ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММНО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Создание современных мультимедийных программно-педагогических средств в области физической культуры и спорта, с одной стороны, предполагает наличие знаний и умений по различным технологиям (создание и обработка текстовой, графической, аудио- и видеоинформации), а с другой — учет психолого-педагогических требований, предъявляемых к этим средствам.

В связи с этим определенное значение приобретает методика разработки мультимедийных контролирующих и обучающих программ, а также баз данных образовательного назначения по различным спортивно-педагогическим дисциплинам на основе использования современных информационных технологий.

Технология создания мультимедийных контролирующих программ по базовым и новым физкультурно-спортивным дисциплинам

Составление контролирующих программ по базовым и новым физкультурно-спортивным видам включает три взаимосвязанных этапа: подготовительный этап, этапы написания и проверки [20, 30, 34, 44, 72].

Мы рассмотрим два этапа: подготовительный и написания, так как именно при их реализации наиболее полно можно использовать возможности информационных технологий.

На подготовительном этапе на основе анализа программного материала осуществляется отбор основных понятий, то есть тех конечных целей (знаний), которые должны быть достигнуты занимающимися в процессе овладения учебным материалом. Для примера приведем фрагмент таблицы основных понятий по разделу школьной программы «Строевые упражнения» [50] (табл. 11.1).

Наличие предварительно отобранных понятий по каждому разделу (теме) позволяет детально изучить их теоретическую и практическую значимость для последующего изучения учебного материала и перейти непосредственно к этапу написания.

Одним из основных элементов контролирующей программы является вопрос (задание). Вопросы (задания) должны быть краткими и четкими, чтобы студенты понимали, что от них требуется. Также они должны быть односложными и нс допускать различных толкований. Необходимо избежать присутствия в вопросах слов, которые подсказывают правильный ответ. Чтобы вопросы не выглядели однообразно, можно использовать различные приемы и способы их постановки.

Таблица 11.1

Основные понятия но разделу «Строевые упражнения»

Класс

Строевые упражнения

Строевые приемы

Построения и перестроения

Передвижения

Смыкания и размыкания

IV

“Становись!” “Равняйсь!” “Смирно!” “Вольно!” Повороты

на месте: налево; направо; кругом

Построение

в шеренгу по одному. Перестроение

из колонны по одному: в колонну по два и обратно; в колонну по три и обратно

Выполнение поворотов в движении: налево; направо

Размыкание приставными шагами: влево; вправо; от середины

Рассмотрим некоторые разновидности заданий.

  • 1. Задания в виде прямого вопроса. Например: «Что вы понимаете под термином “интервал”?» или «Какая сбавка производится за междумах при выполнении гимнастом произвольных упражнений на снарядах?»
  • 2. Задания, требующие завершения фразы: «Расстояние между занимающимися в глубину называется...» или «При выполнении гимнастических упражнений на снарядах за падение производится сбавка...».
  • 3. Задания, требующие определенной классификации и систематизации, выбора из заблаговременно подготовленного перечня понятий, кинограмм, способов выполнения того или иного двигательного действия: «Какие из приведенных команд имеют только исполнительную часть?» («Равняйсь!»; «Реже!»; «Кругом!»; «Вольно!»; «Смирно!») или «Укажите, какие из нижеперечисленных видов гимнастики относятся к общеразвивающим»: 1) основная; 2) лечебная; 3) производственная; 4) гигиеническая; 5) атлетическая).
  • 4. Задания с использованием иллюстративных материалов: рисунков, схем, кинограмм, таблиц, видеофрагментов и т.п.: «Как называется приведенный на схеме способ передвижения?» или «На какой из схем изображен “противоход”»?
  • 5. Задания, направленные на решение различных проблемных ситуаций, связанных с умением использовать полученные знания и выявлением причинно-следственных связей: «Учащемуся, выступающему по программе школьных соревнований, при выполнении элемента на брусьях стоимостью в 0,3 балла была оказана помощь. Определите величину сбавки» или «Какие действия вы должны выполнять при преодолении впадины при спуске на лыжах?»

По каждому понятию можно подготовить один или несколько взаимосвязанных вопросов (заданий), направленных на решение различных задач.

Такие вопросы (задания) могут быть связаны со знанием терминологии, техники выполнения отдельных упражнений, методики страховки и помощи, самоконтроля, судейства соревнований, тактических действий, методики обучения и проведения различных упражнений, методики развития двигательных качеств, последовательности выполнения двигательных действий и т.п. Естественно, на методику постановки вопросов будет влиять характер материала конкретного раздела, темы и самой спортивно-педагогической дисциплины.

Так, при разработке контролирующей программы по разделу «Лыжная подготовка» были использованы четыре основных типа заданий.

  • 1. Задания, направленные на различение отдельных лыжных ходов, поворотов и способов преодоления препятствий (например, даются кинограммы ряда лыжных ходов и требуется определить среди них конкретный ход, или даются варианты описаний техники ряда элементов и требуется определить, к какому ходу они относятся, и т.п.).
  • 2. Задания, направленные на разбор схемы движения какого-либо лыжного хода, поворота или способа преодоления препятствия.
  • 3. Задания, направленные на правильное использование изученных лыжных ходов, способов преодоления препятствий и поворотов в зависимости от характера дистанции.
  • 4. Задания, направленные на выявление знаний элементов техники конкретного лыжного хода и типичных ошибок при его выполнении.

По разделу «Строевые упражнения» задания могут быть направлены на выявление знаний по строевым командам, терминологии, последовательности действий занимающихся при выполнении ими различных строевых упражнений.

Основные рекомендации при составлении вопросов контролирующей программы могут сводиться к следующему:

  • • вопросы, требующие качественного или количественного анализа, целесообразнее вопросов, требующих простого воспроизведения знаний;
  • • с целью сокращения текстов вопросов и их разнообразия необходимо широко использовать перечисленные выше разновидности иллюстративных материалов;
  • • при постановке однотипных по содержанию вопросов следует использовать более разнообразные формулировки.

Методика составления контролирующих программ достаточно близка распространенной в последние годы методике составления тестов по выявлению знаний и умений по различным предметам, в том числе проводимому в качестве эксперимента Единому государственному экзамену [1, 20, 30, 72].

Еще одним важным функциональным элементом контролирующей программы являются варианты ответов по каждому вопросу (заданию). Они разрабатываются в зависимости от особенностей конкретного задания и логически с ним связаны. Практически еще при формулировке вопроса составители программы в какой-то степени должны предвидеть, предусмотреть возможные их варианты, в этом как раз и проявляются творческие способности и методическое мастерство преподавателя.

К подбору вариантов ответов, как и к постановке вопросов, предъявляются определенные требования, которыми необходимо руководствоваться при составлении контролирующей программы. Варианты ответов должны быть лаконичными, стилистически и грамматически правильными, отражать современные взгляды, формулировки, определения, термины и т.д. В большинстве случаев ответы как по внешним признакам, так и по объему текста должны не просто отличаться друг от друга. Следует избегать маловероятных вариантов, которые не имеют существенных связей с изучаемым вопросом. Подбираемые варианты ответов нс должны просто маскировать правильный ответ, а быть результатом логических суждений. В связи с этим целесообразно ставить перед студентами задачу выбора наиболее полного ответа из ряда недостаточно полных или наиболее точного из приблизительно точных. При подборе вариантов ответов нужно предусмотреть возможность разъяснения, почему тот или иной ответ в данном случае правилен или не правилен, какие ошибки в рассуждениях и действиях студентов привели к выбору этого варианта ответа. Все ответы следует максимально использовать для пополнения и закрепления знаний, а также устранения появившихся ошибок.

Как показывает опыт работы, в практике составления контролирующих программ возможны различные сочетания вопросов и вариантов ответов к ним. Приведем ряд примеров с использованием уже рассмотренных нами вопросов (заданий).

Пример 1.

Вопрос: «Что вы понимаете под термином “интервал”?»

Ответы:

  • 1) расстояние между занимающимися в глубину;
  • 2) расстояние между занимающимися по фронту;
  • 3) расстояние между флангами;
  • 4) расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя или от первой шеренги до последней.

Правильный ответ: 2.

Как видно из примера, варианты ответов нс случайны. Они содержат различные характеристики строя, которые должен знать студент. Так, в первом варианте приводится определение дистанции, в третьем — ширины строя и в четвертом — глубины строя. Все варианты ответов связаны с определением расстояния в строю, но для того, чтобы ответить правильно, необходимо знать детали.

Пример 2.

Вопрос: «Как называется расстояние между занимающимися в глубину?» Ответы:

  • 1) интервалом;
  • 2) шириной строя;
  • 3) глубиной строя;
  • 4) дистанцией.

Правильный ответ: 4.

Одним из оригинальных и эффективных методических приемов повышения качества создаваемых материалов для контроля знаний является способ, когда дается задание выбрать правильный ответ из ряда предложенных в виде набора порядковых номеров или букв, за которыми они приводятся в вопросе. Подобные задания, с одной стороны, требуют от студентов умения осуществлять классификацию, систематизацию, а с другой — экономят время преподавателя на подготовку вариантов ответов.

Пример 3.

Вопрос: «Какие из приведенных команд имеют только исполнительную часть?»

Ответы:

  • 1) «Равняйсь!»;
  • 2) «Реже!»;
  • 3) «Кругом!»;
  • 4) «Вольно!»;
  • 5) «Смирно!»

Ответы:

  • 1) 1. 5;
  • 2) 2, 4, 5;
  • 3) 1,4,5;
  • 4) 2, 3;
  • 5) 1, 2, 3.

Правильный ответ: 3.

Весьма эффективны вопросы с использованием иллюстративного материала.

Пример 4.

Вопрос: «Как называется приведенный на схеме способ передвижения?» Ответы:

  • 1) «противоход»;
  • 2) «зигзаг»;
  • 3) «змейка»;
  • 4) «открытая петля».

Правильный ответ: 1.

В этом примере вопрос сопровождается рисунком. Но можно иллюстрированный материал дать в виде вариантов ответов.

Пример 5.

Вопрос: «Укажите, на какой из схем изображена «змейка»?»

Ответы:

Правильный ответ: 1.

Как уже говорилось выше, большой интерес представляют задания, включающие проблемные ситуации, когда от учащихся требуется найти правильное решение.

Пример 6.

Вопрос: «Учащемуся, выступающему по программе школьных соревнований, при выполнении элемента на брусьях стоимостью в 0,3 балла была оказана помощь. Какова величина сбавки?»

Ответы:

  • 1) 0,1;
  • 2) 0,3;
  • 3) 0,5;
  • 4) 0,8.

Правильный ответ: 4.

При использовании компьютеров и особенно мультимедийных технологий значительно расширяются возможности подбора заданий и вариантов ответов, так как в этом случае можно широко использовать видеоматериалы, графику и анимацию. Рассмотрим некоторые примеры использования различных вариантов постановки вопросов и ответов в мультимедийной программе по методике преподавания гимнастики в школе [50]. Пример использования текста в качестве вопроса и вариантов ответов (рис. 11.1).

В следующем примере вопрос сопровождается иллюстрацией графики (рис. 11.2).

Экран программы с текстовым вариантом вопроса

Рис. 11.1. Экран программы с текстовым вариантом вопроса

Экран программы с использованием схемы

Рис. 11.2. Экран программы с использованием схемы

В третьем примере используется видеоматериал, просмотрев который необходимо дать ответ, выбрав его из предложенных вариантов (рис. 11.3).

На четвертом примере необходимо дать ответ просмотрев четыре варианта видеосюжетов (рис. 11.4).

Экран с видео с поточной организацией учащихся

Рис. 11.3. Экран с видео с поточной организацией учащихся

Экран программы с выбором видеосюжетов

Рис. 11.4. Экран программы с выбором видеосюжетов

Весьма эффективны вопросы, когда требуется выбрать правильный ответ как сочетание нескольких из предложенных вариантов. Так, при создании контролирующей части обучающей программы по каратэ-до «правильный» ответ определяется путем выбора соответствующего варианта из четырех-пяти предложенных. Выбор осуществляется щелчком мыши по пустому «квадрату» напротив выбранного варианта ответа. После этого в «квадратике» появляется «галочка» 0. При этом в качестве «правильного» ответа мог быть один вариант, например третий: ? ? 0 ?, либо сочетание нескольких вариантов, например, первый, третий и пятый: 0 ? 0 ? 0 (рис. 11.5).

Экран программы с сочетанием вариантов ответов

Рис. 11.5. Экран программы с сочетанием вариантов ответов

Внесение некоторых дополнений в контролирующую программу может превратить се в программированные задания или тренажер (репетитор), которые направлены прежде всего на закрепление и самоконтроль усвоения учебного материала самими студентами, что позволяет использовать их как эффективное средство в самостоятельной работе, при подготовке к практическим занятиям, судейству соревнований, зачетам и экзаменам.

В структуре программированных заданий можно выделить следующие составные части [44]: задание (вопрос), варианты ответов и разъяснительные материалы к вариантам ответов (рис. 11.6).

Все структурные блоки только для учащихся

Рис. 11.6. Структура программированных заданий

На примере заданий для контролирующих программ, представленном ранее, покажем методику составления разъяснительного материала.

Вопрос: «Что вы понимаете под термином “интервал"?» Ответы:

1) расстояние между занимающимися в глубину;

2) расстояние между занимающимися по фронту;

  • 3) расстояние между флангами;
  • 4) расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя или от первой шеренги до последней.

Для того чтобы дать правильный ответ на данный вопрос, студент должен знать и различать основные виды строя, такие, как шеренга, колонна, интервал, дистанция, ширина и глубина строя, фронт, тыл. В связи с этим разъяснительный материал должен быть направлен на устранение ошибок, связанных с неправильным выбором того или иного варианта ответа, и может выглядеть следующим образом.

Ответ 1. Выбрав этот вариант ответа, вы ошиблись, так как расстояние между занимающимися в глубину (в затылок) называется дистанцией.

Ответ 2. Вы ответили правильно. Именно расстояние между занимающимися по фронту, т.е. по стороне строя, в которую они обращены лицом, называется интервалом.

Ответ 3. Вы ответили не совсем верно, гак как расстояние между правой и левой оконечностью строя является его шириной.

Ответ 4. Выбрав данный вариант ответа, вы совершили ошибку: в этом ответе дается определение глубины строя, а не интервала.

Основной задачей преподавателя на этапе написания контролирующей программы является подготовка не только текстового, но и иллюстративного материала (графики, видео, анимации, звука). С этой целью заблаговременно готовятся базы данных таких материалов в компьютерном варианте для последующей компоновки программы в целом.

Использование информационных технологий при разработке контролирующих программ по спортивно-педагогическим дисциплинам началось в 80-е годы XX века. Однако возможности первых персональных компьютеров были весьма ограничены, что не позволяло широко использовать графические и видеоматериалы. В последние годы с появлением и доступностью мультимедийных технологий и компьютеров значительно расширились возможности создания и использования подобных программ с представлением информации различного уровня [15, 44. 69, 74]. При создании мультимедийных контролирующих программ применяются следующие формы представления информации:

  • • вербализованная информация (тексты);
  • • текст и графика;
  • • мультимедиа, представляющие информацию в виде графики, звукового сопровождения, видео и частично текста.

К подготовке исходных материалов (баз данных) для последующей компоновки контролирующей программы на компьютере предъявляются определенные требования [44]. Рассмотрим особенности методики подготовки таких материалов (текста, графики, звука и видео).

Набор правил сохранения данных в файле называется форматом файла. Различные типы файлов, такие, как текстовые файлы, растровая графика, звук и т.п., используют различные форматы. Зачастую для одного типа файлов может применяться несколько разных форматов. Они определяется по расширению имени файла, которое добавляется к имени файла при его сохранении, например: doc, bmp, avi и др.

Обычно форматы файлов создаются для использования в строго определенной прикладной программе, но есть и такие форматы, которые не связаны с конкретными приложениями, то есть являются универсальными. К наиболее известным универсальным форматам можно отнести формат txt, doc, docx.

Для экономии места на носителе часто применяется сжатие информации, содержащейся в компьютерных файлах. Для этого используются различные алгоритмы, зависящие от содержимого файлов. Наиболее часто сжатию подлежат графические и видеофайлы, так как они занимают много места. Файлы разных форматов представляются различными значками в окнах проводника и диалоговых окнах.

Подготовка текстовых файлов. Если для разработки программной оболочки и создания большинства мультимедийных компонентов программных средств образовательного назначения может быть использован широкий спектр инструментальных средств, то базовый программный продукт для набора текстовых материалов один — это текстовый процессор Microsoft Word.

Для ввода в компьютер текстовой информации можно использовать следующие способы:

  • • ввести текст с помощью клавиатуры;
  • • применить сканер и программное обеспечение для распознавания текста;
  • • использовать системы распознавания речи.

Обычно текст набирают в текстовом процессоре. Применение сканера при вводе текста целесообразно при большом объеме ввода текстовой информации с оригиналов на основе программы распознавания, например Fine

Reader. Ввод данных с помощью систем распознавания речи в нашей стране пока еще не нашел применения в связи с высокими требованиями к программному обеспечению.

На стадии подготовки исходных текстовых материалов с использованием процессора Microsoft Word для создания контролирующей программы необходимо выбрать соответствующий шрифт и его размер. Размеры шрифтовых фрагментов на экране регламентируются требованиями санитарных правил и норм. Учитывая, что минимально допустимое (согласно санитарным нормам) расстояние от экрана до глаз пользователя составляет 500 мм, рекомендуемый минимальный размер знака на экране должен составлять 4,5 мм.

Определенные рекомендации сеть и по выбору шрифтов. Так, согласно канонам дизайна и эргономики, в программных средствах учебного назначения могут использоваться нс более двух-трех видов шрифтов. В связи с этим для подготовки компьютерных средств обучения рекомендуется использовать базовые шрифты 16-битных версий Windows, к которым относится шрифт ArialCyr. Как известно, этот шрифт на всех ЭВМ, включающих и 32-битные версии Windows, интерпретируется одинаково. Текстовые документы, подготовленные в процессоре Microsoft Word, сохраняются в формате doc или docx в зависимости от использования того или иного Office.

Подготовка библиотеки графических файлов. Графические изображения попадают в компьютер следующим образом:

  • • вводятся через сканер;
  • • выбираются из файлов, содержащих набор графических вставок и поставляемых специализированными фирмами;
  • • создаются заново пользователем с помощью пакетов графических программ. После ввода изображения в компьютер его можно подвергнуть последующей обработке различными способами.

Для контролирующих и обучающих программ лучше использовать графические материалы в растровых форматах. Их подготовка может проводиться как в растровых, так и в векторных редакторах.

Цветные растровые графические материалы в этом случае целесообразно готовить в RGB палитре, а не в палитре CMYK, предназначенной для подготовки материалов для печати.

Как показывает опыт разработки контролирующих и обучающих программ, для создания библиотеки графических материалов удобно использовать отдельные кадры видеороликов.

Подготовка видео- и аудиофайлов. Подготовка видеофайлов для создания контролирующих и обучающих программ, а также для различных презен-338

таций является, пожалуй, одной из наиболее ответственных и технически сложных операций, требующих определенных знаний и умений. Ей была посвящена глава 10.

В процессе подготовки контролирующих и обучающих программ, электронных учебников и презентаций часто возникает необходимость включения аудиосопровождения. При этом аудио может быть представлено в виде определенных звуков. Например, при вводе своего ответа студент может получить информацию о его правильности или неправильности посредством характерных звуковых сигналов. В отдельных случаях нужны комментарии автора. Музыка может также использоваться как фон.

В настоящее время имеется достаточно большое количество программ, связанных с записью, редактированием и копированием звука (см. главу 9). Знание определенных положений позволяет эффективно решать задачи, связанные с подготовкой аудиофайлов для программных средств учебного назначения.

Так, для звукового сопровождения информации о правильности или неправильности ответов можно использовать звуковые эффекты операционной системы Windows. Известно, что все современные компьютеры оборудованы звуковой картой, поэтому можно подобрать для каждого действия на компьютере какой-либо звуковой эффект.

Часто бывает необходимо сопровождать видеозаписи, включенные в контролирующую или обучающую программу, комментариями. Для этой цели лучше всего воспользоваться микрофоном. Для работы со звуком и музыкой предлагается множество программ. Достаточно распространенными звуковыми редакторами являются программы Sound Forge и Wave Lab.

Звуковые редакторы позволяют вводить и обрабатывать звуки из разных источников, улучшать качество звучания и добавлять эффекты.

После создания библиотек исходных файлов можно приступить к компоновке мультимедийной контролирующей программы. Однако это требует работы автора и программиста. С учетом задач учебно-тренировочного процесса и специфики спортивно-педагогических дисциплин можно использовать универсальную программную оболочку для создания и реализации в учебном процессе студентов факультета физической культуры мультимедийных контролирующих и обучающих программ и систем многоцелевого назначения [44].

Универсальная оболочка позволяет наполнять дидактическими материалами контролирующую и обучающую программы и проводить соответствующее редактирование с помощью специальных средств, встроенных непосредственно в систему (рис. 11.7). Формирование вариантов ответов производится в специальном окне (рис. 11.8).

1 2 3 4 5 6 7 Я 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Окно программы с элементами для редактирования

Рис. 11.7. Окно программы с элементами для редактирования.

Основные функциональные кнопки: / — создание нового документа; 2 — создание нового раздела (страницы) в документе; 3 — выбор раздела в документе; 4 — идентификатор (название) раздела, используется при выборе раздела; 5 — установка ширины текста и отступа первой строки;

  • 6 - включение режима редактирования; 7 — отключение режима редактирования; 8 — добавление рисунка (графические изображения в формате bmp или jpg); 9 — удаление рисунка; 10 — добавление видеофайла; 11 — удаление видеофайла; 12 — выбор типа документа (просмотр, тестирование, экзамен, экспертная оценка); 13 — превращение выделенного фрагмента текста в ссылку на раздел или файл; 14 — удаление всех ссылок;
  • 15 формирование вариантов ответа на вопрос; 16 — настройка режимов тестирования; 17 — кодирование документа при записи;
  • 18 идентификатор документа (пароль на включение режима редактирования); 19 — панель инструментов форматирования
  • 340
Окно для формирования вариантов ответов

Рис. 11.8. Окно для формирования вариантов ответов.

Интерфейс с помощью ряда кнопок позволяет выполнять следующие действия: 1 — выбирать режим ответов в виде текста; 2 — выбирать из списка ответы на вопрос; 3 — редактировать текущий ответ;

  • 4 добавлять еще один ответ на вопрос; 5 — удалять текущий ответ; 6 — указывать правильный ответ на вопрос; 7 — выбирать режим перестановки вариантов ответа; 8 — перемещать ответ вверх по списку; 9 — перемещать ответ вниз по списку; 10 — выбирать количество правильных ответов — «один/много»; И — импортировать ответ из другого раздела данного документа; 12 — выбирать режим ответов в виде рисунка; 13 выбирать идентификатор рисунка, являющегося правильным ответом па вопрос; 14 — задавать координаты области рисунка, щелкнув по которой, можно выбрать вариант ответа; 15 — выбирать раздел, являющийся комментарием к ответу на вопрос;
  • 16 — выбирать режим ответов в виде видеофайла; 17 — выбирать идентификатор видеофайла, являющегося правильным ответом на вопрос
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >