СУЩНОСТЬ СОНАТНОЙ ФОРМЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Практически любая из типичных форм европейской профессиональной музыки - трехчастная, рондо, вариации и др. - опирается на два основополагающих параметра, позволяющих определить, что перед нами именно данная форма, а не какая-либо другая. Эти два параметра — гармония и тематизм. Ни в одной из других форм, кроме сонатной, соотношение гармонического и тематического параметров не является столь сложным и неоднозначным. Это соотношение здесь подвижно - меняется от начала формы к ее концу, и именно подвижность данного соотношения следует считать одной из внутренних основ формы.

Из нескольких имеющихся определений сонатной формы приведем одно, на наш взгляд, самое удачное, принадлежащее Л. Мазелю:

Сонатная форма - это репризная форма, в первом разделе которой содержится последовательность не менее чем ДВУХ тем в разных тональностях (главной и побочной), а в репризе темы повторяются в ином соотношении, чаще тонально сближаются.

Как видно из этого определения, обязательным для сонатной формы является существование только экспозиционного и репризного разделов, хотя в большинстве случаев имеется и так называемая разработка - раздел, где развиваются темы экспозиции; кроме них, могут быть вступление и кода (вступление чаще строится на самостоятельном материале, а кода - на материале сонатной формы). В сонатной форме венско-классического периода, т. е. в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. в. Бетховена, первая (главная) тема в экспозиции обычно звучит в основной, а вторая (побочная, т. е. неглавная, второстепенная) - в доминантовой тональности, в репризе же обе темы проводятся в тонике, в чем и заключается их тональное сближение. Главное отличие экспозиции от репризы — именно в транспозиции второй, побочной темы, которая в этом смысле более важна, чем главная (главная тема в репризе может быть пропущена, пропуск же побочной темы в репризе ставит под сомнение само существование сонатной формы).

Таким образом, первоначальная схема сонатной формы может иметь следующий вид:

(вступление) экспозиция (разработка) реприза (кода)

АВ А] В!

гл. тема побочн. тема гл.тема побочн. тема

Т D Т Т

I t

(транспозиция)

Указанный признак - транспозиция на расстоянии - является самым главным для сонатной формы, без которого эта форма не может существовать (в принципе, достаточным условием является транспозиция даже на темы, а лишь краткого каденционного мелодико-гармонического оборота). Само соотношение двух участков формы, двух фрагментов какого-либо одночастного произведения, из которых второй является транспозицией первого (чаще из побочной тональности в основную, хотя и не обязательно), называют сонатным соотношением. Если в произведении имеется такое соотношение, то говорят о чертах сонатности независимо от того, в какой форме произведение написано. Например, в двух менуэтах сонаты В. А. Моцарта для фортепиано ми-бемоль мажор KV 282 имеется сонатное соотношение, и форму обоих менуэтов можно определить как простую трехчастную с чертами сонатности.

Отметим еще одну деталь: если в некоторых формах особенности их структуры так или иначе отражены в названиях, то этого никак нельзя сказать про сонатную форму. Свое название эта форма получила после того, как прочно заняла место в сонатном цикле нового типа (т. е. венско-классическом, а не баховско-генделевском). Приходится признать, что название формы -сонатная - в общем-то случайное: данная форма одинаково часто встречается в симфониях, сонатах, трио, квартетах, концертах, увертюрах, и с таким же успехом она могла бы называться симфонической, квартетной и т. п.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >