Информационные технологии в мониторинге физического развития и здоровья различных категорий занимающихся

Одной из первоочередных мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян является воссоздание системы контроля уровня здоровья и физической подготовленности населения. В постановлении Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (от 29 декабря 2001 г. № 916) отмечается, что создание и реализация общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья является государственной задачей в области социальной политики; мониторинг должен обеспечивать выявление причинно-следственных связей между физическим состоянием и факторами среды обитания человека, устанавливать влияние социально-психологических, снортивнопедагогических, естественно-средовых факторов на качество жизни, содействовать принятию обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Мониторинг — Monitoring от лат. Monitor — предостерегающий в широком смысле — специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Наблюдение (Observation) — общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

Цель мониторинга физического состояния — обеспечение постоянного текущего контроля психофизиологического состояния занимающихся, сбора, обработки и анализа информации, выраженных в показателях тестов о всесторонней подготовленности. Более того, концепции информатизации и мониторинга являются тесным образом взаимосвязанными, поскольку первая — информатизация — получает свое содержание, а вторая — мониторинг — форму реализации через компьютеризацию системы управления подготовкой занимающихся физическими упражнениями.

При проведении мониторинга физического состояния решаются следующие задачи:

  • а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;
  • б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
  • в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
  • г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);
  • д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;
  • е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;
  • ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

Методологическую основу мониторинга физического состояния составляют:

  • • тесты, соответствующие метрологическим критериям надежности, объективности и информативности;
  • • показатели для оценки функционального состояния и уровня подготовленности занимающихся, его достаточность, стандартизация условий и источников получения информации;
  • • соответствие методов контроля задачам тестирования.

Завершать мониторинг физического состояния занимающихся призваны системный анализ и объективная оценка, включающие:

  • • разработку и широкое внедрение методов контроля состояния;
  • • соединение современных достижений в смежных областях научных знаний (медицины, физиологии, биофизика, математики и др.) для получения наиболее эффективных методов контроля состояния;
  • • разработку инновационных технологий для контроля состояния во время тренировки для детей и юношества;
  • • разработку инновационных технологий в контроле состояния спортсменов высокого класса;
  • • разработку системы индивидуального и командного мониторинга физического состояния в различные периоды тренировочной деятельности.

В последние годы в связи с активным развитием оздоровительного направления физической культуры среди населения и мониторинга здоровья широкое распространение получили и компьютерные технологии, нацеленные на обеспечение данной работы [21, 28, 29, 31].

По мнению ведущих специалистов данного направления, программы, связанные с оздоровительной физической культурой, можно подразделить на диагностические, диагностико-рекомендательные и управляющие. Диагностические программы связаны с определением функционального состояния занимающихся. Диагностико-рекомендательные программы на основе функционального состояния занимающихся предполагают определенный набор рекомендаций, который соответствует выявленному уровню здоровья и двигательной активности. С помощью управляющих программ осуществляется взаимодействие с пользователем по принципу обратной связи, то есть компьютер выдает задания, контролирует их выполнение и по результатам новых тестов вырабатывает соответствующие рекомендации.

Определенный интерес представляет экспертная система «Валеология школьника», разработанная В. Д. Сонькиным, В. В. Зайцевой и В. В. Сонькиным. Эта система является автоматизированным рабочим местом (АРМ) учите ля физической культуры общеобразовательной школы, преподавателя вуза или педагога-валеолога. Сочетание свойств экспертной системы и базы данных позволяет использовать компьютерную программу для осуществления:

  • • динамического мониторинга физического состояния учащихся;
  • • регистрации результатов педагогического тестирования и их балльного оценивания;
  • • анализа данных о состоянии учащихся; выявления индивидуальных типов телосложения, моторики темпов физического развития, мышечной энергетики, прогнозирования успехов;
  • • разработки методических рекомендаций для занятий физическими упражнениями и спортом;
  • • изучения динамики роста и развития детей и подростков;
  • • обеспечения научных исследований (в частности, изучение влияния различных климатогеографических и экологических факторов на физическое состояние детей и молодежи).

В работе С. П. Левушкина [29] дается оценка физического состояния школьника с помощью использования компьютерных технологий, в основе которых лежат специально разработанные для этой цели программы по оценке:

  • • и коррекции морфофункционального развития школьников;
  • • физической работоспособности;
  • • и коррекции физического здоровья школьников;
  • • и коррекции физической подготовленности школьников.

Первая программа позволяет выполнять пентильную оценку отдельных показателей физического развития (длины, массы тела, окружности грудной клетки, кистевой динамометрии, жизненной емкости легких) и сердечнососудистой системы (частоты сердечных сокращений, артериального давления) школьников. Разработанная программа позволяет рассчитывать и давать качественную оценку двойного произведения, весоростового и жизненного индексов. На основе введенных данных программа выполняет интегральную оценку физического развития, оценивает степень его гармоничности, определяет состояние физиометрических функций и гемодинамических показателей. Программа также позволяет сохранять полученные результаты в компьютерной базе данных, производить статистическую их обработку и т.д. В итоге, для каждого обследуемого школьника программа предлагает индивидуальные рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, уровня физического развития.

Вторая компьютерная программа предназначена для исследования такого важного компонента «динамического здоровья», как физическая работоспособность. В основу данной программы положена общеизвестная функциональная проба PWC170. Для реализации предложенной программы необходимы показатели вслоэргомстрии или стспэргомстрии и реакции частоты сердечных сокращений на две нагрузки в зонах умеренной и большой мощности. Программа позволяет определить оптимальную и абсолютные величины PWCpo; прогнозировать величину максимального потребления кислорода, объем сердца, максимальный ударный объем крови; сохранять в памяти компьютера результаты проведенных исследований; систематизировать полученные данные по возрастам и половым признакам.

В основу третьей программы по оценке и коррекции физического здоровья школьников положена методика Г. Л. Апанасенко, суть которой заключается в создании формализованной (в баллах) экспрссс-оцснки уровня здоровья индивида по простейшим атропометрическим и функциональным показателям (весоростовому, силовому, жизненному индексам, двойному произведению, времени восстановления частоты сердечных сокращений после стандартной физической нагрузки, имеющим выраженные корреляционные связи с уровнем энергопотенциала индивида). В результате применения этой программы школьники получают качественную оценку своего уровня физического здоровья и два блока рекомендаций по оптимальной организации своей двигательной деятельности.

Четвертая программа по оценке и коррекции физической подготовленности школьников позволяет оценивать уровень развития двигательных качеств (скорость, координация, сила, гибкость, выносливость). Программа также позволяет получить интегральную оценку уровня физической подготовленности, сохранять данные в памяти компьютера, проводить статистическую обработку и т.д. На основе использования данной программы каждый школьник получает рекомендации по двигательной активности, в которых учитываются индивидуальные особенности (возраст, пол, структура моторики, уровень физической подготовленности) и предусматриваются физиологические режимы при выполнении физических упражнений.

В работе Б. X. Ланды [28] рассматриваются возможности информационно-диагностических технологий в осуществлении комплексного педагогического мониторинга показателей здоровья и уровня знаний учащихся школ Казани. Для оценки содействия физкультурно-спортивных и образовательных программ здоровью учащихся используются расчетные характеристики, определенные по специально разработанным методикам. Среди них: «Тестовый контроль в системе педагогического мониторинга», «Педагогические рекомендации по проведению тестового контроля», «Методика тестирования показателей физического развития и физической подготовленности». Все методики базируются на современных информационно-диагностических технологиях и имеют программное обеспечение.

В работе И. П. Переверзина и А. А. Сахиуллипа сделана попытка создания Иркутской областной компьютерной мониторинговой системы «Физкультурный паспорт школьника». Как указывают авторы, несмотря на возрастающее социальное значение занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом, в их организации пока мало используются такие инновационные технологии, как индивидуально-личностный подход, экспресс-оценка динамики уровня физической подготовленности школьников на основе компьютерных тест-программ, обратная связь о тренировочном эффекте на основе срочной информации с компьютерной обработкой данных.

Технология функционирования областной компьютерной мониторинговой системы включает:

  • • тестирование школьников по стандартной программе;
  • • компьютерную обработку материалов тестирования, формирование компьютерной базы данных и составление компьютерного варианта отчета о тестировании в соответствии со стандартной компьютерной тест-программой;
  • • научный анализ данных компьютерной обработки, подготовку научного отчета и пакетов целевой информации для различных потребителей;
  • • информирование учителей, школьников, органов власти о результатах мониторинга;
  • • разработку мероприятий по совершенствованию физического воспитания школьников;
  • • разработку программ реабилитации детей с ослабленным здоровьем.

Как видно из рассмотренных работ современный уровень развития вычислительной техники создаст благоприятные условия для решения и задач, связанных с мониторингом физического развития и здоровья занимающихся.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >