Создание новой презентации

Итак, начнем создавать презентацию, выбрав шаблон «Пустая презентация». По умолчанию в новой презентации создастся один слайд, содержащий два текстовых поля: заголовок и подзаголовок слайда, а в левой части окна находится эскиз данного слайда. В презентацию можно добавить любое количество слайдов, все зависит от конкретной темы выступления и оформления слайдов, то есть от их «начинки». Каждый слайд может включать различную информацию (текст, списки, картинки, таблицы, фото, блок-схемы, аудио, видео и их комбинации). Поэтому прежде чем оформлять каждый новый слайд, нужно предварительно выбрать его макет (разметку слайда). Для выбора макета слайда используется кнопка «Макет» на вкладке «Главная» (рис. 6.3). Макет слайда определяет компоновку текстовых и графических элементов па слайде. Например, один макет подразумевает наличие на слайде двух текстовых блоков: «Заголовок слайда» и «Подзаголовок слайда», другой — текстового блока и изображения, а третий блок может представлять собой пустой слайд и т.д.

Для размещения компонентов слайда целесообразно использовать готовый макет, который при необходимости можно корректировать (перемещать на слайде текстовые блоки, графические изображения и другие элементы). Если при создании слайда вы выбрали неверный макет, нс обязательно удалять созданный слайд и создавать вместо него другой. Достаточно щелкнуть по эскизу слайда в списке, расположенном в левой части окна PowerPoint 2013, правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать пункт «Макет» и далее вставить соответствующий макет для выбранного слайда. Можно это выполнить и через кнопку «Макет», расположенную на вкладке «Главная».

Выбор макета слайда

Рис. 6.3. Выбор макета слайда

Покажем методику создания презентации на примере использования шаблона «Новая презентация». При подготовке слайдов для научного доклада на первом слайде желательно представить организацию, в которой работает докладчик, данные о докладчике, возможно, фотографию, название доклада и т.д. Для подготовки такого слайда можно применить макет «Пустой слайд», либо макет «Заголовок и объект» или «Рисунок с подписью». Можно подготовить все записи сразу, используя выделенные в макете рамочки, а можно каждый фрагмент текста оформить отдельно с помощью кнопки «Надпись» , расположенной на вкладке «Вставка». При этом независимо от выбранного макета на слайд можно вставлять любой графический, звуковой или видеоматериал.

При создании слайда важно учитывать цвет фона и текста. Так, если фон слайда достаточно светлый, то текст можно набирать черным цветом. Если фон темный (синий, коричневый, черный), текст лучше сделать белым. Когда вы хотите сделать текст цветным, необходимо поэкспериментировать и выбрать наиболее удачное цветовое сочетание. Поэтому прежде чем начать оформлять слайд, следует подумать об общем цветовом фоне. Можно оставить его белым, но при подготовке множества слайдов все-таки лучше использовать различную цветовую гамму. Выбор фона можно осуществить, используя образцы, приведенные в группе «Темы» на вкладке «Дизайн» (рис. 6.4).

Окно выбора темы на вкладке «Дизайн»

Рис. 6.4. Окно выбора темы на вкладке «Дизайн»

Выбранная тема может использоваться для всех слайдов или только для выбранных. Определить это можно, если щелкнуть правой клавишей мыши на образце темы во вкладке «Дизайн» и выбрать один из пунктов в контекстном меню, например, «Применить ко всем слайдам» или «Применить к выделенным слайдам».

Есть возможность подобрать фон слайда и вручную. Для этого нужно нажать кнопку «Формат фона» на вкладке «Дизайн» и выбрать тип «Заливки» («Сплошная заливка», «Градиентная заливка», «Рисунок или текстура», «Узорная заливка»).

На примере титульного слайда презентации, подготовленной автором для международной научно-практической конференции «Университетский и олимпийский спорт: две медали — одна цель?», посвященной проведению Всемирной Универсиады-2013 в Казани, покажем методику создания подобных слайдов (рис. 6.5).

Образец титульного слайда

Рис. 6.5. Образец титульного слайда

Итак, зададим тему для определения фона слайда с помощью образцов тем, расположенных на вкладке «Дизайн». Выберем тему «Соревнование» (рис. 6.6).

Окно для определения темы на вкладке «Дизайн»

Рис. 6.6. Окно для определения темы на вкладке «Дизайн»

Если на вкладке «Дизайн» нет нужных образцов тем, то можно осуществить поиск презентаций, имеющихся на компьютере, с необходимой темой или в сети, и эта тема появится на вкладке «Дизайн», как в данном примере.

На слайде (см. рис. 6.5) размещены четыре элемента: фотография и три блока с текстом. Так как в предложенных вариантах макетов во вкладке «Главная» нет подходящих, выберем макет «Пустой слайд» и начнем создавать поля для набора текста с помощью кнопки «Надпись» на вкладке «Вставка». Для этого нажмите предварительно на кнопку «Надпись», затем щелкните мышью по слайду, в котором предполагается разместить текст, и появится текстовый блок минимального размера с текстовым курсором, позволяющим набирать текст (рис. 6.7).

Создание текстового блока с помощью кнопки «Надпись»

Рис. 6.7. Создание текстового блока с помощью кнопки «Надпись»

Набранный текст можно форматировать, а текстовый блок после его выделения — изменять, перемещать и поворачивать, для чего используются маркеры, расположенные вокруг рамки блока, и кольцевидная стрелка, которая находится чуть выше рамки выделения текстового блока. Можно также изменять фон внутри текстового блока, чтобы текст был более контрастным. Осуществить это можно с помощью инструмента «Заливка фигуры», который появляется на дополнительной вкладке «Формат» после выделения текстового блока. Таким образом, создадим три текстовых блока, как на рис. 6.5.

Далее можно вставить фотографию, используя кнопку «Рисунки» на вкладке «Вставка», примерно так же, как осуществляется вставка изображения в документ Word 2013.

Для оформления следующего слайда необходимо щелкнуть по кнопке «Создать слайд» па вкладке «Главная». На втором слайде разместим «Схему взаимодействия субъектов обучения при использовании традиционных средств обучения». Предварительно в контекстном меню кнопки «Макет» (см. рис. 6.3) выберем разметку «Только заголовок». После щелчка по образцу данного макета, в рабочем окне второго слайда появится текст «Заголовок слайда» внутри пунктирной рамки. Если курсор поставить внутри этой рамки, текст «Заголовок слайда» исчезнет, и можно будет приступить к набору соответствующего текста. При этом можно регулировать размер шрифта (как в процессоре Microsoft Word) и размер блока.

После введения заголовка слайда следует перейти к созданию схемы (рис. 6.8). Для этого нужно щелкнуть по кнопке «Фигуры», расположенной на вкладке «Вставка», и в появившейся панели инструментов выбрать «Прямоугольник» (рис. 6.9). На слайде вместо курсора появится крестик, с помощью которого нужно нарисовать прямоугольник нужной величины и залить его светло-голубым (серым) цветом. Затем прямоугольник можно копировать и вставлять на новое место с помощью кнопки «Копировать» на вкладке «Главная». Вместо копирования можно использовать кнопку «Дублировать», которая появляется при нажатии на треугольник рядом с кнопкой «Копировать». Полученные дубли с помощью мыши разнести на соответствующие места на слайде.

Образец слайда в виде схемы

Рис. 6.8. Образец слайда в виде схемы

| | j| Магазин

Фигуры SmartArt Диаграмма Мои прило

Последние использованные фигуры

0ПООДЛ_“ЦФОС5

Линии

хччт-хгг гг'хсъ'»

Прямоугольники

????????а

Рис. 6.9. Фрагмент панели инструментов «Фигуры»

На каждом прямоугольнике набрать тексты с учетом размера шрифта и цвета, с использованием инструментов, расположенных в группе «Шрифт» на вкладке «Главная». Далее с помощью инструментов «Стрелка» и «Линия» (см. рис. 6.9) необходимо начертить стрелки и линии, указывающие на взаимосвязь блоков схемы.

Как уже указывалось, на слайдах можно размещать, кроме текста, различные объекты: таблицы, диаграммы, фото, видео- и звуковые материалы. На примере следующих слайдов продемонстрируем эти возможности. Так, на третьем слайде размещен текстовый материал, список, две фотографии и два видеоклипа (рис. 6.10).

Для создания такого слайда можно выбрать макет «Только заголовок». Затем следует набрать текст — «Удмуртский государственный университет», и вставить два рисунка с помощью кнопки «Рисунки» на вкладке «Вставка». Рисунки должны быть предварительно подготовлены и сохранены на жестком или сменном диске. После вставки рисунок (фото) можно корректировать: перемещать по слайду, изменять размеры, уменьшать или увеличивать яркость, контрастность и т.д. Хорошим подспорьем могут служить инструменты, расположенные на вкладке «Формат», которая появляется при выделении какого-либо объекта на слайде.

Пример слайда с различными объектами

Рис. 6.10. Пример слайда с различными объектами

Вставить видеоклип можно с помощью кнопки «Вставить видео» на вкладке «Вставка» как с компьютера, так и с интернета. В этом плане в PowerPoint 2013 значительно улучшились возможности работы с видеоматериалами. Во-первых, появилась возможность производить монтаж видеофрагмента непосредственно на слайде презентации, во-вторых, расширился диапазон поддерживаемых видсоформатов, что наглядно демонстрируется в приведенной далее таблице.

Сводная таблица поддерживаемых PowerPoint видеоформатов

Формат видеофайла

PowerPoint

2003

PowerPoint

2007

PowerPoint 2010/2013

AVI

Да

Да

Да

WMV

Да

Да

Да

ASF

X

Да

Да

MPG/MPEG

X

Да

Да

FLV

X

X

Да

После вставки видеоклипа на слайд появляются кнопки проигрывателя и можно сразу посмотреть вставленный клип (рис. 6.11).

Слайд видеофрагмента с проигрывателем

Рис. 6.11. Слайд видеофрагмента с проигрывателем

Окно «Монтаж видео»

Рис. 6.12. Окно «Монтаж видео»

Но наибольший интерес вызывает возможность определить (вырезать) нужный фрагмент из видеоматериала с помощью инструмента «Монтаж видео» на вкладке «Воспроизведение», которая появляется при выделении рисунка видеоматериала на слайде. После щелчка по кнопке «Монтаж видео» открывается окно с элементами управления (рис. 6.12).

В этом окне с помощью ползунков можно определить начало и окончание воспроизведения видеофрагмента в презентации. Для этого нужно

мышью передвинуть левый или правый ползунки и определить необходимый размер фрагмента. Выбранный фрагмент тут же можно посмотреть, увидеть время начала и окончания. Если фрагмент соответствует требованиям, можно

щелкнуть по кнопке «ОК» данного окна.

При подготовке презентаций па научную тематику важное значение имеют результаты проведенных исследований в виде различных таблиц, диаграмм и графиков. На слайд можно добавить таблицу, содержащую в своих ячейках текст и числа. Однако в программе PowerPoint содержится меньше инструментов для работы с таблицами, чем в программе Word. Поэтому для вставки таблицы в презентацию можно использовать два варианта. Первый вариант предполагает подготовку таблицы в процессоре Word и затем вставить эту таблицу в презентацию. Второй вариант — это создание таблицы непосредственно в программе PowerPoint. Так как методика создания таблиц в процессоре Word рассматривалась в главе 4, разъясним некоторые особенности создания таблиц непосредственно на слайдах презентации.

Заголовок слайда

• Теин uwiux

Рис. 6.13. Рабочее окно слайда в макете «Заголовок и объект»

Для вставки таблицы на слайд используется кнопка «Таблица» на вкладке «Вставка» и далее, как и в программе Word, можно применить один из вариантов создания таблицы. Можно поступить несколько по-другому. Например, предварительно выбрать макет «Заголовок и объект», и на слайде появится данный макет с двумя рамками (рис. 6.13).

Диалоговое окно «Вставить таблицу»

Рис. 6.14. Диалоговое окно «Вставить таблицу»

В верхней рамке можно набрать название таблицы, а в нижней — вставить таблицу. Для вставки таблицы необходимо щелкнуть мышкой по пиктограмме в виде таблицы ГП «Вставить таблицу», которая находится в центре нижней рамки в группе аналогичных пиктограмм для быстрой вставки (рисунка, диаграммы, видео и т.д.). После щелчка по этой пиктограмме появляется небольшое диало

говое окно «Вставить таблицу» для определения количества столбцов и строк

(рис. 6.14). Например, создается таблица с общим количеством столбцов 6 и количеством строк 7 (рис. 6.15).

Рабочее окно слайда с изображением таблицы

Рис. 6.15. Рабочее окно слайда с изображением таблицы

Для этого в диалоговом окне (см. рис. 6.14) вносим эти значения и нажимаем кнопку «ОК». На рабочем поле слайда появится сетка таблицы с указанным количеством столбцов и строк (рис. 6.16).

Окно макета таблицы

Рис. 6.16. Окно макета таблицы

Контекстное меню и мини-панель инструментов

Рис. 6.17. Контекстное меню и мини-панель инструментов

Появившийся макет таблицы требует соответствующей корректировки, форматирования, изменения стиля, границ, цвета и т.д. Для этого используются две вкладки, которые появляются при выделении всей таблицы или ее элементов. Кроме этого, при щелчке правой клавишей мыши на таблице появляются контекстное меню и минипанель инструментов (рис. 6.17).

Например, в таблице (см. рис. 6.15) в первом столбце вместо семи строк всего шесть, то есть первая и вторая строки объединены. Чтобы объединить ячейки таблицы, нужно предварительно их выделить и щелкнуть правой клавишей мыши по выделенному участку. Появится контекстное меню (см. рис. 6.17), в котором выбрать пункт «Объединить ячейки», и вместо двух ячеек будет одна ячейка. Таким же образом можно объединить ячейки, расположенные в первой строке в столбцах 2-6. Далее внести в указанные ячейки конкретные данные, применяя соответствующие размеры и шрифты, стили, заливку и т.д., чтобы получить таблицу.

Для создания диаграмм в макете «Заголовок и объект» нужно щелкнуть по пиктограмме I I «Добавление диаграммы», после чего появится контекстное меню, в котором нужно выбрать соответствующий тип (рис. 6.18).

Диалоговое окно «Вставка диаграммы»

Рис. 6.18. Диалоговое окно «Вставка диаграммы»

При создании диаграмм в программе PowerPoint 2013 фактически используются все функции, имеющиеся в программе Excel 2013. Если щелкнуть по созданной или внедренной диаграмме, появятся две вкладки «Конструктор» и «Формат», пользуясь которыми можно отредактировать и форматировать вставленную диаграмму. Можно изменять и сами данные, на основе которых строилась диаграмма. Для этого на вкладке «Конструктор» щелкните по кнопке «Выбрать данные», и появится та же таблица Excel, в которой можно изменить первичные данные, на основе которых строилась диаграмма. Пример отредактированной диаграммы представлен на рис. 6.19.

Окно слайда с изображением диаграммы

Рис. 6.19. Окно слайда с изображением диаграммы

В презентацию можно добавлять графические элементы SmartArt. Для этого также можно использовать макет «Заголовок и объект» и щелкнуть по пиктограмме «Добавить графический элемент SmartArt» (см. рис. 6.13). В появившемся окне можно выбрать соответствующий вариант (рис. 6.20).

Окно выбора графического элемента Smart Art

Рис. 6.20. Окно выбора графического элемента Smart Art

Мы показали основные способы создания слайдов, однако в программе PowerPoint есть еще множество самых различных эффектов появления отдельных объектов слайда на экране и слайда в целом при их смене.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >