Правила составления композиций

Законы композиции во интерьерном озеленении основаны на теории пропорциональности.

Пропорциональность показывает соотношение отдельных элементов композиции к размерам всей композиции и ее элементов.

Рис. 17. Композиция «венок» из свежих цветов

Гармоничного сочетания размеров, высот растений можно с помощью принципа «золотого сечения», который используется и в других видах искусств.

Правило золотого сечения было открыто древними греками, которые использовали соотношение частей тела человека как основу.

Применив эти соотношения впервые в греческих храмах, люди используют ее до сих пор в строительстве архитектурных объектов, произведениях живописи и даже во флористике.

Правило золотого сечения звучит так: меньшая часть относится к большей так, как большая относится к целому (рис. 18).

А : В = В : С,

где А — меньшая часть; В — большая; С — целое (А + В).


Рис. 18. Примеры применения правила золотого сечения


Чувство пропорции применимо к форме вазы, цвету и материалу, форме и размеру цветов и растений, стилю букета.

Например, цветы в высокой вазе будут гармонично смотреться если их высота в 1,5 раза больше ее ширины.

Растения со светлыми цветами и сухие цветы должны быть выше вазы в 2-3 раза.

В широких вазах небольшой высоты за основу берут диаметр вазы. Если ваза глубокая, то можно взять за основу глубину, тогда высота цветов будет в 3 раза больше.

При изготовлении венков с пустотой внутри основа превышает диаметр внутреннего круга в 1,5-2 раза. Диаметр внутреннего круга и толщина венка примерно равны.

При этом внутренняя часть светлая визуально кажется больше, необходимо это учитывать, чтобы венок был ие толстым, но и не слишком тонким. Цветы в венке не должны быть слишком велики, так как их роль второстепенная.

При перевязке букета 2/3 букета должно оставаться выше ленты, а 1/3 стеблей остаются внизу.

При составлении линейных и некоторых современных композиций иногда не используют правило золотого сечения.

Рис. 19. Симметричная композиция из цветов

Еще одним важным правилом в композиции является сочетание с фоном и обстановкой.

Имеет значение фактура стен и их цвет, например, пестрые обои плохо сочетаются с букетом одностороннего обзора, а белые или бежевые стены плохо сочетаются с композицией с бледными цветами.

В условиях выставки создают для каждой аранжировки такое окружение, в котором она будет наиболее эффектно смотреться.



Растения могут иметь разную текстуру. Разные текстуры позволяют придать композиции более разнообразное, яркое звучание.

Блестящее и матовое, бархатистое и глянцевое, пушистое и колючее, разнообразие растений может быть очень эффектно использовано в композиции.

Симметрия и асимметрия являются взаимоисключающими приемами композиции.

Симметричные композиции предполагают использование в них оси симметрии, проходящей через центр.

Основной мотив в симметричной композиции располагают на оси симметрии.

Симметрия может быть осевой или центральной.

Композиции, симметричные относительно центра обыкновенно имеют круглую форму (круглый букет и цветочные блюда, основы), у круга одна точка симметрии и бесконечное число осей симметрии, симметричных линий.

Композиции с осевой симметрией обычно имеют 1 или 2 оси симметрии (рис. 20).

Рис. 20. Композиция равносторонний треугольник (симметрия)

Симметричная композиция вызывает ощущения спокойствия, равновесия, торжественности.

Ассиметрия отличается отсутствием одинаковых размеров. Ассиметрич-ные композиции более естественны и дают большой простор для фантазии.

При этом составить красивую ассиметричную композицию сложнее.

Основная фигура в асимметричных композициях неравносторонний треугольник.

Асимметричная композиция более разнообразна, свободна. При ее составлении необходимо соблюдать ритм и принцип равновесия.

В асимметричной композиции чувствуется движение.

Важным принципом при составлении композиции является объемность.

В любой композиции из цветов должна быть видна высота, ширина и глубина.

Необходимо располагать цветы на разной высоте, что позволяет букету выглядеть объемнее и смотреться хорошо с разных точек зрения.

Если цветы расположить в одной плоскости, букет будет непривлекателен.

Но необходимо следить за сочетанием цветов, соблюдать ритм, чтобы не было слишком пестрого букета. Композиция должна быть собрана по цветам и ритму.

Ритм в композиции означает повтор определенных элементов, правильное чередование элементов, акцентированных и нет.

Акцентами выступают более крупные или яркие элементы.

Неакцентированные элементы более мелкие или приглушенного цвета.

В симметричных композициях ритм менее заметен, в ассиметричных — более выражен.

Для равновесия композиции в симметричных композициях должна быть точка симметрии, в ассиметричных — центр тяжести.

Равновесие композиции зависит от расположения основных масс, организации композиционного центра, фактуры материалов, пропорций и цветовых соотношений.

Уравновешивают работу путем распределения главных элементов, акцентов, соблюдения пропорций и подбора материалов.

Цветовая гамма влияет на равновесие композиции, смещает центр тяжести. Крупные цветы нельзя размещать сверху так же, как и темные.

Центр тяжести можно сделать формой цветка, хорошо подходят круглые формы; количеством цветов, в центре можно разместить большое количество цветов; величиной — самый крупный цветок в центре, цветом — темные, теплые или яркие цвета.

При центре тяжести, значительно смещенном в сторону, композиция может казаться неустойчивой, чтобы добиться равновесия можно дополнить выдвинутые элементы линией, веткой, корягой или плотным листом.

Рис. 21. Различные формы композиции:

  • 1 — круг; 2 — симметричный треугольник; 3 — овал;
  • 4 — асимметричный треугольник; 5 — свободная форма ассиметрия

Контраст в композиции означает противоречие, когда 2 или более элементов усиливают смысл противоречием, напряжением.

Контрасты форм, цвета и фактуры помогает быстро раскрыть тему, композиционный замысел.

В контрасте могут применяться растения с крупными и мелкими цветками, различие форм, различные формы характера цветов, формы движения, различные геометрические линии.

Большое количество контрастов недопустимо, оно разрушает композицию, вносит хаос.

Динамичность во флористике предполагает необходимость создания впечатления движения, стремительности.

Для создания динамичности применяют следующие хитрости:

  • - разного размера цветы расположены на разных уровнях;

  • - зелень должна различаться по размеру и формам;

  • - цветы должны быть на разных стадиях (бутоны и уже раскрывшиеся);

  • - цветы можно разместить внутри зелени и на ее фоне;

  • - использование изогнутых веток;

  • - прикрывать зеленью все или часть стеблей.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >