подход убирает вкусовщину и лукавство интереса локальных групп. Государство — одно для всех, а не только для сильного меньшинства, манипулирующего всем и вся. Государство — в контексте настоящей работы — это Родина, страна, а не сонм более или менее коррумпированных чиновников.

Вызовы в оппонирующих авторам аксиологических подходах требуют специального рассмотрения в рамках задачи определения национальной идеи России. Национальная идея является наиболее интегративным выражением высших ценностей государства, а потому методология выявления источников и ценностных генераторов имеет в применении к ней особое значение.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >