ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ

Политический процесс

Понятие и основные характеристики политических процессов

Развитие взглядов на политический процесс связано с разработкой его макро- и микроизмерения.

Традиция анализа динамики политического процесса на макроуровне восходит к Античности. В работе Платона «Государство (IV в. до н.э.) дается характеристика последовательно сменяющих друг друга форм правления — тимократии, олигархии и демократии, которым противопоставляется идеальное государство — правление мудрецов-философов. В «Истории в 40 книгах» Полибия (XI в. до н.э.) исторический процесс рассматривается в виде замкнутых циклов смены государственных форм, воплощающих одно начало, которое вырождается в противоположность.

Микроуровневым исследованиям политического процесса в XX в. положили начало теории циркуляции (круговорота) элит В. Парето и групп интересов, или «заинтересованных групп» А. Бентли. Динамика политического процесса рассматривалась А. Бентли как борьба и взаимное давление социальных групп в соперничестве за государственную власть.

Преемник А. Бентли в разработке проблемы политического процесса исходя из концепции групп интересов Д. Трумэн рассматривал групповую динамику как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия.

Понятие «политический процесс» нередко отождествляется с политикой в целом (Р. Доуз), с функционированием политических систем (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд), поведенческими аспектами реализации субъектами политики своих интересов и целей (Г. Лассуэлл, Ч. Мэрриам), с конфликтными взаимодействиями (Р. Дарендорф, Л. Козер).

Понятие «политический процесс», отражающее динамический аспект политики, может быть интерпретировано как:

  • 1) ход развития политических явлений, событийная сторона политической жизни;
  • 2) совокупность видов политической деятельности субъектов, взаимоотношений между ними, складывающихся под воздействием внутренних и внешних факторов.

Характер и конкретное содержание политического процесса во многом определяются особенностями политической системы и существующего режима. Демократической системе соответствует тип политического процесса, отличающийся широким участием граждан в управлении государством, обеспечением основных прав и свобод личности. Тоталитарная система предполагает иной тип политического процесса, исключающий реальное политическое участие и свободу социального и политического выбора.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: субъект; объект — цель, которая должна быть достигнута; средства, методы, ресурсы и исполнители. Ресурсы могут быть материальными (скажем, наука, техника, финансы) и идеальными (скажем, настроения граждан, их идеология).

Политические процессы можно классифицировать на основании следующих критериев: сфера действия, продолжительность и значимость для общества, публичность протекания, устойчивость взаимодействия граждан и властных структур, та или иная логика взаимодействия акторов.

По сферам действия политические процессы разделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Содержание внутриполитических процессов зависит от формы правления и государственного устройства конкретных государств, характера господствующих режимов, качеств правящей элиты, типа лидерства и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны являются соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением. Внешнеполитические процессы определяются социально-экономической природой, интересами и целями государств, балансом сил в мире и конкретных регионах и другими факторами.

В зависимости от сроков протекания политические процессы различаются на длительные и сравнительно краткосрочные. Существуют продолжительные процессы, которые растягиваются на одно или несколько поколений, выступают как исторические (например, формирование централизованных государств, переход к демократическим формам правления). Другие политические процессы относительно непродолжительны (избирательные кампании, митинги, демонстрации, забастовки и пр.).

В зависимости от значимости для общества политические процессы можно разделить на базовые и периферийные. Базовые процессы — это разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований в политические реше ния, типичные приемы формирования политической элиты, способы обретения лидером легитимности и т.д. Периферийные процессы — это формирование различных политических ассоциаций (например, партий, групп давления, общественных движений), проведение выборов, создание новых структур управления и прочие процессы, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие способы осуществления власти. И базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру протекания, по ориентированности своих субъектов на соперничество или сотрудничество.

С точки зрения публичности протекания различают открытый и теневой политические процессы.

Открытый, явный процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, в использовании СМИ для обсуждения общественно значимых проблем, в учете общественного мнения, в контроле населения за подготовкой и принятием управленческих решений. Эти процессы характерны для демократических государств.

Теневой процесс — это скрытые действия государственных учреждений, особенно с секретными функциями (разведка, контрразведка и пр.), деятельность публично неоформленных институтов и центров власти, властные притязания граждан, не выраженные в форме обращений к органам государственного управления. Теневые процессы особенно свойственны государствам с недемократическими режимами.

С точки зрения устойчивости взаимодействия граждан и властных структур политические процессы можно разделить на стабильные и нестабильные.

Стабильный процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации поведения граждан, отработанными механизмами принятия политических решений. Как правило, такой процесс основывается на сформированной социальной структуре, достаточно высоком уровне жизни, эффективности господствующих в обществе культурных норм, легитимности режима. Государственная политика носит прагматический и неидеологизированный характер.

Политический процесс обычно нестабилен в условиях переживаемого обществом кризиса, утраты властью легитимности. Причины нестабильности могут быть разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных групп населения, осложнение международные отношений и т.д.

Нестабильность политического процесса наиболее ярко проявляется в резких колебаниях электоральных предпочтений, в активизации оппозиции, жесткой критике правительства. Постоянное оспаривание принимаемых властью решений снижает их эффективность. Ослабевает регулирующая роль моральных и правовых норм. Такое состояние может носить длительный характер, нередко соотносимый с жизнью целых поколений.

В настоящее время нестабильный политический процесс характерен для государств постсоветского пространства, где происходит радикальная смена форм собственности и общественного устройства.

В зависимости от доминирующей логики взаимодействия участников выделяют кооперативные, конкурентные и конфликтные политические процессы.

В ходе кооперативных процессов происходит объединение усилий различных политических сил для решения тех или иных проблем. К числу таких процессов могут быть отнесены создание партийных и правительственных коалиций. Проведение совместных акций, манифестаций и митингов. Кооперативным является и законодательный процесс, предполагающий поиск компромиссов, согласование мнений, позиций и взглядов.

Конкурентные процессы связаны с соперничеством между политическими акторами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на общество и право распоряжаться ресурсами. Разновидностью конкурентного процесса является электоральный процесс, в ходе которого осуществляется смена правящих элит и лидеров через волеизлияние населения.

Конфликты вызываются несовместимостью коренных интересов субъектов политики (индивидов, групп, партий, движений, государств) по поводу властных полномочий и ресурсов.

Выделение этих типов политического процесса достаточно условно ввиду отсутствия четких границ между ними и возможности переплетения друг с другом. Кооперативные взаимодействия часто сопровождаются конкуренцией, а стремление найти выход из конфликтов стимулирует их участников к кооперации.

Для многих политических процессов характерна цикличность, то есть повторяемость основных стадий взаимодействия субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс связан с избирательными циклами.

Циклы государственного управления может создавать деятельность правящих партий. Например, в СССР очередные съезды КПСС определяли задачи пятилеток, обусловливали ритм деятельности всех институтов власти.

В научной литературе различают следующие режимы протекания политического процесса.

Первый — это режим функционирования. Он не выводит политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. В этом случае политические процессы представляют собой простое воспроизводство структурами власти рутинных отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. При этом в поведении участников политических процессов традиции обладают неизменным приоритетом над новациями.

Второй режим протекания политических процессов — режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень, который позволяет адекватно реагировать на требования обстановки. Действие политической системы в этом режиме сопровождается ее усложнением, возрастающей способностью применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов граждан.

Своевременные ответы на вызовы времени позволяют развитым государствам приспосабливаться к меняющимся условиям, преодолевать кризисные явления, предотвращать конфронтацию.

Третья разновидность режима протекания политических процессов — режим упадка, распада системы. Центробежные тенденции преобладают над интеграцией, прогрессирует атомизация политических субъектов, которая приобретает необратимый характер. В результате власть теряет способность управлять обществом, утрачивает стабильность и легитимность.

Наглядными примерами режима упадка является судьба бывших тоталитарных стран, где были исчерпаны возможности управления обществом с использованием главным образом административных ресурсов.

В рамках управления политическим процессом можно выделить следующие наиболее значимые этапы.

Первый этап — осмысление групповых интересов институтами, принимающими политические решения. Артикуляция этих интересов осуществляется структурами электорального характера, партиями общественно-политическими движениями.

Второй этап — подготовка органами власти проекта решения, сопоставление его с альтернативными проектами и выбор оптимального.

Третий этап — принятие политического решения. Суть такого решения — в индивидуальном или коллективном определении целей политического действия и способов их достижения, в оценке существующей обстановки и тенденций его развития, в выборе стратегической и тактической линии поведения.

Четвертый этап — исполнение политических решений. Здесь многое зависит от умения властей добиться адекватного осуществления политических решений, подчинить им массовое поведение граждан, нейтрализовать влияние контртенденций.

В процессе реализации принятых решений должны учитываться: 1) возможность размывания и ослабления мотивирующей роли принятых решений на нижестоящих уровнях власти; 2) стремление различных структур приспособить эти решения к собственным полномочиям и интересам; 3) риск, связанный с возможными просчетами в выборе линии поведения.

Таким образом, политический процесс в любом обществе является многоуровневым и разнообразным по своим видам и решаемым задачам. По существу, в жизни каждой страны имеет место сложное, противоречивое переплетение различных политических процессов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >