Основные понятия предмета «Информационные технологии в физической культуре и спорте»

Информатизация общества, а, следовательно, и многих сфер человеческой деятельности влечет за собой необходимость постоянного повышения профессионального уровня как отдельного человека, так и групп специалистов или целых коллективов в области владения информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Потребность большинства членов современного общества в познании и реализации возможностей этих технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня определяется еще и тем, что постоянно развивающиеся научные, производственные и образовательные технологии приобретают все богльшую зависимость от ИКТ, на базе которых они создаются и совершенствуются.

Активное внедрение средств современных ИКТ предполагает использование определенного понятийного аппарата, который можно считать устоявшимся. Рассмотрим ряд понятий и терминов, получивших в последние годы распространение в сфере информационных и коммуникационных технологий. При определении понятий будем опираться на разработки Института информатизации образования Российской академии образования (РАО) под руководством И. В. Роберт [70].

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровьссбсрстающих условиях.

Информационная технология (ИТ) — практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования и продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.

Средства информационных и коммуникационных технологий — программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации и информационного обмена, а также обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче и продуцированию информации и доступ к информационным ресурсам компьютерных (в том числе глобальной) сетей.

Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения — средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, которые обеспечивают реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.

Инструментальное программное средство — программное средство, предназначенное для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических, видео- или музыкальных включений.

Программно-педагогические средства (ППС) — программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мерс реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. ППС используются в учебно-воспитательном (учебно-тренировочном) процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения. Применение ППС ориентировано на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения (проблемно-ориентированные ППС), осуществление некоторой деятельности с объектной средой (объектно-ориентированные ППС) идеятельности в конкретной предметной среде (предметноориентированные ППС). Современные ППС реализуются на базе технологий мультимедиа.

Электронные учебные пособия — образовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее либо дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Этот термин используется как в рабочей документации, так и в официальных документах-рекомендациях по присвоению грифа Министерства образования и наук РФ.

Информационно-коммуникационная среда — совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя информационного ресурса с помощью интерактивных средств ИКТ, которые взаимодействуют с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

Информационно-коммуникационная предметная среда — совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.

Всемирная мультимедийная среда — World Wide web (www) — среда, которая позволяет средствами глобальной информационной сети (Интернет) осуществлять поиск и представление информации (текст, аудио- и видеоинформация, элементы технологии виртуальной реальности и др.) по выделенным словам и рисункам, а также обеспечивает легкий доступ к нужному ресурсу Всемирной сети Интернет.

Web-страница — отдельный документ в World Wide web. Веб-страница может содержать текст, графику, звуковое сопровождение, анимацию и другие мультимедийные объекты, а также гипертекстовые ссылки. Адрес вебстраницы определяется адресом URL.

URL-адрес (Uniform Resource Locator) — унифицированная форма записи адресов документов в сети Интернет. Правила записи адреса в этой форме таковы, что позволяют однозначно определить место нахождения любого документа. Адрес URL может состоять из четырех полей: имени протокола, имени компьютера, пути поиска документа на этом компьютере и ссылки на определенное место внутри документа.

Домашняя страница (Ноте Page) — основная веб-сграница, которая появляется первой при наличии соединения и запуске программы.

Информационное взаимодействие (ИВ) — деятельность, направленная на осуществление процесса передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио- и видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средствах ведения интерактивного диалога и обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, передачи и транслирования информации.

Информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН) в условиях использования средств ИКТ — деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, которая осуществляется субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), и обеспечивающая психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на развитие креативного (творческого) потенциала индивида, формирование системы знаний определенной предметной области, комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности, в том числе по изучению закономерностей предметной области.

Интерактивный диалог — взаимодействие пользователя и программы (программно-аппаратной системы), предполагающее обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями, использование более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов и др.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с электронно-вычислительной машиной (ЭВМ) отличается тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие программы, и, наоборот, реакция последней требует реакции пользователя.

Гипертекст (Hyper-Text) — технология обработки информации. Для этой технологии характерно следующее: в иерархическую базу данных помещаются участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами устанавливаются именованные связи; на экране дисплея помещается участок текста, в котором объекту соответствует визуальная пометка (специально выделенные в тексте слова и окна), содержащая информацию о данном объекте.

Гипермедиа технологии — технологии, аналогичные гипертекстовым технологиям, однако отличные от них тем, что переход осуществляется не только с текстовых данных на текстовые данные, но и с текстовых данных на другие данные — графические, звуковые, видео и т.д.

Технология мультимедиа — информационная технология, основанная на одновременном использовании различных средств представления информации и являющаяся совокупностью приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи и продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя и информационной системы, реализующей возможности мультимедийных операционных сред. В обучении технологию мультимедиа используют при создании и применении программных средств образовательного назначения. Компонентами таких программных средств являются статические и анимированные изображения, а также тексты и видеоинформация со звуковым сопровождением, которые создают информационно-предметную среду с большими образовательными возможностями. Характерной особенностью реализации мультимедийных образовательных продуктов является объединение всех их компонентов на одном материальном носителе, например на CD- или DVD-дискс.

Технология «Виртуальная реальность» (Virtual Reality) — технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедийных операционных сред иллюзию непосредственного «вхождения» и «присутствия» в реальном времени и в стереоскопически представленном экранном (виртуальном) мире с обеспечением тактильных ощущений при взаимодействии пользователя и объектов этого мира.

Технология телекоммуникации — совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки и транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая информация, аудио- и видеоинформация) с использованием современных средств связи, которые обеспечивают информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном уровне, в том числе в рамках сети Интернет.

Электронная почта (e-mail) сервис Интернета, позволяющий практически моментально передавать адресату, удаленному на сколь угодно большие расстояния, текст, графику, звук, видео- и программные продукты.

Электронные конференции (электронные доски объявлении) — сервис Интернета, предназначенный для коллективных текстовых коммуникаций (массового информирования, совместного обсуждения какой-либо темы).

Компьютерная визуализация учебной информации — наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого объекта или процесса (во всевозможных ракурсах, деталях, с демонстрацией внутренних взаимосвязей составных частей) в развитии, во временном и в пространственном движении.

Компьютерное моделирование — представление на экране ЭВМ-модели (математической, информационно-описательной, наглядной), адекватной оригиналу изучаемого, исследуемого объекта или модели процесса.

База данных (БД) — совокупность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в данной предметной области. БД обеспечивает использование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования, проектирования, исследования и управления. Функционирование БД обеспечивается системой управления базами данных (СУБД).

База знаний (БЗ) — организованная совокупность знаний, представленная в форме, допускающей автоматическое или автоматизированное использование этих знаний для решения заданного круга теоретических и практических задач на основе реализации возможностей средств информационных технологий.

Банк данных (БД) — совокупность всех массивов информации длительного хранения, как правило, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование.

Итак, в данном разделе представлен понятийный аппарат, связанный с информационными технологиями в сфере информатизации физкультурного образования. Естественно, мы не ставили задачу перечислить все термины и понятия, раскрывающие общие вопросы информатики, ЭВМ, используемых программных и аппаратных средств. С частью таких понятий и терминов студенты знакомятся при освоении курса «Информатика».

Некоторые понятия, связанные непосредственно с использованием информационных технологий в физической культуре и спорте, мы раскроем при описании конкретных программных и программно-педагогических средств, применяемых для решения профессиональных задач в области физической культуры и спорта.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >