Введение

Цель планируемого учебного издания - доступно и подробно изложить студентам материал, касающийся сонатной формы: ее основных особенностей и внутренней структуры. Настоящее издание призвано способствовать закреплению представлений об одном из важнейших типов композиции в классической музыке XVIII-XX вв., формирующихся в ходе изучения соответствующего раздела программы в курсе анализа музыкальных произведений.

Обращение к учебному пособию очевидным образом сможет углубить и уточнить знания студентов об изучаемых сочинениях и тем самым способствовать более успешному прохождению не только курса анализа музыкальных произведений, но и музыкально-исторических дисциплин (истории зарубежной, русской музыки, современной музыки, практикума по истории музыки), а также музыкально-исполнительских дисциплин специального цикла (хорового дирижирования, основного и дополнительного инструмента).

Выбор для специального освещения раздела учебной программы, в котором рассматривается сонатная форма, обусловлен, прежде всего, тем, что данная форма является одной из самых распространенных в творчестве композиторов-классиков прошлого и настоящего времени. Между тем опыт преподавания курса анализа музыкальных произведений в педагогическом вузе показывает, что студенты не только недостаточно глубоко и не вполне точно, но часто в корне неверно представляют себе суть сонатной формы, не обладают практическими навыками ее анализа. Причин здесь несколько: во-первых, значительная внутренняя сложность сонатной формы - самой высокоразвитой среди одночастных форм европейской музыки; во-вторых, существенные отличия данной формы в творчестве композиторов разных стран и эпох, вытекающие из особенностей ее исторической эволюции; в-третьих, ошибочное понимание некоторых существенных моментов формы (в частности, столь типичное отождествление партии и темы), нередко закладывающееся в ДМШ и средних учебных специальных заведениях. Укажем также на сложные взаимоотношения теории и композиторской практики, вызывающие частые разногласия в трактовке композиции одного и того же произведения разными музыковедами (например, при объяснении сонатной формы в соответствующих главах учебников по анализу музыкальных произведений таких авторов, как И. В. Спосо-бин, П. Г. Козлов, А. А. Степанов, Ю. Н. Тюлин, Л. А. Мазель, Ю. Н. Холопов).

Содержание учебного пособия по анализу музыкальных произведений соответствует рабочей программе дисциплины «Анализ музыкальных произведений» и помогает студентам более глубоко освоить материал таких тем, как «Сонатная форма. Общие принципы формообразования», «Разновидности сонатной формы», «Эволюция сонатной формы в эпоху Нового времени», «Рондо-соната», «Циклические формы», а также связанных с данными темами понятий (сонат-ность, транспозиция, производный контраст, коренной контраст, партия, экспозиция, двойная экспозиция, сонатное аллегро, разработка, эпизод, реприза, зеркальная реприза, тонально-гармонический и тематический планы формы).

Помещаемый в учебном пособии материал необходим как для использования в учебном процессе, так и для самостоятельной работы студентов, значение и роль которой в освоении изучаемого материала на сегодняшний день все более возрастают. В связи с этим автор пособия счел целесообразным поместить образцы подробного аналитического разбора формы конкретного произведения - первых частей фортепианных сонат В. А. Моцарта (№ 14 до минор) и Л. в. Бетховена (№ 4 ми-бемоль мажор). Практическое освоение любой музыкальной формы предполагает слушание музыки по нотам, в ходе которого происходит более активное усвоение как общих композиционных закономерностей, так и их индивидуального преломления в сочинениях, предлагаемых для анализа.

Подготовка настоящего издания в значительной степени обусловлена небольшим количеством новых учебных и учебно-методических пособий по анализу музыкальных произведений для музыкально-педагогических вузов. Последнее из них вышло в 2003 году (М. Ш. Бонфельд. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки. В двух частях). Кроме того, довольно редко в учебных изданиях содержатся полные нотные тексты разбираемых произведений, обращение к которым позволяет получить целостное представление о форме, ее корреспондировании с общим художественным замыслом.

Материалу предлагаемого учебного пособия свойственна адаптивность как к традиционным способам преподавания (практическим занятиям), так и к новым образовательным технологиям - использованию ресурсов Интернета для поиска дополнительной информации об эпохе, авторе, анализируемом произведении, вариантах трактовки его формы. Материал учебного пособия может быть широко использован в тестах и других формах промежуточного контроля, предполагающих обращение к нотному тексту произведений.

Методико-практическая направленность пособия обуславливает:

  • а) наличие методических указаний, способствующих успешному освоению закономерностей сонатной формы в предлагаемых для анализа произведениях;
  • б) соответствие степени сложности и закономерностей музыкального языка анализируемых сочинений уровню профессиональной подготовки студентов, обучающихся в музыкально-педагогических вузах;
  • в) включение нотных примеров, значительно упрощающих восприятие нотного текста студентами, не имеющими подготовку в объеме средних специальных учебных заведений.

Учебное пособие планируется по дисциплине «Анализ музыкальных произведений», адресуется студентам направления «Педагогическое образование» (050100), профиля «Музыкальное образование».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >