Информационно-методическое обеспечение и управление учебно-воспитательным и организационным процессом в учебных заведениях и спортивных организациях

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением и спортивной организацией является важной проблемой. Автоматизированные банки и базы данных научно-педагогической информации, функционирующие на основе локальных и телекоммуникационных сетей, становятся в настоящее время одним из показателей современного образовательного учреждения и спортивной организации. По этой причине совершенствование механизмов управления системой профессионального образования и спортивно-оздоровительной работы на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационнометодических материалов, а также телекоммуникационных сетей предполагает создание информационной среды управления учебным и учебно-тренировочным процессами образовательного учреждения и спортивной организации [8-11, 16, 17, 37, 55,66,71].

Под автоматизацией процессов информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением и спортивной организацией (системой учреждений) понимается поддержание заданной степени комфорта деятельности работников сферы образования, физической культуры и спорта на базе использования средств ИКТ в образовательном и учебно-тренировочном процессах, в процессе ведения делопроизводства, в профессиональной деятельности преподавателей, тренеров и администрации.

В контексте проблем использования средств ИКТ в этом направлении можно выделить следующие их функции:

  • • общую обработку материалов и документов, представленных в цифровой форме, их верификацию, оформление и локальное хранение;
  • • обеспечение полного доступа к материалам и документам, представленным в цифровой форме без их дублирования на твердом носителе, осуществление дистанционной совместной работы пользователей над документом;
  • • поддержку «безбумажного» общения пользователей;
  • • информационное взаимодействие с помощью локальных компьютерных сетей и каналов телекоммуникаций;
  • • персональную обработку данных и документов, в том числе дистанционную обработку, осуществляемую с помощью средств телекоммуникаций;
  • • коллективную обработку данных и документов средствами телекоммуникаций;
  • • использование распределенного информационного ресурса локальной и глобальной сетей;
  • • объединение электронной и вербальной коммуникаций;
  • • ведение персональных баз данных, в том числе с дистанционным доступом, обмен информацией между базами данных;
  • • ввод/вывод данных, отчетов или фиксированных форм документов [55, 57].

Вышеизложенные функции позволяют обеспечить:

  • • информационную поддержку современных методов ведения делопроизводства в образовательном и физкультурно-спортивном учреждении, в том числе документооборота;
  • • автоматизацию принятия управленческих решений с возможностью дистанционного оповещения заинтересованных пользователей о принятых решениях;
  • • автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным и учебно-тренировочным процессом.

Реализация указанных задач позволит более качественно и эффективно обосновать и разработать принципы диагностики, контроля и тестирования знаний обучаемых, осуществить мониторинг на основе использования информационных технологий в информационной среде.

В настоящее время большинство вузов, особенно технических, имеют в своем распоряжении «Автоматизированные информационные системы» (АИС). В этом плане представляет интерес разработка «Автоматизированная информационная система вуза», осуществленная специалистами Пензенского государственного педагогического университета. Она обеспечивает комплексную автоматизацию задач управления и организации учебного процесса в вузе и школе. При этом решаются следующие задачи:

  • • автоматизация административно-управленческих задач;
  • • автоматизация задач управления учебным процессом;
  • • учет контингента и успеваемости студентов;
  • • расчет учебной нагрузки кафедр и распределение нагрузки по преподавателям.

Особенностью предлагаемой системы является наличие развитого пользовательского интерфейса, который построен на основе многооконного интерфейса, визуальных форм и учитывает взаимосвязи между визуальными формами.

Визуальная форма является внешним представлением функций, обеспечивающих автоматизацию решения задач. Кроме этого, она содержит управляющие элементы (кнопки, меню, панели и др.) для настройки параметров выполняемых функций. Связь между визуальными формами отражает логическую связь между решаемыми задачами (рис. 1.93).

Визуальные формы для учета контингента студентов

Рис. 1.93. Визуальные формы для учета контингента студентов

Определенный опыт создания и использования интегрированной информационно-аналитической системы (ИИАС) накоплен в Удмуртском государственном университете.

Целью создания ИИАС УдГУ в 2001 году являлась разработка и внедрение современной, эффективно действующей системы информационного обеспечения управления университетом как составной части развивающейся интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) сферы образования Министерства образования Российской Федерации. Предполагалось, что создание ИИАС УдГУ позволит:

  • • обеспечить оперативное планирование и управление учебным процессом;
  • • автоматизировать административно-хозяйственную деятельность и управление ресурсами;
  • • обеспечить информационную поддержку принятия решений по всем основным направлениям деятельности;
  • • реализовать объединение информационного пространства УдГУ и Минобразования РФ, формирование оперативной и внешней отчетности;
  • • обеспечить удобный доступ к информации о различных сторонах деятельности университета студентам, преподавателям, сотрудникам университета, а также иным заинтересованным лицам в рамках полномочий, определенных для них руководством УдГУ.

Качественное изменение инфраструктуры информационной среды университета (переход от отдельных персональных компьютеров к полноценным внутривузовским компьютерным сетям, их интеграция в общероссийскую университетскую корпоративную сеть, освоение интранст-тсхнологий) обеспечит возможность разработки, внедрения и эксплуатации интегрированной информационно-аналитической системы управления вузом. Ядром информационной системы является интегрированная база данных (ИБД), обеспечивающая надежное хранение данных и совместный доступ к ним.

Сегодняшние возможности компьютеров и СУБД Oracle позволяют сравнительно недорого хранить достаточно много данных, поэтому в ИБД следует хранить все первичные документы, как поступающие из внешних организаций (счета, платежные требования, указания, инструктивные письма, справочники и т.п.), так и создаваемые в подразделениях вуза (зачетно-экзаменационные ведомости, приказы, требования на получение материалов со склада и т.п.).

Схема интегрированной базы данных и основных се частей в ИИАС УдГУ представлена на рис. 1.94.

I Учебный 1

учебно-методическое обеспечение

дскументо-

Обороти делолронзводотво

Дсссесры

Общие далее используемое всеми приложениями ос нсеные (шнимальные) сведения о сотрудниках, студентах факультетах, кафедрах. отделах расчетных счетах, etc. МРОТ, статьях начислений», удеркаий. направлениях специальностях и тд спсщализаодж

штатное расписание

Основные средства

Учет МБП и матер» «алое

I НИРиОКР |

| Ресурсы]

| Право |

_______________ у

(Годней 1 I

Централь^ бухгалтерия

| аиогиотека

Рис. 1.94. Интегрированная база данных ИИАС УдГУ

Как видно из данной схемы, практически все виды деятельности университета охвачены этой системой — это и учебный процесс, включающий такие подсистемы, как «Учебно-методическое обеспечение и планирование учебного процесса», «Движение контингента студентов», «Планирование и проведение текущего и семестрового контроля», «Выпуск», «Управление переподготовкой, подготовкой кадров высшей квалификации и дополнительными образовательными услугами», «Обеспечение занятости и трудоустройства выпускников», это и приемная кампания, административная и финансово-бухгалтерская деятельность, содержание и развитие материальной базы, библиотечно-издательская деятельность и др. На современном уровне система ИИАС УдГУ полностью себя оправдала, она постоянно развивается, дает возможность получения соответствующей информации различным контингентам пользователей — абитуриентам, студентам, преподавателям, кафедрам, деканатам и другим структурам УдГУ.

Еще одним вариантом системы автоматизированного управления учебным процессом является система «Магеллан» (https://magcllanius.ru). Она может быть использована в вузах, колледжах, центрах повышения квалификации и т.п.

Система «Магеллан» поддерживает работу практически с любой существующей СУБД, а структура базы данных оптимизирована таким образом, чтобы легко оперировать десятками и сотнями тысяч записей, что особенно актуально для крупных учебных заведений, контингент учащихся, в которых может достигать 20-30 тыс. студентов. Кроме того, «Магеллан» разрабатывается как система, позволяющая максимально учесть все нововведения последних лет — новые образовательные стандарты, Болонскую систему оценки знаний, положения закона об образовании в последней редакции и т.д.

В структуру системы включены следующие модули: «Приемная комиссия», «Деканат», «Отдел кадров», «Электронный журнал успеваемости», «Расчеты с обучающимися», «Учебно-методическое управление», «Кафедра», «Тематические планы по дисциплине», «Расписание», «Договоры», «Библиотека» и др.

Кроме этих систем сегодня появляются и другие, позволяющие значительно улучшить процесс обучения и управления им. — программный комплекс «1 Отправление школой» (http://obrazovanie.lc.ru) предоставляет следующие возможности:

  • • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;
  • • оперативный сбор, учет и анализ результатов учебной деятельности учащихся;
  • • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;
  • • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;
  • • автоматизация библиотечной деятельности;
  • • организация учета питания.

Компания «Хронобус» представляет программное обеспечение для информатизации административной деятельности учебных заведений. Например. «1С: ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» — информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения (https://lc.ru/news/info.jsp?id=5933).

«1С: Хронограф Школа 2.5 ПРОФ» является основой для формирования единого информационного пространства учреждения образования, предоставляя возможности для:

  • • создания базы данных образовательного учреждения;
  • • автоматизации кадровой работы;
  • • систематизации данных об учащихся;
  • • администрирования учебно-воспитательного процесса;
  • • поддержки содержания образования;
  • • автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

В программе реализованы возможности формирования итоговой и статистической отчетной документации как установленного государством образца, так и произвольного. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов. Для оптимизации поиска данных по базе учреждения в программе реализован отдельный интерфейс поиска по ключевым словам с возможностью определения области поиска.

Компания АВЕРС, работающая 15 лет па рынке программного обеспечения, представляет комплекс программного обеспечения для управленческой, административной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием муниципального и регионального уровня ИАС «АВЕРС: Управление образовательным учреждением» (КРМ «Директор») (http://www.xn-80aejja5ch9a.xn-p 1 ai/produktsiya/shkola/direktor/).

Еще одна система NetSchool — комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса (http://school.nd.ru/go/netschool/).

Определенный интерес вызывает Система ИН-КЛАСС — это бесплатный комплекс закрытых интернет-сайтов для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя. Доступы к системе разделены на два модуля:

  • 1) административный (для директора, завуча и учителей);
  • 2) просмотровый (для родителей и учеников).

Важное значение подобные АИС могут занять и в деятельности различных спортивных организаций и оздоровительных центров с учетом их специфики работы.

Определенный интерес в этом плане представляют программы ведения статистических отчетов по отдельным видам спорта. Например, программа StatTrak for Basketball (http://www.softsoft.ru/home-hobby/recreation/45729.htm) — это полноценная статистическая программа с различными опциями, которая очень проста в использовании. Программа отслеживает баскетбольные матчи и подсчитывает статистику забитых мячей, передач, фолов и многое другое. Идеальная программа для хранения записей по командам или лигам. Вы сможете быстро просмотреть отчет и получить всю статистику. После того как вы вставите название команды и расписание, добавьте игры и введите результаты игроков из записной книжки, если вы тренер или менеджер. Статистика будет вычисляться автоматически на основе введенных результатов и отслеживается по различным командам или игрокам.

Программа имеет несколько отчетов для печати (игроки, рейтинги команд, итоги, записи команды, игровые результаты, отчет по отдельному игроку). Несколько отчетных опций позволяют просматривать статистику по различным сценариям, в том числе игровые типы, позиции и карьерную статистику. Настраивайте баскетбольную программу, то есть устанавливайте экран ввода статистики, и сэкономите время ввода информации (рис. 1.95).

Окно программы StatTrak for Basketball

Рис. 1.95. Окно программы StatTrak for Basketball

Подобная программа есть в хоккее. Программа StatTrak for Hockey (http://www.softsoft.ru/home-hobby/recreation/43235.htm) — это полноценная статистическая программа с большим количеством опций, которые просты в использовании. Можно отслеживать и вычислять более 60 статистических элементов, включая удары, голы, игровые очки, записи побед/поражений, рейтинги команд,создавать и печатать отчеты по командам, различным командам, отдельным игрокам, карьере и др. Статистическая программа StatTrak for Hockey отлично подходит для людей, следящих за своими любимыми командами в хоккее, а также в волейболе — StatTrak for Volleyball (http://www.softsoft.ru/homc-hobby/rccrcation/42953.htm), и в футболе StatTrak for Football (http://www.softsoft.ru/home-hobby/recreation/43246.htm).

Специализированные программы ведения статистики приобретают определенное значение в различных оздоровительных центрах. Учет спортивной статистики можно использовать нс только для анализа финансовых движений, по и посещаемости клиентов, более прибыльных секций или других услуг. Для примера можно посмотреть такую программу для фитнес-клуба (http://usu.kz/app_programma_fitnes_kluba.php).

Таким образом, анализ состояния использования современных информационных технологий в информационно-методическом обеспечении и управлении учебно-воспитательным и организационным процессом в учебных заведениях и спортивных организациях позволяет сделать вывод о том, что сегодня это необходимое условие качественного управления и функционирования этих образовательных, спортивных и оздоровительных учреждений.

Контрольные вопросы для самоконтроля

  • 1. Чем отличается информационное общество от индустриального общества?
  • 2. Что является главным инструментом в информационном обществе?
  • 3. Какова цель информатизации общества?
  • 4. Что такое информационное общество?
  • 5. Что подразумевается под понятием «информатизация образования»?
  • 6. Что такое информационные технологии?
  • 7. Какие средства относятся к средствам информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)?
  • 8. Что представляют собой программно-педагогические средства?
  • 9. Что такое «информационно-коммуникационная среда»?
  • 10. Что такое Всемирная мультимедийная среда www?
  • 11. Почему взаимодействие между пользователем и компьютером называется интерактивным диалогом?
  • 12. Что представляет собой технология мультимедиа?
  • 13. Какие основные направления использования информационных технологий в физической культуре и спорте вы знаете?
  • 14. Как можно реализовать возможности ИКТ в организации учебного процесса?
  • 15. Каким образом средствами ИКТ можно организовать информационнометодическое обеспечение и управление учебно-воспитательным и организационным процессом в учебных заведениях и спортивных организациях?
  • 16. Каким образом можно использовать средства ИКТ в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре?
  • 17. Какие перспективы дают современные ИКТ в плане биомеханического анализа двигательных действий, в прогнозировании и моделировании учебно-тренировочного процесса?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >