Над кем совершается таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания совершается над всеми крещаемыми, и младенцами и взрослыми, непосредственно после совершения Крещения. Поэтому все лица, допущенные до Крещения, могут миропомазываться. Также через Миропомазание принимают в Православную Церковь тех, кто ранее принадлежал к конфессиям, в которых существует Крещение, совершаемое в три погружения с произнесением слов «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», но нет таинства Миропомазания или заменяющего его руко-возложения епископа, как в католичестве, где это называется конфирмацией.

Так, в древности, согласно 7-му правилу Второго Вселенского Собора, в Церковь принимались через Миропомазание ариане, македоняне, савватиа-не, новациане, четыредесятники и апо-линариане, а затем монофизиты, армяне и яковиты. В настоящее время через Миропомазание принимаются в Православную Церковь католики, если они не были конфирмованы, старообрядцы-беспоповцы, англикане, лютеране, пресвитериане, пятидесятники, баптисты, а также раскольники в том случае, если они не имеют иерархии законного происхождения или это специально оговорено церковными постановлениями.

Совершители таинства Миропомазания

Таинство Миропомазания можно разделить на две составляющие: освящение мира и сам чин миропомазания новокрещеного. Освящать миро в Православной Церкви имеют право только епископы, главы автокефальных Церквей. Помазывать миром присоединяющихся к Православной Церкви могут все священники, не имеющие запрещения в священнослужении. Мирянин же ни под каким предлогом, даже в случае смертельной опасности, не имеет права помазывать кого-либо святым миром.

Чинопоследование Миропомазания

Чинопоследование таинства Миропомазания, как уже говорилось, состоит из двух частей, значительно оторванных друг от друга по времени: приготовления и освящения мира и собственно миропомазания.

Что такое миро

Миро — особое благовонное драгоценное масло сложного состава. Во времена Ветхого Завета, когда им помазывались священники и цари, Сам Бог открыл состав этой смеси. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх.ЗО, 22-25).

Со временем состав мира менялся. Сейчас, например, в него входит около сорока веществ, хотя в древности их число могло доходить до шестидесяти четырех. Однако само употребление мира, заповеданное Богом Ветхозаветной Церкви, в Церкви уже Новозаветной, Христианской, имеет ту же смысловую нагрузку, что и в ветхозаветные времена, — сообщать отдельным лицам благодатные дары для поставления на особое служение или освящать предметы для использования в богослужении.

Право варить и освящать миро принадлежит исключительно главам Церквей. То есть в Русской Православной Церкви это может делать только патриарх Московский и всея Руси. Главным признаком самостоятельности какой-либо Церкви (автокефалии) является как раз право варить и освящать собственное миро. Шестое правило

Карфагенского Собора запрещает священникам освящать миро.

Поэтому хотя освящение мира и собственно миропомазание кажутся двумя не связанными друг с другом священнодействиями, тем не менее это две части совершения одного и того же таинства. По этой причине будет правильно рассказать последовательно о каждом из них.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >