Католическая схоластика. Фома Аквинский

Жил в эпоху, когда Западная Европа была разбита на мелкие феодальные княжества. Католическая церковь выступала как единственная сила, объединявшая западноевропейский мир и сохранявшая подобие Западно-христианской цивилизации.

Фома Аквинский (1225-1274) Биография

Младший сын графа Ландольфа Аквинского, феодала, рыцаря короля Фридриха II. Воспитывался у бенедиктинцев. В 17 лет вступил в доминиканский орден против воли семьи. Учится в Париже (1245-1248 гг.) у великого Альберта фон Больштедта. В 1249-1251 гг. Фома следует за своим учителем в Кёльн и там преподаёт теологию. В 1254 г. он возвращается в Париж. С этого момента начинается его академическая деятельность.

За мягкость и лёгкость характера Фома получил прозвище «Ангельский доктор». В 1259 г. папа Урбан IV отозвал Фому в Рим. Аквинский преподаёт теологию, знакомится с трудами Аристотеля. По поручению римской курии участвует в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. 1269-1272 гг. - вновь Парижский университет. Здесь он становится известным теологом, включается в политическую борьбу. Словарь научных трудов Фомы Аквинского насчитывает 13.000.000 терминов. Умер в 1274 году, а в 1323 г. был причислен к лику святых.

Труды

Главное произведение - «Сумма теологий» (1266-1273 гг.), одна из её частей посвящена законам; «О правлении государей» (1265-1266 гг.); комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Основные произведения Аристотеля стали известны в Западной Европе в конце XII - начале XIII в., когда их перевели с арабского языка на латынь. Вместе с идеями Аристотеля европейские мыслители восприняли идеи арабских философов, особенно учение Аверроэса о «двойственной истине». Именно против этого учения («аверроэсизма») активно возражал Фома Аквинский.

Схоластика

От scholasicus - школьный, формальное знание, начётничество. В средние века обучение в главных университетах Европы основывалось на трёх пунктах: 1) Библия; 2) решения Вселенских соборов и 3) труды отцов Церкви, в особенности блаженного Августина. В 1150 г. знаменитый схоласт Пётр Ломбардский объединяет эти документы в единую монографию Сентенции. Все студенты христианского мира считали своим долгом начинать своё образование с изучения этого труда.

С помощью схоластики Фома Аквинский превращает теологию в совокупность упорядоченных понятий, логически связанных между собой. До него теология была индивидуальным поиском. Фома Аквинский превратил её в объективное знание, которое утверждало себя не только благодаря источникам, но и аналитическим методам, силлогизмам, дедукции.

Учение о законах

Закон определяется Фомой как общее правило для достижения конкретной цели. Этим правилом кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Фома Аквинский впервые систематизирует законы, осуществляет их классификацию на 4 вида:

  • 1) вечный;
  • 2) естественный;
  • 3) человеческий;
  • 4) божественный.

Трактовка законов

Вечным законом Фома называет божественный разум, управляющий миром. Этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода.

Человеческий закон - феодальное право как выражение требований естественного закона, подкрепленное принуждением (санкцией). Люди из-за грехопадения имеют извращенную волю. Её свобода сводится к возможности творить зло. Для незыблемости естественного закона нужно принуждать людей к добродетели силой и страхом наказания.

Божественный (откровенный закон) - Библия.

Суть системы права: Воля Божья

Предписания человеческого закона вытекают из воли и разума Бога. Нарушение феодального закона - тяжкий грех и влечёт наказание.

Учение о государственной власти

Позволило более тонко обосновать теократические теории. В государственной власти Фома Аквинский выделил три элемента: 1) сущность, 2) происхождение, 3) использование.

Сущность (от Бога)

Сущность власти, или порядок управления, установлен Богом. Ссылка на апостола Павла: «Существующие же власти от Бога установлены». Это не значит, что каждый правитель непосредственно Богом поставлен и Богом же освящается каждое его действие. Правитель способен стать узурпатором, тираном, безумцем. Почему? Да потому что как любой грешный, правитель наделён свободной волей, а значит и способностью делать зло.

Происхождение (от церкви)

Церковь выносит вердикт о законности происхождения и использования власти. При этом она не посягает на божественность власти. Потому что в спасении души лучше подчиняться церковной, а не светской власти. Фома считал, что духовная и светская власти «соединяются в лице папы, который стоит на вершине обеих властей».

Использование

Лучший способ использования государственной власти - издание законов. В правильных формах власти существует законность как господство справедливости. Потому признаётся общее благо. В неправильных (химерах) всё происходит наоборот.

В 1879 г. специальной энцикликой папы римского учение Фомы Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >