Основные направления использования ИКТ в физической культуре и спорте

Основные направления использования ИКТ в физической культуре и спорте прежде всего связаны:

  • • с развитием личности и подготовкой будущих специалистов к комфортной жизни в условиях информационного общества;
  • • с реализацией социального заказа на специалистов в области физической культуры и спорта, обусловленного информатизацией сферы физической культуры и спорта;
  • • с интенсификацией всех уровней учебно-воспитательного и тренировочного процессов.

С учетом сказанного на сегодняшний день можно выделить следующие направления использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта [35, 37]:

  • 1. Система подготовки специалистов по физической культуре и спорту (бакалавриат, специалитет, магистратура).
  • 2. Спортивная тренировка.
  • 3. Организация и проведение спортивных соревнований.
  • 4. Оздоровительная физическая культура.
  • 5. Научно-исследовательская и методическая работа в сфере физической культуры и спорта.
  • 6. Диагностика функциональных систем спортсменов.
  • 7. Мониторинг физического состояния и здоровья занимающихся.
  • 8. Психодиагностика в спорте.
  • 9. Информационно-методическое обеспечение и управление учебно-воспитательным процессом в учебных заведениях и спортивных организациях.

Рассмотрим основные вопросы, связанные с указанными направлениями.

Информационные и коммуникационные технологии в организации учебного процесса

Использование ИКТ в учебном процессе на факультетах и в институтах физической культуры представляет определенный интерес, так как будущие специалисты могут оценить их преимущества и освоить методику их применения в своей профессиональной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий обучения позволяет осуществить: сообщение знаний, контроль (самоконтроль) за ходом их усвоения, демонстрацию иллюстративного материала как в статике, так и в динамике; сопоставление биомеханических характеристик двигательного действия, выполняемого спортсменом (учащимся, студентом), и указаний о дальнейшем обучении в зависимости от проявленных расхождений с эталоном исполнения (образцом); хранение информации в виде банков данных с конспектами занятий, документами планирования, карточек подвижных игр, списков литературы, обучающих и контролирующих программ, курсовых и дипломных работ, комплексов общеразвивающих упражнений; контроль, учет и анализ динамики физического развития детей (мониторинг); математико-статистическую обработку результатов исследований; моделирование педагогического процесса и т.п.

Новые информационные технологии обучения предусматривают: программно-методическое обеспечение студентов дидактическими материалами нового типа, наличие современных технических средств (дисплейных классов, обучающих систем на базе ЭВМ, мультимедийных проекторов, выхода в Интернет и т.д.), перераспределение функций управления познавательной деятельностью между преподавателями, студентами и компьютерами. Все это требует новых подходов к профессионально-педагогической подготовке сту-19

дентов. Во-первых, в процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся должны осознать преимущества современных информационных технологий обучения. Для этого необходимы банк дидактических материалов и квалифицированные преподаватели, умеющие создавать подобные материалы и использовать их в учебном процессе. Во-вторых, в процессе профессиональнопедагогической подготовки необходимо: ставить задачу, при решении которой студенты могли бы получать представление об основных направлениях применения ИКТ в учебно-тренировочном процессе, разрабатывать программно-педагогические средства и использовать их при освоении знаний и умений по циклу общепрофессиональных дисциплин.

Анализ литературы и опыта использования программно-педагогических средств обучения в институтах и на факультетах физической культуры по базовым и новым физкультурно-спортивным дисциплинам позволяет выделить контролирующие и обучающие мультимедийные программы, программы-тренажеры, демонстрационные материалы, экспертные системы, многофункциональные (многоцелевые) мультимедийные обучающие системы, курсы дистанционного обучения, цифровые учебные видео, базы данных образовательного назначения.

Определенный интерес представляют структура и функциональные возможности мультимедийных контролирующих и обучающих программ [15, 34, 36, 38, 42, 43, 44, 47, 74]. Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса: именно по его результатам можно судить об эффективности обучения. Преподаватель на основе данных контроля получает информацию о результатах своей работы (обратная связь) и при необходимости может внести в нее коррективы. Для обучаемого такие данные служат оценкой его работы.

Каждая контролирующая программа включает полный набор средств контроля: вопросы (задания), варианты ответов к каждому вопросу, коды правильных ответов (рис. 1.1).

Структура контролирующей программы

Рис. 1.1. Структура контролирующей программы

Непосредственное создание контролирующих программ на компьютере может осуществляться с использованием различных программных оболочек и инструментальных средств. В силу специфики отдельных спортивнопедагогических дисциплин можно выделить два основных типа таких программ [44].

Первый тип контролирующей программы позволяет создавать и использовать мультимедийные контролирующие программы практически по всем спортивно-педагогическим дисциплинам. Обычно мультимедийная контролирующая программа имеет титульный экран (см. рис. 1.2). На нем представлены основное содержание программы и инструкция, являющаяся руководством для пользователя, в котором дается методика работы с данной программой. Проверку знаний можно осуществлять как по отдельным разделам программы, например, можно проверить знания строевых упражнений, щелкнув по строке программы «Строевые упражнения», либо раздел «Общеразвивающие упражнения». Таким образом, можно производить рубежные контроли. Если необходимо оценить знания по всей дисциплине (итоговый контроль), то нужно выбрать пункт программы «Все разделы» Каждый раздел открывается щелчком мыши по соответствующей строке. В программе отражены основные разделы дисциплины, знание которых необходимо для организации учебной работы в школе.

После выбора необходимого раздела контроль знаний начинается с ввода персональных данных тестируемого студента (рис. 1.3).

Титульный экран контролирующей программы по гимнастике

Рис. 1.2. Титульный экран контролирующей программы по гимнастике

Окно для регистрации данных о студенте

Рис. 1.3. Окно для регистрации данных о студенте

По окончании ввода данных необходимо щелкнуть по кнопке Продолжить данного окна, что вызывает на экран первое задание. Задания могут иметь различную структуру: вопрос в виде текста и текстовые варианты ответов, вопрос, сопровождаемый графической иллюстрацией или видео и т.д. Экран с заданиями контролирующей программы при использовании графического и видеоматериала имеет следующий вид (рис. 1.4).

Основной экран контролирующей программы

Рис. 1.4. Основной экран контролирующей программы

Вопрос (задание) располагается в левой верхней части рабочего поля экрана, а варианты ответов — в левой нижней. Свой ответ необходимо вводить путем щелчка по одному из кружочков напротив одного из предлагаемых вариантов ответов.

В нижней части окна программы располагается панель управления процессом тестирования. Здесь в поле «Вопрос №» указываются порядковый номер текущего вопроса в текстовой анкете и после знака «/» общее количество вопросов. Чуть ниже, в поле «Время», демонстрируется оставшееся до автоматического завершения тестирования время в минутах и секундах. С помощью кнопок «Следующий», «Предыдущий», а также кнопок с номерами вопросов можно выбрать любой из вопросов тестовой анкеты и изменить уже отмеченный вариант ответа. Определенное место в контролирующих программах занимают вопросы и ответы в вербализованной форме, то есть в виде текста (рис. 1.5).

Экран с вопросом только в виде текста

Рис. 1.5. Экран с вопросом только в виде текста

Значительный интерес вызывает использование графического материала. В этом случае в качестве иллюстративного материала могут быть представлены различные рисунки (рис. 1.6), схемы (рис. 1.7) и кинограммы (рис. 1.8).

Экран с иллюстрацией в виде рисунка

Рис. 1.6. Экран с иллюстрацией в виде рисунка

Большими возможностями обладают видеофрагменты, связанные с использованием конкретных гимнастических упражнений (рис. 1.9), методикой обучения, страховки или организацией занимающихся на уроке (рис. 1.10).

Экран с иллюстрацией в виде схемы

Рис. 1.7. Экран с иллюстрацией в виде схемы

Экран с иллюстрацией в виде кинограммы

Рис. 1.8. Экран с иллюстрацией в виде кинограммы

Экран с видео-иллюстрацией техники выполнения прыжка

Рис. 1.9. Экран с видео-иллюстрацией техники выполнения прыжка

Экран с видео с поточной организацией учащихся

Рис. 1.10. Экран с видео с поточной организацией учащихся

В случае, если требуется определить правильный ответ из определенного количества иллюстративного материала или видеофрагментов, используется раскрывающийся список, в котором можно последовательно выбрать и просмотреть предлагаемые варианты ответов.

Графический материал в этом случае обозначается как «рис.», видеоматериал как «видео». Видеосюжеты располагаются в верхнем окошке раскрывающегося списка, рисунки — в нижнем. С помощью щелчка по треугольнику (’’’), расположенному в правой части окна раскрывающегося списка, можно открыть номера иллюстративного материала и, выбрав соответствующий, просмотреть. После просмотра всех вариантов следует ввести свой ответ в компьютер. При использовании видео можно неоднократно просмотреть видеоклип, применять стоп-кадр, выполнять покадровое передвижение вперед или назад, пользуясь соответствующими кнопками видеопроигрывателя (рис. 1.11).

Экран с возможностью просмотра различных видеосюжетов

Рис. 1.11. Экран с возможностью просмотра различных видеосюжетов

Завершение тестирования производится щелчком по кнопке «Сдать билет» или по истечении заданного времени. Если студент нажал кнопку «Сдать билет», не ответив на все вопросы, то сначала появится окно на рис. 1.12, а после щелчка по кнопке ОК проверка знаний продолжится. В случае истечения времени, отведенного для тестирования, по всем вопросам, на которые студент не успел указать ответ, считается, что ответ дан, но он неверный.

По завершении тестирования появляется окно с сообщением о результатах контроля и возможных вариантах дальнейших действий (рис. 1.13).

Окно информации о вопросах без выбранного ответа

Рис. 1.12. Окно информации о вопросах без выбранного ответа

Окно с результатами тестирования

Рис. 1.13. Окно с результатами тестирования

Результаты тестирования фиксируются в текстовом файла report.txt (рис. 1.14, которые можно распечатать, провести анализ для последующей коррекции программы и т. п.

Экран с результатами тестирования в папке report.txt

Рис. 1.14. Экран с результатами тестирования в папке report.txt

Подобные мультимедийные контролирующие программы позволяют проводить контроль знаний как по отдельным разделам курса, так и по спортивнопедагогическим дисциплинам в целом, использовать полученные результаты в балльно-рейтинговой системе оценки успешности обучения.

Второй тип контролирующей программы связан с умением оценивать упражнения, выполняемые на соревнованиях, в которых основную роль играют экспертные оценки (спортивная и художественная гимнастика, спортивная аэробика, фигурное катание, единоборства, спортивные танцы и т.д.). Так, контролирующие программы по судейству упражнений гимнастического многоборья включают проверку знаний и умений выявлять и оценивать отдельные компоненты выполняемой комбинации (определение группы трудности, количества групп спецтребований, надбавок, базовой оценки, сбавок и, наконец, окончательной оценки, требующей от студентов/судей интегрированных знаний по всем разделам) (рис. 1.15). Задания программ этого типа в основном носят ситуативный характер, приближая их к реальной соревновательной деятельности.

Как известно, к одним из основных программно-педагогических средств, создаваемых и используемых на основе современных информационных технологий, относятся мультимедийные обучающие системы. По мнению Л. X. Зай-нутдиновой, электронное издание образовательного назначения должно содержать систематизированный текстовой, цифровой, графический, речевой, музыкальный, фото- и видеоматериал из некоторой научно-практической области [18]. Оно призвано обеспечить творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в конкретной области знаний за счет реализации дидактических треоовании адаптивности, интерактивности, реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, развития интеллектуального потенциала обучаемого, системности и структурнофункциональной связности представления учебного материала.

Титульный экран контролирующей программы по судейству упражнений гимнастического многоборья

Рис. 1.15. Титульный экран контролирующей программы по судейству упражнений гимнастического многоборья

В связи с этим тема создания различных учебных электронных изданий как на компакт-дисках, так и в сети Интернет не только привлекает внимание разработчиков, но и становится обсуждаемой и востребованной [1, 5-7, 20, 61, 72]. В последнее время наметилась тенденция к радикальному изменению двух важнейших составляющих процесса образования: технологии обучения и формы представления образовательной информации. Мультимедийные возможности современных программных систем в отображении информации значительно отличаются от привычных последовательных (линейных). Это отличие заключается нс только в возросшем количестве средств представления (текст, графика, анимация, видео, звук), но и в иной форме организации данных, обусловленной возможностями гипермедийных технологий.

Если в традиционном учебнике важнейшими структурными системами являются тексты, представляющие собой основной информационный материал (содержание образования и средство обучения), и внетекстовые компоненты, призванные облегчать понимание основного текста, организовывать его усвоение и т.д., то в случае электронного учебника ведущей становится система внетекстовых компонентов. Тексты в этом случае начинают играть вспомогательную роль, поясняют содержание внетекстовых компонентов. Поэтому в структуре электронного издания образовательного назначения особое значение приобретает подсистема аппарата организации усвоения. Она может включать такие структурные компоненты, как представление информационного материала, выполнение различных заданий по решению проблемных ситуаций, расчетных заданий, контрольных вопросов и т.п.

Электронному изданию образовательного назначения, как и носителю содержания образования традиционного учебного пособия, присуши определенные дидактические функции: информационная, трансформационная, систематизирующая, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, закрепления, самоконтроля и самообразования. Но, по мнению Л. X. Зай-нутдиновой [18], эти функции претерпевают значительные изменения.

Так, электронное издание образовательного назначения может обладать потенциальными возможностями усиления функций закрепления и контроля знаний, самообразования, трансформационной, структурно-систематизиру-ющей и интегрирующей функций. Кроме того, электронное издание характеризуется новыми дидактическими функциями, такими, как функции индивидуализации, интерактивности и адаптивности.

Мультимедийные обучающие системы призваны не только сохранять все достоинства традиционного учебного пособия, но и в полной мере реализовывать возможности современных информационных технологий. К таким возможностям относятся:

  • • наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (например, показ выполнения спортивного двигательного действия с разных сторон);
  • • одновременный показ нескольких спортсменов, выполняющих одно и то же движение для анализа ошибок и техники исполнения одного и того же движения разными спортсменами;
  • • показ процессов, обладающих очень малыми (покадровый просмотр) или очень большими временными характеристиками (выборка промежуточных кадров);
  • • компьютерное моделирование спортивных соревнований, различных двигательных действий и учебно-тренировочного процесса;
  • • аудиокомментарий автора учебного пособия, ведущих специалистов, тренеров, судей, спортсменов;
  • • организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);
  • • быстрое осуществление сложных статистических, биомеханических и других вычислений с представлением результатов в цифровом и графическом виде;
  • • оперативный контроль и самоконтроль знаний и умений при выполнении учащимися упражнений и тестов;
  • • автоматическое накопление статистических данных о ходе работы с пособием;
  • • возможность оперативного по сравнению с традиционными учебными пособиями изменения содержания (актуализация) электронного пособия.

Для примера рассмотрим структуру и функциональные возможности мультимедийной обучающей системы многоцелевого назначения по правилам и судейству соревнований по спортивной гимнастике по трем видам мужского гимнастического многоборья [411.

Структура программы определялась задачами, среди которых:

  • • представление в мультимедийном режиме основных разделов правил соревнований;
  • • создание базы данных соревновательных ситуаций, комбинаций, гимнастических элементов;
  • • моделирование компьютерных соревнований и их судейства;
  • • контроль и самоконтроль (тренаж) знаний и умений по правилам соревнований и основам судейства;
  • • определение компетентности судей на основе сравнения их результатов с данными экспертных оценок.

Разработанная программа включает следующие модули (блоки):

  • 1. Главная страница.
  • 2. Правила соревнований по спортивной гимнастике.
  • 3. Вольные упражнения — спецтребования и группы трудности.
  • 4. Конь-махи — спецтребования и группы трудности.
  • 5. Опорный прыжок.
  • 6. Проверка теоретических знаний.
  • 7. Проверка практических умений (моделирование судейства).
  • 8. Экспертная оценка.

На главной странице (в левой части экрана) представлены основные разделы обучающей программы, в правой части экрана на фоне выполняемой комбинации с музыкальным сопровождением даются выходные данные в виде движущихся титров (см. рис. 1.16).

В блоке «Правила соревнований» в мультимедийном режиме представлены правила соревнований, включающие общие положения о соревнованиях, сведения о судейской коллегии, судействе обязательных и произвольных упражнений гимнастического многоборья (вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, опорный прыжок, упражнения на брусьях, на перекладине). Правила представлены в иерархическом модульном виде (главы, параграфы, статьи). Открыть статью любого параграфа можно щелчком левой клавишей мыши по интересующему названию, подчеркнутому снизу. Для просмотра глав и параграфов, не видимых на экране, можно воспользоваться линейкой прокрутки. Статьи параграфов могут быть представлены в виде текстов, иметь графические комментарии в виде таблиц, графического материала или видеосюжета.

Главная страница обучающей программы

Рис. 1.16. Главная страница обучающей программы

Интерактивность в работе с обучающей программой достигается за счет использования функциональных зон и кнопок (рис. 1.17).

Определенный интерес у занимающихся по этому блоку вызывает раздел, посвященный анализу ошибок выполнения гимнастических упражнений.

Блоки «Спецтребования и группы трудностей» по таким видам гимнастического многоборья, как «Вольные упражнения, «Конь-махи» и «Опорные прыжки», направлены на освоение групп спецтребований и трудностей при выполнении упражнений на этих видах с привлечением значительного объема графического и видеоматериала, которое иллюстрирует выполнение унражнений, отнесенных к соответствующей группе трудности по каждой группе спецтребований. Для организации работы в этом блоке необходимо щелкнуть по названию этого блока, например, «Конь-махи — спецтребования и группы трудностей» (см. рис. 1.17), после чего откроется главная страница обучающей системы. Для просмотра упражнений в каждой группе спецтребований нужно щелкнуть по названию группы спецтребований, например, «Группа 1: одноножные махи». После этого откроется окно, в котором будут представлены все элементы данной группы спецтребований с указанием номера элемента и его соответствия группе трудности.

Функциональные зоны и кнопки

Рис. 1.17. Функциональные зоны и кнопки:

  • 1 строка меню системы; 2 — кнопка открытия файла системы (hrtf-файлы); 3 — кнопка вывода текстовой части на принтер; 4 — кнопка возврата на предыдущую страницу; 5 — кнопка перехода на следующую страницу; 6 — кнопка перехода на начальную страницу системы с любой текущей страницы; 7— основное информационное окно для вывода текстовой информации; 8— разделительная линия (может быть передвинута мышью); 9— окно для вывода графической информации и видеоинформации; 10— кнопки масштабирования видео (I х, 2 х и по размерам окна);
  • 11 управляющие кнопки видеопроигрывателя; 12 — полоса прокрутки видео; 13 — список рисунков, связанных с данной страницей; 14 — список видеофрагментов, связанных с данной страницей; 15 — стандартные кнопки Windows по управлению приложением

Чтобы увидеть, как выполняется тот или иной элемент, нужно щелкнуть по названию элемента левой клавишей мыши — появится новое окно, в котором в левой части экрана будет расположено название элемента, а в правой — его кинограмма (рис. 1.18).

Экран с кинограммой

Рис. 1.18. Экран с кинограммой

Кинограммами сопровождаются все элементы, а некоторые из них и видеосюжетами (рис. 1.19). В последнем случае можно посмотреть и кинограмму, и видео, предварительно выбрав в окне просмотра режим «Видео» (верхняя белая полоска с номером элемента, например, 1-1) или «Рис.» (нижняя белая полоска с возможностью раскрыть рисунок).

Экран с приведением видеосюжета

Рис. 1.19. Экран с приведением видеосюжета

Режим «Видео» дает возможность многократно просмотреть элемент, использовать стоп-кадр, медленный просмотр и т.п., для чего применяются кнопки видеопроигрывателя.

Основное назначение блока «Экспертная оценка» — показать на примере анализа пяти комбинаций, выполненных различными гимнастами в разное время, технологию судейства на основе новых правил и экспертных оценок по выявлению спецтребований, групп трудностей, величины надбавок, базовой оценки, величины сбавок за технику исполнения и выведения окончательной оценки. Переход в данный блок с главной страницы осуществляется щелчком левой клавишей мыши по строке «Экспертная оценка», после чего появляется окно с содержанием этого блока.

После щелчка по выбранной комбинации открывается окно для анализа (рис. 1.20). В правой части экрана демонстрируется видеокомбинация, которую с помощью кнопок управления видеопроигрывателя можно многократно просматривать, останавливать, «прокручивать» медленно, записывая основные показатели оценок.

Окно для анализа комбинаций

Рис. 1.20. Окно для анализа комбинаций

Демонстрация видсокомбинаций сопровождается аудиокомментариями групп трудности. Затем можно сравнить свои записи с данными экспертной оценки, приводимой в левой части экрана, где указываются, какие элементы и в каком количестве выполнены, к какой группе спецтребований и группе трудности они относятся, за какие элементы и какую надбавку предполагается дать. Также выявляются базовая оценка, величина сбавок с их обоснованием в каждом случае и определяется окончательная оценка.

Блок «Проверка теоретических знаний» связан с контролем знаний правил соревнований. Проверку (самопроверку) знаний правил соревнований можно осуществить путем открытия данного раздела на главной странице программы. После щелчка левой клавишей мыши по названию этого раздела появляется окно для ввода параметров тестирования (рис. 1.21).

Окно «Параметры тестирования»

Рис. 1.21. Окно «Параметры тестирования»

В этом окне можно задать количество вопросов, время теста, изменить порядок следования вопросов и ответов, ограничить количество воспроизведений и т.д.

Далее после нажатия ОК появится окно с вопросами (рис. 1.22). После решения всех вопросов откроется окно «Результат теста», которое отображает количество правильных и неправильных ответов, а также их процентное соотношение (рис. 1.23).

Экран с теоретическим заданием

Рис. 1.22. Экран с теоретическим заданием

Основной задачей блока «Проверка практических умений» является контроль знаний и умений, полученных при изучении первых блоков обучающей программы, также он может использоваться самостоятельно при аттестации су-34

дей, проверке знаний и умений студентов, тренеров, гимнастов. Содержание данного блока открывается после щелчка по названию «Проверка практических умений» на главной странице (см. рис. 1.16) — появляется экран, позволяющий осуществлять тестирование по отдельным бригадам судейства (D и Е) (рис. 1.24).

Экран с результатами тестирования

Рис. 1.23. Экран с результатами тестирования

800

1 - ' - ч L

Судейство бригады D

судейство бригады L

Рис. 1.24. Экран выбора судейства бригадами D и Е

В судейство бригады D входит расчет степени трудности комбинации согласно правилам соревнований. Поэтому появляются задания, связанные с умением выявлять трудность в различных комбинациях гимнастов (рис. 1.25). Количество комбинаций также можно задать в появившемся окне для определения параметров тестирования аналогично данным, представленным на рис. 1.21.

Пример задания для бригады D

Рис. 1.25. Пример задания для бригады D

После окончания тестирования появятся его результаты, которые будут отображены так же, как на рис. 1.23.

Раздел «Судейство бригады Е» включает в себя проверку знаний ошибок и техники исполнения упражнения. Содержание данного блока открывается так же, как и «Судейство бригады D». Появится окно с видсокомбинацисй, которую нужно оценить согласно правилам соревнований. С помощью кнопок «+» и «-» выбираем оценку бригады Е (ошибки, допущенные при исполнении), например, 9.0 и так все последующие (рис. 1.26). Задания на оценку практических умений носят интегрированный характер и позволяют не только проверить уровень теоретических знаний, но и оценить умение производить судейство конкретных упражнений и комбинаций, что приближает использование таких программ к естественным условиям соревновательной деятельности, вести тренаж и оценку как своих знаний и умений, так и производить аттестации судей на различных судейских семипарах.

Таким образом использование созданных программ позволяет осуществлять освоение теоретических сведений и контроль их результатов, изучать строение двигательных действий по виду спорта, производить тренаж по совершенствованию навыков судейства, вести статистическую обработку результатов контроля с сохранением их в базе данных, моделировать судейство. Мультимедийные системы дают возможность индивидуализировать процесс обучения, осуществлять автоматическую регистрацию результатов, обладают интерактивностью и позволяют значительно повысить качество усвоения знаний и умений.

Пример задания для бригады «Е»

Рис. 1.26. Пример задания для бригады «Е»

Опыт использования разработанных материалов на основе интеграции с существующими технологиями обучения показывает рост уровня знаний и умений, повышение активности и мотивации за счет личностно ориентированного характера учебной деятельности студентов [44].

Обучающие мультимедийные системы и электронные учебники в сфере физической культуры и спорта в последние годы уже начинают появляться и использоваться в учебно-тренировочном процессе различных вузов [7, 10, 23, 33, 42, 46, 68, 69].

В этом плане определенный интерес с точки зрения создания и функционирования представляет электронное учебное пособие, созданное на материале преподавания физической культуры для студентов вузов [7]. В основу разработки электронного учебного пособия положены теория и технология системы комплексов автоматизированных дидактических средств (КАДИС), разработанной и развиваемой в Центре новых информационных технологий Самарского государственного аэрокосмического университета (ЦНИТ СГАУ) [7].

Электронное учебное пособие «Основы физического воспитания студентов» (рис. 1.27) содержит теоретический и методический материал и набор контрольных вопросов для освоения и закрепления учебного материала.

Теоретический и методический материал электронного пособия разбит на информационные блоки, в состав которых входят текстовые, графические, анимационные, аудио- и видеофрагменты. Экран монитора делится на два основных окна (рис. 1.28). В левом (более узком) окне размещается оглавление электронного пособия, а в правом — текстовый материал.

Титульная страница электронного учебного пособия

Рис. 1.27. Титульная страница электронного учебного пособия

Kjw Пр^гот». Иютмии tkm 2

Ь 1е«4нк*.]агчспг»<ви<»*сна:1п«-<г'л>ч»'а:йт«м

Рис. 1.28. Рабочее окно электронного учебного пособия

Навигация но электронному пособию осуществляется перемещением курсора мыши по оглавлению. При активизации пункта оглавления щелчком мыши в правом окне открывается текст соответствующего раздела. В тексте могут содержаться гиперссылки (выделенные цветом слова и словосочетания, графические иллюстрации, анимации, аудио- и видеоклипы, подключаемые программы и т.п.). Для закрепления изучаемого материала используются разделы электронного учебного пособия, в которых приводятся контрольные вопросы (см. рис. 1.29).

Следует иметь в виду, что версия рассмотренного электронного учебного пособия «Основы физического воспитания студентов» размещена в Интернете 38

на сайте ЦНИТ СГАУ технологий Самарского государственного аэрокосмического университета по адресу: http://cnit.ssau.ru.

Экран дня проверки усвоения учебного материала

Рис. 1.29. Экран дня проверки усвоения учебного материала

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы стратегической целью государственной политики в области образования является повышение уровня доступности качественного образования для всех категорий граждан. При этом обучающиеся получают возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную траекторию, в том числе, с использованием дистанционных образовательных ресурсов и технологий [39, 40, 47, 51, 54, 55, 56].

Решение вышеперечисленных задач особенно актуально для вузов физической культуры, главной из которых является обеспечение доступности и качества образования всем студентам-спортсменам, а также создание оптимальных условий для определения и реализации ими индивидуальных образовательных траекторий (вне зависимости от состояния здоровья спортсмена, формы обучения, территориальной разделенности от преподавателя и учебного заведения). Длительная территориальная разделенность студента-спортсмена от учебного заведения (в связи с организацией спортивных сборов, тренировок и соревнований) определяет острую необходимость активного использования дистанционного обучения наряду с традиционными, очными и частично заочными формами обучения. Сегодня необходима разработка специальной методики обучения, учитывающей возможности оптимального использования как традиционных, так и дистанционных форм, методов и средств обучения. В этой связи в последние годы формы дистанционного обучения вызывают значительный интерес в системе подготовки и переподготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Появившееся в конце XX века, дистанционное обучение к началу XXI века стало одним из наиболее перспективных и эффективных систем подготовки специалистов в различных областях знаний. В последние годы в Европе, а затем в России распространился термин E-learning, который означает процесс дистанционного обучения в электронной форме, осуществляемый через сеть «Интернет» с использованием различных систем электронного обучения.

Программное обеспечение (ПО) для дистанционного обучения представлено на рынке как простыми HTML-страницами, так и сложными платформами с широкими функциональными возможностями, в том числе, это системы управления обучением (Learning management system, или LMS) и системы управления учебным контентом, используемым в корпоративных сетях (Learning Content Management System, или LCMS). Главное требование, предъявляемое к средству организации электронного обучения, — возможность одновременно организовать управление учебным процессом и контроль уровня получаемых знаний. Выбор ПО для дистанционного обучения осуществляется в соответствии с конкретными требованиями, целями и задачами, поставленными заказчиком (или покупателем). При этом основными критериями выбора программных средств для E-learning являются:

  • 1. Функциональность. Подразумевает наличие у платформы необходимых опций, в числе которых чаты, форумы, управление курсами, анализ активности обучаемых и т.п.
  • 2. Стабильность, то есть степень устойчивости работы при различных режимах работы и нагрузке в зависимости от степени активности пользователей.
  • 3. Удобство использования — один из важнейших параметров, влияющий па качество учебного процесса.
  • 4. Удобство и простота администрирования и обновления контента.
  • 5. Стоимость — складывается из стоимости покупки платформы и дальнейшего сопровождения.
  • 6. Модульность. Обучающий курс может состоять из нескольких микромодулей (блоков) учебного материала, которые при необходимости могут входить в состав иных курсов.
  • 7. Масштабируемость. Система должна быть гибкой и способной расширяться как в связи с приростом количества обучаемых, так и путем добавления новых программ и курсов.

8. Стопроцентная мультимедийное™,. Технические возможности системы должны предоставлять возможность использования в качестве инструментов обучения не только текстовые и графические файлы, а также видео-, аудиосистемы, flash-анимацию, ЗО-графику и т.н.

Круг основных разработчиков платформ для E-learning небольшой. Лидерами западного рынка традиционно являются компании IBM, Saba Software, Adobe Systems Incorporated, Docent, WBTSystems. Среди российских разработчиков выделяются компании VVebSoft, «ГиперМетод», НИЦ АСКБ и др. В зависимости от назначения платформы для организации дистанционного обучения можно условно разделить:

  • • на коробочные сервисы (в них есть как бесплатные, так и платные готовые решения);
  • • на SaaS-сервисы с установленной арендной платой за их использование;
  • • на платформы для проведения различных вебинаров и конференций.

Приведем краткие характеристики платформ для дистанционного обучения, наиболее часто используемых для организации учебного процесса в рус-скоговорящем сегменте интернета.

WebTutor. Одна из наиболее популярных платформ дистанционного обучения российского разработчика — компании WebSoft. Состоит из нескольких модулей:

  • • модуля управления дистанционным обучением (с встроенным редактором учебных курсов, интерактивных упражнений и тестов/контрольных вопросов);
  • • модуля управления учебным порталом (имеет редактор информационных материалов, хранилище организационной структуры, управляет и модерирует форумы);
  • • шлюза для обмена с информацией с другими системами (возможность загрузки данных из систем учета персонала, интеграция с другими платформами, экспорт данных в хранилище и пр.).

Преимуществами платформы WebTutor являются наличие готовых курсов, масштабируемость, поддержка формата SCORM, позволяющая обеспечить совместимость компонентов и их многократное использование в различных учебных курсах.

К недостаткам пользователи относят не очень удобный интерфейс, слабую кастомизацию сервиса, необходимость докупать дополнительные модули (например, базовая версия не содержит модуль для проведения онлайн-конференций, а является отдельной услугой).

Прометей. Еще одна разработка российских специалистов. Представляет собой готовый (коробочный) продукт или (по желанию заказчика) разработку системы обучения под нужды конкретного заказчика, реализуемую по системе Saas. Система имеет модульную архитектуру, поэтому предоставляет хорошие возможности для расширения и модернизации продукта. Количество базовых модулей достаточно велико.

Основными из них являются:

  • • типовой всб-узсл, представляющий собой набор HTML-страниц с информацией об учебном центре, курсах, дисциплинах и тьюторах:
  • • АРМ «Администратор». С этого модуля администратор выполняет управление системой, предоставляет права доступа, регистрирует новых тьюторов и т.д.;
  • • АРМ «Организатор». Формирует группы обучающихся, регистрирует слушателей, контролирует оплату обучения, осуществляет рассылку учебных материалов;
  • • АРМ «Тьютор». Обеспечивает консультирование обучающихся, контролирует успеваемость, осуществляет проведение тестирований, проставление оценок и направление отчета об успеваемости слушателя его непосредственному руководителю;
  • • АРМ «Слушатель». Обеспечивает обучающегося всеми учебными материалами, организует процесс выполнения лабораторных работ, сдачи тестов, работы над ошибками.

Существуют также модули «Трекинг» (для контроля и создания отчета о тех, кто читал или просматривал курсы), «Курс» (обеспечивает доступ слушателей к курсам), «Регистрация», «Тест», «Дизайнер тестов», «Учет», «Отчеты», «Дизайнер курсов».

Платформа успешно внедрена в крупнейших вузах России (МЭСИ, МАИ, МГТУ им. Баумана и пр.)

К недостаткам платформы можно отнести привязку к продуктам Microsoft и недостаточную масштабируемость.

IBM Lotus Workplace Collaborative Learning (LWCL). Разработка компании IBM. Представляет собой универсальную, надежную, гибкую и легко масштабируемую платформу для организации традиционного дистанционного электронного обучения, управления учебными ресурсами и материалами. Может использоваться как для профессионального обучения и повышения квалификации в крупных компаниях и холдингах, так и в учебных заведениях.

Ее возможности:

  • • управление учебным процессом (причем как традиционным, так и дистанционным и смешанным);
  • • создание календарей и составление расписаний учебных занятий;
  • • создание и импорт учебных материалов, управление каталогом курсов;
  • • составление и отслеживание программ обучения;
  • • отслеживание результатов обучения и тестирования;
  • • ведение дискуссий и обмен сообщениями.

К недостаткам системы можно отнести привязку к решениям IBM и ограниченную русскоязычную локализацию.

Shareknowledge. Разработка компании Competentum. Представляет собой бесплатное коробочное решение. Основное преимущество — возможность самостоятельной организации всего цикла дистанционного обучения, от разработки курсов, и подготовки и проведения до управления занятиями и контроля уровня знаний слушателей. В качестве учебных материалов могут использоваться любые текстовые и мульмедийные файлы, а также электронные курсы, отвечающие требованиям SCORM. Инструкторы имеют возможность выдавать обучающимся задания с фиксацией времени выдачи, начала и окончании выполнения задания и пр. Оценка знаний учащихся осуществляется при помощи электронных тестов.

Moodle. Разработка австралийских программистов стала самой популярной и массово используемой в мире, в том числе России, готовой платформой для LMS. Пользователями системы являются более 18 млн человек, а количество созданных с ее помощью курсов приближается к 2 млн. Представляет собой готовое коробочное решение, полностью бесплатное, которое можно свободно скачать в сети Интернет.

Возможности платформы:

  • • учет учащихся, возможности их персонализации и разграничения прав доступа к учебным материалам;
  • • создание и проведение онлайн-курсов;
  • • ведение отчетности и статистики по обучению;
  • • контроль и оценка уровня знаний;
  • • анкетирование и создание опросов;
  • • интеграция с другими информационными системами.

Основные преимущества платформы Moodle:

  • 1) доступность;
  • 2) простота использования;
  • 3) высокая производительность;
  • 4) возможность адаптации под конкретные нужды, поскольку платформа распространяется в открытом исходном коде;
  • 5) простота инсталляции и обновления.

Некоторые недостатки:

  • 1) отсутствие понятия семестра в базовой версии системы и. как следствие, возможности составить итоговую ведомость по всем дисциплинам семестра;
  • 2) невозможность создания учебных групп по уровням, создание групп обучаемых возможно только внутри курса.

Вместе с тем среди бесплатных платформ для дистанционного обучения Moodle является наиболее удачным ПО, не уступающим по своим возможностям платным программам.

В Удмуртском государственном университете также используется учебная среда MOODLE — Modular Object-oriented Dynamic Learning Environment, что означает модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда.

Эта учебная среда используется по многим причинам:

  • • она современна;
  • • имеет модульную структуру, что позволяет гибко настраивать ее функциональность;
  • • переведена на более чем 70 языков, включая русский, и используется почти в 50 000 организациях из более чем 200 стран мира;
  • • над ее обновлением и модернизацией работают сотни профессиональных программистов всего мира;
  • • распространяется свободно через интернет и имеет открытые программные коды;
  • • удобна в использовании и быстро осваивается.

С 1 сентября 2016 года в УдГУ запущена новая, более современная и усовершенствованная версия системы электронного обучения, которая отличается:

  • • наличием мобильной версии;
  • • более дружелюбным интерфейсом пользователя;
  • • автоматическим обновлением профиля пользователя данными из ИИАС;
  • • для преподавателей: возможность переноса курса из старой системы в новую;
  • • для преподавателей: автоматическая запись студентов на курсы по ссылке в ИИАС.

В систему можно попасть по адресу с сайта http://distedu.ru/.

Отдельно следует отметить системы, предназначенные для краткосрочного дистанционного обучения в виде конференций, вебинаров и тренингов. Лучшими, по мнению большинства пользователей, в данном сегменте являются:

  • • платформы Webinar и Comdi от компании «Вебинар-Комди», позволяющие организовывать онлайн-конференции с числом участников до 500 человек;
  • • платформа iMind, разработка компании Mind Labs. Предназначена для проведения вебинаров и видсосовсщаний; «Виртуальный класс» от компании WebSoft (может использоваться в качестве дополнительного платного модуля для платформы WcbTutor);
  • • Acrobat Connect Pro, разработка компании Adobe Systems Incorporated. Предоставляет широкие возможности для проведения онлайн-конференций. Доступен в версиях Premium Basic (рассчитана на число участников до 5 человек и сохранение 10 документов в формате PDF) и Premium Plus (до 21 участника и без ограничений по загружаемым документам).

Следует отметить, что любая выбранная для организации дистанционного обучения платформа будет иметь свои достоинства и недостатки. Удобство использования платформы зависит от степени ее адаптации к потребностям и умения использовать все существующие возможности и функции системы.

С точки зрения обмена информацией сегодня большое значение имеют так называемые социальные сети. Социальная сеть (от англ, social networks) — это онлайн-сервис, сайт, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять информацию и др. Главные особенности социальных сетей: неограниченные возможности для обмена разнообразной информацией (текстовой, фото, видео; сервисы сообществ и микроблогов; возможность указывать место, отмечать фотографии и т.д.); индивидуальные профили с максимальным количеством личной информации (ФИО, вуз, место работы, фото и т.д.); добавление в «друзья» в первую очередь по принципу наличия реальной связи (друзья, знакомые, одноклассники-одногруппники, родственники и т.д.) и во вторую — по принципу схожести интересов (группы, сообщества и т.д.).

На данный момент существует множество различных подразделений на категории и типы социальных медиа, предложенных разными авторами, но универсальной, применимой во всем мировом сообществе просто не существует.

Но в то же время для сравнительного анализа представления о социальных медиа в России и за рубежом представим некоторую группировку подобных сетей в зависимости от функционала.

Социальные связи. Оставаться постоянно на связи со своими друзьями и родственниками — одна из самых замечательных черт социальных сетей такого типа. Наиболее популярные представители этой категории:

  • Twitter. Сервис, который позволяет делиться короткими заметками, мыслями и новостями с вашими подписчиками в режиме реального времени.
  • Facehook. Безоговорочно самая популярная социальная сеть мира, которая позволяет пользователям строить связи и делиться информацией с людьми и компаниями.
  • Google+. Это относительно новая, социальная сеть от гиганта интер-нет-индустрии, отличается тем, что позволяет создавать круги своих знакомств и делиться своими новостями, мыслями и записями только с теми, кому это будет интересно. Кроме того, данная сеть интегрирована во множество других онлайн-просктов компании Google.
  • Вконтакте. Российский аналог Facebook, который завоевал невероятную популярность среди русскоговорящего населения. Отличается простым и понятным интерфейсом.
  • Одноклассники. Социальная сеть стран СНГ, которой пользуются в основном люди старшего поколения. Здесь они могут найти своих старых знакомых, одноклассников, одногрупников, сослуживцев и т.д.
  • Linke din. Самая известная сеть деловых контактов.
  • Дейтинги (сайты для знакомств). OkCupid — популярная на Западе социальная сеть для знакомств; Loveplanet — портал для знакомств с крупнейшей базой анкет в СНГ.

Мультимедиа сети. Интернет позволяет свободно обмениваться различными файлами (видео, аудио, изображения). А социальные сети позволяют обмениваться этими файлами со своими друзьями, близкими и совсем с незнакомыми людьми. Поэтому выделяют отдельный тип социальных сетей, ориентированных на мультимедиа.

  • YouTube. Платформа, которая позволяет пользователям загружать собственные видео, обрабатывать их, следить за их статистикой и смотреть видео других участников. Самые шумные премьеры и популярные видео мира, обычно, набирают известность, начав свой путь с этой социальной сети.
  • Flickr. Мощная платформа для распространения изображений, как профессиональных, так и любительских. Множество инструментов работы с изображениями и возможность защиты авторских прав владельца изображения.
  • Picasa. Аналогично Flickr позволяет делиться фотографиями и изображениями со многими людьми. Так как этот сервис является собственностью Google, в нем есть функционал добавления тегов в Google+.
  • Instagram. Из приложения для фотосъемки мутировало в социальную сеть.
  • SoundCloud. Музыкальная социальная сеть. У пользователей сети есть возможность обмениваться музыкальными записями, треками, интересными звуками, плэйкастами и пр.

Социальные сети для коллективных обсуждений (Discussion forums). Сообщества, форумы, QAA-сервисы — одни из первых видов социальных медиа. К современным представителям данного вида можно отнести Quora, Reddit и Digg. В основе механики взаимодействие между пользователями лежит потребность в обмене знаниями.

Социальные сети по интересам (Interest-based networks). Самая востребованная возможность, которую предоставляют нам социальные сети, — это поиск единомышленников и людей со схожими интересами, например, Last.fm — сеть для меломанов, Goodreads — для любителей литературы.

Образовательные. Образовательные социальные сети служат для того, чтобы студенты могли сотрудничать друг с другом для ведения различных проектов, касающихся обучения, а также позволяют контактировать студентам преподавателям не в классных комнатах, а посредством блогов и форумов. Сейчас подобные образовательные сети набирают популярность во всем мире, чему служат следующие примеры подобного вида социальных платформ.

  • The Student Room. Британский веб-сайт, посвященный обучению, в котором есть стена для сообщений, тщательно модерируемая, и множество полезной информации, касающейся обучения.
  • The Math Forum. Большое международное сообщество, объединяющее любителей математических наук со всего мира. Есть возрастное разделение по группам.
  • ePALS School Blog. Международное сообщество студентов, объединяющее единомышленников, желающих установить мир во всем мире.

Академические. Если предыдущий вид сообществ был посвящен в основном студентам и их учебе, то это служит для того, чтобы ученые могли делиться своими изобретениями и привлекать в процесс исследования новых участников. Публикуя результаты своих работ, они вдохновляют других на дальнейшие разработки и усовершенствования. Таким образом, идет постоянный обмен знаниями и опытом между великими умами планеты. Приведем примеры таких социальных сетей.

• Academia.edu. Пользователи делятся результатами своих исследований и могут ознакомиться с результатами своих коллег со всего мира.

• Connotea Collaborative Research. Онлайн-ресурс для ученых, исследователей и медицинских практиков по поиску, организации и распространению полезной информации.

Такое обилие различных видов социальных сетей является еще одним доказательством того, что со времени наступления «эры Интернета» человечество активно начало устанавливать различные связи с людьми со всего мира. Таким образом, увеличилась скорость оборота информации, и упростился доступ к пей. Это, в свою очередь, ведет к активному развитию общества и пауки. Следовательно, социальные сети помогают развитию человечества, способствуют повышению уровня его образованности.

В заключение этого раздела отметим, что в организации учебного процесса кроме уже рассмотренных средств важное место могут занимать мультимедийные демонстрационные материалы (презентации), базы данных учебного назначения, интсрнст-рссурсы и другие дидактические материалы, создаваемые с использованием современных информационных технологий [44. 55].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >