РАЗНОВИДНОСТИ СОНАТНОЙ ФОРМЫ

К разновидностям сонатной формы относят сонатную форму без разработки, сонатную форму с заменой разработки эпизодом, сонатную форму с двойной экспозицией.

Сонатная форма без разработки — обычная форма, где разработка пропущена и после экспозиции сразу следует реприза. К ней может подводить небольшое связующее построение (связка).

Такая форма наиболее часто встречается либо в медленных частях сонат и симфоний, либо в оперных и балетных увертюрах.

Все темы в подобных случаях могут излагаться сжато, без развития, расширений и т. п. Связующая и заключительная партии могут отсутствовать, как, например, во вторых частях следующих сочинений Л. в. Бетховена: сонаты для фортепиано № 5, 17, симфонии №4. Среди увертюр следует указать увертюру к опере Дж. Россини «Севильский цирюльник», увертюру к опере

B. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», увертюру к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Сонатная форма с заменой разработки эпизодом встречается в отдельных пьесах, внутри циклических композиций. Замещающий разработку эпизод возникает на новом материале и излагается либо неустойчиво, либо в какой-либо замкнутой форме - простой трехчастной, вариационной и др. Примеры сонатной формы с заменой разработки эпизодом: фортепианная пьеса Ф. Листа «Погребальное шествие», финал концерта для фортепиано с оркестром № 1

C. В. Рахманинова. Интересны не столь частые случаи сонатной формы, содержащей и разработку, и эпизод. К ним относятся первая часть симфонии № 3 и финал фортепианной сонаты № 1 Л. в. Бетховена, первая часть симфонии № 45 И. Гайдна, первая часть симфонии № 7 Д. Шостаковича. В приведенных примерах в разработке развивается либо материал экспозиции, либо эпизод.

Сонатная форма с двойной экспозицией характерна для первых частей классических концертов. Здесь выстраиваются две разных экспозиции: первая -для оркестра, вторая - для солиста с оркестром. Отличия могут быть довольно существенны. При этом тональный план первой экспозиции развивается в сторону D, но вся экспозиция оканчивается в основной тональности; в завершении второй экспозиции традиционно закрепляется тональность побочной партии (как правило, D).

Темы в таких экспозициях могут менять функции. Например, в первой части концерта для фортепиано с оркестром ре минор В. А. Моцарта KV 466 побочная партия первой экспозиции становится связующей партией второй экспозиции. Возможно также использование в обеих экспозициях совершенно различных тем, которые каким-либо образом объединяются в общей репризе сонатной формы.

Еще одна важная черта сонатной формы с двойной экспозицией - наличие каденции (виртуозного фрагмента) солиста на основе тематического мате риала первой части, которая помещается внутри коды. Как известно, первоначально такие каденции импровизировались солистами-инструменталистами, позже стали записываться композиторами. Одним из первых полностью фиксировать каденции стал Бетховен. У композиторов-романтиков (приблизительно начиная с Мендельсона) сонатная форма с двойной экспозицией встречается довольно редко - как самый «классичный» из романтиков ее применяет Ф. Шопен (в обоих концертах для фортепиано с оркестром и концертом Allegro).

В произведениях композиторов XIX века каденция может возникать в любом разделе части (причем неоднократно). Так, в первой части концерта для фортепиано с оркестром № 1 П. И. Чайковского каденции появляются во вступлении, разработке и репризе (перед кодой).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >